24 ноября 2016 года 3162

Дружные ребята

Автор: Наталья ПРУС

Когда в начале учебного года она взяла третьеклашек, чтобы довести их до пятого, поняла: главное - научить их слушать и слышать себя и других. Они кричали на уроках, выхватывали друг у друга учебные карточки, бегали по классу. Так появилось первое правило - правило поднятой руки, которое гласило: если хочешь ответить или спросить - подними руку, уважай своего товарища. Сегодня, в разгар второй четверти, 15 учеников Елены Асташиной чувствуют себя настоящей командой: они стали внимательнее и добрее, спешат помочь друг другу.

Тридцатилетний педагог-дефектолог выбрала среднюю общеобразовательную школу № 27, специальный класс для детей с задержкой психического развития не случайно. В учреждении внедряются многие инклюзивные проекты, а ей хочется идти в ногу со временем, а лучше опережать его. Первопроходцем, по ее мнению, быть интересно: изучать, искать, находить, вдохновляясь результатом своей деятельности.
- Когда готовлюсь к урокам или занимаюсь с детьми, я никогда не думаю о диагнозах. Для меня они обычные учащиеся: кого-то похвалишь, кого-то пожуришь, кому-то подскажешь. В то же время не могу сказать, что я нетребовательная: мне предстоит выпустить детей из специального класса начальной школы в пятый - с общеобразовательной программой, а это большая ответственность.
Каждый урок молодого учителя — анализ. Тема прорабатывается таким образом, что вовлеченным и увлеченным оказался весь класс, который она делит на подгруппы. Более «сильным» даст задания посложнее, инициативным — роль помощников, любителям быть в центре внимания - возможность отвечать у доски. Если все же кто-то не усвоит в этот день материал, то восполняет пробелы в знаниях на продленке. На нее остаются почти все: пока с одними учащимися она работает индивидуально, остальные закрепляют по карточкам пройденный материал или делают домашнее задание. В это же время в школе проходят дополнительные уроки по рисованию, музыке, декоративно-прикладному искусству, на которых дети отдыхают и одновременно учатся творчески и позитивно мыслить.
С нового учебного года в СОШ № 27 апробируются школы тьютерства, родителей и надомного обучения. Последний проект нацелен на повышение качества образования детей с особыми потребностями в развитии. Несколько раз в неделю «надомники» посещают уроки по выбору, общаются со сверстниками, занимаются в различных кружках. У Елены Асташиной таких двое. Пока из-за особенностей в поведении, психических процессов в мышлении они не могут осваивать школьную программу, находясь в классе со всеми, но педагог уверена, что со временем и они вольются в команду.
Ее любимые уроки — уроки путешествия. Вести занятия в начальной школе монотонно, без наглядности, эмоций, картинок, карточек, сказок, невозможно. А в приключение можно превратить любой предмет, будь то математика, русский язык, литературное чтение. Главное - найти «подходящего» героя, которому ребенок захочет помогать. Задача минимум - задействовать, максимум - заинтересовать. А второе невозможно без понимания ученика. Что его волнует, в какие игры он играет, как ладит со сверстниками, учителями, родителями, какие у него таланты.
- Когда «подтягиваешь» детей, не нужно скакать галопом в погоне за усвоением программы, - объясняет Елена Асташина. - Прочитать сказку «О потерянном времени» недостаточно. Научить на примере этой сказки дорожить каждой минутой гораздо важнее. В школе мы даем знания, но и учим детей быть самостоятельными, уверенными, ответственными, умело пользоваться полученными знаниями.
Она часто употребляет словосочетание «мои дети», и не сразу понимаешь, о ком она ведет речь: о родных, которых у нее двое, или о своих учениках. При этом никогда не берет «работу» на дом.
- Я могу задержаться в школе до шести вечера: проверять тетради, писать планы, готовиться к следующему уроку, но домой пойду налегке, потому что там ждут маму, а не педагога. То же самое объясняю и родителям учеников, чтобы не уходили от воспитания детей: учитель для ребенка - не авторитетнее мамы или папы.
Поначалу к тридцатилетней учительнице, которая к тому же выглядит моложе своих лет, родители относились настороженно, но быстро изменили мнение. Дети «летят» в школу с радостью, возвращаются в хорошем настроении, а Елена Александровна всегда найдет время посоветовать, как заниматься с ребенком дома, чтобы ему было понятно, как привлечь его к чтению книг, раскрыть талант.
В родной семье Елена стала первой, кто выбрал профессию учителя. В школе интересовалась психологией и, когда узнала, что на социально-педагогическом факультете есть специальность «Дефектология», решила попробовать себя в этой области. Так переплелись ее любовь к детям и желание помогать им преодолевать трудности. Теперь ее мечта - написать хороший учебник для своих особенных учеников.
- Глубоко убеждена, что любой учитель вне зависимости от того, по какой программе и в какой школе он работает, - говорит она, - должен быть и психологом и дефектологом. Даже в обычных классах у детей свои особенности развития: кто-то - левша, у кого-то - оптическая дисграфия, кто-то плохо выговаривает слова, а кто-то не справляется с эмоциями. Начальные классы — это фундамент для образования, и, на мой взгляд, об успехе первого учителя можно судить по тому, насколько он пробудил в учениках желание учиться.

Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Они сражались за Родину 20.10.2020

    Разыскиваются родственники девушек-танкисток. Эхо войны смолкнет еще не скоро. Все меньше становится тех, кто прошел сквозь огонь и ливень пуль, и память о них будет жить вечно. А сколько тех, кто остался лежать безвестным на полях сражений.

  • Хранительница памяти 17.10.2020

    Карагандинский университет им. академика Е.А. Букетова провел республиканскую научно-практическую конференцию с международным участием на тему «Актуальные проблемы исторической науки», посвященную 70-летию кандидата исторических наук, доцента и руководителя центра «Тұлғатану» Нурсахан Бейсенбековой. А 16 октября, в день ее рождения, состоялся расширенный ученый совет.

  • Ученый, педагог, наставник 15.10.2020

    16 октября 2020 года исполняется 70 лет Нурсахан Ахметовне Бейсенбековой. Когда-то много лет назад Кали Жуасович Жуасов, декан исторического факультета, личность легендарная в истории вуза, произнес наполненные глубоким смыслом слова о том, что факультет всегда был его родным домом. Вслед за ним эти слова могли бы повторить многие из тех, кто работал и работает сегодня на истфаке. И среди них, несомненно, Н.А. Бейсенбекова.

  • Покой нам только снится 01.10.2020

    Про таких, как Виктор Чайка, говорят - борец за правду. Его смелые высказывания нравятся не всем, но он добивается того, чтобы жизнь пожилых карагандинцев стала еще лучше. Наш герой принимал самое активное участие в обсуждении проекта Закона «О ветеранах», который был принят в этом году. Теперь он тщательно изучает проект Национального плана действий по улучшению положения граждан старшего поколения «Активное долголетие», который Правительство намерено разработать до 2025 года. И так Виктор Яковлевич живет всю жизнь.

  • Из далеких встреч: Роза Багланова 01.10.2020

    Полсотни лет назад как турист, экскурсовод, любитель природы и старины я часто посещал город на опушке леса - волшебный Каркаралинск. И только однажды оказался здесь как корреспондент «Индустриальной Караганды». Идея командировки принадлежала редактору Игорю Владимировичу Казанцеву, от которого и получил официальное удостоверение. Документ авторитетного органа партийной печати был неоспорим. Я беседовал без помех с рядом руководителей городских и районных служб.

  • Из далеких встреч: Яков Бычек 29.09.2020

    Мы живем на планете Сарыарка с непредсказуемыми краеведческими поворотами. Мог ли я предполагать, что получу в подарок книгу А.Ф. Христенко «Сельское хозяйство в сухостепной части Казахстана» (Караганда, 2002). Научный труд с подписью автора. Стоит и дата: 2 августа 2002 года. Возьмем несколько строк из вступительной части книги:

  • Из далеких встреч: Ян Плятер-Гаевский 24.09.2020

    По памяти это был или 1957-й или 1958 год. Мне двадцать лет. Караганда. Лето. Стадион «Динамо». Зрители окружили баскетбольную площадку. Только на ней резвилось не баскетбольное братство, а всего два человека. С ракетками в руках они гонялись за мячиком, ловко переправляя его через сетку. Игра называлась большой теннис. Участников я знал. Первым называю Келлера, тренера ряда видов спорта. А противостоял ему моложавый пан Ян Янович Плятер-Гаевский в ослепительно белой форме: шорты, безрукавка, тапочки. Был и судья - фехтовальщик Ю.Г. Корженевский.

  • Гордость Нуры 17.09.2020

    Директор крупнейшего зернового хозяйства Карагандинской области ТОО «Шахтерское» Георгий Прокоп 11 ноября отметит свой 70-летний юбилей. К сожалению, пандемия и карантинные ограничения вносят коррективы во все планы, в том числе и в праздничные.

#birgemiz