14 января 2017 года 1976

Степная демократия

Автор: Марал ТОМПИЕВ, Мурат УАЛИ (из книги «Эпоха обретения границ»)

Казахские батыры, как профессиональные воины, стоят в одном ряду с западноевропейскими рыцарями, польскими шляхтичами, турецкими янычарами, тюркскими гулямами, египетскими мамлюками, японскими самураями и т.п. Однако в целом феномен батырства - исключительно оригинальное казахское явление, и оно гораздо шире рамок профессиональных воинских каст.

Казахским батырам, как новой военной элите, принадлежит выдающаяся роль в мобилизации народного ополчения и организации сопротивления внешней агрессии. Им посвящено огромное количество героических эпосов, легенд и преданий. Например, из 100-томного издания народного устного творчества «Бабалар сөзі» 36 томов - легендарный и исторический богатырский эпос. Если к этому прибавить авторские песни жырау, то можно сказать, что примерно 40% устного творчества казахов посвящено батырам. Кроме батыров в казахском обществе была и своя военная каста, состоявшая из немногочисленных дружин нукеров при ханах и султанах. Абылай султан после джунгарского плена создает вместо казахских нукеров гвардию из пленных калмыков и джунгар, которая получила название туленгутов. Каждый хан мог иметь в своем распоряжении от нескольких сотен до нескольких тысяч туленгутов. Позже они вошли в родоплеменную структуру казахов как военное сословие.
В отличие от наследственных, имущественных, национальных, религиозных или иных критериев закрытых воинских каст батырство было открытой, по-настоящему демократичной народной структурой, учитывающей реальные заслуги претендентов. Казахским батыром имел право стать любой джигит, любого рода-племени, любого возраста, который совершил геройский поступок. Это могла быть победа над противником в поединке жекпе-жек или неоднократные смелые действия в первых рядах во время боя с врагами, захват множества пленных, удачный угон скота у противника или другие воинские подвиги. Батырами могли стать также султаны и ханы, но только за конкретные действия. Не каждый чингизид становился батыром. Но если становился, то это давало ему дополнительный авторитет и возможности в борьбе за ханскую власть. Титул батыра (бахадура) имели казахские ханы Есим, Жангир, Тауке, Каип, Абулхаир, Нуралы, Абылай, Кенесары и некоторые другие.
Титул батыра нельзя было купить за деньги или получить с помощью родственных связей, передать по наследству, как у рыцарей, самураев и янычар. Он умирал вместе с батыром. Только личная храбрость и геройские поступки, признанные народом, давали право называться батыром. В степи все открыто, как на ладони, и степная демократия действовала безотказно. Появилось несколько типов батыров: молодые юноши могли стать бала батырами, отчаянные и смелые победители поединков становились жеке батырами (например, каракесек Дербисали, шапрашты Наурызбай, тобыкты Мамай). Наиболее опытные и талантливые батыры становились военачальниками и организаторами народного ополчения. Их называли бас батырами. В XVIII веке такими батырами были в Улы жузе - шанышкалы Бердикожа, албан Раимбек, в Орта жузе - канжигалы Богенбай, каракерей Кабанбай, шакшак Жанибек, абаккерей Жанибек, басентиин Малайсары, уак Баян, каракесеки Ес, Жарылгап и Жидебай, в Киши жузе - шекти Тайлак, тама Есет, табын Богенбай, алим Жанкожа, берш Койгелды.
В степном обществе батыры имели высокий статус и привилегии. А вместе с биями бас батыры составляли казахскую родовую аристократию. Обычно аул батыра кочевал отдельно на лучших пастбищах рода и был базой для сбора и тренировок по военному делу. Даже в мирное время соплеменники батыра были обязаны содержать его самого и его соратников. Поэтому блеск батырства, как ночная свеча мотыльков, привлекал казахских джигитов. И тот, кто не погибал, а умел увлечь за собой людей и успешно руководил ими в бою, становился богатым человеком, уважаемым старшиной рода, вершителем судеб родственников. При этом степная демократия позволяла проявить себя и продвигаться по служебной лестнице от бала батыра до бас батыра действительно достойным представителям народа. Фильтр батырства не пропускал в элиту слабаков, трусов, подлецов, предателей.
А фильтр степной демократии допускал к ханству султанов-торе не только по принципу принадлежности к чингизидам, но и по выбору народа, за личные достоинства. Хотя при этом существовали и вполне заслуженные династии батыров. Например, у знаменитого батыра Киши жуза табына Богенбая сын был не менее знаменитым батыром Тленши Богенбайулы, а внук - Жоламан Тленши возглавлял народно-освободительное движение казахов Киши жуза в 1820 годы. Его тезка и современник из Орта жуза канжигалы Богенбай, наоборот, был потомком нескольких поколений батыров. Его отец - Акша батыр был соратником Тауке хана, а дед - Альдеун батыр - соратником Есим хана. Родоначальником династии батыров был каракесек Керней батыр. Его внуки Ес и Балта, правнук Жарылгап и праправнук Баубек тоже были батырами.
Конечно, принадлежность к батырам давала не только дивиденды. Батыры несли свой груз социальной ответственности и при этом жили «за шею привязанными к смерти». Их главной обязанностью было защитить свой аул или род от неожиданного нападения врагов: любой ценой (обычно ценой жизни) задержать врага, пока аул не откочует в горы или безводную степь, где окажется труднодоступен для врагов. Кроме того, батыры должны были владеть всеми видами холодного оружия, по первому зову являться со своим отрядом к хану, участвовать в смертельных поединках жекпе-жек, в бою быть в первых рядах, не нарушать очередности при разделе добычи, учить молодых воинов владеть оружием, выполнять поручения ханов и султанов и т.п.
У батыров были свои правила военной тактики, секреты единоборств, свой кодекс чести. Эти положения, конечно, не были зафиксированы письменно и не столь известны, как «Бусидо» самураев или подвиги короля Артура. Они передавались устно из поколения в поколение и рассыпаны в казахском устном богатырском эпосе. Их сбор и анализ требуют отдельного исследования. Кроме профессионального владения холодным оружием батырам требовались физическая сила, стойкость духа, знание тактических приемов нападения и отступления, умение ориентироваться в открытой степи. Говоря кратко, батыр должен был обладать сердцем льва, гибкостью барса, ненасытностью волка, хитростью лисы, натиском дикого кабана, драчливостью петуха, чуткостью журавля, преданностью пса и высотой полета беркута.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Что нас объединяет 21.10.2017

