16 февраля 2017 года 1854

Блеск батыров

Автор: Марал ТОМПИЕВ, Мурат УАЛИ (из книги «Эпоха обретения границ»)

Проливая кровь врагов, источая мед речей...

Как известно, рассматриваемая эпоха была временем не только степных воинов, но и степных поэтов. Расцвету батырства сопутствует расцвет феномена казахских жырау. Это было время, когда конь был крыльями батыра, шокпар (дубина) ― лучшим другом, а слово ― знаменем борьбы с врагом. Подвиги батыров обрастали легендами и передавались из уст в уста жырау.
Она воспевали их в ханских юртах или у ночных костров, и слава ушедших возносилась вместе с дымом к далекому небу, пробуждая у слушателей патриотические чувства. Ведь именно благодаря устному эпосу, созданному известными и неизвестными жырау, мы сейчас хоть что-то знаем о батырах той эпохи.
Имена великих жырау Маргаска, Актамберды, Умбетея, Бухара, Кожабергена известны достаточно широко. Они ― создатели выдающейся философско-батырской степной поэзии. Обладая феноменальной памятью и даром импровизации, жырау были творцами и хранителями исторической памяти народа. В особо торжественных случаях они могли сутками напролет исполнять свои жыры под аккомпанемент кобыза, рассказывая перед огромной толпой слушателей о ханах и батырах и их славных подвигах. В трагических местах жыра слезы текли из глаз суровых воинов, в забавных смех и одобрительные крики разносились по степи.
Поэтические строки, разлетаясь по степи, вдохновляли на подвиги молодых жигитов, поднимали дух народа и объединяли разрозненные племена. Поэзия жырау стала знаменем борьбы за свободу и независимость. При этом нередко в одном лице соединялись качества и батыра и жырау. Такими батырами-жырау были найман Актамберды, керей Кожаберген, уак Татикара. Они бились с врагами и видели смерть в лицо, поэтому знали цену жизни. Между боями они сочиняли песни, играли на кобызе, пили кумыс и любили жен, поэтому знали цену смерти. «Проливая кровь врагов, источая мед речей», они жили, «за шею привязаны к смерти»...

«Развернув свое знамя, готов
Разрушать укрепленья врагов.
Про страданья, что терпел я от них,
Знают сердце горящее и кипящая кровь.
Защищая народ и кружась в круговерти,
Мы за шею привязаны к смерти».
                                        Актамберды-жырау

Батыры и их «крылья»

Вооружение и доспехи батыра назывались қару-жарақ и сауыт-сайман. До распространения огнестрельного оружия к вооружению относились пять видов: сабля, копье, лук со стрелами, дубина и топорик. К доспехам относились щит, шлем, корпусный панцирь, пояс. В казахском жыре начала XVII века «Олжаш батыр» вооружение батыра описывается так:

«Грозный и бесстрашный батыр
С каменным шокпаром не нарушит клятву.
Острое копье, алмазная сабля, лук и
Голубая кольчуга ярко блестят.
Висит на кольце айбалта,
И стучит рукоять по доспехам.
С ним два коня и два колчана.
В них стрелы, несущие смерть для врага».

Стрелы, несущие смерть, имели свои названия: ақмаңдай/белолобая, қозыжаурын/лопатка ягненка, сауыт бұзар/пробивающая доспехи, әндіген/поющая, ысқырма/свистящая. Сабля батыра называлась наркескен ― разрезающая верблюда. Шлем батыра украшался перьями филина. Перья имели функцию оберега, а также были для других жигитов ориентиром в бою.
Батыры, конечно, владели всеми видами холодного оружия, были мастерами поединков жекпе-жек, но совершенства обычно достигали в одном или двух видах. Например, каракесек Дербисали батыр был мастером владения копьем ― найзагер. Но чаще всего лучшим другом батыра был шокпар или соил ― разного типа дубины. Найман кокжарлы Барак батыр мастерски владел шокпаром. В одном из поединков с калмаком он вышел на бой со щитом и шойын шокпаром ― чугунным шаром, привязанным к длинной палке. Горяча коней, батыры сначала разъехались, а потом помчались навстречу друг другу. Огромный и неуклюжий калмак держал в руках копье и мчался, как бешеный нар. Барак, отклонившись, отбил удар копья щитом. Копье с лязгом и искрами скользнуло по щиту. А Барак, развернувшись назад, нанес сокрушительный удар шокпаром по голове удаляющегося калмака. Оглушенный противник слетел на землю, а батыр, развернув коня, подскакал ближе, соскочил, достал большой канжар и отсек врагу голову...
Если у европейских рыцарей спутником и помощником был оруженосец, то у казахских батыров спутником и другом был конь. Без коня батыр не воин. Боевой конь ― такой же герой казахского эпоса, как и сам батыр. Гибель коня у казахов оплакивалась столь же горестно, как и гибель человека. На похоронах правителя или батыра любимого коня приносили в жертву и торжественно хоронили его кости, стараясь не потерять ни одной из них. Эта фольклорная традиция продолжалась еще с древнетюркской эпохи. У каждого легендарного батыра был не менее легендарный конь: у Камбара ― Каска, у Ер Таргына ― Тарлан, у Ер Тостика ― Жалкуйрык, у Алпамыса ― Байшубар, у Кобланды ― Тайбурыл... И батыры разговаривали со своим конем, просили совета. Ер Тостик, обращаясь к коню, говорил: «Я помощь твою не забыл, Жалкуйрык! Крылом моим быстрым ты был, Жалкуйрык! Советы давал мне в беде, Жалкуйрык!»...
У знаменитых реальных батыров были такие же знаменитые кони: у Олжабая ― Кулынкок, у Кабанбая ― Кубас, у шакшак Жанибека ― Кокдонен, у Кернея ― Кокшагыр, у Есета ― Акмоншак, у Раимбека ― Кокмойнак, у Абылая ― Жалын куйрык и т.д.
Народная мудрость в тему:
«Крылья жигита ― тулпар: в побеге ― спасет, в погоне ― догонит, в горах не споткнется, в пустыне пить не попросит».
Отправляясь в поход, каждый батыр помимо оружия, пищи и любимого коня брал с собой несколько сменных лошадей, что позволяло легко совершать быстрые и длительные переходы, а в бою быть на свежем коне. Жигиты становились батырами, или батыры нередко добивались победы благодаря своим боевым коням. В жыре о Кабанбай батыре он обращается к своему коню:

