03 декабря 2016 года 557

Возвращение педиатра

Автор: Самал АХМЕТОВА

Возвращение в казахстанскую медицину детских врачей вызвало живой отклик не только среди родителей, давно страдающих от отсутствия педиатров, но и среди самих медицинских работников. 

О недостатках в отечественной системе здравоохранения не раз высказывалась сенатор Дарига Назарбаева. Критике врачи подвергались и со стороны Президента страны, который поднимал вопрос о высокой детской смертности. Да и о необходимости возврата педиатров говорили сами врачи. Так, эта тема была актуальна во время Международной конференции по вопросам материнства и детства, которая проходила три года назад в Астане. Примерно в это же время в Караганде с предложением восстановить педиатрические факультеты выступил известный в регионе врач, доцент кафедры онкологии КГМУ Мейрам Тургунов. 

Но тогда слова уважаемого специалиста не были восприняты. Теперь же, когда Премьер-министр Республики Казахстан Бакытжан Сагинтаев поручил восстановить педиатрические факультеты во всех медицинских учебных заведениях, Мейрам Байзрахманович вновь высказал свое мнение не только о подготовке детских врачей, но и в целом всех специалистов медицины, кроме того считает, что на здоровье подрастающего поколения не экономят, это же будущее нашей страны. Верится, что восстановленные педиатрические факультеты будут работать по прежним планам и программам, а также будут восстановлены ликвидированные детские поликлиники и консультации.
- В первую очередь, когда министерства образования и здравоохранения стали обучать наших студентов по Болонскому процессу, им необходимо было провести практические испытания в вузах, - рассуждает доктор Тургунов. Тогда мы поняли бы эффективность качества подготовки специалистов.
Как считает доктор юридических наук Геннадий Лупарев: «Главная, я бы сказал, стратегическая беда казахстанского высшего образования - это так называемая кредитная технология обучения, внедренная более 10 лет назад под разговоры о Болонском процессе. Она создана для слабо развитых стран с целью уменьшения финансовых затрат на обучение «туземных» специалистов. Такая технология предусматривает сокращение в разы количества аудиторных занятий по всем дисциплинам и декларирует упор на самообразование студентов».
И, как оказалось, технология Болонского процесса привела к неутешительным результатам: уменьшились часы программ практически всех теоретических и клинических кафедр.
Сегодня, когда ставится задача подготовки врачей общей практики, вызывает сомнение, что их объем знаний по педиатрии дает возможность оказывать квалифицированную медицинскую помощь нашим детям.
Последствиями этих реформ, считает Мейрам Тургунов, стали бесконечные очереди к одному врачу общей практики как детей, так и взрослых. А врачи эти, которые должны лечить детей, не имеют педиатрического образования. Основоположник детской хирургии в Казахстане академик Камал Ормантаев не раз с возмущением говорил о пагубности этой реформы. Он справедливо отмечал, что здоровью нации нанесен существенный ущерб, ведь детский организм отличается от взрослого. А известный многим директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Российской Федерации профессор Леонид Рошаль сказал, что перепрофилирование педиатров во врачей общей практики и вовсе варварство.
В получении знаний по педиатрии важную роль играет качество обучения. Именно поэтому поручение главы Правительства вызвало воодушевление среди врачей. Как справедливо считает Бакытжан Сагинтаев, в этих вопросах нельзя экспериментировать.
Исторически при обучении на клинических кафедрах главным и основным было требование – учить у постели больного. Существовала и была жизненной в течение длительного времени классическая система ступенчатого обучения будущих врачей в клинике, которая постоянно с годами совершенствовалась. Первая ступень – пропедевтическая, основа которой – методы обследования больных. Вторая ступень – факультетская, которая занималась этиологией, патогенезом и клиникой заболеваний. Третья ступень – госпитальная, обучала лечению заболеваний, а также диагностике и лечению осложнений. Молодые ассистенты не допускались к преподавательской работе со студентами, не сдав заведующему кафедрой зачеты по программе обучения и не посетив занятия опытных преподавателей.
Потеряв эти замечательные принципы, мы снизили уровень обучения. Но, к сожалению, приходится констатировать, что проводимые в последние десятилетия реформы в медицинском образовании отрицательно сказались на качестве подготовки. Думается, что преклонение перед западными методами обучения является большой ошибкой. Наши чиновники министерств образования и здравоохранения при составлении новых программ и планов не должны идти на поводу у зарубежных учебных программ. Мы должны идти, учитывая нашу природу, нашу ментальность, нашу историю. Великий пример: в годы Великой Отечественной войны после окончания 5 курса лечебного факультета и не окончив 6 курс студенты уходили на фронт и показывали себя замечательными врачами.
За прошедшие 25 лет независимости нашей страны подчеркивает доктор Тургунов, уже назрел вопрос о создании национальной концепции высшего образования, взяв из прошлого лучшее и внедрив современные достижения науки, практики и технического прогресса, учитывая цели, задачи и условия работы вуза.

Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Вредный сахар 18.11.2017

    Где еще застать жителя отстраненным от городской суеты, если не под крышей торгового центра за шопингом? Именно в таких часто посещаемых местах специалисты по здоровому образу жизни совместно с медиками проводят акции по профилактике социально значимых заболеваний.

  • Человеческий капитал 18.11.2017

    Успешное прохождение второго инспекционного аудита по международной сертификации Национальным центром гигиены труда и профзаболеваний в очередной раз подтвердило эффективность выполняемой работы, направленной на постоянное улучшение ее качества.

  • С доктором на связи 16.11.2017

    Освоением электронного здравоохранения наша область занялась еще три года назад, с момента внедрения комплексной медицинской информационной системы (КМИС). На сегодня к ней подключены все 44 объекта первичного звена, из которых 29 государственных и 15 частных.

  • Между нами, мальчиками 14.11.2017

    Необычная школа здоровья проведена для карагандинцев... мужского пола. В течение двух дней пациентов бесплатно консультировали специалисты республиканских клиник, а коллегам демонстрировали новые методы проведения урологических операций.

  • Мобильная профилактика 09.11.2017

    В Балхаше зараженных ВИЧ-инфекцией становится больше. Почти ежемесячно фиксируется новый факт. Только за девять месяцев 2017 года выявлено 8 случаев данного заболевания.

  • Электронный дневник пациента 07.11.2017

    Своя история про потерянную в поликлинике амбулаторную карту наверняка есть у каждого второго жителя. А значит, перемещение талмудов, взятых с полки регистратуры, - попросту неуправляемое явление. Но уже в следующем году медикам не понадобятся эти амбулаторные рукописи - они будут заменены на электронные версии.

  • Лечение - в движении 04.11.2017

    Подобрать оптимальный прием для нейрореабилитации пациента после инсульта может специалист, хорошо разбирающийся во всех процессах, происходящих в нервной системе больного. Новых, современных методов на сегодня более чем достаточно, но иногда нечто давно известное может творить настоящие чудеса.

  • Цена отказа 04.11.2017

    Трое не привитых от туберкулеза маленьких детей в нашей области заразились этой опасной инфекцией.