28 января 2017 года 2493

Судьба. История. Мечта

Автор: Марат СУТЮШЕВ, преподаватель колледжа искусств им. Таттимбета, председатель Карагандинского филиала Союза композиторов Казахстана

Жизненный путь человека выражается в двух измерениях. Продолжительность жизни всем нам дана свыше, а ее содержательность и широта деятельности полностью зависят от самого человека, от его способности к самовыражению, желания реализовать свои лучшие качества – как наследственные, так и приобретенные.

В этом смысле судьба Мурата Хасимовича Хайруллина является типичной для большинства людей, чье детство выпало на тяжелые послевоенные годы. Его мама, Елеу, одна воспитывала четверых детей: Мурат, его брат Серик, а также сестры Ермек и Айман. Но несмотря на все трудности и лишения, она смогла каждому дать путевку в жизнь.
Родился Мурат Хасимович в 1940 году в Семипалатинской области. В 1946 году семья Хайруллиных переезжает в Караганду и поселяется в поселке мелькомбината. Мурат поступает в среднюю школу №5, много читает, активно занимается спортом. Особенно ему нравились вольная борьба и хоккей с мячом. Еще будучи учеником, устроился на работу слесарем-сборщиком на Ново-Карагандинский машиностроительный завод. Здесь впервые проявились его деловые и организаторские качества: коллектив комсомольско-молодежной бригады избирает Мурата Хайруллина бригадиром. Но его душе уже давно не давала покоя другая страсть – музыка. Научившись играть на мандолине, а затем на домбре (домбре-приме), Мурат через всю жизнь пронес любовь к этим инструментам.
В 1958 году, окончательно решив стать музыкантом, Мурат поступает в Карагандинское музыкальное училище. Класса мандолины там не было, класса домбры-примы тоже. Комиссия предлагает поступать на кобыз. Мурат соглашается – желание учиться музыке взяло верх. Не без труда прошедшее освоение нового инструмента дало свои плоды. Настойчивость и упорство в достижении цели позволили достойно окончить училище. Параллельно с учебой Мурат работал музыкальным руководителем в клубе мелькомбината, а также руководителем оркестров русских народных инструментов в двух профтехучилищах. Здесь он получил первые навыки работы с коллективом, которые впоследствии неустанно совершенствовались.
1962 год. После окончания училища Мурат поступает в Алма-Атинскую государственную консерваторию на специальность «Домбра-прима». Для этого ему пришлось самостоятельно подготовить вступительную программу, с чем он успешно справился. «Вторым фронтом» для Мурата остается трудовая деятельность, она уже неотделима от учебы. Педагогический и музыкальный опыт, дополняя друг друга, в результате формируют высококлассного профессионала. Одновременно с учебой Мурат работает преподавателем в Саранском педагогическом училище имени Абая. А сразу после окончания консерватории получает приглашение остаться работать на кафедре казахских народных инструментов. Впереди была хорошая перспектива преподавателя консерватории…Но вмешались бытовые проблемы. Женитьба и рождение дочери требовали срочного решения квартирного вопроса, которое постоянно откладывалось. В конце концов Мурат оставляет работу в консерватории и возвращается в Караганду, где с головой окунулся в административно-хозяйственную работу.
В 1970 году Мурат Хасимович становится директором детской музыкальной школы г. Сарани. Именно в этой работе обозначились главные принципы, характеризующие Хайруллина как руководителя. Это, в первую очередь, высокая требовательность к самому себе, умение организовать и создать условия для выполнения коллективом поставленных задач, а также жесткая кадровая политика. За очень короткое время ему удалось поднять эту школу, сделать ремонт, пригласить на работу квалифицированных преподавателей. Школа стала одной из самых рейтинговых в области. Быстро оценив эти достижения, партийное руководство области назначает Мурата Хасимовича директором Темиртауского музыкального училища. Надо сказать, что подобное назначение не вызвало у Хайруллина энтузиазма. Только наладилась работа в школе, появились первые результаты его деятельности на посту директора. Но партийно-бюрократическая машина не предусматривала альтернативы своим решениям, и бороться с ней было бесполезно. Сложная морально-психологическая обстановка в Темиртауском музыкальном училище требовала деликатного решения, и здесь как нельзя кстати оказался руководящий опыт Хайруллина. С 1971 года Мурат Хасимович – директор Темиртауского музыкального училища. И снова он справился с поставленной задачей, сохранил коллектив и восстановил нормальный ход учебного процесса
