22 ноября 2016 года 840

Мой театр жив!

Автор: Наталья ПРУС

В зале Дома культуры глухих всегда аншлаг, когда на сцену выходят артисты Народного театра мимики и жеста. Неважно, дают ли трагикомедию А. Макаёнка «Трибунал» или «Женитьбу Досыма» по пьесе К. Аманжолова, а может, зрелищные сказки «Морозко», «Золушка», «Шахрезада» - зритель спешит за эмоциями и новыми ощущениями.

- Каково это быть единственным в Казахстане Народным театром мимики и жеста? - спрашиваю артистов, застав их на репетиции юмористической сценки «Хождение по зубу».
- А вы как думаете? Мы - последний оплот театрального искусства, - грустно шутят в ответ. - Не один год мы варимся в собственном соку, а это непросто, потому что нет конкурентов по жанру, гастролей, конкурсов, где можно было бы показать свое мастерство, поучиться у коллег по цеху. Программы нынешних фестивалей рассчитаны на ансамбли хореографические и жестового мимического пения, клоунские группы, и артисты этих коллективов ежегодно едут то в Алматы, Москву, Дубай. Мы же видим лишь сцену нашего родного Дома культуры глухих, надеясь быть услышанными, привлечь больше поклонников Мельпомены, вдохновить других на возрождение этого искусства.
- В далеком 1964 году, когда я впервые пришел в драмкружок, - вспоминает восьмидесятилетний актер Театра мимики и жеста Иван Петрович Гайдин, - в стране насчитывалось восемь коллективов. Карагандинцы репетировали в новеньком, только что выстроенном Доме культуры, ставили «Сорочинскую ярмарку», «Горячее сердце». Руководил любителями перевоплощаться художник кинотеатра «Родина». А потом мы захотели поучиться у настоящих профессионалов и обратились к выпускнице театральной студии при Пермском драмтеатре Тельме Федоренко, приехавшей в шахтерскую столицу и поступившей на сцену Театра имени К. Станиславского.
Энтузиазм глухих лицедеев, их желание совершенствоваться вдохновили служительницу Мельпомены. И уже с первым спектаклем «А зори здесь тихие…» ее подопечные выиграли республиканский конкурс, на который приехали представители драмкружков из Алм-Аты, Джамбула, Усть-Каменогорска, Кустаная, Чимкента, Кокчетава, Уральска. Это был большой успех в копилку становления будущего Народного театра мимики и жеста.

Проживая роли

Сегодня в театре 16 человек основного состава. Трижды в неделю они собираются на репетиции, невзирая на усталость и отсутствие свободного времени, плохую погоду, и нередко задерживаются допоздна, потому что ждут кого-нибудь после работы.
- Они не играют, они проживают свои роли, - поправляет меня нынешний режиссер труппы и актриса Русского драматического театра им. К.С. Станиславского Людмила Пекушева. - Взять, к примеру, Айгуль Тусупову. Она чувственная, пронзительная, глубокая, наполненная в любом образе, будь то задиристый пацаненок или молящаяся за сыновей Родина-мать. В спектакле «Сотворившая чудо» она играет учительницу слепоглухой девочки, сумевшую научить ее говорить.
- Эта постановка близка всем инвалидам, которые ждут чудес, - добавляет Айгуль. - А в действительности большинство их делается руками человека, терпеливого и любящего. Думаю, театр - разноцветные краски, которыми мы беремся раскрасить жизнь свою и других людей, живущих в тишине.
- Я люблю делать чудеса, - смеясь, подключается к беседе Виктор Гайдин. - Каждый Новый год с удовольствием наряжаюсь в Деда Мороза, чтобы поздравить публику и раздать подарки. Костюм достался в наследство от папы (Ивана Гайдина) и профессия тоже. Сначала попросили подменить его на одном спектакле, на другом, на третьем... А потом об этом стал просить я.
Мистер Келлер («Сотворившая чудо»), полицай Сыродоев («Трибунал»), Султан в «Шахрезаде» работает в ДК глухих дворником. Утром он приходит убрать территорию и остается до вечерней репетиции. Для него погружение в образ - своего рода отдушина от грустных мыслей настоящего, в котором невозможно прожить только на пособие по инвалидности третьей группы, и будущего, где без пенсионных отчислений достойной пенсии не увидишь.
А вот Ербола Токтарбаева радует популярность, которой его наградил театр. Его узнают пассажиры в поездах и электричках, где он, зарабатывая на жизнь, раздает художественную литературу, газеты и журналы, ведь на спектакли приходят не только карагандинцы, имеющие ограничения по слуху. Когда же остается время, он присаживается на свободное место в вагоне и учит роль.

