21 января 2017 года 972

Китай музейный

Автор: Валентин ШИПУНОВ

Семинар высшего звена по вопросам управления музеями Республики Казахстан собрал в Китае делегацию из 17 человек. Это руководители республиканских заповедников-музеев и сотрудники Национального музея РК. Делегацию возглавил директор Национального музея Республики Казахстан Дархан Мынбай.

Организатором поездки выступило Посольство КНР в РК. Принимающая сторона - Центральная академия управленческих кадров культуры при Министерстве культуры КНР. Ответственное учреждение с казахстанской стороны - Национальный музей РК.
Впечатлениями с нами поделился директор Национального историко-культурного и природного заповедника-музея «Улытау» Бактияр Кожахметов:
- По прибытии в Пекин нас встречали и разместили на территории Центральной академии управленческих кадров культуры. В этом студенческом городке находятся учебные корпуса, спортивные залы, кафе и рестораны, а также магазины. Территория огорожена и охраняема, очень много зелени. Особое внимание привлекают экзотические деревья, скульптуры и малые архитектурные формы. Пруды, фонтаны, беседки в китайском стиле создают атмосферу курорта.
В одном из учебных корпусов состоялась церемония открытия семинара: приветственные речи, знакомство, групповой снимок, обмен подарками. Рабочая часть встречи началась с выступления заместителя директора академии Дуань Джоу. Он рассказал кратко о культуре Китая, о деятельности и миссии Центральной академии управленческих кадров культуры. Учреждение относится к системе Министерства культуры Китая, занимается организацией курсов повышения квалификации работников культуры, в том числе зарубежных специалистов, серьезно исследует пути обучения и подготовки.
В структуре академии работает Центр по исследованию реформ в сфере культуры, который проводит мониторинг проблем культурной политики и вносит свои конструктивные предложения в правительство. Отрадно, что государство уделяет такое внимание сохранению и развитию культуры.
Второй день начался с занятий на тему «Охрана культурного наследия и управление музеями Китая». Вел их директор Комитета по охране культурного наследия и Музея духовного наследия Дуань Юнь. Лекция была насыщена полезной информацией. К примеру, я был уверен, что первые музеи появились в Европе. Оказывается, первый музей в мире – это дом-музей философа Конфуция (478 г. до н.э.). Китай также занимает второе место после Америки по числу открытия новых музеев в год.
Во второй половине дня мы посетили Запретный город, который находится в самом центре Пекина. Нас встретил директор музея, который вкратце рассказал об истории этого дворцового комплекса символе императорского прошлого, порядка и единства. Сегодня это один из брендов страны наряду с Великой Китайской стеной. Запретный город в течение 500 лет, вплоть до 1911 г., был престолом власти в Китае. Комплекс, раскинувшийся на площади 74 гектара, насчитывает около 800 построек.
К сожалению, в 1937 году Запретный город был разграблен японцами. Город много раз перестраивался и восстанавливался, но всегда архитекторы старались сохранить первоначальную конструкцию зданий комплекса. Он чрезвычайно популярен у туристов, в год его посещают полтора миллиона человек. Китайские коллеги делились опытом управлением музеем при таком количестве гостей.
Сегодня для многих музеев мира существует проблема сохранения культурного наследия при нарастающем потоке посетителей. Нашей группе повезло в том, что директор Национального музея РК Дархан Мынбай организовал работу сразу трех переводчиков. Практически каждый участник мог общаться с китайскими коллегами по всем интересующим вопросам. Ведь среди нас были не только первые руководители ведущих музеев, но и специалисты по археологии, дизайну, информатике, живописи. Да и директора задавали порой не совсем стандартные вопросы.
На третий день, после посещения площади Тяньаньмэнь, мы приехали в Национальный музей Китая. В просторном конференц-зале казахстанцам подробно рассказали о деятельности самого крупного музея страны, по количеству посещений которого не сравнится ни один музей в мире, кроме Лувра, делились с нами опытом работы по построению экспозиций, выставок.
На особом месте здесь работа со студентами и школьниками. Это единственный музей в Китае, который внедрил образовательный процесс. Нас провели по выставочным залам, где сейчас проходят выставки из Государства Катар и стран Африки. Мне очень понравилась экспозиция о добыче и применении жемчуга. Попутно нам объясняли методику организации и работы с временными зарубежными выставками.
Впечатлил зал новейших технологий. Специалисты музея по IT-технологиям рассказали нам о новинках в этой области и принципах их применения, какие усовершенствованные компьютерные программы применять в тех и иных ситуациях. Рассказали о методике учета посетителей и способах распространения информации о музее.

