16 февраля 2017 года 2452

Блеск батыров

Автор: Марал ТОМПИЕВ, Мурат УАЛИ (из книги «Эпоха обретения границ»)

Проливая кровь врагов, источая мед речей...

Как известно, рассматриваемая эпоха была временем не только степных воинов, но и степных поэтов. Расцвету батырства сопутствует расцвет феномена казахских жырау. Это было время, когда конь был крыльями батыра, шокпар (дубина) ― лучшим другом, а слово ― знаменем борьбы с врагом. Подвиги батыров обрастали легендами и передавались из уст в уста жырау.
Она воспевали их в ханских юртах или у ночных костров, и слава ушедших возносилась вместе с дымом к далекому небу, пробуждая у слушателей патриотические чувства. Ведь именно благодаря устному эпосу, созданному известными и неизвестными жырау, мы сейчас хоть что-то знаем о батырах той эпохи.
Имена великих жырау Маргаска, Актамберды, Умбетея, Бухара, Кожабергена известны достаточно широко. Они ― создатели выдающейся философско-батырской степной поэзии. Обладая феноменальной памятью и даром импровизации, жырау были творцами и хранителями исторической памяти народа. В особо торжественных случаях они могли сутками напролет исполнять свои жыры под аккомпанемент кобыза, рассказывая перед огромной толпой слушателей о ханах и батырах и их славных подвигах. В трагических местах жыра слезы текли из глаз суровых воинов, в забавных смех и одобрительные крики разносились по степи.
Поэтические строки, разлетаясь по степи, вдохновляли на подвиги молодых жигитов, поднимали дух народа и объединяли разрозненные племена. Поэзия жырау стала знаменем борьбы за свободу и независимость. При этом нередко в одном лице соединялись качества и батыра и жырау. Такими батырами-жырау были найман Актамберды, керей Кожаберген, уак Татикара. Они бились с врагами и видели смерть в лицо, поэтому знали цену жизни. Между боями они сочиняли песни, играли на кобызе, пили кумыс и любили жен, поэтому знали цену смерти. «Проливая кровь врагов, источая мед речей», они жили, «за шею привязаны к смерти»...

«Развернув свое знамя, готов
Разрушать укрепленья врагов.
Про страданья, что терпел я от них,
Знают сердце горящее и кипящая кровь.
Защищая народ и кружась в круговерти,
Мы за шею привязаны к смерти».
                                        Актамберды-жырау

Батыры и их «крылья»

Вооружение и доспехи батыра назывались қару-жарақ и сауыт-сайман. До распространения огнестрельного оружия к вооружению относились пять видов: сабля, копье, лук со стрелами, дубина и топорик. К доспехам относились щит, шлем, корпусный панцирь, пояс. В казахском жыре начала XVII века «Олжаш батыр» вооружение батыра описывается так:

«Грозный и бесстрашный батыр
С каменным шокпаром не нарушит клятву.
Острое копье, алмазная сабля, лук и
Голубая кольчуга ярко блестят.
Висит на кольце айбалта,
И стучит рукоять по доспехам.
С ним два коня и два колчана.
В них стрелы, несущие смерть для врага».

