23 февраля 2017 года 1407

Уроки Кояндинской ярмарки

Автор: Серик ДЖАКСЫБАЕВ, почетный гражданин города Экибастуза, член Союза журналистов СССР

В первой половине XIX в. в Казахской степи успешно развивалось торговое скотоводство. Архивные документы свидетельствуют о том, что в частной собственности у некоторых казахов было свыше 10 тысяч голов лошадей. Например, в Баян-Аульском внешнем округе Азнабай Акмурзин имел 25000 лошадей. Выделялся Каркаралинский внешний округ по коневодству и Кокшетауский - по разведению крупного рогатого скота. В середине XIX в. (в 1853 г.) в Западной Сибири имелось более 2 млн голов лошадей и 4,5 млн голов овец, из них 40% лошадей и 70% овец выращивалось во внешних округах Казахской степи.

Об этом был хорошо осведомлен молодой купец Варнава Серафимович Ботов из Ялуторовской слободы Тобольской губернии. По тем временам он был человеком начитанным. Варнава родился в зажиточной семье металлургов Ботовых, которые служили у знаменитых Демидовых. Отец Варнавы сначала был металлургом, затем выбился в приказчики, а накопив немалый капитал, подался в купцы. В 1814 г. Серафим Ботов с целью увеличения объема реализации своих товаров «на стороне» отправляется с товарными обозами вглубь Казахской степи. И едва он достиг урочища Каркаралинска, как его товары быстро разошлись в обмен на упитанных баранов и лошадей. Потом мясо из Казахской степи хорошо покупали на уральских заводах, а также в Москве. Умирая, Серафим наказал Варнаве, чтобы он ехал торговать в Каркаралинский внешний округ. Мол, там сказочный край, богатый на скот. И всякие там ткани, обувь, кухонную утварь, оружие, чай, сахар можно продавать втридорога. И пошел Варнава по купеческим стопам отца и своего добился.
Весной 1848 г. Варнава с товарными обозами в десять подвод из китайского города Урумчи отправляется в обратный путь. Тогда торговый путь уральских купцов в Китай пролегал по следующей схеме: Тобольск – Петропавловск – Кокшетау – Акмолинск – Каркаралинск – Аягуз – Чугучак – Кульджа – Урумчи.
15 мая 1848 г. Варнава Ботов с товарными обозами в 50-ти километрах от станицы Каркаралинска делает привал и располагается на левом берегу небольшой реки, называемой Талды, которая впадает в соленое озеро Карасор. Широкая долина этой речки окаймлена невысокими пологими горами (абсолютная высота 569 м) под названием Коянды. Дословный перевод оронима «Коянды» - место, изобилующее зайцами. Вдумчиво осмотрев долину речки, Варнава приходит к заключению, что эта местность очень благоприятна для проведения купли-продажи с местными казахами. И он незамедлительно стал скупать скот в обмен на мануфактурные, бакалейные и прочие китайские товары. Здесь Варнава Серафимович за неделю продал все, так сказать, до последнего аршина и гвоздя. По результатам этого менового торга он получил значительный барыш.
В следующем году в этой местности появилось много новых покупателей товаров Варнавы. По долинам реки Каркаралы и ее притоков Курозек, Тулкили, Тасбулак казахи продолжали гнать скот в Коянды. Пожаловали в Коянды и важные люди из Каркаралинского окружного приказа. Из аулов ежедневно ехали люди.
У многих обносилась одежда. Здесь аулчане разбивали летние становья, устанавливали юрты. Так произошло рождение некогда знаменитой Кояндинской ярмарки, на которую ежегодно между 25 мая и 25 июня стали стекаться жители Сарыарки (Центрального Казахстана), Сибири, Урала, Средней Азии и Западного Китая.
Со второй половины XIX в. из года в год росли обороты Кояндинской ярмарки. Об этом на странице 186 «Памятной книжки Семипалатинской области на 1897 год» записано: «… несмотря на сильный падеж скота в 1855 и 1862 годах, обороты Кояндинской ярмарки росли и к 1869 г. достигли почтенной цифры – свыше полумиллиона руб.»
В 1869 году Кояндинское торговое место по представлению начальника Каркаралинского уезда штабс-капитана Тихонова, приказом военного губернатора Семипалатинской губернии Полторацкого утверждается ярмаркой 2 разряда. И в этом же году, 2 сентября, ярмарку в урочище Коянды генерал-губернатор Западной Сибири А.П. Хрущев своим приказом в честь ее основателя называет «Ботовская ярмарка» и утверждает время ее проведения ежегодно с 15 мая по 15 июня. Однако в казахской историографии она называется двояко: «Ботово-Кояндинская» и «Кояндинская».
В 1871 году по приказу генерал-губернатора Хрущева возле Кояндинской ярмарки выделяется 55 квадратных километров земли для пастбища скота, проданного и непроданного.
Для ускорения оборота ярмарочной торговли в Западной Сибири действовало множество посредников. Часть которых занималась скупкой скота и сельскохозяйственных продуктов, другие – продажей промышленных изделий. Такими посредниками, выполняющими функции мобилизации и рассредоточения товаров непосредственно среди основной массы производителей, были:
