14 января 2017 года 2437

Степная демократия

Автор: Марал ТОМПИЕВ, Мурат УАЛИ (из книги «Эпоха обретения границ»)

Казахские батыры, как профессиональные воины, стоят в одном ряду с западноевропейскими рыцарями, польскими шляхтичами, турецкими янычарами, тюркскими гулямами, египетскими мамлюками, японскими самураями и т.п. Однако в целом феномен батырства - исключительно оригинальное казахское явление, и оно гораздо шире рамок профессиональных воинских каст.

Казахским батырам, как новой военной элите, принадлежит выдающаяся роль в мобилизации народного ополчения и организации сопротивления внешней агрессии. Им посвящено огромное количество героических эпосов, легенд и преданий. Например, из 100-томного издания народного устного творчества «Бабалар сөзі» 36 томов - легендарный и исторический богатырский эпос. Если к этому прибавить авторские песни жырау, то можно сказать, что примерно 40% устного творчества казахов посвящено батырам. Кроме батыров в казахском обществе была и своя военная каста, состоявшая из немногочисленных дружин нукеров при ханах и султанах. Абылай султан после джунгарского плена создает вместо казахских нукеров гвардию из пленных калмыков и джунгар, которая получила название туленгутов. Каждый хан мог иметь в своем распоряжении от нескольких сотен до нескольких тысяч туленгутов. Позже они вошли в родоплеменную структуру казахов как военное сословие.
В отличие от наследственных, имущественных, национальных, религиозных или иных критериев закрытых воинских каст батырство было открытой, по-настоящему демократичной народной структурой, учитывающей реальные заслуги претендентов. Казахским батыром имел право стать любой джигит, любого рода-племени, любого возраста, который совершил геройский поступок. Это могла быть победа над противником в поединке жекпе-жек или неоднократные смелые действия в первых рядах во время боя с врагами, захват множества пленных, удачный угон скота у противника или другие воинские подвиги. Батырами могли стать также султаны и ханы, но только за конкретные действия. Не каждый чингизид становился батыром. Но если становился, то это давало ему дополнительный авторитет и возможности в борьбе за ханскую власть. Титул батыра (бахадура) имели казахские ханы Есим, Жангир, Тауке, Каип, Абулхаир, Нуралы, Абылай, Кенесары и некоторые другие.
Титул батыра нельзя было купить за деньги или получить с помощью родственных связей, передать по наследству, как у рыцарей, самураев и янычар. Он умирал вместе с батыром. Только личная храбрость и геройские поступки, признанные народом, давали право называться батыром. В степи все открыто, как на ладони, и степная демократия действовала безотказно. Появилось несколько типов батыров: молодые юноши могли стать бала батырами, отчаянные и смелые победители поединков становились жеке батырами (например, каракесек Дербисали, шапрашты Наурызбай, тобыкты Мамай). Наиболее опытные и талантливые батыры становились военачальниками и организаторами народного ополчения. Их называли бас батырами. В XVIII веке такими батырами были в Улы жузе - шанышкалы Бердикожа, албан Раимбек, в Орта жузе - канжигалы Богенбай, каракерей Кабанбай, шакшак Жанибек, абаккерей Жанибек, басентиин Малайсары, уак Баян, каракесеки Ес, Жарылгап и Жидебай, в Киши жузе - шекти Тайлак, тама Есет, табын Богенбай, алим Жанкожа, берш Койгелды.
В степном обществе батыры имели высокий статус и привилегии. А вместе с биями бас батыры составляли казахскую родовую аристократию. Обычно аул батыра кочевал отдельно на лучших пастбищах рода и был базой для сбора и тренировок по военному делу. Даже в мирное время соплеменники батыра были обязаны содержать его самого и его соратников. Поэтому блеск батырства, как ночная свеча мотыльков, привлекал казахских джигитов. И тот, кто не погибал, а умел увлечь за собой людей и успешно руководил ими в бою, становился богатым человеком, уважаемым старшиной рода, вершителем судеб родственников. При этом степная демократия позволяла проявить себя и продвигаться по служебной лестнице от бала батыра до бас батыра действительно достойным представителям народа. Фильтр батырства не пропускал в элиту слабаков, трусов, подлецов, предателей.
А фильтр степной демократии допускал к ханству султанов-торе не только по принципу принадлежности к чингизидам, но и по выбору народа, за личные достоинства. Хотя при этом существовали и вполне заслуженные династии батыров. Например, у знаменитого батыра Киши жуза табына Богенбая сын был не менее знаменитым батыром Тленши Богенбайулы, а внук - Жоламан Тленши возглавлял народно-освободительное движение казахов Киши жуза в 1820 годы. Его тезка и современник из Орта жуза канжигалы Богенбай, наоборот, был потомком нескольких поколений батыров. Его отец - Акша батыр был соратником Тауке хана, а дед - Альдеун батыр - соратником Есим хана. Родоначальником династии батыров был каракесек Керней батыр. Его внуки Ес и Балта, правнук Жарылгап и праправнук Баубек тоже были батырами.
Конечно, принадлежность к батырам давала не только дивиденды. Батыры несли свой груз социальной ответственности и при этом жили «за шею привязанными к смерти». Их главной обязанностью было защитить свой аул или род от неожиданного нападения врагов: любой ценой (обычно ценой жизни) задержать врага, пока аул не откочует в горы или безводную степь, где окажется труднодоступен для врагов. Кроме того, батыры должны были владеть всеми видами холодного оружия, по первому зову являться со своим отрядом к хану, участвовать в смертельных поединках жекпе-жек, в бою быть в первых рядах, не нарушать очередности при разделе добычи, учить молодых воинов владеть оружием, выполнять поручения ханов и султанов и т.п.
У батыров были свои правила военной тактики, секреты единоборств, свой кодекс чести. Эти положения, конечно, не были зафиксированы письменно и не столь известны, как «Бусидо» самураев или подвиги короля Артура. Они передавались устно из поколения в поколение и рассыпаны в казахском устном богатырском эпосе. Их сбор и анализ требуют отдельного исследования. Кроме профессионального владения холодным оружием батырам требовались физическая сила, стойкость духа, знание тактических приемов нападения и отступления, умение ориентироваться в открытой степи. Говоря кратко, батыр должен был обладать сердцем льва, гибкостью барса, ненасытностью волка, хитростью лисы, натиском дикого кабана, драчливостью петуха, чуткостью журавля, преданностью пса и высотой полета беркута.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Настольные книги для всех 24.04.2018

