14 февраля 2017 года 1870

На афганских дорогах

Автор: Назерке ОРАЛБАЕВА, руководитель отдела комплектования, учета и обеспечения сохранности документов КГУ «Государственный архив Карагандинской области по научно-технической документации»

Война в Афганистане продолжалась десять лет. Не утихает боль тех, чьи родные и близкие уже никогда не вернутся домой. И долго еще поколение, получившее название «афганцев», будет нести в своих сердцах, в своих мыслях и своих деяниях скорбную память о тех трагических событиях.

Для наших военных она началась в 1979 году, 25 декабря, когда первые солдаты были заброшены в Афганистан. Тогда об этом не писали газеты, и солдатам, проходившим службу в Афганистане, было запрещено сообщать родным, где они находятся и чем занимаются. Официально считалось, что воины, находившиеся там, исполняют интернациональный долг. И только 15 февраля 1989 года территорию этой восточной страны окончательно покинули советские войска. Но как там было на самом деле, знают и помнят солдаты, офицеры и их родные и, конечно же, народ.
Хотелось бы немного написать о нашем сотруднике, который проходил службу в Советской Армии во время афганской войны. Горбунов Георгий Георгиевич был направлен в 659-й отдельный автомобильный батальон тыла Краснознаменного Среднеазиатского военного округа (в/ч 68185 под командованием майора Юрия Голубкова). Вот его воспоминания:
«Нас неожиданно подняли по тревоге и приказали готовить машины, и мы поехали на склад ГСМ загружать бочки объемом по четыре кубометра, после погрузились в эшелон. Нам никто не говорил, куда и зачем мы едем. Даже командование батальона не было в курсе о том, куда нас перекидывают. Уже когда мы подъезжали к Ташкенту, сообщили, что наш батальон будет совершать перевозки грузов на территории Демократической Республики Афганистан. Мы возили все, начиная от продуктов до боеприпасов. Бывали в Кабуле, Джелалабаде, Баграме, Пули-Хумри и так далее. Часто приходилось пересекать перевал Саланг.
В нашем батальоне было около 300 солдат. Тогда всем парням было примерно от 18 до 20 лет. Первый год мы служили в Казахстане в мирное время, а на второй нас переправили в Афганистан. Служба в мирное время и во время войны очень сильно отличается. Мы пересекали реку Амударья в районе поселка Хейратон по понтонному мосту, тогда еще не был построен мост. Были и обстрелы, и военные действия. При нас всегда был автомат, три рожка и штык-нож. Наша колонна не участвовала в военных действиях, но дорога была рискованной, и нужно было соблюдать осторожность. Однажды наш батальон обстреляли за поселком Хейратон, но раненых не было. Еще один момент, который запомнился: десантники взяли душманов в плен, и мы перевозили их в Кабул вместе с боевой техникой.
Самым опасным участком считался перевал Саланг. Однажды у моей машины лопнул трос на прицепе, и бочка с бензином начала заносить машину к пропасти. Она зависла задними колесами прицепа над пропастью и остановилась. Топливозагрузчик зацепил крюком прицеп, и я успел покинуть машину.
Во время нашей службы запомнилась трагедия в тоннеле на перевале Саланг. Из-за длинной колонны автомобилей образовалась пробка, двигатели работали, поэтому быстро накопился удушающий газ, было трудно дышать. Тогда погибло более 10 солдат. Мы ехали следом, и все происходило у меня на глазах.
Был и другой случай. Пограничники по очереди пропускали автоколонны, и когда подошел наш черед, вперед проехали 16 машин с военнослужащими, призванными из запаса, их называли «партизанами». Наш командир роты капитан Сидоренко подошел к командиру заставы и спросил: «Почему ту колонну пропустили вне очереди?» После мы начали двигаться, и вдруг нас остановили и не впускают. Оказывается, ту колонну обстреляли, и машины сгорели, в живых остались только два водителя и один офицер. Если бы мы проехали первыми, то, возможно, я бы тут не сидел.
И во второй раз нам повезло, когда мы разгрузились на военной базе и двинулись обратно. Но вместо нас вперед проехала колонна пустых наливных «МАЗов». Мы начали двигаться за ними, и нас снова остановили. Ту колонну тоже обстреляли, погибли водители на первых машинах. После этих случаев нашу колонну стали называть «везучей». Выходит, что нам повезло два раза. Последний рейс мы совершили в Кабул 20 декабря 1980 года.
Были разные случаи во время службы, и все это осталось в моей памяти и никогда не забудется».
Дорогие герои афганской войны, помните: никто не забыт, ничто не забыто.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Султаны и бии Беркаринской волости: 1878-1919 годы 13.02.2018

    (Окончание. Начало в №17 от 10.02.2018 г.)

