14 января 2017 года 2297

Степная демократия

Автор: Марал ТОМПИЕВ, Мурат УАЛИ (из книги «Эпоха обретения границ»)

Казахские батыры, как профессиональные воины, стоят в одном ряду с западноевропейскими рыцарями, польскими шляхтичами, турецкими янычарами, тюркскими гулямами, египетскими мамлюками, японскими самураями и т.п. Однако в целом феномен батырства - исключительно оригинальное казахское явление, и оно гораздо шире рамок профессиональных воинских каст.

Казахским батырам, как новой военной элите, принадлежит выдающаяся роль в мобилизации народного ополчения и организации сопротивления внешней агрессии. Им посвящено огромное количество героических эпосов, легенд и преданий. Например, из 100-томного издания народного устного творчества «Бабалар сөзі» 36 томов - легендарный и исторический богатырский эпос. Если к этому прибавить авторские песни жырау, то можно сказать, что примерно 40% устного творчества казахов посвящено батырам. Кроме батыров в казахском обществе была и своя военная каста, состоявшая из немногочисленных дружин нукеров при ханах и султанах. Абылай султан после джунгарского плена создает вместо казахских нукеров гвардию из пленных калмыков и джунгар, которая получила название туленгутов. Каждый хан мог иметь в своем распоряжении от нескольких сотен до нескольких тысяч туленгутов. Позже они вошли в родоплеменную структуру казахов как военное сословие.
В отличие от наследственных, имущественных, национальных, религиозных или иных критериев закрытых воинских каст батырство было открытой, по-настоящему демократичной народной структурой, учитывающей реальные заслуги претендентов. Казахским батыром имел право стать любой джигит, любого рода-племени, любого возраста, который совершил геройский поступок. Это могла быть победа над противником в поединке жекпе-жек или неоднократные смелые действия в первых рядах во время боя с врагами, захват множества пленных, удачный угон скота у противника или другие воинские подвиги. Батырами могли стать также султаны и ханы, но только за конкретные действия. Не каждый чингизид становился батыром. Но если становился, то это давало ему дополнительный авторитет и возможности в борьбе за ханскую власть. Титул батыра (бахадура) имели казахские ханы Есим, Жангир, Тауке, Каип, Абулхаир, Нуралы, Абылай, Кенесары и некоторые другие.
Титул батыра нельзя было купить за деньги или получить с помощью родственных связей, передать по наследству, как у рыцарей, самураев и янычар. Он умирал вместе с батыром. Только личная храбрость и геройские поступки, признанные народом, давали право называться батыром. В степи все открыто, как на ладони, и степная демократия действовала безотказно. Появилось несколько типов батыров: молодые юноши могли стать бала батырами, отчаянные и смелые победители поединков становились жеке батырами (например, каракесек Дербисали, шапрашты Наурызбай, тобыкты Мамай). Наиболее опытные и талантливые батыры становились военачальниками и организаторами народного ополчения. Их называли бас батырами. В XVIII веке такими батырами были в Улы жузе - шанышкалы Бердикожа, албан Раимбек, в Орта жузе - канжигалы Богенбай, каракерей Кабанбай, шакшак Жанибек, абаккерей Жанибек, басентиин Малайсары, уак Баян, каракесеки Ес, Жарылгап и Жидебай, в Киши жузе - шекти Тайлак, тама Есет, табын Богенбай, алим Жанкожа, берш Койгелды.
В степном обществе батыры имели высокий статус и привилегии. А вместе с биями бас батыры составляли казахскую родовую аристократию. Обычно аул батыра кочевал отдельно на лучших пастбищах рода и был базой для сбора и тренировок по военному делу. Даже в мирное время соплеменники батыра были обязаны содержать его самого и его соратников. Поэтому блеск батырства, как ночная свеча мотыльков, привлекал казахских джигитов. И тот, кто не погибал, а умел увлечь за собой людей и успешно руководил ими в бою, становился богатым человеком, уважаемым старшиной рода, вершителем судеб родственников. При этом степная демократия позволяла проявить себя и продвигаться по служебной лестнице от бала батыра до бас батыра действительно достойным представителям народа. Фильтр батырства не пропускал в элиту слабаков, трусов, подлецов, предателей.
А фильтр степной демократии допускал к ханству султанов-торе не только по принципу принадлежности к чингизидам, но и по выбору народа, за личные достоинства. Хотя при этом существовали и вполне заслуженные династии батыров. Например, у знаменитого батыра Киши жуза табына Богенбая сын был не менее знаменитым батыром Тленши Богенбайулы, а внук - Жоламан Тленши возглавлял народно-освободительное движение казахов Киши жуза в 1820 годы. Его тезка и современник из Орта жуза канжигалы Богенбай, наоборот, был потомком нескольких поколений батыров. Его отец - Акша батыр был соратником Тауке хана, а дед - Альдеун батыр - соратником Есим хана. Родоначальником династии батыров был каракесек Керней батыр. Его внуки Ес и Балта, правнук Жарылгап и праправнук Баубек тоже были батырами.
Конечно, принадлежность к батырам давала не только дивиденды. Батыры несли свой груз социальной ответственности и при этом жили «за шею привязанными к смерти». Их главной обязанностью было защитить свой аул или род от неожиданного нападения врагов: любой ценой (обычно ценой жизни) задержать врага, пока аул не откочует в горы или безводную степь, где окажется труднодоступен для врагов. Кроме того, батыры должны были владеть всеми видами холодного оружия, по первому зову являться со своим отрядом к хану, участвовать в смертельных поединках жекпе-жек, в бою быть в первых рядах, не нарушать очередности при разделе добычи, учить молодых воинов владеть оружием, выполнять поручения ханов и султанов и т.п.
У батыров были свои правила военной тактики, секреты единоборств, свой кодекс чести. Эти положения, конечно, не были зафиксированы письменно и не столь известны, как «Бусидо» самураев или подвиги короля Артура. Они передавались устно из поколения в поколение и рассыпаны в казахском устном богатырском эпосе. Их сбор и анализ требуют отдельного исследования. Кроме профессионального владения холодным оружием батырам требовались физическая сила, стойкость духа, знание тактических приемов нападения и отступления, умение ориентироваться в открытой степи. Говоря кратко, батыр должен был обладать сердцем льва, гибкостью барса, ненасытностью волка, хитростью лисы, натиском дикого кабана, драчливостью петуха, чуткостью журавля, преданностью пса и высотой полета беркута.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Гордость золотой степи 22.02.2018