    Юный герой Сент-Экзюпери по-хозяйски рассуждал: «Встал утром – убери планету!» Этот хороший пример, заразительный и поучительный. В Карагандинской области активно проходят «чистые четверги» и субботники в рамках двухмесячника по благоустройству, санитарной очистке и озеленению городов и районов. В минувшую субботу, 21 апреля, в регионе и стране на одном дыхании прошла экологическая акция «Всеказахстанский День посадки леса». В Темиртау в этот день горожане высадили 3300 деревцев хвойной и лиственной пород.

  • Великий сын Алаша 24.04.2018

    Бухар жырау, как и другие жырау, прославившие казахскую литературу XV-XVIII веков, был мудрым наставником ханов. Ведь издавна к слову жырау, исполнявших также множество социальных функций в кочевом обществе, внимательно прислушивались в народе, с ними советовались по важнейшим вопросам.

  • Страницы на экране 24.04.2018

    Какие книги заставляют задуматься, пересмотреть взгляды на жизнь и рассказать окружающим о красочном мире выдуманных героев? В недавно открывшейся специализированной школе-лицее-интернате информационных технологий состоялось мероприятие в рамках проекта «100 книг, рекомендованных для прочтения учащимся интеллектуальных школ». 

  • Дан старт переменам 24.04.2018

    Пять лет назад горняцкий поселок Конырат в связи с оптимизацией внутрирегионального административно-территориального устройства сменил статус поселка и был присоединен к г. Балхашу. Плюсы подобного административного подчинения коныратцы должны скоро ощутить. Ведь 2018-й объявлен Годом Конырата. В рамках принятого решения разработан и принят план мероприятий по благоустройству и улучшению деятельности коммунального и социального секторов. Объем данных работ получил солидное финансовое подкрепление в сумме около одного миллиарда тенге. И теперь очередь за его разумным и эффективным освоением.

  • Непойманная волна 24.04.2018

    Наша молодежь всегда активно участвует в творческих конкурсах. Однако, достигнув определенной планки, многие не стремятся или не хотят совершенствоваться. К такому выводу пришло жюри областного конкурса молодых исполнителей и ведущих шоу-программ «Жас канат». Конкурс «Жас канат» в этом году проводился в двадцать второй раз и был посвящен 20-летию Астаны и 60-летию Карагандинского областного телевидения «Сарыарка». Учрежден конкурс управлением культуры, архивов и документации и областным научно-методическим центром досуга и народного творчества (ОНМЦ). Кстати, сотрудники телеканала «Сарыарка» участвовали в отборе финалистов «Жас каната» и вместе с другими судьями выезжали в районы нашего региона.

  • Им тайны предстоит открыть 21.04.2018

    В Международный день охраны памятников историко-культурного наследия в Караганде открыли клуб краеведов «Асыл мұра», призванный поддерживать работу по изучению родного края и помогать краеведам. Действовать клуб будет при областном историко-краеведческом музее. Задачи клуба, на первый взгляд, просты: изучение истории региона, популяризация краеведения, сотрудничество с исследователями и подготовка материалов краеведческого направления. Однако учитывая, что в нашей области девять регионов и в каждом из них как минимум по два ведущих краеведа (а их число будет расти), координация их труда пойдет только в плюс. Тем более что мест и памятников для изучения достаточно, чтобы их исследование продолжилось уже при поддержке государства.

  • Великий сын Алаша 21.04.2018

    В августе 2018 года исполняется 350 лет со дня рождения выдающегося казахского поэта, государственного деятеля Бухар жырау. Не только родственные чувства заставили меня обратиться к осмыслению его жизни и творчества, но и необходимость обращения как ученого к воспоминаниям об истории моего народа. Воспоминания важны для того, чтобы каждый, живя настоящим, задумывался о будущем, помня о прошлом. Ведь человечество беззащитно лишь там, как в свое время отметил видный австрийский писатель, лауреат Нобелевской премии Элиас Канетти, где у него отсутствуют опыт и воспоминания.

  • Наука договариваться 21.04.2018

    На казахской земле бии - всенародные судьи - всегда были наставниками, знатоками права, советниками ханов, славились справедливыми решениями и пользовались огромным авторитетом. Сегодня роль миротворцев и посредников могут выполнять непрофессиональные, народные медиаторы, но их необходимо подготовить. Так решили в управлении внутренней политики Карагандинской области и попросили профессиональных переговорщиков, давно зарекомендовавших себя на данном рынке услуг, обучить своих коллег «из народа», состоящих в реестрах акиматов, медиативным компетенциям.