1) базар-баши, служащие в качестве приказчиков у русских и среднеазиатских купцов;
2) маклаки или прасолы - посредники в торговых отделках на ярмарках и базарах;
3) алыпсатары – перекупщики скота, а также различных видов скотоводческого сырья;
4) саудагеры – торговцы, занимающиеся развозкой различных товаров по степи.
Маклаки (прасолы) эксплуатировали рядовых кочевников, наживаясь на разнице цен как скупаемых, так и продаваемых ими товаров. При этом торговые операции местных посредников тесно смыкались с ростовщичеством, что обеспечивало господство торгово-ростовщического капитала в казахском ауле.
Главным предметом русско-казахской торговли на Кояндинской ярмарке был скот. Кроме того, казахи привозили продукты животноводства (говяжье и баранье сало) для натурального обмена без участия денег на зерновые злаки, товары рукоделия и фабрично-заводские изделия, привезенные из центральных регионов России. Следует сказать о неэквивалентном характере сделок. Казахи-скотоводы имели лишь приблизительное представление об истинной цене товаров российских купцов и почти за бесценок отдавали скот и продукцию животноводческого хозяйства. Эквивалентным мерилом стоимости являлся двухлетний баран ценой 2 рубля серебром. Курс цены одного барана повышался или понижался соответственно урожайности хлеба и степени спроса. Обычно за 6 пудов (98,3 кг) проса или 4 пуда (65,5 кг) пшеницы обменивали одного барана. А цена одного барана во второй половине XIX века на некоторых базарах колебалась от 1 рубля 50 копеек до 2 рублей. В 1910 году цена одного барана на Кояндинской ярмарке была 5 рублей. Казахи же за одного барана брали в два раза меньше его действительной стоимости. Вообще, в то время среди казахов по советам аксакалов был установлен такой примерный эквивалент: одна лошадь приравнивалась к трем коровам, десяти овцам, двум верблюдам.
Начиная с 1875 года, на Кояндинской ярмарке развернулось строительство торговых рядов. В 1876 году здесь было 16 магазинов и 120 юрт, а в 1883 году их стало соответственно 110 и 205.
В 1885 году на ярмарке было открыто почтовое отделение, в 1889 году заработал телеграф. К концу XIX века годовой оборот Кояндинской ярмарки составил 2 миллиона рублей. И она стала ярмаркой 1 разряда. С 1894 года здесь ежегодно открывалось отделение Российского государственного банка.
Если в начале второй половины XIX века на ярмарке в основном торговали русские и татарские купцы, то к концу века значительно возросла численность казахских богачей, продающих скот и продукцию животноводства. Активное участие в меновой торговой операции принимали и местные богатые казахи. Они у русских купцов брали для продажи грубошерстное сукно, сатин, бязь, китайские ткани, казаны, самовары, сельскохозяйственное оборудование, которое односельчанам с выгодой для себя обменивали на баранов. Спекулянты (саудагеры) российские товары отдавали местным покупателям до весны, по договору в кредит, эквивалентно стоимости ягненка. Однако потом вместо ягненка брали с них барана.
К 1900 году Кояндинская ярмарка занимала в долине Талды территорию в 11 км в длину и 5 км в ширину. На Кояндинской ярмарке для казахов был построен молитвенный дом, для христиан - небольшая часовня, здание суда, жилые дома, а также трактир, бани и чайные. В 1900 году здесь было более 300 различных магазинов и 707 юрт.
Торговые помещения на ярмарке размещались в 4 длинных ряда. В двух центральных торговали мануфактурой, чаем и другими товарами купцы крупнейших торгово-промышленных районов центральной России и сибирские купцы, а в соседних - казахские, среднеазиатские и китайские купцы. Здесь торговали шелками, коврами, восточными сладостями, хлебом и кумысом. Отдельно от торговых рядов находился «чиновничий квартал». Здесь были дома В.С. Ботова, потомственного почетного гражданина, казака Андрея Селиверстовича Рязанцева, размещались ярмарочный комитет, полицейские участки, почта, телеграф, отделение Российского государственного банка, медицинские и ветеринарные отделения и другие различные конторы.
Как известно, на кояндинской торговле особенно наживался купец А.С. Рязанцев. В его магазинах чего только не было – английское сукно, бельгийское кружево, ивановский ситец, парижские духи, чайные сервизы на любой выбор, боташевские самовары, всяческая кухонная утварь.
Мука и зерновой хлеб привозились на Ботовскую ярмарку преимущественно из Семипалатинской области, уездов Лепсинского и Капалского. Так, в 1906 г. муки из Акмолинска, Павлодара и Семипалатинска было привезено 150 подвод, а из Семипалатинской области - 668 подвод.
В 1913 г. оборот Кояндинской ярмарки приближался к семи миллионам рублей, и она входила в число пяти наиболее крупных торговых центров Казахстана.