Стрелы, несущие смерть, имели свои названия: ақмаңдай/белолобая, қозыжаурын/лопатка ягненка, сауыт бұзар/пробивающая доспехи, әндіген/поющая, ысқырма/свистящая. Сабля батыра называлась наркескен ― разрезающая верблюда. Шлем батыра украшался перьями филина. Перья имели функцию оберега, а также были для других жигитов ориентиром в бою.
Батыры, конечно, владели всеми видами холодного оружия, были мастерами поединков жекпе-жек, но совершенства обычно достигали в одном или двух видах. Например, каракесек Дербисали батыр был мастером владения копьем ― найзагер. Но чаще всего лучшим другом батыра был шокпар или соил ― разного типа дубины. Найман кокжарлы Барак батыр мастерски владел шокпаром. В одном из поединков с калмаком он вышел на бой со щитом и шойын шокпаром ― чугунным шаром, привязанным к длинной палке. Горяча коней, батыры сначала разъехались, а потом помчались навстречу друг другу. Огромный и неуклюжий калмак держал в руках копье и мчался, как бешеный нар. Барак, отклонившись, отбил удар копья щитом. Копье с лязгом и искрами скользнуло по щиту. А Барак, развернувшись назад, нанес сокрушительный удар шокпаром по голове удаляющегося калмака. Оглушенный противник слетел на землю, а батыр, развернув коня, подскакал ближе, соскочил, достал большой канжар и отсек врагу голову...
Если у европейских рыцарей спутником и помощником был оруженосец, то у казахских батыров спутником и другом был конь. Без коня батыр не воин. Боевой конь ― такой же герой казахского эпоса, как и сам батыр. Гибель коня у казахов оплакивалась столь же горестно, как и гибель человека. На похоронах правителя или батыра любимого коня приносили в жертву и торжественно хоронили его кости, стараясь не потерять ни одной из них. Эта фольклорная традиция продолжалась еще с древнетюркской эпохи. У каждого легендарного батыра был не менее легендарный конь: у Камбара ― Каска, у Ер Таргына ― Тарлан, у Ер Тостика ― Жалкуйрык, у Алпамыса ― Байшубар, у Кобланды ― Тайбурыл... И батыры разговаривали со своим конем, просили совета. Ер Тостик, обращаясь к коню, говорил: «Я помощь твою не забыл, Жалкуйрык! Крылом моим быстрым ты был, Жалкуйрык! Советы давал мне в беде, Жалкуйрык!»...
У знаменитых реальных батыров были такие же знаменитые кони: у Олжабая ― Кулынкок, у Кабанбая ― Кубас, у шакшак Жанибека ― Кокдонен, у Кернея ― Кокшагыр, у Есета ― Акмоншак, у Раимбека ― Кокмойнак, у Абылая ― Жалын куйрык и т.д.
Народная мудрость в тему:
«Крылья жигита ― тулпар: в побеге ― спасет, в погоне ― догонит, в горах не споткнется, в пустыне пить не попросит».
Отправляясь в поход, каждый батыр помимо оружия, пищи и любимого коня брал с собой несколько сменных лошадей, что позволяло легко совершать быстрые и длительные переходы, а в бою быть на свежем коне. Жигиты становились батырами, или батыры нередко добивались победы благодаря своим боевым коням. В жыре о Кабанбай батыре он обращается к своему коню:

«Кубас, мой Кубас,
Когда ты был подо мной,
Я без лодки плавал по морю...
А, садясь на другого коня,
Мне казалось, будто вол подо мной».

Вообще, Кубас был настолько легендарным конем, что его именем назван перевал Құбастың асуы через Алтайский хребет, а в цикле «Тарихи жырлар» («Бабалар сөзі») ему посвящен отдельный жыр «Құбас ат».
В конце XVII века появились батыры-мергены, поражавшие цель из фитильного ружья, билтели мылтык, за 100-150 м. Появление огнестрельного оружия и начавшаяся пороховая революция, конечно, внесли изменения в вооружение и тактику батыров, но об этом ― в следующем разделе.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Цвети, Астана! 23.06.2018

    Караганде определенно везет: Астана - рядом, и как поздравляют виновника торжества его друзья и гости, так и сам именинник готов сделать ответный тост. Этим самым ответом стали Дни культуры Астаны в нашей области, посвященные 20-летию столицы. На мероприятия Дней культуры Астаны мог прийти каждый желающий - столичные гости были рады всем и с удовольствием проводили экскурсии, если это выставка, и представления, будь то концерт или цирковое выступление.

  • Родство языка, родство стремлений 23.06.2018

    Казахский язык изучается не только в самом Казахстане, но и за его пределами. Доказательство тому – прошедшая в Караганде XV Международная олимпиада по казахскому языку и литературе для детей казахской диаспоры. Она показала не только знания ребят: дети приехали с руководителями, которые поведали о развитии языка в своих странах. Кадыйша Абдыбекова прибыла в Караганду из Кыргызстана, ее предки жили в Шетском районе. Кадыйша Токоновна – активный представитель Ассоциации казахов Кыргызстана, участник V Всемирного курултая казахов и празднования 550-летия образования Казахского ханства в Таразе. Сейчас она развивает язык и традиции казахского народа в своей республике. 