Весь четвертый день был посвящен Великой Китайской стене.
Много раз видел это сооружение по телевизору, на фотографиях, но оказаться самому на Великой Китайской стене – ощущение неописуемое. Бесконечная гряда гор, уходящая вдаль, которая не может быть подвластна человеку, оказывается, еще в те далекие времена подчинилась его капризам.
Великая Китайская стена – грандиознейшее оборонительное сооружение в истории человечества, созданное для защиты от набегов кочевников - северных соседей. В III веке до нашей эры император Цинь Шихуанди усилиями всего Китая начал долгое строительство.
Стена берет начало далеко на западе страны и тянется змееподобными изгибами через всю республику к Восточному Китаю. Ширина стены примерно 5-8 метров, высота доходит до 10 метров. Длина Великой Китайской стены достигает более 5000 километров, хотя экскурсовод назвала цифру 18 тысяч километров. Думаю, она ошиблась. Большая часть стены представляла собой обычные земляные насыпи, которые впоследствии были заменены камнем и кирпичом. Современный вид Великая Китайская стена получила при династии Мин (1368-1644).
Затем нам предстоял перелет в город Сиань. В аэропорту Дархан Мынбай, назначив руководителем группы директора Государственного музея искусств имени А. Кастеева Гульмиру Шалабаеву, направился на выставку «Дух Великого Шелкового пути».
Сиань - город, расположенный в северо-западной части Китая. Он один из четырех древнейших городов мира наряду с Римом, Каиром, Афинами. Этот город - резиденция 13 из 18 правящих династий Китая. Сиань - это колыбель китайской культуры и цивилизации. Именно из этого города начался Великий Шелковый путь, Сиань играл важную роль в развитии буддизма в Китае. В этом городе нашел покой первый император Китая и похоронены 72 последующих императора. Город построен по всем правилам фэншуй. Возможно, поэтому он избежал природных катаклизмов и всегда экономически процветал.
Здесь в большом количестве сконцентрирована известная во всем мире как восьмое чудо света культурно-
историческая достопримечательность - терракотовая армия, созданная более двух тысяч лет назад.
Это армия, которая должна охранять гробницу императора Цинь Шихуанди. Прошло уже более двух тысяч лет, а недвижимые солдаты все еще безмолвно выполняют свое предназначение. Все фигуры выполнены настолько реалистично, что невольно сомневаешься, что они сделаны из глины. При этом абсолютно все разные — лица, позиции, одеяние. Нет ни одного солдата, который был бы похож на другого. До сегодняшнего дня в подземных залах или ямах было найдено 6000 фигур. Пехотинцы, лучники, стрелки из арбалета, кавалеристы, воинские колесницы с лошадьми выстроены в боевом порядке. Рост воинов — от 1,6 до 1,7 метра, несколько воинов достигают 1,9 м. Вес фигур - от 100 до 300 кг.
Раньше вся армия была раскрашена в яркие цвета, но со временем краска, конечно, сошла. Не все фигуры воинов изображают китайцев, есть еще монголы, уйгуры, тибетцы и так далее. Все детали одежды и прически строго соответствуют моде того времени. В строительстве мавзолея на протяжении 38 лет участвовали 2 млн рабов, солдат и подневольных крестьян.
До 1974 года о существовании терракотовой армии и не догадывались. Именно в этом году несколько крестьян начали копать колодец, но были вынуждены приостановить свои работы — неожиданно прямо из земли они стали откапывать статуи солдат в человеческий рост, кроме людей появлялись лошади и целые колесницы. Колодец, конечно, рыть больше не стали, здесь начались археологические раскопки, причем самые необычные за все последнее время.
В целях дальнейшего сохранения этого чуда над терракотовой армией сооружен павильон со сводчатым потолком. Его размеры 200 на 72 метра. По форме он напоминает крытый бассейн или стадион. Раскопки еще не окончены полностью, они продолжаются до сих пор и завершатся, вероятно, не скоро. Основная проблема работников музея – это чрезмерный поток посетителей. В день музей посещает более 18 тысяч человек. Существует еще проблема создания стабильного температурного режима. Зимой очень холодно, летом жара до 40 градусов. Правительство уже приняло решение построить более совершенную форму павильона, которая будет отличаться дизайном, условиями сохранности, удобствами для посетителей.
Руководители музея встретили нас в зале для гостей. Во всех музеях, где мы были, есть такие залы. Это просторное помещение, где вдоль стен расставлены удобные кресла с журнальными столиками. После того, как рассаживают гостей, подают зеленый чай. После обязательных приветственных слов стороны обмениваются подарками. Мы не скупились на вопросы.
На шестой день мы направились в мавзолей императора Цзин-ди Лю Ци. Курган, музейный комплекс «Мавзолей Ханьянлин» - крупный культурно-туристический объект. Это гробницы ханьского императора Цзин-ди Лю Ци (188 г. до н.э. – 141 г. н.э.) и императрицы Ван, которые находятся в одном захоронении, но в разных точках. Строительство гробниц Ханьян началось в 153 году до н.э.
На территории комплекса находятся несколько десятков культурных памятников, обнаружено около 50 тысяч ценных предметов, в том числе раскрашенные статуэтки. Какое счастье, когда перед собой видишь аккуратно, в определённом порядке, со всеми деталями, со знанием дела, как будто специально для потомков установленные фигурки людей, животных, предметы быта, вооружение, колесницы, вплоть до украшений. Да тут вся история и этнография - смотри и пиши.

