14 января 2017 года 1818

Степная демократия

Автор: Марал ТОМПИЕВ, Мурат УАЛИ (из книги «Эпоха обретения границ»)

Казахские батыры, как профессиональные воины, стоят в одном ряду с западноевропейскими рыцарями, польскими шляхтичами, турецкими янычарами, тюркскими гулямами, египетскими мамлюками, японскими самураями и т.п. Однако в целом феномен батырства - исключительно оригинальное казахское явление, и оно гораздо шире рамок профессиональных воинских каст.

Казахским батырам, как новой военной элите, принадлежит выдающаяся роль в мобилизации народного ополчения и организации сопротивления внешней агрессии. Им посвящено огромное количество героических эпосов, легенд и преданий. Например, из 100-томного издания народного устного творчества «Бабалар сөзі» 36 томов - легендарный и исторический богатырский эпос. Если к этому прибавить авторские песни жырау, то можно сказать, что примерно 40% устного творчества казахов посвящено батырам. Кроме батыров в казахском обществе была и своя военная каста, состоявшая из немногочисленных дружин нукеров при ханах и султанах. Абылай султан после джунгарского плена создает вместо казахских нукеров гвардию из пленных калмыков и джунгар, которая получила название туленгутов. Каждый хан мог иметь в своем распоряжении от нескольких сотен до нескольких тысяч туленгутов. Позже они вошли в родоплеменную структуру казахов как военное сословие.
В отличие от наследственных, имущественных, национальных, религиозных или иных критериев закрытых воинских каст батырство было открытой, по-настоящему демократичной народной структурой, учитывающей реальные заслуги претендентов. Казахским батыром имел право стать любой джигит, любого рода-племени, любого возраста, который совершил геройский поступок. Это могла быть победа над противником в поединке жекпе-жек или неоднократные смелые действия в первых рядах во время боя с врагами, захват множества пленных, удачный угон скота у противника или другие воинские подвиги. Батырами могли стать также султаны и ханы, но только за конкретные действия. Не каждый чингизид становился батыром. Но если становился, то это давало ему дополнительный авторитет и возможности в борьбе за ханскую власть. Титул батыра (бахадура) имели казахские ханы Есим, Жангир, Тауке, Каип, Абулхаир, Нуралы, Абылай, Кенесары и некоторые другие.
Титул батыра нельзя было купить за деньги или получить с помощью родственных связей, передать по наследству, как у рыцарей, самураев и янычар. Он умирал вместе с батыром. Только личная храбрость и геройские поступки, признанные народом, давали право называться батыром. В степи все открыто, как на ладони, и степная демократия действовала безотказно. Появилось несколько типов батыров: молодые юноши могли стать бала батырами, отчаянные и смелые победители поединков становились жеке батырами (например, каракесек Дербисали, шапрашты Наурызбай, тобыкты Мамай). Наиболее опытные и талантливые батыры становились военачальниками и организаторами народного ополчения. Их называли бас батырами. В XVIII веке такими батырами были в Улы жузе - шанышкалы Бердикожа, албан Раимбек, в Орта жузе - канжигалы Богенбай, каракерей Кабанбай, шакшак Жанибек, абаккерей Жанибек, басентиин Малайсары, уак Баян, каракесеки Ес, Жарылгап и Жидебай, в Киши жузе - шекти Тайлак, тама Есет, табын Богенбай, алим Жанкожа, берш Койгелды.
В степном обществе батыры имели высокий статус и привилегии. А вместе с биями бас батыры составляли казахскую родовую аристократию. Обычно аул батыра кочевал отдельно на лучших пастбищах рода и был базой для сбора и тренировок по военному делу. Даже в мирное время соплеменники батыра были обязаны содержать его самого и его соратников. Поэтому блеск батырства, как ночная свеча мотыльков, привлекал казахских джигитов. И тот, кто не погибал, а умел увлечь за собой людей и успешно руководил ими в бою, становился богатым человеком, уважаемым старшиной рода, вершителем судеб родственников. При этом степная демократия позволяла проявить себя и продвигаться по служебной лестнице от бала батыра до бас батыра действительно достойным представителям народа. Фильтр батырства не пропускал в элиту слабаков, трусов, подлецов, предателей.
А фильтр степной демократии допускал к ханству султанов-торе не только по принципу принадлежности к чингизидам, но и по выбору народа, за личные достоинства. Хотя при этом существовали и вполне заслуженные династии батыров. Например, у знаменитого батыра Киши жуза табына Богенбая сын был не менее знаменитым батыром Тленши Богенбайулы, а внук - Жоламан Тленши возглавлял народно-освободительное движение казахов Киши жуза в 1820 годы. Его тезка и современник из Орта жуза канжигалы Богенбай, наоборот, был потомком нескольких поколений батыров. Его отец - Акша батыр был соратником Тауке хана, а дед - Альдеун батыр - соратником Есим хана. Родоначальником династии батыров был каракесек Керней батыр. Его внуки Ес и Балта, правнук Жарылгап и праправнук Баубек тоже были батырами.
Конечно, принадлежность к батырам давала не только дивиденды. Батыры несли свой груз социальной ответственности и при этом жили «за шею привязанными к смерти». Их главной обязанностью было защитить свой аул или род от неожиданного нападения врагов: любой ценой (обычно ценой жизни) задержать врага, пока аул не откочует в горы или безводную степь, где окажется труднодоступен для врагов. Кроме того, батыры должны были владеть всеми видами холодного оружия, по первому зову являться со своим отрядом к хану, участвовать в смертельных поединках жекпе-жек, в бою быть в первых рядах, не нарушать очередности при разделе добычи, учить молодых воинов владеть оружием, выполнять поручения ханов и султанов и т.п.
У батыров были свои правила военной тактики, секреты единоборств, свой кодекс чести. Эти положения, конечно, не были зафиксированы письменно и не столь известны, как «Бусидо» самураев или подвиги короля Артура. Они передавались устно из поколения в поколение и рассыпаны в казахском устном богатырском эпосе. Их сбор и анализ требуют отдельного исследования. Кроме профессионального владения холодным оружием батырам требовались физическая сила, стойкость духа, знание тактических приемов нападения и отступления, умение ориентироваться в открытой степи. Говоря кратко, батыр должен был обладать сердцем льва, гибкостью барса, ненасытностью волка, хитростью лисы, натиском дикого кабана, драчливостью петуха, чуткостью журавля, преданностью пса и высотой полета беркута.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Судья-вундеркинд 17.08.2017