Его Величество жест

Театр мимики и жеста невозможно представить без сурдопереводчика. Он - мост между режиссером и актерами и эталон выразительности и правильности жеста.
- В спектаклях много работаем над изображением слов, - говорит Татьяна Головченко. - Они должны быть узнаваемы со сцены, ведь главные наши зрители - люди с нарушением слуха. С каждым новым спектаклем в лексикон добавляются новые жесты. В «Трибунале», например, впервые узнали, что «фашист» - скрученные и перекрещенные указательные пальцы. Над этой сложной постановкой работали почти год, доводили до совершенства и артикуляцию. Некоторым актерам даже пришлось учить немецкую речь.
У нас все как в профессиональном театре - читаем и пересказываем сценарий, доходим до его сути. Разбираем головой каждую мизансцену, подключаем нутро. Большие роли запоминаются только благодаря частым репетициям.
Уникальность «говорящих рук» Тани Головченко, по мнению режиссера, заключается в том, что она может легко какое-нибудь замысловатое слово в драматургии заменить понятным равноценным.
Культурой жеста она в совершенстве овладела в Ленинградском политехникуме восстановительного центра Всесоюзного общества глухих. А когда устроилась переводчиком в ДК, красивую девушку заметили и привели в театр.
Теперь она - универсальная актриса и, если понадобится, сыграет моноспектакль во всех лицах, потому что как переводчик на репетициях все время с артистами, знает их роли, подстраховывает на спектаклях.
- Лирическим персонажам, - продолжает она, - предпочитаю комедийные. Люблю розыгрыши. Один из ярких, что испытала на себе, обернулся испытанием: на гастролях в сценке сватовства мне в рюмку налили совсем не бутафорскую водку.

Добро пожаловать!

В 26 лет в труппу пришел Александр Лапин, и с его появлением связывают присвоение театру звания народного. Своим оптимизмом и энергией он оживил коллектив. В Алматы в Доме народного творчества к карагандинским артистам долго присматривались, даже подшучивали, но, увидев спектакль, который на одном дыхании отыграли неслышащие инвалиды, кардинально изменили отношение.
- Саша - и драматический артист, и клоун, и художник, - подмечают его коллеги, - звезда трех искусств и мастер поднимать настроение. Он - инициатор создания при ДК глухих Театра клоунов «Браво», и хотя за его плечами более 20 самых разных персонажей - лирических, драматических, философских, второстепенных и главных, положительных и отрицательных, он остался скромным, застенчивым. Александр отлично владеет лобзиком, вырезает из дерева предметы быта, которые тут же дарит всем, рисует на нас дружеские шаржи.
- У каждого своя награда, - признается заслуженный артист Казахского общества глухих Александр Лапин. - Когда на спектакли приходят гости, сердце всегда учащенно бьется, как на экзамене. Но после первых аплодисментов успокаиваешься - язык театра доступен всем, и твои возможности здесь безграничны.
Я благодарен ДК глухих за то, что здесь встретил свою супругу Марину, переманив ее из танцевального кружка в театр.
- Вы берете всех желающих? - спрашиваю у Людмилы Пекушевой.
- А желание в нашем театре и есть самое необходимое качество. Стеснение и комплексы мешают глухим артистам выходить на сцену, раскрывать таланты. Но если внутри горит желание, преодолевается многое. Новенькая актриса театра Галя Дьяченко долго была просто благодарным зрителем, не пропуская ни одного спектакля, а недавно состоялась премьера сценки «Хождение по зубу», где она сыграла роль медсестры.

Талант нуждается в признании

- В чем секрет долголетия Карагандинского народного театра мимики и жеста?
- В людях. Театр - одна большая и дружная семья. Здесь всегда готовы помочь друг другу, ближнему.
Недавно в ДК глухих пришел молодой юноша Сагдат Кошкимбаев. Сестра искала ему учителя жестовой речи, и в больнице подсказали обратиться в клуб. Сагдат не учился в школе, не знал не только жестов, но и букв. Но сурдопереводчик Таня Головченко сразу начала с ним заниматься, а когда не успевала, подключались ее коллеги по театру. В такой команде юноша быстро научился писать, читать. Он оказался талантливым фокусником, которого приняли в Театр клоунов «Браво», и намерен, выучив жесты, выйти на сцену как драматический артист.
На наши спектакли часто приходят дети и молодежь, не имеющие ограничений по слуху. Приходят, чтобы прикоснуться к льющейся со сцены энергии искренности, смелости, доброты.
Нынешний театр - это постоянная труппа, полноценный репертуар, актуальные темы спектаклей. И главная задача, которую берут на себя артисты, - сказать со сцены миру и зрителям как можно больше добра. В планах - поставить на сцене «Одинокую яблоню» А. Оразбекова о судьбе матери, вырастившей своих детей, но оставшейся, по сути, одинокой. Публике нужен «болевой» театр: через сопереживание, слезы он задумывается о душе, нравственных ценностях.
Заслужить звание народного - то же самое, что дать театру жизнь. И раз в три года самодеятельные актеры выходят перед судьями-профессионалами, чтобы в очередной раз сказать: «Мы живы». Они не получают зарплату за свой труд, но не перестают мечтать о гастролях. Талант нуждается в признании.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Проклятие дома Альбы 20.09.2018

    В кругу друзей или родных мы можем обсуждать какие угодно темы, но если они выносятся на всеобщее обозрение в кинематографе или театре, то оказываемся к этому не готовы. Спектакль «Андалузское проклятие» - один из таких: карагандинский зритель, похоже, разделился на два лагеря, один из которых постановку принял, другой - нет. Гастроли Алматинского государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова в Караганде завершены. Последней в стенах Театра им. К.С. Станиславского была показана пьеса в двух действиях «Андалузское проклятие (Дом Бернарды Альбы)».

