28 января 2017 года 812

Ответ на современные вызовы

Құрметті қазақстандықтар!

Сіздердің назарларыңызға еліміз үшін аса маңызды, тағдырлы мәселені ұсынбақпын.
Бұл – Конституция мен заңдарға өзгерістер енгізу.
Біздің алдымызда билік тармақтарының өкілеттіктерін қайта бөлу міндеті тұр.
Қазір заманның дидары өзгерді.
Біз де өзгеруге тиіспіз.
Сол себепті, мемлекеттің басқару жүйесін де жаңғыртатын кез келді.
Мен елдің мүддесі мен заманның талабын, ұрпақтың болашағын ойлай отырып осындай байлам жасадым.
Арнайы құрылған жұмыс тобы атқарылған істерді баяндады.
Реформа екі негізгі бағыт бойынша іске асады.
Біріншіден, Президенттің әлеуметтік-экономикалық процестерді реттеудегі біршама өкілеттіктерін Үкіметке және басқа да атқарушы органдарға берген жөн.
Сонда бұл салаға Үкімет, министрліктер және әкімдіктер толықтай жауап беретін болады.
Өкілеттіктерді беру тиісті заңдарды өзгерту арқылы іске асады.
Бұл өзгерістерді Үкімет қазіргі Парламенттің сессияның аяғына дейін Парламентке енгізуі тиіс.
Екіншіден, одан да күрделі міндет – билік тармақтары арасындағы қарым-қатынасты конституциялық деңгейде теңгерімді ету.
Осы реформаның аясында Үкіметті жасақтаудағы Парламенттің рөлін күшейтеміз.
Парламент сайлауында жеңген партия Үкімет құрамын анықтауға түбегейлі ықпал ететін болады.
Бұл министрлер кабинетінің өкілетті билік алдындағы жауапкершілігін арттырады.
Тиісінше, биліктің заң шығарушы тармағының атқарушы билікке бақылауын күшейтеді.
Айтылған екі бағыттың қай-қайсысы да жауапкершілік пен кәсібилікті арттыру арқылы мемлекеттік басқару тиімділігін күшейтеді.
Жұмыс тобы барлық сұрақтарды жан-жақты зерттеп, қоғамдық талқылауға шығару үшін ұсыныстар жиынтығын әзірлеуі қажет.

Уважаемые казахстанцы!

Я обращаюсь к вам по принципиальному и судьбоносному для нашей страны вопросу. Это внесение изменений в Конституцию и законы в целях перерас­пределения полномочий между ветвями государственной власти. Моим распоряжением создана специальная Рабочая группа. Они поработали неплохо. Я заслушал отчет о работе группы.
Предстоящая реформа опирается на логику нашего развития и логику современного развития в целом. Основная суть – Президент отдает ряд своих полномочий Парламенту и Правительству. Сильная президентская вертикаль нужна была нам в ходе преодоления огромных трудностей становления государства. Она себя в то время оправдала. Все наши достижения были реализованы именно при этой системе.
Эта реформа нацелена на повышение эффективности системы управления. Мы построили новое государство, новую экономику, новое общество. Правильность выстроенной нами траектории развития подтверждена самой историей. Отмечая 25-летие нашей Независимости, мы говорили о наших достижениях, в том числе и о работе властных структур, президентской системе.
Однако мир сегодня меняется на глазах. Скорость и сложность общественных процессов нарастают и в Казахстане. Уже сегодня мы должны думать о том, как реагировать на глобальные и регио­нальные вызовы, которые неизбежно поставит грядущая история перед нами.
Суть предлагаемой реформы состоит в серьезном перераспределении властных полномочий, демократизации политической системы в целом. Для Президента в новых условиях приоритетами станут стратегические функции, роль верховного арбитра в отношениях между ветвями власти. Глава государства сконцентрируется также на внешней политике, национальной безопасности и обороноспособности страны. При этом роль Правительства и Парламента значительно усилится.
Данная работа будет проводиться по двум ключевым направлениям.
Во-первых, следует передать значительную часть установленных законом полномочий Президента по регулированию социально-экономических процессов Правительству и другим исполнительным органам. За данную сферу в полном объеме должны отвечать Правительство, министерства и акиматы. Делегирование полномочий можно обеспечить за счет изменения соответствующих законов. Около 40 полномочий, которые можно передать или в Правительство, или в Парламент. Эти поправки Правительство в приоритетном порядке внесет в Парламент для принятия до конца текущей сессии.
Во-вторых, более сложная задача – сбалансировать отношения между ветвями власти на конституционном уровне. Важно усилить роль Парламента в формировании Правительства, повысить ответственность Кабинета министров перед депутатским корпусом. Победившая на парламентских выборах партия будет решающим образом влиять на формирование Правительства. Исходя из этого, будет закономерным, если Правительство станет слагать полномочия перед вновь избранным Мажилисом, а не Президентом, как это было раньше.
Следует упростить порядок выражения недоверия членам Правительства со стороны палат Парламента. Это усилит контроль законодательной ветви власти за исполнительной. Целесообразно передать Правительству утверждение государственных программ, за которые оно будет нести всю полноту ответственности.
Правительству можно передать право самому образовывать и упразднять центральные исполнительные органы, не входящие в его состав. Президент может отказаться от права отменять либо приостанавливать действие актов Правительства и Премьер-министра. Все это повысит ответственность исполнительных госорганов и их руководителей, наделит необходимыми полномочиями.
Утратили актуальность нормы о возможности принятия президентских указов, имеющих силу закона. Предлагается усилить роль Парламента в отношении местной исполнительной власти. Кроме того, требуется проработать вопрос о совершенствовании деятельности Конституционного совета, судебной системы и прокуратуры.
В то же время нам необходимы безус­ловные гарантии неизменности нашего конституционного строя. Рабочая группа будет дальше работать, им необходимо всесторонне изучить все эти вопросы и подготовить пакет предложений для последующего общественного обсуждения.
Предлагаемая программа позволит решить три задачи.
Во-первых, создать запас устойчивос­ти политической системы на многие годы вперед.
Во-вторых, повышение роли Правительства и Парламента даст более эффективный механизм ответа на современные вызовы. Да, это более сложная система управления, но и общество стало более сложным. Я сознательно иду на делегирование значительной части полномочий, которыми обладает Президент. И делаю это с одной-единственной целью – построить более эффективную, устойчивую современную систему управления страной.
В-третьих, в мире нет универсальной модели государственного устройства. Все находятся в поисках. Мы никогда не занимались копированием чужих моделей государственного устройства, находя свои, подчас уникальные решения, хотя есть вопросы, в которых мы следуем в рамках международного опыта.
Предлагаемая нами реформа опирается прежде всего на собственный опыт и потребности самого Казахстана. Программа реформ – это наш ответ на вопрос, в каком направлении пойдет Казахстан. Ответ ясный и последовательный – в сторону демократического развития.
Учитывая важность предлагаемых мер, я решил вынести на всенародное обсуждение проект конституционных реформ, который будет опубликован. Издан соответствующий указ. Все это отвечает будущему развитию страны и соответствует Пяти институциональным реформам.
Пятый пункт «Открытое Правительство» как раз предполагал серьезное перераспределение полномочий. Для того чтобы все ветви власти работали эффективно и ответственно, важно соз­дать между ними соответствующие балансы и противовесы.