Новый поворот в судьбе М. Хайруллина случился в 1975 году, когда было принято поистине историческое решение возглавить Карагандинское музыкальное училище им. Таттимбета. Став директором, Мурат Хасимович начал с кадровых реформ. Именно в период его руководства были приглашены преподаватели из разных уголков бывшего СССР, окончившие престижные консерватории, создавались условия и для работающих преподавателей, переживших период репрессий. Все это не могло не сказаться на результатах. Карагандинское музыкальное училище очень быстро стало одним из лучших не только в республике, но и в Союзе. В 1983 году по количеству поступивших в Новосибирскую консерваторию Карагандинское музучилище было на четвертом месте. И подобных примеров много. Можно сказать, что этот период был своеобразным «золотым веком» Карагандинского музыкального училища.
В эти же годы наступает пик творческой деятельности М. Хайруллина. Ему поручают подготовить музыкальную часть программы фольклорного ансамбля «Салтанат» из г. Каркаралинска для участия во Всемирном фольклорном фестивале во Франции. Совместно с В. Пилипенко, готовившим хоровую часть программы, а также хореографами из Алматы Мурат Хасимович проделал огромную работу, связанную с инструментовкой произведений, а также с оркестровыми репетициями. Ансамбль стал лауреатом фестиваля. Это событие, без преувеличения, можно назвать знаковым для казахского искусства того времени. Кроме того, Мурат Хасимович был членом делегации, участвовавшей в Декадах казахского искусства в Армении и Венгрии.
Все годы своего директорства Мурат Хасимович лелеял мечту о новом здании училища. Старое здание, несмотря на проведенный ремонт, не отвечало всем требованиям организации нормального учебного процесса. После согласования с руководством области, институтом «Горсельпроект» был разработан специальный проект здания Карагандинского музыкального училища с большим концертным залом, где планировалась установка органа. Было выделено место (на Юго-Востоке, в районе кинотеатра «Аврора»), а также решен вопрос с финансированием. Но эта мечта так и осталась мечтой, до сих пор живущей в сердцах музыкантов нашего города. Причиной тому были непонимание и зависть некоторых коллег Хайруллина, жалобы в вышестоящие инстанции и, как следствие, – многочисленные проверки под надуманными предлогами. Все это не могло не сказаться на здоровье Мурата Хасимовича. В 1982 году он оставил пост директора и перешел на педагогическую работу. Более 20 лет работал на отделении казахских народных инструментов. Среди его учеников – дирижеры и солисты оркестров, директора и преподаватели музыкальных школ.
Деятельность Мурата Хасимовича была высоко оценена государством. Его портрет был помещен на доске почета Министерства культуры СССР. Он награжден медалью «За трудовую доблесть» (1970 г.), почетным знаком «За отличные успехи в среднем специальном образовании» (1979 г.), нагрудным знаком «Почетный работник образования Республики Казахстан (2008 г.), а также грамотами и благодарственными письмами областного акимата и управления культуры. Но, пожалуй, самой ценной наградой для Мурата Хасимовича была его семья. Вместе с супругой Шахарзат они воспитали двух дочерей. Сегодня Алия и Гульдана преподают в колледже искусств, продолжают дело своих родителей. Есть еще внуки и правнуки, а значит, жизнь продолжается.
Последние годы жизни Мурат Хасимович работал с детьми. Администрация детской музыкальной школы №1 обратилась к нему с просьбой заменить заболевшего педагога – друга и соратника Ольгу Николаевну Оборину. Мне довелось тогда работать у него в классе концертмейстером. Всегда аккуратный, педантичный, он умел найти нужное слово, чтобы доходчиво объяснить ребенку ту или иную задачу. На уроках царила веселая, непринужденная атмосфера, и ученики относились к нему с любовью и уважением. Наверное, есть в этом что-то символичное, когда река жизни, делая свой последний поворот, возвращает нас в детство…

