16 февраля 2017 года 2307

Блеск батыров

Автор: Марал ТОМПИЕВ, Мурат УАЛИ (из книги «Эпоха обретения границ»)

Проливая кровь врагов, источая мед речей...

Как известно, рассматриваемая эпоха была временем не только степных воинов, но и степных поэтов. Расцвету батырства сопутствует расцвет феномена казахских жырау. Это было время, когда конь был крыльями батыра, шокпар (дубина) ― лучшим другом, а слово ― знаменем борьбы с врагом. Подвиги батыров обрастали легендами и передавались из уст в уста жырау.
Она воспевали их в ханских юртах или у ночных костров, и слава ушедших возносилась вместе с дымом к далекому небу, пробуждая у слушателей патриотические чувства. Ведь именно благодаря устному эпосу, созданному известными и неизвестными жырау, мы сейчас хоть что-то знаем о батырах той эпохи.
Имена великих жырау Маргаска, Актамберды, Умбетея, Бухара, Кожабергена известны достаточно широко. Они ― создатели выдающейся философско-батырской степной поэзии. Обладая феноменальной памятью и даром импровизации, жырау были творцами и хранителями исторической памяти народа. В особо торжественных случаях они могли сутками напролет исполнять свои жыры под аккомпанемент кобыза, рассказывая перед огромной толпой слушателей о ханах и батырах и их славных подвигах. В трагических местах жыра слезы текли из глаз суровых воинов, в забавных смех и одобрительные крики разносились по степи.
Поэтические строки, разлетаясь по степи, вдохновляли на подвиги молодых жигитов, поднимали дух народа и объединяли разрозненные племена. Поэзия жырау стала знаменем борьбы за свободу и независимость. При этом нередко в одном лице соединялись качества и батыра и жырау. Такими батырами-жырау были найман Актамберды, керей Кожаберген, уак Татикара. Они бились с врагами и видели смерть в лицо, поэтому знали цену жизни. Между боями они сочиняли песни, играли на кобызе, пили кумыс и любили жен, поэтому знали цену смерти. «Проливая кровь врагов, источая мед речей», они жили, «за шею привязаны к смерти»...

«Развернув свое знамя, готов
Разрушать укрепленья врагов.
Про страданья, что терпел я от них,
Знают сердце горящее и кипящая кровь.
Защищая народ и кружась в круговерти,
Мы за шею привязаны к смерти».
                                        Актамберды-жырау

Батыры и их «крылья»

Вооружение и доспехи батыра назывались қару-жарақ и сауыт-сайман. До распространения огнестрельного оружия к вооружению относились пять видов: сабля, копье, лук со стрелами, дубина и топорик. К доспехам относились щит, шлем, корпусный панцирь, пояс. В казахском жыре начала XVII века «Олжаш батыр» вооружение батыра описывается так:

«Грозный и бесстрашный батыр
С каменным шокпаром не нарушит клятву.
Острое копье, алмазная сабля, лук и
Голубая кольчуга ярко блестят.
Висит на кольце айбалта,
И стучит рукоять по доспехам.
С ним два коня и два колчана.
В них стрелы, несущие смерть для врага».