    Неизгладимый след в истории Казахстана оставил вещий певец, искусный оратор, главный идеолог и советник Абылай хана, политический деятель и дипломат своего времени, выдающийся представитель духовной жизни казахского народа Бухар жырау Калкаманулы.

  • Тайны латинского алфавита 20.02.2018

    Переход на латиницу - это не просто перевести государственный язык на новый алфавит. Латиница подразумевает в первую очередь фундаментальную реформу казахского языка, которая затронет созвучие казахского слова, морфемную и слоговую структуру, правильный перенос и ритмику речи. Это значит, что язык изменится от фонетики до синтаксиса. Поэтому введение нового алфавита уже сегодня стало весьма сложным процессом, требующим много времени. Так считает казахстанский ученый, исследователь Института языкознания им. А. Байтурсынова НАН РК, доктор филологических наук Алимхан Жунисбеков.

  • Шешенкара на берегу Нуры 20.02.2018

    Начальные архивные сведения про приметную в степи сопку Шешенкара можно отнести к 12 октября 1837 года. Старший султан Каркаралинского приказа Турсун Чингизов, поручик Сагандык Сиванбаев и заседатель Избасар Алдабергенов подписали документ торгово-промышленного плана. В нем отмечено, что «летние кочевки по речке Алтынсу, урочищу Джангызшокы, места Аширит повыше горы Чеченгары» уступаются горнопромышленнику С.И. Попову до выработки найденных там руд. Здесь проводили лето казахи Кара-Айтымбетовской волости во главе с султаном Тауке Букеевым. Указаны жайляу по Большой Нуре в урочищах «Кос Агач, Акташ, Чечень, Ботагоз, Джаур, Сункар». Как видно, сегодняшний поселок Ботакара имел и другое рекламное имя - Ботагоз. Но здесь важно, что и Шешенкара, и Ботакара издавна составляли единый степной дом из двух равноценных шаныраков.

  • Султаны и бии Беркаринской волости: 1878-1919 годы 13.02.2018

    (Окончание. Начало в №17 от 10.02.2018 г.)

    С 14 декабря 1913 года - волостной Жусупбек Токбергенов, заместитель волостного Хасенхан Сарлыбаев, потом Бейбол Корсакбаев. Народные судьи и их заместители в аулах: № 1 – султан Жусуп Омарханов и Кали Сасыманов, № 2 – Ержан Тасымов и Ахмет Смаилов, № 3 – Сулеймен Шантин и Жусуп Шантин, № 4 – Толеген Токбергенов и Токберген Жумагулов, № 5 – Байтуган Кулшыманов и Монек Машеков, № 6 – Тати Еркебаев и Еркебай Бейсекин, № 7 – Нурбай Борлыбаев и Итеген Токтакушуков, № 8 – Китан Крымхожин и Байжан Казыбеков, № 9 – Жусуп Омаров и Капас Шадыров, № 10 – Дюсенбай Коржунбаев.

  • Выросший в степи 13.02.2018

    Встреча-воспоминание состоялась в Карагандинском областном историко-краеведческом музее в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру». На посвященном Дню города событии открылась выставка «Қазыналы кенді қала» и прошла встреча под названием «Город в степи». Гости - молодежь - ознакомились с архивными документами и материалами о развитии Караганды, жизни города в годы Великой Отечественной войны, в послевоенный период. Среди объемных экспонатов выставки были представлены шахтерское снаряжение, комплекс геолога И.В. Орлова, реликвии военных лет, предметы быта советского периода и продукция современных промышленных предприятий.

  • Султаны и бии Беркаринской волости: 1878-1919 годы 10.02.2018

    Чтобы проникнуть к далеким именам, откроем дневник писателя М.М. Пришвина (1873-1954) за 24 августа 1909 года. Столичный журналист из «Русских ведомостей» в уездном Каркаралинске ведет сбор народных преданий и обычаев казахов. В лавке мелкого торговца Л.И. Дебогана местный интеллигент «Абабакарим» Курманов пересказал ему в своем варианте далекую поэму про красавицу Баян Сулу. Собеседник Аубакир Курманов – житель Беркаринской волости. Его зимовка Иткара на речушке Карасу находилась в 35 верстах от города и относилась к аулу № 1. Население - 32 человека. Имели 107 лошадей, 63 рогатых, 3 верблюда. Сена заготавливали 555 копен.

  • Кандыколь - Озерное - Бухар-жырау: 1907-1950 08.02.2018

    Окончание. Начало в №№ от 16.01, 18.01, 23.01, 6.02.2018 г.

  • Неизвестные страницы 08.02.2018

    Заместитель директора музея изобразительного искусства Темиргали Аршабеков заинтересовался вкладом представителей движения партии «Алаш» в процесс перехода с арабской вязи на латиницу в Казахстане в тридцатые годы прошлого столетия.

15 февраля - день вывода войск из Афганистана

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА и Линара ГАЛИМОВА