Музейный комплекс «Мавзолей Ханьянлин» - первый в мире современный музей, где на месте показывается процесс раскопок и методы сохранения памятников культуры. Смотровые мостики, стеклянные полы, под которыми видны все участки раскопок, придают особое ощущение. Конечно, каждый директор, посетивший подобные комплексы, осознал, как нужно подавать наши памятники, которые не уступают по значимости. В каждом регионе Казахстана есть чем похвастаться.
Посетили мы и пещеры Лунмэнь, расположенные примерно в 12 километрах от древнего города Лоян. Еще издали мы заметили гроты, напоминающие своим видом сотни пчелиных сот, словно заманивающие к себе туристов на "мед". Мы - в предвкушении незабываемых впечатлений.
Гроты Лунмэня называют еще пещерами 10000 Будд. Пещеры находятся в том месте, где две горы упираются друг в друга, а между ними протекает река, вдоль которой гроты тянутся на протяжении 1 км по обе ее стороны.
Гроты Лунмэня высечены в 495-898 годы н.э. и насчитывают примерно 1400 пещер, в них находятся 100000 статуй различных размеров, от 25 мм до самой большой статуи Будды, размер которой составляет 17 метров в высоту. На протяжении четырех веков ремесленники высекали в гротах Лунмэня все новые и новые изваяния и рельефы. В каждом сюжете можно найти отличительные черты эпохи создания.
К сожалению, в годы преследований буддистов в IX в. монастырь подвергся разрушению. Затем перенес грабительские набеги западных коллекционеров и вандализм хунвэйбинов в годы "культурной революции". Сегодня все продумано и подготовлено для встречи большого потока туристов. Поучительно то, что вблизи пещер нет современных сооружений, даже здания для обслуживающего персонала вплоть до кассы, расположенной далеко на подходе к памятнику. Небольшие сувенирные лавки, чайные и туалеты умело встроены в скалы, так что они не портят общий вид монастыря. Подведенные лестницы и смотровые площадки сливаются со скалами, и они не мешают смотреть на отдельные статуэтки и фотографироваться на их фоне. Пещеры произвели на нас огромное впечатление, день прошел не зря.
Директор музея Лояна подробно рассказал, каких принципов придерживаются при строительстве археологических парков, музеев под открытым небом, как практически использовать археологические раскопки в деле музеификации памятников. Информация была не только теоретической, нам показали, как на практике все это можно применить на территории музея.
В Шанхае прямо из аэропорта нас повезли в Академию искусств. Мы ознакомились с работами нескольких мастерских и лабораторий. Дело в том, что в Китае уделяют серьезное внимание развитию музеев, здесь создан ряд структур для обслуживания музеев, привлекаются даже учебные заведения, как общеобразовательные, так и крупные университеты. В Академии искусств преподаватели и студенты занимаются восстановлением и реставрацией музейных предметов и картин. Лаборатории исследуют физический и химический состав красок и глиняных предметов. Дизайнерский факультет способствует оформлению музеев. Много мастерских слесарных, сварочных, плотницких и швейных. Особо мне понравилась фотолаборатория. Здесь экспериментируют и дают музеям рекомендации, с какой позиции снимать тот или иной музейный предмет. Академия имеет несколько этажей, огромную площадь и территорию.
Первая половина последнего дня прошла в Шанхайском музее. Я бы его назвал музеем последних новинок.
Дархан Мынбай предложил создать наряду с экономическим поясом и музейный пояс стран Азиатского региона. Ведь история наших государств неразрывна. Работники академии управленческих кадров культуры продемонстрировали оперативно смонтированный фильм о нашей поездке.
- Участники делегации теперь знают, учитывая и свой опыт, в каком направлении нужно развиваться. Невозможно не признать успех и заслуги музейной политики Китая. Получив оригинальные сертификаты, мы попрощались с китайскими коллегами как с давними друзьями. Спасибо большое Посольству КНР в Республике Казахстан за эту поездку и предоставленную возможность увидеть удивительные места, - заключил Бактияр Кожахметов.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Без пересадок 02.11.2017