Стрелы, несущие смерть, имели свои названия: ақмаңдай/белолобая, қозыжаурын/лопатка ягненка, сауыт бұзар/пробивающая доспехи, әндіген/поющая, ысқырма/свистящая. Сабля батыра называлась наркескен ― разрезающая верблюда. Шлем батыра украшался перьями филина. Перья имели функцию оберега, а также были для других жигитов ориентиром в бою.
Батыры, конечно, владели всеми видами холодного оружия, были мастерами поединков жекпе-жек, но совершенства обычно достигали в одном или двух видах. Например, каракесек Дербисали батыр был мастером владения копьем ― найзагер. Но чаще всего лучшим другом батыра был шокпар или соил ― разного типа дубины. Найман кокжарлы Барак батыр мастерски владел шокпаром. В одном из поединков с калмаком он вышел на бой со щитом и шойын шокпаром ― чугунным шаром, привязанным к длинной палке. Горяча коней, батыры сначала разъехались, а потом помчались навстречу друг другу. Огромный и неуклюжий калмак держал в руках копье и мчался, как бешеный нар. Барак, отклонившись, отбил удар копья щитом. Копье с лязгом и искрами скользнуло по щиту. А Барак, развернувшись назад, нанес сокрушительный удар шокпаром по голове удаляющегося калмака. Оглушенный противник слетел на землю, а батыр, развернув коня, подскакал ближе, соскочил, достал большой канжар и отсек врагу голову...
Если у европейских рыцарей спутником и помощником был оруженосец, то у казахских батыров спутником и другом был конь. Без коня батыр не воин. Боевой конь ― такой же герой казахского эпоса, как и сам батыр. Гибель коня у казахов оплакивалась столь же горестно, как и гибель человека. На похоронах правителя или батыра любимого коня приносили в жертву и торжественно хоронили его кости, стараясь не потерять ни одной из них. Эта фольклорная традиция продолжалась еще с древнетюркской эпохи. У каждого легендарного батыра был не менее легендарный конь: у Камбара ― Каска, у Ер Таргына ― Тарлан, у Ер Тостика ― Жалкуйрык, у Алпамыса ― Байшубар, у Кобланды ― Тайбурыл... И батыры разговаривали со своим конем, просили совета. Ер Тостик, обращаясь к коню, говорил: «Я помощь твою не забыл, Жалкуйрык! Крылом моим быстрым ты был, Жалкуйрык! Советы давал мне в беде, Жалкуйрык!»...
У знаменитых реальных батыров были такие же знаменитые кони: у Олжабая ― Кулынкок, у Кабанбая ― Кубас, у шакшак Жанибека ― Кокдонен, у Кернея ― Кокшагыр, у Есета ― Акмоншак, у Раимбека ― Кокмойнак, у Абылая ― Жалын куйрык и т.д.
Народная мудрость в тему:
«Крылья жигита ― тулпар: в побеге ― спасет, в погоне ― догонит, в горах не споткнется, в пустыне пить не попросит».
Отправляясь в поход, каждый батыр помимо оружия, пищи и любимого коня брал с собой несколько сменных лошадей, что позволяло легко совершать быстрые и длительные переходы, а в бою быть на свежем коне. Жигиты становились батырами, или батыры нередко добивались победы благодаря своим боевым коням. В жыре о Кабанбай батыре он обращается к своему коню:

«Кубас, мой Кубас,
Когда ты был подо мной,
Я без лодки плавал по морю...
А, садясь на другого коня,
Мне казалось, будто вол подо мной».

Вообще, Кубас был настолько легендарным конем, что его именем назван перевал Құбастың асуы через Алтайский хребет, а в цикле «Тарихи жырлар» («Бабалар сөзі») ему посвящен отдельный жыр «Құбас ат».
В конце XVII века появились батыры-мергены, поражавшие цель из фитильного ружья, билтели мылтык, за 100-150 м. Появление огнестрельного оружия и начавшаяся пороховая революция, конечно, внесли изменения в вооружение и тактику батыров, но об этом ― в следующем разделе.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Язык по жизни поведет 26.04.2018

    Члены жюри областного конкурса «Тілдарын» для молодежи, владеющей тремя языками, сходятся в одном: ребята стали меньше читать, и это отражается на их лексическом запасе. И если в одних вопросах конкурсанты проявляют достаточную компетентность, то в других спотыкаются сразу. Впрочем, некоторые слабости в выступлении участников «Тілдарын» были заметны и в прошлые годы (конкурс проводится с 2012-го): если это были задания на диалоги, ответы порой были односложные и неразвернутые, но вполне возможно, что на такой исход влияло наличие аудитории. Так или иначе, число участников «Тілдарын» растет и в этом году достигло 30 человек, а возрастные рамки ограничены 18 и 22 годами.