    Зачем в храмах нужны кассовые аппараты? Почему за лайки в соцсетях можно понести уголовное наказание? Что такое духовность? Эти и другие вопросы обсудили на форуме советов общественного согласия «Казахстан без экстремизма», проведенном в рамках празднования Дня духовного согласия. В форуме, который был организован КГУ «Қоғамдық келісім» совместно с управлением по делам религий Карагандинской области, приняли участие заместители акимов городов и районов, председатели и члены советов общественного согласия всех уровней, ученые, представители этнокультурных объединений.

  • Удобный латинский 21.10.2017

    Востребованность в языковых курсах остается популярной - в Карагандинском государственном университете им. Е.А. Букетова начали преподавать историю латинской графики в казахском языке, а за переход на новое начертание высказываются все больше жителей региона. Об этом пошла речь на брифинге в региональной Службе центральных коммуникаций.

  • Слышу вас, Сарытерек! 21.10.2017

    Особенность жителей села Сарытерек в том, что все они - нынешние и бывшие - вносят огромный вклад в развитие малой родины. Село Сарытерек, административный центр одноименного сельского округа, расположилось в 36 километрах от райцентра Актогай и насчитывает 1000 жителей. В состав сельского округа входят четыре населенных пункта, 40 зимовок и 54 крестьянских хозяйства. Городским жителям эта маленькая точка на карте может показаться глушью. Действительно, жизнь здесь течет совершенно по-другому - спокойно и размеренно. Но местные не видят ни намека на уныние и бесперспективность. И во многом благодаря самим жителям и выходцам из села. Например, своими силами они решили одну из насущных проблем, свойственную большинству отдаленных сельских округов, - отсутствие сотовой связи. Аким сельского округа Ерлан Бизаков смеется, говоря, что свой мобильник использует только как фотоаппарат. 

  • Дух Великой степи 21.10.2017

    Статья Главы государства Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» дала нам четкие ориентиры по изучению истории и восстановлению национального кода. В Казахстане приступили к реализации Государственной программы «Рухани жаңғыру», одно из направлений которой предполагает формирование общенационального патриотизма через возрождение интереса и уважение к традициям, истории и культуре своей земли. Ведь у народа, не знающего свою историю, нет будущего. А наша страна обладает богатой духовной историей, у нас есть святые места, которые носят общенациональный характер и должны быть известны каждому казахстанцу. По поручению Президента ученые уже приступили к разработке проекта «Сакральная география Казахстана». Несомненно, что особое место в нем займет Жезказган-Улытауский регион. 

  • Книга в дар 19.10.2017

    Акция «Подари библиотеке книгу на латинице» в областной универсальной научной библиотеке им. Н.В. Гоголя продолжает набирать обороты. Пока самый активный ее участник - карагандинец Ошакбай Суханберлин, член Союза журналистов Казахстана и совета ветеранов Октябрьского района г. Караганды.

  • Латиница на практике 19.10.2017

    Второй вариант алфавита казахского языка в латинском начертании обсуждается, а студенты Карагандинского государственного технического университета уже пробуют его на практике. Недавно здесь подвели итоги конкурса презентаций на латинице. Все участники конкурса - студенты КарГТУ разных курсов и специальностей. Форму презентации в вузе выбрали в угоду веку технологий и активного использования интернета. Обучение так или иначе ведется с использованием визуальных элементов, и презентация - один из наиболее подходящих видов предоставления информации. 

  • В каждый дом 19.10.2017

    В селе Нарманбет Актогайского района в торжественной обстановке сдали в эксплуатацию централизованный водопровод. Развитие села во многом зависит от такого элементарного блага цивилизации, как водоснабжение. Его отсутствие приводит к тому, что местное население целыми семьями покидает насиженные места, перебираясь в город в поисках лучшей жизни. Понимая это, государство реализует целый ряд ключевых программ, направленных на улучшение благосостояния народа. Обеспечение сельчан качественной питьевой водой является одним из приоритетных направлений. 

  • Распятый символ 17.10.2017

    Девушки в венках, мужчины в вышиванках и главный символ украинской культуры - рушник в бронзе - так отметили в Карагандинской греко-католической церкви Покрова Пресвятой Богородицы сразу несколько значимых для украинского народа дат. 
    -14 октября украинцы, как многие другие христиане, празднуют Покров Пресвятой Богородицы. Эта же дата является Днем вооруженных сил и Днем защитника Украины, - начал свое выступление Временный поверенный в делах Украины в РК Володимир Джиджора. - Также мы вспоминаем сегодня наших земляков, которые были высланы с территории Украины в 40-е годы.