«Кубас, мой Кубас,
Когда ты был подо мной,
Я без лодки плавал по морю...
А, садясь на другого коня,
Мне казалось, будто вол подо мной».

Вообще, Кубас был настолько легендарным конем, что его именем назван перевал Құбастың асуы через Алтайский хребет, а в цикле «Тарихи жырлар» («Бабалар сөзі») ему посвящен отдельный жыр «Құбас ат».
В конце XVII века появились батыры-мергены, поражавшие цель из фитильного ружья, билтели мылтык, за 100-150 м. Появление огнестрельного оружия и начавшаяся пороховая революция, конечно, внесли изменения в вооружение и тактику батыров, но об этом ― в следующем разделе.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Книга в дар 19.10.2017

    Акция «Подари библиотеке книгу на латинице» в областной универсальной научной библиотеке им. Н.В. Гоголя продолжает набирать обороты. Пока самый активный ее участник - карагандинец Ошакбай Суханберлин, член Союза журналистов Казахстана и совета ветеранов Октябрьского района г. Караганды.

  • Латиница на практике 19.10.2017

    Второй вариант алфавита казахского языка в латинском начертании обсуждается, а студенты Карагандинского государственного технического университета уже пробуют его на практике. Недавно здесь подвели итоги конкурса презентаций на латинице. Все участники конкурса - студенты КарГТУ разных курсов и специальностей. Форму презентации в вузе выбрали в угоду веку технологий и активного использования интернета. Обучение так или иначе ведется с использованием визуальных элементов, и презентация - один из наиболее подходящих видов предоставления информации. 

  • В каждый дом 19.10.2017

    В селе Нарманбет Актогайского района в торжественной обстановке сдали в эксплуатацию централизованный водопровод. Развитие села во многом зависит от такого элементарного блага цивилизации, как водоснабжение. Его отсутствие приводит к тому, что местное население целыми семьями покидает насиженные места, перебираясь в город в поисках лучшей жизни. Понимая это, государство реализует целый ряд ключевых программ, направленных на улучшение благосостояния народа. Обеспечение сельчан качественной питьевой водой является одним из приоритетных направлений. 

  • Распятый символ 17.10.2017

    Девушки в венках, мужчины в вышиванках и главный символ украинской культуры - рушник в бронзе - так отметили в Карагандинской греко-католической церкви Покрова Пресвятой Богородицы сразу несколько значимых для украинского народа дат. 
    -14 октября украинцы, как многие другие христиане, празднуют Покров Пресвятой Богородицы. Эта же дата является Днем вооруженных сил и Днем защитника Украины, - начал свое выступление Временный поверенный в делах Украины в РК Володимир Джиджора. - Также мы вспоминаем сегодня наших земляков, которые были высланы с территории Украины в 40-е годы.

  • Вечная память потомков 17.10.2017

    В Темиртауском историко-культурном центре Первого Президента прошла областная научно-практическая конференция «Движение «Алаш» - предвестник независимости», посвященная 100-летию национально-освободительного движения «Алаш». Во встрече приняли участие соратники Президента РК, представители областного управления культуры, архивов и документации, акимата г. Темиртау, потомки деятелей движения «Алаш» и жертв политических репрессий, ученые, сотрудники музеев области. 

  • Повороты судьбы Бориса Фортунатова, или Первый проектант Каркаралинского заповедника 14.10.2017

    (Окончание. Начало в номере от 10.10.2017 г.)

    В своих набросках Б.К. Фортунатов - не только ценитель красивых уголков степи. Он твердо стоит на их защите. И видит, как даже в слабо заселенных районах степь изрезана пятнами пахоты и перелогов и «утрачен ряд характерных растительных стадий». Стремительные масштабы освоения земель создают обстановку, когда организация заповедника становится абсолютно неотложной.

  • Возвращение к истокам 14.10.2017

    Сотрудники библиотеки им. Н.В. Гоголя подготовили для посетителей необычную книжную выставку «Латинский алфавит - требование времени». На стеллажах все желающие могут увидеть подборку газет, журналов и авторских трудов, в которых подробно разъясняется необходимость перехода казахского алфавита на латинскую графику. 

  • Сохранить звучание 14.10.2017

    Студентка академии «Болашак» Айгерим Усеинбеккызы новость о переходе казахского алфавита на латинскую графику восприняла позитивно: Казахстан может и должен выходить на мировой уровень. Вместе со своими однокурсниками Айгерим побывала на очередном обсуждении проекта нового алфавита в карагандинском Доме дружбы.