    Пока одни пассажиры делали селфи на фоне макета зеленого воздушного лайнера, другие радовались новости, что теперь от Караганды до Новосибирска их разделят всего 1 час 50 минут полета. В международном аэропорту «Сары-Арка» возобновили прямое сообщение со столицей Сибири.

  • Улытау - Улыдаг - Мизолимп 15.08.2017

    Ландшафты Улытау хранят память об исторических событиях, выдающихся личностях, для этого края свойственны черты сакральности, то есть характеристики, имеющие отношение к божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающемуся от обыденных вещей. 

  • Величие батыра 15.08.2017

    Памятник культовой архитектуры и истории ХІХ века, мавзолей Агыбай батыра - один из самых значимых на территории Карагандинского региона. Шесть лет назад он в очередной раз подвергся реставрации и обрел специальное помещение для паломников, которых сюда приезжает немало.

  • Между бронзой и железом 12.08.2017

    Скалистые мавзолеи, можно сказать, стоят на границе эпох в Казахстане. В их строении археологи усмотрели переход от поздней бронзы к железному веку. Для ученых подобные могильные сооружения - настоящий информационный тоннель в прошлое, а для коренных жителей мавзолеи - это островки сакральности. Несколько веков жители Сарыарки хоронили своих предков вблизи нынешнего поселка Бегазы в Актогайском районе.

  • Возвращение тайны 08.08.2017

    Каркаралинский краевед Ерлан Мустафин открыл новую страницу в истории мечети Кунанбая. После многолетних поисков ему удалось добраться до метрических книг, которые вел первый имам этой мечети Хасан ахун.

  • Город в городе будущего 27.07.2017

    (Окончание. Начало в № от 25 июля 2017 года)

  • Город в городе будущего 25.07.2017

    Скажу сразу: в очередной раз убедилась в том, что в Астану лучше отправиться на электричке, - столица благо близко, а в плацкартах нынче душно. Прибыв в город поздним вечером, на следующее утро я бодро отправилась покорять территорию «ЭКСПО-2017».

  • Туризм на родине 22.07.2017

    В своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Президент страны Н.А. Назарбаев отмечает, что патриотизм начинается с любви к своей земле, к малой родине и переходит в более широкое чувство - любовь к государству. Одним из основ общенационального патриотизма является программа «Туған жер».