16 февраля 2017 года 561

Страховка на ошибку

Автор: Татьяна УЛИЧЕВА

На обсуждение медиков вынесена Концепция проекта Закона «О гарантировании профессиональной ответственности медицинских работников в РК». Он подразумевает обязательное страхование в медицинской среде.

На основании Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения» граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного здоровью неправильным лечением, назначением медработниками лекарственных средств, применением изделий медназначения и медицинской техники. Это право реализуется сполна, что подтверждает статистика поступающих в контролирующие органы обращений. В настоящее время при обоснованности жалобы, где имеет место профессиональная ошибка (то есть когда доктор старался помочь, но без злого умысла, при заблуждении выполнил неполный объем исследований или вмешательств), врачу приходится оплачивать наложенное материальное взыскание. Законопроект предлагает освободить его от компенсации вреда.
- Тема гарантирования профессиональной ответственности медработников в республике поднимается своевременно, - считает руководитель департамента Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности МЗ РК Кайыржан Мабиев. - Сейчас поступает очень много обращений от граждан по поводу качества оказания медицинской помощи. За минувший год их зарегистрировано 326. По результатам внеплановых проверок было возбуждено и рассмотрено 73 дела об административных правонарушениях в отношении медицинских и фармацевтических работников, а также 21 дело в отношении субъектов предпринимательства в сфере оказания медицинских и фармацевтических услуг. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 6 млн 336 тысяч тенге.
На сегодня имеет место высокий процент возбуждения административных дел, больше связанных с несоблюдением порядка, стандартов оказания медицинской помощи, не повлекших причинение вреда здоровью. Основными же причинами совершения административных правонарушений, по мнению руководителя департамента, в первую очередь являются отсутствие постоянного контроля со стороны администрации учреждений за организацией лечебного процесса, низкая квалификация специалистов, слабая оснащенность учреждений медицинским оборудованием, неэффективная работа службы поддержки пациентов и внутреннего контроля.
Раньше преобладали обращения по отсутствию лекарств, медицинской этике, в связи с грубостью, отсутствием питания и другим бытовым вопросам. На сегодня они снимаются, так как условия в медучреждениях улучшаются за счет материально-технического, лекарственного обеспечения. Но взамен стали превалировать жалобы на качество оказания стационарной помощи больным. Остается немало жалоб по летальным случаям, когда люди не согласны с экспертным заключением и имеют расхождения по поводу постановки диагноза.
В минувшем году департаментом направлено 14 актов внеплановых проверок в департамент внутренних дел области для правовой оценки действий медицинских работников в части наличия в них или отсутствия уголовного правонарушения. В общем, было оформлено 3 акта по фактам материнской смертности, 8 - по случаям некачественного оказания медицинской помощи и 3 - по подделке листов временной нетрудоспособности.
Что касается свежих данных, то только за январь и начало февраля в департамент поступило 60 обращений по качеству оказания медуслуг.
- Юридическая грамотность населения заметно возросла, и по каждому случаю, когда имеются нарушения, факты несоблюдения стандартов, люди выигрывают процессы и возмещают моральный и материальный ущерб, - продолжает К. Мабиев. - Здесь и возникает вопрос о профессиональной ответственности медицинских работников. Насколько известно, существуют разные модели обеспечения этого принципа, в том числе когда при определенных обстоятельствах ответственность возлагается на медицинскую организацию. У нас имеется пример добровольного страхования - это Абайская центральная больница. Она первой в регионе застраховала своих работников. Для чего это нужно? Для обеспечения солидарной ответственности. Скажем, когда человек попадает в стационар, он подписывает договор на получение той или иной медицинской помощи. И вообще на сегодня любая история болезни начинается с этого договора. Утверждает его первый руководитель больницы, и в целом медорганизация отвечает за качество предоставляемых медуслуг. Но по своим результатам проверки мы наказываем врача. Думаю, если компании, страхующие медработников и их организации, в случае возникновения проблемной ситуации смогут встать на их защиту, это правильно. Во всем мире имеется опыт профессиональной защиты медицинских сообществ. Вот и мы приходим к этому. Не секрет, что из-за повышенных мер ответственности наши врачи покидают отрасль. Да и зарплата медиков не соответствует тем затратам, которые они несут. Только на подготовку специалиста уходит порядка десяти лет, не говоря уже о дальнейшем постоянном совершенствовании знаний. Однако у нас имеется и много случаев, когда человек умирает от неоказания медицинской помощи, халатности медиков, тогда, конечно, нужно привлекать к строгой персональной ответственности.
Суть законопроекта и сводится к тому, чтобы гарантировать профессиональную ответственность за причинение ущерба здоровью гражданина при отсутствии небрежного или халатного отношения со стороны медработника. Именно за это выступает и Глава государства. Возможно, такие условия послужат стимулом для обеспечения конституционных прав граждан на полноценное и качественное медицинское обслуживание.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Когда запаздывают лекарства 24.04.2018

    Чтобы решить проблему, связанную с острой нехваткой лекарств для больных гемофилией, управление здравоохранения обратилось за помощью в другие области. По словам руководителя отдела лекарственного обеспечения Альмиры Рахимжановой, пока только трое детей обеспечены двумя наименованиями препаратов для свертываемости крови. А в области таких 17 и еще 30 взрослых. Такая ситуация сложилась, потому что у нас очень поздно начались тендерные процедуры.

