14 февраля 2017 года 474

На афганских дорогах

Автор: Назерке ОРАЛБАЕВА, руководитель отдела комплектования, учета и обеспечения сохранности документов КГУ «Государственный архив Карагандинской области по научно-технической документации»

Война в Афганистане продолжалась десять лет. Не утихает боль тех, чьи родные и близкие уже никогда не вернутся домой. И долго еще поколение, получившее название «афганцев», будет нести в своих сердцах, в своих мыслях и своих деяниях скорбную память о тех трагических событиях.

Для наших военных она началась в 1979 году, 25 декабря, когда первые солдаты были заброшены в Афганистан. Тогда об этом не писали газеты, и солдатам, проходившим службу в Афганистане, было запрещено сообщать родным, где они находятся и чем занимаются. Официально считалось, что воины, находившиеся там, исполняют интернациональный долг. И только 15 февраля 1989 года территорию этой восточной страны окончательно покинули советские войска. Но как там было на самом деле, знают и помнят солдаты, офицеры и их родные и, конечно же, народ.
Хотелось бы немного написать о нашем сотруднике, который проходил службу в Советской Армии во время афганской войны. Горбунов Георгий Георгиевич был направлен в 659-й отдельный автомобильный батальон тыла Краснознаменного Среднеазиатского военного округа (в/ч 68185 под командованием майора Юрия Голубкова). Вот его воспоминания:
«Нас неожиданно подняли по тревоге и приказали готовить машины, и мы поехали на склад ГСМ загружать бочки объемом по четыре кубометра, после погрузились в эшелон. Нам никто не говорил, куда и зачем мы едем. Даже командование батальона не было в курсе о том, куда нас перекидывают. Уже когда мы подъезжали к Ташкенту, сообщили, что наш батальон будет совершать перевозки грузов на территории Демократической Республики Афганистан. Мы возили все, начиная от продуктов до боеприпасов. Бывали в Кабуле, Джелалабаде, Баграме, Пули-Хумри и так далее. Часто приходилось пересекать перевал Саланг.
В нашем батальоне было около 300 солдат. Тогда всем парням было примерно от 18 до 20 лет. Первый год мы служили в Казахстане в мирное время, а на второй нас переправили в Афганистан. Служба в мирное время и во время войны очень сильно отличается. Мы пересекали реку Амударья в районе поселка Хейратон по понтонному мосту, тогда еще не был построен мост. Были и обстрелы, и военные действия. При нас всегда был автомат, три рожка и штык-нож. Наша колонна не участвовала в военных действиях, но дорога была рискованной, и нужно было соблюдать осторожность. Однажды наш батальон обстреляли за поселком Хейратон, но раненых не было. Еще один момент, который запомнился: десантники взяли душманов в плен, и мы перевозили их в Кабул вместе с боевой техникой.
Самым опасным участком считался перевал Саланг. Однажды у моей машины лопнул трос на прицепе, и бочка с бензином начала заносить машину к пропасти. Она зависла задними колесами прицепа над пропастью и остановилась. Топливозагрузчик зацепил крюком прицеп, и я успел покинуть машину.
Во время нашей службы запомнилась трагедия в тоннеле на перевале Саланг. Из-за длинной колонны автомобилей образовалась пробка, двигатели работали, поэтому быстро накопился удушающий газ, было трудно дышать. Тогда погибло более 10 солдат. Мы ехали следом, и все происходило у меня на глазах.
Был и другой случай. Пограничники по очереди пропускали автоколонны, и когда подошел наш черед, вперед проехали 16 машин с военнослужащими, призванными из запаса, их называли «партизанами». Наш командир роты капитан Сидоренко подошел к командиру заставы и спросил: «Почему ту колонну пропустили вне очереди?» После мы начали двигаться, и вдруг нас остановили и не впускают. Оказывается, ту колонну обстреляли, и машины сгорели, в живых остались только два водителя и один офицер. Если бы мы проехали первыми, то, возможно, я бы тут не сидел.
И во второй раз нам повезло, когда мы разгрузились на военной базе и двинулись обратно. Но вместо нас вперед проехала колонна пустых наливных «МАЗов». Мы начали двигаться за ними, и нас снова остановили. Ту колонну тоже обстреляли, погибли водители на первых машинах. После этих случаев нашу колонну стали называть «везучей». Выходит, что нам повезло два раза. Последний рейс мы совершили в Кабул 20 декабря 1980 года.
Были разные случаи во время службы, и все это осталось в моей памяти и никогда не забудется».
Дорогие герои афганской войны, помните: никто не забыт, ничто не забыто.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Цена спасенных жизней 25.04.2017

    Больше 30 лет прошло с момента аварии на Чернобыльской АЭС, а проблемы ликвидаторов последствий этого страшного события остаются прежними. Волнует чернобыльцев многое: это и мизерные пособия, и жилищный вопрос, и самое главное - медицинское обслуживание. Ликвидаторы в целом недовольны качеством своей жизни, они заслужили намного большего внимания со стороны местных исполнительных властей.

  • Символ знаний и свободы 25.04.2017

    В годы Великой Отечественной войны только из Казахстана на фронт ушло более пяти тысяч женщин. Оставшиеся миллионы добывали свою Победу на втором фронте - в тылу. И среди них была Фагима Закирова, один только год рождения которой определил ее судьбу.

  • По следам Тамерлана 20.04.2017

    Одна из любопытных достопримечательностей Улытау - сопка Алтыншокы. Все, кто имеет возможность побывать в этих краях, обязательно посещают это историческое место. Чем же оно знаменито? Об этом рассказал директор Жезказганского историко-производственного музея им. К.И. Сатпаева Кенжал Балкенов.

  • Звезды, указывающие путь 11.04.2017

    Достопримечательность Казахстана попала в топ направлений темного туризма. Наша страна в списке представлена мемориалом погибшему экипажу «Союза-11», который расположен в Карагандинской области недалеко от Каражала.

  • Ростовка на участке Теке-Караузек 06.04.2017

    Ощутимые перемены принес в старинную Ростовку Октябрь 1917 года. Через сто лет накопилось много исторических событий. Уже нет старожилов из числа первооснователей. Остались только бумажные архивные свидетели, возвращающие нас к истокам биографии этого населенного пункта. Казахское название местности, где сейчас расположено село Ростовка, Теке-Караузек. Объясняется оно просто. На правом берегу Нуры высится сопка Теке (Козлиная). С ее склонов сползает лог Караузек, впадающий в Нуру.

  • Нераскрытая судьба Жанны Циммерман 04.04.2017

    Полное собрание имен людей, высланных по политическим мотивам в провинциальный город Каркаралинск Карагандинской области, еще не составлено. Для общей исторической пользы и летописи назову только три знаковых фамилии. На первой строчке Патриарх Московский и всея Руси Алексий I, в миру С.В. Симанский (1877–1970). Он находился здесь в ссылке с 1922-го по 1925 год. На второй строчке - литературовед, член исполкома Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов, член ЦИК, участник боев на Южном фронте в 1920 году В.С. Венгеров (1887–1938).

  • Загадки древнего Талсая 28.03.2017

    В минувшем году исполнилось 1465 лет со времени образования Тюркского каганата в историческом месте Ергенекон, что явилось важной вехой в истории тюркских народов Центральной Азии.

  • От "Алаша" - к независимости 02.03.2017

    Нынешний год для историков постсоветского пространства считается знаковым. Сто лет назад свершились две революции, в корне изменившие политическую карту мира и жизнь как минимум 15 государств.

Весне дорогу!