Но уже в 1914 г., в связи с началом первой мировой войны, торговля на ярмарке значительно сократилась, а во время гражданской войны прекратилась совсем и возобновилась только в 1922 г. В газете «Степная правда», которая выходила в городе Оренбурге, в номере за 4 октября 1922 г. была опубликована информация о том, что в мае-июне 1922 г. оборот на Кояндинской ярмарке составил около 7 миллионов рублей сбыта. Были в основном проданы скот, мерлушки, шерсть, звериные шкуры, азиатские товары.
Во второй половине XIX в. Кояндинскую ярмарку посетили казахский композитор-кюйши, домбрист, один из основателей школы исполнения кюев в стиле «шертпе» Таттимбет Казангапов, полковник, старший султан Баянаульского внешнего округа Муса Шорманов, акын, композитор Биржан сал Кожагулов, акын, певец, композитор Ахан-Сере, поэт-просветитель, основоположник реалистической письменности казахской литературы Абай Кунанбаев, композитор, известный певец (тенор) Укили Ибрай Сандыбаев, композитор, прославленный певец Балуан Шолак Баймурзаулы.
С 1922 г. на ярмарке начали проводить и культурные мероприятия. Оживленно работал вновь отремонтированный народный дом, где был поставлен ряд спектаклей на казахском языке. Особенно большое внимание местного населения привлекали громкоговорители, был установлен радиоприемник, слушали не только Новосибирск, но и Москву. Хорошо работал медицинский пункт. Суточная посещаемость его доходила в среднем до 200 человек. Врачи проводили беседы по различным вопросам здравоохранения. Был сделан ряд докладов по вопросам ветеринарии, велась культурно-просветительная работа среди женщин.
В 1925 г. редакция семипалатинской газеты «Степная правда» на Кояндинской ярмарке выпускала «Ярмарочный вестник». Им занимался известный русский писатель Николай Иванович Анов (1891-1980 гг.) Тираж вестника составлял лишь 100 экземпляров, которые быстро расходились. Чтобы познакомить десятитысячную (а иногда и большую) массу казахских трудящихся с новостями печатного органа, Н.И. Анов предложил выпускать вестник в устной форме. Делалось это так: работники красной юрты переводили каждый номер на казахский язык. Акын-импровизатор Иса Байзаков в стихах доводил до слушателей содержание новостей.
В июне 1925 г. на ярмарке прошла традиционная байга всадников, которые упорно боролись за два почетных приза: имени Максима Горького и Демьяна Бедного. По данным официального отчета, байга собрала десять тысяч зрителей. Об этом зрелище Николай Анов написал очерк «На Кояндинской ярмарке», который был опубликован в № 8 московского журнала «Рабоче-крестьянский корреспондент» в 1925 г.
Свои впечатления о посещении знаменитого торгового центра Сарыарки Н.И. Анов использовал потом в своей книге воспоминаний «На литературных перекрестках» и в романе «Крылья песни».
В 1928 г. на ярмарке начала действовать первая в этих краях кинопередвижка. При народном доме работала библиотека с читальным залом. В нем побывали 3300 человек. На ярмарке была организована детская площадка для детей казахской бедноты.
В 20-х годах прошлого века ярмарка стала культурной сценой Сарыарки. Как всякое многолюдное сборище, она притягивала к себе артистов, певцов, музыкантов со всех концов Евразии. Сюда потянулись и знаменитые мастера искусства казахского народа. Несколько раз побывали певица, народный композитор Майра Шамсутдинова, певцы Амре Кашаубаев, Жусупбек Елебеков, Кали Байжанов, режиссер, драматург Жумат Шанин, борец Хаджи-Мукан Мунайтпасов, актер Калибек Куанышбаев, фокусники и акробаты З. Кульсеитов, О. Абдиев (Кара Омар), а также артисты цирка, борцы из России, Японии, Китая.
В июне 1923 г. на ярмарку приехали испытанный казахский борец, великий мастер французской борьбы, побеждавший известных всему миру силачей-чемпионов в Париже и Берлине, в Токио и Стамбуле, в Каире и Риме, Хаджи-Мукан Мунайтпасов вместе с поэтом-импровизатором Исой Байзаковым и известной певицей Майрой Шамсутдиновой. И здесь, на ярмарке, в публичной обстановке состоялась борьба между Хаджи-Муканом и китайским борцом, чемпионом Индии, Кореи, Японии и Сингапура Мао Дэн Фу. У китайского борца было давнишнее желание попробовать свои силы в схватке с Хаджи-Муканом. Поэтому он специально по его следам приехал на нашумевшую ярмарку. Турнир состоялся под открытым небом, на ковре, постеленном на травяной лужайке. Поединок закончился победой Хаджи-Мукана.
Кояндинскую ярмарку посещал и известный русский поэт Павел Васильев, который в своем стихотворении «Ярмарка в Кояндах» показал необычный размах народных торжеств в долине Талды.
В 1930 г. советская власть закрыла Кояндинскую ярмарку. Торговые ряды были разобраны и материалы были переданы близлежащим создаваемым колхозам. На ее месте появился совхоз «Кояндинский».
Следует отметить, что Кояндинская ярмарка является одной из значительных, светлых страниц истории казахского народа.