    С 14 декабря 1913 года - волостной Жусупбек Токбергенов, заместитель волостного Хасенхан Сарлыбаев, потом Бейбол Корсакбаев. Народные судьи и их заместители в аулах: № 1 – султан Жусуп Омарханов и Кали Сасыманов, № 2 – Ержан Тасымов и Ахмет Смаилов, № 3 – Сулеймен Шантин и Жусуп Шантин, № 4 – Толеген Токбергенов и Токберген Жумагулов, № 5 – Байтуган Кулшыманов и Монек Машеков, № 6 – Тати Еркебаев и Еркебай Бейсекин, № 7 – Нурбай Борлыбаев и Итеген Токтакушуков, № 8 – Китан Крымхожин и Байжан Казыбеков, № 9 – Жусуп Омаров и Капас Шадыров, № 10 – Дюсенбай Коржунбаев.

  • Выросший в степи 13.02.2018

    Встреча-воспоминание состоялась в Карагандинском областном историко-краеведческом музее в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру». На посвященном Дню города событии открылась выставка «Қазыналы кенді қала» и прошла встреча под названием «Город в степи». Гости - молодежь - ознакомились с архивными документами и материалами о развитии Караганды, жизни города в годы Великой Отечественной войны, в послевоенный период. Среди объемных экспонатов выставки были представлены шахтерское снаряжение, комплекс геолога И.В. Орлова, реликвии военных лет, предметы быта советского периода и продукция современных промышленных предприятий.

  • Султаны и бии Беркаринской волости: 1878-1919 годы 10.02.2018

    Чтобы проникнуть к далеким именам, откроем дневник писателя М.М. Пришвина (1873-1954) за 24 августа 1909 года. Столичный журналист из «Русских ведомостей» в уездном Каркаралинске ведет сбор народных преданий и обычаев казахов. В лавке мелкого торговца Л.И. Дебогана местный интеллигент «Абабакарим» Курманов пересказал ему в своем варианте далекую поэму про красавицу Баян Сулу. Собеседник Аубакир Курманов – житель Беркаринской волости. Его зимовка Иткара на речушке Карасу находилась в 35 верстах от города и относилась к аулу № 1. Население - 32 человека. Имели 107 лошадей, 63 рогатых, 3 верблюда. Сена заготавливали 555 копен.

  • Кандыколь - Озерное - Бухар-жырау: 1907-1950 08.02.2018

    Окончание. Начало в №№ от 16.01, 18.01, 23.01, 6.02.2018 г.

  • Неизвестные страницы 08.02.2018

    Заместитель директора музея изобразительного искусства Темиргали Аршабеков заинтересовался вкладом представителей движения партии «Алаш» в процесс перехода с арабской вязи на латиницу в Казахстане в тридцатые годы прошлого столетия.

  • Герои нашего времени 06.02.2018

    В Историко-культурном центре Первого Президента в Темиртау состоялась встреча с карагандинцами - финалистами проекта «100 новых лиц Казахстана».

    В мероприятии приняли участие соратники Президента, руководители областного управления культуры, архивов и документации, представители городского акимата и маслихата, этнокультурных объединений, преподаватели и студенты высших и средних специальных учебных заведений, военнослужащие. 

     

  • Кандыколь - Озерное - Бухар-жырау: 1907-1950 06.02.2018

    Продолжение. Начало в №№ от 16.01, 18.01, 23.01.2018 г.

  • Алфавит онлайн 03.02.2018

    После окончательного утверждения орфографических и орфоэпических правил нового алфавита будет начата работа по подготовке преподавателей, языковедов, переводчиков для непосредственного обучения населения региона и проведения работы по переводу делопроизводства на латинскую графику.

15 февраля - день вывода войск из Афганистана

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА и Линара ГАЛИМОВА