Фото Владимира Юрлова

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Предпочтя смерть плену 27.10.2020

    Наградные документы фронтовиков-карагандинцев были переданы их семьям спустя 75 лет. Карагандинец Алшынбай Тасболатов пропал без вести осенью 1942 года под Ленинградом. Его собрат по оружию Аманжол Бухарбаев погиб в марте 1945-го в Чехословакии - сгорел в танке. Спустя три четверти века заслуженные правительственные награды родственникам героев вручил заместитель начальника областного департамента по делам обороны Мухтар Кайшатаев.

  • Они сражались за Родину 20.10.2020

    Разыскиваются родственники девушек-танкисток. Эхо войны смолкнет еще не скоро. Все меньше становится тех, кто прошел сквозь огонь и ливень пуль, и память о них будет жить вечно. А сколько тех, кто остался лежать безвестным на полях сражений.

  • Хранительница памяти 17.10.2020

    Карагандинский университет им. академика Е.А. Букетова провел республиканскую научно-практическую конференцию с международным участием на тему «Актуальные проблемы исторической науки», посвященную 70-летию кандидата исторических наук, доцента и руководителя центра «Тұлғатану» Нурсахан Бейсенбековой. А 16 октября, в день ее рождения, состоялся расширенный ученый совет.

  • Ученый, педагог, наставник 15.10.2020

    16 октября 2020 года исполняется 70 лет Нурсахан Ахметовне Бейсенбековой. Когда-то много лет назад Кали Жуасович Жуасов, декан исторического факультета, личность легендарная в истории вуза, произнес наполненные глубоким смыслом слова о том, что факультет всегда был его родным домом. Вслед за ним эти слова могли бы повторить многие из тех, кто работал и работает сегодня на истфаке. И среди них, несомненно, Н.А. Бейсенбекова.

  • Покой нам только снится 01.10.2020

    Про таких, как Виктор Чайка, говорят - борец за правду. Его смелые высказывания нравятся не всем, но он добивается того, чтобы жизнь пожилых карагандинцев стала еще лучше. Наш герой принимал самое активное участие в обсуждении проекта Закона «О ветеранах», который был принят в этом году. Теперь он тщательно изучает проект Национального плана действий по улучшению положения граждан старшего поколения «Активное долголетие», который Правительство намерено разработать до 2025 года. И так Виктор Яковлевич живет всю жизнь.

  • Из далеких встреч: Роза Багланова 01.10.2020

    Полсотни лет назад как турист, экскурсовод, любитель природы и старины я часто посещал город на опушке леса - волшебный Каркаралинск. И только однажды оказался здесь как корреспондент «Индустриальной Караганды». Идея командировки принадлежала редактору Игорю Владимировичу Казанцеву, от которого и получил официальное удостоверение. Документ авторитетного органа партийной печати был неоспорим. Я беседовал без помех с рядом руководителей городских и районных служб.

  • Из далеких встреч: Яков Бычек 29.09.2020

    Мы живем на планете Сарыарка с непредсказуемыми краеведческими поворотами. Мог ли я предполагать, что получу в подарок книгу А.Ф. Христенко «Сельское хозяйство в сухостепной части Казахстана» (Караганда, 2002). Научный труд с подписью автора. Стоит и дата: 2 августа 2002 года. Возьмем несколько строк из вступительной части книги:

  • Из далеких встреч: Ян Плятер-Гаевский 24.09.2020

    По памяти это был или 1957-й или 1958 год. Мне двадцать лет. Караганда. Лето. Стадион «Динамо». Зрители окружили баскетбольную площадку. Только на ней резвилось не баскетбольное братство, а всего два человека. С ракетками в руках они гонялись за мячиком, ловко переправляя его через сетку. Игра называлась большой теннис. Участников я знал. Первым называю Келлера, тренера ряда видов спорта. А противостоял ему моложавый пан Ян Янович Плятер-Гаевский в ослепительно белой форме: шорты, безрукавка, тапочки. Был и судья - фехтовальщик Ю.Г. Корженевский.

#birgemiz