 

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Дорогами славы 22.06.2017

    Из Жезказгана по маршруту «Жезказган - Атырау - Волгоград» стартовала патриотическая экспедиция «Дорогами славы героев-казахстанцев».  Как рассказал директор историко-производственного музея им. К. Сатпаева Кенжал Балкенов, цель участников путешествия - посетить места боевой славы воинов-жезказганцев, участвовавших в Сталинградской битве, сыгравшей важную роль в истории Великой Отечественной войны. Она продолжалась шесть с половиной месяцев. Боевые действия развернулись на огромной территории с участием с обеих сторон более 2 млн человек, битва закончилась полным разгромом пяти армий фашистского блока. В этих сражениях участвовала почти треть всех казахстанских воинских формирований: четыре стрелковых и одна кавалерийская дивизии, одна стрелковая бригада. Численность казахстанцев - участников битвы под Сталинградом - составляет не менее 50 тыс. человек.

  • Историческая память 15.06.2017

    25 лет назад по решению главы Шахтинской городской администрации для обеспечения сохранности документов и архивов приватизируемых предприятий, учреждений и организаций был образован городской государственный архив. Вновь созданной организации требовались кадры, помещение, материальная база. Архив обосновался в здании СУ-18, и на 1 января 1993 года туда были приняты документы 13 организаций, или 1241 единица хранения.

  • Раритетный асык 15.06.2017

    В Жезказганском историко-археологическом музее состоялась акция «Оставь свое имя в истории», которая проводилась с целью пополнения фондов уникальными и редкими экспонатами.

  • Камни прошлого 15.06.2017

    Что ни говорите, а лучший пример стабильности любого предприятия – трудовые династии. 30 представителей семьи Майжоловых, чей общий трудовой стаж составляет 720 лет, более полувека трудятся на Казахстанской Магнитке. А недавно городской музей проследил непростой путь предков династии Майжоловых, которые сполна испытали трагедию политических репрессий.

  • Хранитель каркаралинского шанырака 08.06.2017

    В 1987 году достойно отмечалось 70-летие советского государства. Я несколько раз наведывался в Каркаралинск, и свои поездки начинал с визитов в местный музей. Здание привлекало особой выразительностью - сложенное из красного кирпича, крытое железом, украшенное различными архитектурными элементами, оно демонстрировало строительное мастерство местного рабочего класса.

  • Под грифом «секретно» 01.06.2017

    Около 350 тысяч незаконно репрессированных людей реабилитировано в Казахстане на сегодняшний момент. Эта цифра далеко не конечная - до сих пор ведутся активные работы по поиску архивов и восстановлению честных имен тех, кто погиб и безвинно пострадал от политической воли диктаторов.

  • Всенародная драма истории 30.05.2017

    5 апреля 1997 года Президент Казахстана Н. Назарбаев подписал Указ об установлении 31 мая Днем памяти жертв политических репрессий. Обнародование драматических событий, ранее скрываемых в отечественной истории, поразило воображение людей. Масштабы политических репрессий просто шокируют. За страшными цифрами стоит трагедия миллионов депортированных.

  • Прошлое для будущего 18.05.2017

    Каркаралинский филиал облгосархива создан в 1966 году. Его основателем и первым директором с 1966-го по 1979 год был Сыздык Рахимбеков, участник Великой Отечественной войны, кавалер ордена Красной Звезды. 
    Его на посту директора сменила Бактылы Тапен, проработавшая в филиале с 1979-го по 2006 год и много сделавшая для улучшения работы архивной службы Каркаралинского района.

"Астана ЭКСПО-2017"