  • Юбилей с выездом 20.09.2018

    Очередной театральный сезон в Драматическом театре имени С. Сейфуллина начался с нашумевшего спектакля «Фариза и Мукагали» о духовной близости двух выдающихся поэтов. Эта довольно свежая работа прошлого сезона уже успела завоевать популярность у карагандинского зрителя.

  • Черно-белая невесомость 18.09.2018

    Кто-то назвал их резными салфетками, кто-то трафаретиками - но то, что легкие утонченные картины из бумаги, безусловно, очень кропотливая и трудоемкая работа, отрицать нельзя. Молодая художница Елена Кондратьева представила более 50 работ на своей первой серьезной выставке в Карагандинском музее ИЗО. Все экспонаты выполнены в достаточно редкой манере исполнения - вырезании. Основным материалом для художницы является бумага. На создание ее произведений натолкнули случайно увиденные фото работ с сайта Pinterest. Техника ажурной вырезки по бумаге на просторах интернета известна как Papercut. А сама ажурная вырезка пришла к нам с Дальнего Востока - Китая, Японии, Кореи. Не случайно автор поддерживает тесную творческую дружбу с Институтом Конфуция при Карагандинском государственном техническом университете; часть выставочных работ предоставлена этим учреждением.

  • Когда звёзды зажигаются 18.09.2018

    Авторов для выставки молодых художников, которая открылась в областном музее изобразительного искусства, кураторы выбирали точечно, в том числе через социальные сети. В итоге зал музея наполнился самыми разными по стилю полотнами и скульптурами, с которыми действительно стоит ознакомиться. Сотрудники музея Александр Гехт и Виктория Храпко не впервые курируют экспозицию в тандеме и в этот раз активно искали новые имена. Поиск дал свои плоды: почти две трети из представленных авторов стали дебютантами, а поздравить их с выставкой собралось немало людей. 

  • Открытие чувств 15.09.2018

    Ее абстрактные картины называют праздником единения, согласия и гармонии. Названия - романтичные: «Осень на двоих», «Уходящий день», «Доброе утро», «Нежность», «Парк сновидений». Отдых для глаз и души, покой сознания - все это картины карагандинской художницы Фании Исламовой. Фания Якубовна состоит в Союзе художников с 1990 года, пишет тематические картины, чувственные пейзажи и яркие натюрморты. Она родилась в Караганде в сентябре, а высшее образование получила в художественном училище Казани, окончив его в 1980 году.

  • И страшно, и смешно 13.09.2018

    К кому уж точно применительно выражение «живет на сцене», так это к артистам Государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова: наблюдать их в спектаклях - удовольствие. Гастроли театра в Караганде начались в прошлую пятницу спектаклем «Ужин с дураком», продолжились «Отелем двух миров» и завершатся «Андалузским проклятием». Если во время просмотра фильма или спектакля порой отвлекаешься на закулисные вопросы вроде «А как артист это репетировал?», «А как это еще можно было сыграть?», то во время спектаклей театра им. М. Лермонтова со мной такого не происходило. На комедии «Ужин с дураком» по пьесе современного французского режиссера и сценариста Франсиса Вебера в зале театра им. К.С. Станиславского каждые пять минут со сцены раздавалась шутка, вызывавшая не просто робкий смех, а хохот от души.

  • Проверено зрителем 11.09.2018

    На пресс-конференции артисты Алматинского государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова ведут себя легко и открыто: корпоративная культура в их коллективе свободная, что видно и по общению, и по добрым шуткам друг о друге. Театр приехал в Караганду со спектаклями, которые на этой неделе идут в стенах Русского драматического театра им. К.С. Станиславского.

  • Истоки мелодий 11.09.2018

    Клуб композиторов Карагандинской области, организованный 5 октября 1975 года при Дворце культуры горняков, активен по сегодняшний день. Такой же стаж в нашей области имеют только шахтерский ансамбль и шахтерский хор. Это неотъемлемая часть истории нашей области. В давние 30-70-е годы строилась шахтерская Караганда, формировались организации по культуре и образованию, был построен первый Дворец культуры горняков, открывались школы и музеи. Многие ценности были созданы благодаря инициативным гражданам, которые со своими проектами шли впереди всех, видели будущее и вели за собой таких же увлеченных, одержимых энтузиастов своего дела.