  • Особая миссия 23.06.2018

    Карагандинская общественность обсудила вопросы перехода казахского языка на латинский алфавит. В Доме дружбы состоялся семинар «Переход на латинский алфавит - основа модернизации общественного сознания», организованный управлением по развитию языков Карагандинской области. В мероприятии приняли участие лингвисты, общественники, журналисты, представители государственных органов и ученого сообщества. Речь шла о наиболее актуальных вопросах, которые сегодня поднимают казахстанцы: доступ к всесторонней информации о переходе казахского языка на латинский алфавит, правила правописания и трудности, с которыми сегодня сталкиваются лингвисты. 

  • Листки бельагашского календаря: 1908-1948 23.06.2018

    Казахское население издавна использовало указанные плодородные урочища для скотоводства. С появлением в 1824 году Каркаралинска места осмотрели чиновники. Заседатель француз Де Арто направил 20 июля 1827 года рапорт в Омск, где указал: «В 30 верстах от урочища Джусалы и ближе лежат горы Бель-Агач и Семизбуга, из коих первая изобилует весьма хорошим березовым лесом и сенокосами, а последняя - сенокосами же, оба сии урочища орошаются чистейшими ключами». По данным Каркаралинского приказа, здесь находились жайлау казахов Кучумовской и Байбуринской волостей. 29 августа 1844 года бии и старшины этих волостей дали «подписку», что эти места «по обилию на них хорошего для скота корма, со всем нашим народом занимаем ежегодно летними кочевками».

  • Кумыс для здоровья 23.06.2018

    В загородном сезонном детском оздоровительном лагере «Факел» урочища Бектауата Ортадересинского сельского округа Актогайского района в рамках программы здоровьесберегающих технологий введена кумысотерапия.  Свежеприготовленный кумыс ежедневно в 9.30 завозится в лагерь. После снятия пробы медицинскими работниками мальчишки и девчонки, сотрудники лагеря принимают второй витаминный завтрак в виде 200 граммов этого напитка.

  • В поисках истины 21.06.2018

    Всемирно известная писательница и религиовед Карен Армстронг в молодости 7 лет провела в монастыре. А когда некоторое время спустя она решилась писать о религии, ей советовали оставить эту затею, поскольку на работы подобной тематики нет спроса.  Теперь на ее счету книги, которые переведены на 40 языков мира. В их числе «История Бога: 4000 лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе», которая была переведена на государственный язык по проекту «100 новых учебников на казахском языке». Всемирную известность Карен Армстронг обрела именно после публикации книги “История Бога” в 1993 году. В ней писательница делала упор на выявление таких общих черт авраамических религий, как важность сочувствия к ближнему и общего золотого правила нравственности. 

  • Сакральное наследие Сарыарки 21.06.2018

    Даже погода благоволила тем утром путешественникам, собравшимся в минувший понедельник в дальнюю дорогу с просветительской миссией. Проливной дождь закончился, тучи разошлись, и под лучами яркого солнца карагандинцы провожали от Дома дружбы участников экспедиции «Ұлы дала елі» по сакральным местам Бухаржырауского, Каркаралинского, Шетского и Актогайского районов Карагандинской области.

  • Народная память 21.06.2018

    В центральной городской библиотеке имени М.О. Ауэзова в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру» был проведен юбилейный вечер «Арқа данышпаны», посвященный 350-летию со дня рождения Бухар жырау Калкаманулы. На мероприятие были приглашены учащиеся школ, писатели, публицисты, ученые, читатели библиотеки. Вечер-портрет был разделен на три блока. Первый посвятили анализу политической деятельности Бухар жырау во времена семи ханов, во втором говорили о творчестве великого сына казахской степи и в третьей учащиеся школы искусств поселка Ботакара представили свои музыкальные номера, а также театрализованную постановку «Разговор Бухар жырау с Аблайханом».