Фото предоставлено пресс-службой Президента

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Вот так встречи! 22.02.2018

    Странное послевкусие оставило после себя посещение дня открытых дверей, организованного накануне отчетной встречи акима области Ерлана Кошанова в здании спорткомплекса им. Н. Абдирова.

  • Местный приоритет 17.02.2018

    Крупные компании-недропользователи составляют сегодня основу национальной экономики. Однако сами они могут внести вклад в диверсификацию промышленности, поддерживая малый и средний бизнес своими заказами. Это позволит создать вокруг гигантов «пояс» небольших предприятий, производящих товары и оказывающих услуги, которые сейчас зачастую импортируются.

  • Нашли общий язык 17.02.2018

    На отчетной встрече с населением аким Караганды Нурлан Аубакиров ответил на вопросы горожан. Предметом обсуждения стали благоустройство областного центра, строительство и реконструкция социальных учреждений, работа общественного транспорта, а также проблемы развития малого и среднего бизнеса. В диалоге с карагандинцами активное участие принял и глава региона Ерлан Кошанов.

  • Топливный приоритет 08.02.2018

    Вице-министр энергетики РК Гани Садибеков в рамках рабочей поездки в Карагандинскую область изучил ситуацию на угольном разрезе АО «Шубарколь комир».

  • Курс на развитие 06.02.2018

    Обеспечить экономический рост, продолжить развитие инфраструктуры, построить больше доступного жилья, повысить уровень эффективной занятости, улучшить условия жизни населения. Это одни из приоритетных задач, которые ставит перед собой аким Балхаша Александр Аглиулин. Об этом он рассказал на своей отчетной встрече перед жителями города.

  • Повышая эффективность дорожной инфраструктуры 03.02.2018

    Развитие транспортно-логистического комплекса Казахстана является одним из приоритетных направлений в создании мультимодального транспортного коридора. Особую актуальность данному направлению придает выгодное географическое положение нашей страны между такими крупнейшими торговыми партнерами, как Китай и страны Европейского союза. Это позволит интегрировать Казахстан в международные транспортно-коммуникационные потоки. 

  • Вовлечь землю в оборот 03.02.2018

    Земля - это наше богатство, и от правильного отношения к ней, грамотного ведения хозяйства зависят не только получение хорошего урожая, но и сохранение плодородного потенциала во благо сегодняшнего и последующих поколений.

  • Резервы роста 01.02.2018

    В работе предприятий Карагандинской области все шире применяются инновационные технологии, которые являются неотъемлемым атрибутом Четвертой промышленной революции. Об этом на очередном аппаратном совещании, состоявшемся в областном акимате, рассказал руководитель управления промышленности и индустриально-инновационного развития Галымжан Жумасултанов.

15 февраля - день вывода войск из Афганистана

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА и Линара ГАЛИМОВА