  • Великий сын Алаша 26.04.2018

    Мечтая о светлом будущем своего многострадального народа, Аблай хан и Бухар жырау смогли с честью взять на себя возложенную временем великую историческую ответственность и исполнить свой сыновний долг перед страной. «Если неслучаен выход на историческую арену такого гения, как Аблай, когда все помыслы и стремления казахского народа слились в одно русло, - пишет Мухтар Магауин, - то и появление в этот период на общественно-политическом олимпе Бухар жырау - непревзойденного мастера слова, мудрого выразителя гордого алашского народа - следует считать закономерным явлением».

  • Настольные книги для всех 24.04.2018

    Юный герой Сент-Экзюпери по-хозяйски рассуждал: «Встал утром – убери планету!» Этот хороший пример, заразительный и поучительный. В Карагандинской области активно проходят «чистые четверги» и субботники в рамках двухмесячника по благоустройству, санитарной очистке и озеленению городов и районов. В минувшую субботу, 21 апреля, в регионе и стране на одном дыхании прошла экологическая акция «Всеказахстанский День посадки леса». В Темиртау в этот день горожане высадили 3300 деревцев хвойной и лиственной пород.

  • Великий сын Алаша 24.04.2018

    Бухар жырау, как и другие жырау, прославившие казахскую литературу XV-XVIII веков, был мудрым наставником ханов. Ведь издавна к слову жырау, исполнявших также множество социальных функций в кочевом обществе, внимательно прислушивались в народе, с ними советовались по важнейшим вопросам.

  • Страницы на экране 24.04.2018

    Какие книги заставляют задуматься, пересмотреть взгляды на жизнь и рассказать окружающим о красочном мире выдуманных героев? В недавно открывшейся специализированной школе-лицее-интернате информационных технологий состоялось мероприятие в рамках проекта «100 книг, рекомендованных для прочтения учащимся интеллектуальных школ». 

  • Дан старт переменам 24.04.2018

    Пять лет назад горняцкий поселок Конырат в связи с оптимизацией внутрирегионального административно-территориального устройства сменил статус поселка и был присоединен к г. Балхашу. Плюсы подобного административного подчинения коныратцы должны скоро ощутить. Ведь 2018-й объявлен Годом Конырата. В рамках принятого решения разработан и принят план мероприятий по благоустройству и улучшению деятельности коммунального и социального секторов. Объем данных работ получил солидное финансовое подкрепление в сумме около одного миллиарда тенге. И теперь очередь за его разумным и эффективным освоением.

  • Непойманная волна 24.04.2018

    Наша молодежь всегда активно участвует в творческих конкурсах. Однако, достигнув определенной планки, многие не стремятся или не хотят совершенствоваться. К такому выводу пришло жюри областного конкурса молодых исполнителей и ведущих шоу-программ «Жас канат». Конкурс «Жас канат» в этом году проводился в двадцать второй раз и был посвящен 20-летию Астаны и 60-летию Карагандинского областного телевидения «Сарыарка». Учрежден конкурс управлением культуры, архивов и документации и областным научно-методическим центром досуга и народного творчества (ОНМЦ). Кстати, сотрудники телеканала «Сарыарка» участвовали в отборе финалистов «Жас каната» и вместе с другими судьями выезжали в районы нашего региона.

  • Им тайны предстоит открыть 21.04.2018

    В Международный день охраны памятников историко-культурного наследия в Караганде открыли клуб краеведов «Асыл мұра», призванный поддерживать работу по изучению родного края и помогать краеведам. Действовать клуб будет при областном историко-краеведческом музее. Задачи клуба, на первый взгляд, просты: изучение истории региона, популяризация краеведения, сотрудничество с исследователями и подготовка материалов краеведческого направления. Однако учитывая, что в нашей области девять регионов и в каждом из них как минимум по два ведущих краеведа (а их число будет расти), координация их труда пойдет только в плюс. Тем более что мест и памятников для изучения достаточно, чтобы их исследование продолжилось уже при поддержке государства.