  • Уменьшить затраты 19.04.2018

    С ростом продолжительности жизни населения нашей страны и развитием медицинских технологий объем потребления медуслуг увеличивается, и в будущем эта тенденция роста сохранится. По мнению директора филиала НАО «Фонд социального медицинского страхования» по Карагандинской области Фазыла Копобаева, в связи с тем, что система здравоохранения сегодня не готова ответить на глобальные вызовы, наши граждане тратят на медицинские услуги и лекарства слишком много собственных средств.

  • Ускоритель диагностики 19.04.2018

    С момента внедрения в области Комплексной медицинской информационной системы ее разработчики создали 8 версий программы. Для ее совершенства и расширения возможностей появляются все новые модули. Один из последних предназначен для архивации любых цифровых изображений, будь то снимки или видео. Это позволит загружать в систему не только данные флюороосмотров, но и исследований рентген-аппаратов, ангиографов, УЗИ, эндоскопии и других методов диагностики.

  • Золотой стандарт 12.04.2018

    За последние три года в Карагандинской области существенно увеличилось число доноров, сдающих кровь безвозмездно. На сегодня они составляют 99,8% в общей структуре, что выделяет наш регион на фоне республики (в целом по РК цифра равна 95%). Эти данные были озвучены на прошедшем в Астане III Евразийском конгрессе трансфузиологов с международным участием. Представители службы крови Казахстана и других государств обсуждали актуальные вопросы, связанные с безопасностью и качеством такого ценного ресурса, как донорская кровь. 

  • "Учтите наше мнение!" 05.04.2018

    Эмоциональным получился разговор на встрече руководства управления здравоохранения, медицинской фирмы «Гиппократ» с жителями Пришахтинска, прикрепленными к бывшей поликлинике № 2, обслуживающей жилые массивы ЖБИ, транспортного цеха, Старой Тихоновки и всего охватывающей порядка 60 тысяч человек. Речь шла об условиях оказания медицинской помощи и стоимости платных услуг. Изменения в прейскуранте пациенты заметили после передачи государственной поликлиники в конкурентную среду - в конце прошлого года это медучреждение и поликлиника № 2 г. Темиртау перешли в доверительное управление медицинской фирме «Гиппократ» сроком на 5 лет. Столкнувшись с изменениями, люди запаниковали и пожаловались в облздрав. Компания инициировала встречу с пациентами, чтобы вместе обсудить все вопросы.

  • Партнерство ради здоровья 31.03.2018

    О переходе на электронный документооборот и опыте работы с частными партнерами, в том числе по ГЧП в сфере здравоохранения в Карагандинской области, шла речь во время выездного совещания с участием представителей Комитета фармацевтической, медицинской промышленности и медицинских услуг НПП РК «Атамекен». В Караганде они побывали в ряде больниц и поликлиник. Знакомство началось с ситуационного центра управления здравоохранения, появившегося в марте прошлого года. Это программно-аппаратный комплекс, который в режиме реального времени представляет модель управления организациями, оказывающими лечебно-профилактическую деятельность. Он предназначен для получения полной, достоверной и оперативной информации и ее анализа в разрезе клиник, отделений и каждого врача в отдельности. Руководитель управления здравоохранения Ержан Нурлыбаев рассказал о том, что представляет собой комплексная медицинская информационная система, как внедрялась и для чего. Особое внимание в разговоре было уделено частным поставщикам услуг, которые тоже интегрировали в систему.

  • Работать с комфортом 27.03.2018

    Заменить друг друга в случае чего на концертной площадке или спортивном поле - для них это пара пустяков (любой выложится на все сто ради поддержки коллектива). А в рабочем процессе принцип командности тем более не подведет - в сестринской службе Осакаровской центральной районной больницы у каждого медработника есть свой дублер. Опыт привел главную медсестру Татьяну Мустапинову к такой необходимости. А вдруг завтра кто-то заболеет, а еще хуже - уйдут на больничный сразу двое, трое сотрудников одновременно, как тогда быть? Два года назад с ее подачи было введено правило - заранее специализировать коллег по разным профилям, чтобы в непредвиденный момент не остаться без нужного работника. Но создать резерв удается только в многопрофильных больницах, а в условиях села, к сожалению, такой возможности нет. 

  • Педиатра вызывали? 17.03.2018

    Вернуть детских врачей в практическое здравоохранение Казахстана решили власти после долгих дебатов и споров относительно смешанного приема взрослых и детей. Немалую роль в данном опросе сыграло предложение депутата Мажилиса Парламента, уполномоченной по правам ребенка Загипы Балиевой, поступившее в прошлом году в Правительство республики.