    Говорят, что находчивость, красноречие, правдолюбие проявились у Казыбека уже в семилетнем возрасте. Именно тогда он уже начал участвовать в разрешении различных споров, тем самым помогал своему отцу, известному в то время бию Келдибеку.

  • От Тобола на Каркаралы... 17.08.2017

    Около 200 записанных на аудиокассеты воспоминаний о Кояндинской ярмарке хранит у себя дома каркаралинский краевед Ерлан Мустафин. Это рассказы людей, которых уже нет в живых, свидетелей уникального торгового действа, просуществовавшего 80 лет.

  • Законная защита 15.08.2017

    Звонкоголосый Казыбек би известен как дипломат и воин, автор изречений и искусный оратор. Для того чтобы стать бием, нужно было не раз показать перед народом свои юридические знания и ораторские способности. Слава таких людей быстро завоевывала степь, а звание бия было своего рода патентом на судебную и адвокатскую практику.

  • Материнское слово 12.08.2017

    По данным устной летописи казахов, отец Казыбек би - Келдибек пользовался огромным авторитетом у своего рода, но до 30 лет был холост, что являлось большой редкостью в то время. В народных преданиях описывается, почему известный мудрец, так долго искавший невесту, выбрал себе в жены дурнушку.

  • Доктор Садывакас Чалымбеков (1880-1917) 10.08.2017

    Имя Садывакаса Тажиевича Чалымбекова (род Тобыкты – Жандар – Еспай – Карип - Чалымбек) медленно и осторожно входит в летопись Каркаралинского края. Не знаю почему, но в энциклопедии «Караганда. Карагандинская область» (2008) оно отсутствует. Между тем Садывакас Тажиевич, первый и единственный казах нашего региона, окончивший до революции в Санкт-Петербурге Императорскую Военно-медицинскую академию, ученик именитых российских профессоров И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, А.Я. Данилевского, М.Я. Яновского, Н.А. Вельяминова. Кумиры появлялись в элегантных мундирах с двумя рядами блестящих пуговиц с орлом и погонами врача данной академии. Особую форменную одежду имели и студенты. За полученные знания 15 ноября 1908 года С.Т. Чалымбеков «удостоин звания лекаря с отличием». Диплом номер 1533 С.Т. Чалымбекову выписали 6 марта 1909 года и выслали в адрес Семипалатинского губернатора для вручения. Сужу на том основании, что Чалымбеков после завершения учебы сразу направлен в Каркаралинский уезд. Семипалатинский губернатор уже 16 декабря 1908 года назначил его врачом 2-го участка.

  • Превосходный в слове и слоге 08.08.2017

    Гульнар ИСКАКОВА

    Когда в семье Кельдибека родился сын Казыбек, его жена Токмеил, склонясь над колыбелью малыша, говорила:
    «Я выращу тебя с любовью и лаской,
    Не обделю тебя ни молоком, ни кровом.
    Ты будешь преклоняться только чести,
    Твоим призванием станет Слово».

  • Пушкинское на берегу Корганколя: 1915-1960 08.08.2017

    (Окончание. Начало в номере от 29.07.2017 г.)

  • Сын степей 03.08.2017

    На Первом всеказахском съезде, проходившем в г. Оренбурге с 21 по 28 июля 1917 года, произошло организационное оформление партии «Алаш» из группы членов партии кадетов - этнических казахов. Центральной фигурой этого события является председатель партии Алихан Букейханов, удивительная судьба которого заслуживает особого внимания.

"Астана ЭКСПО-2017"