22 ноября 2016 года 583

Мой театр жив!

Автор: Наталья ПРУС

В зале Дома культуры глухих всегда аншлаг, когда на сцену выходят артисты Народного театра мимики и жеста. Неважно, дают ли трагикомедию А. Макаёнка «Трибунал» или «Женитьбу Досыма» по пьесе К. Аманжолова, а может, зрелищные сказки «Морозко», «Золушка», «Шахрезада» - зритель спешит за эмоциями и новыми ощущениями.

- Каково это быть единственным в Казахстане Народным театром мимики и жеста? - спрашиваю артистов, застав их на репетиции юмористической сценки «Хождение по зубу».
- А вы как думаете? Мы - последний оплот театрального искусства, - грустно шутят в ответ. - Не один год мы варимся в собственном соку, а это непросто, потому что нет конкурентов по жанру, гастролей, конкурсов, где можно было бы показать свое мастерство, поучиться у коллег по цеху. Программы нынешних фестивалей рассчитаны на ансамбли хореографические и жестового мимического пения, клоунские группы, и артисты этих коллективов ежегодно едут то в Алматы, Москву, Дубай. Мы же видим лишь сцену нашего родного Дома культуры глухих, надеясь быть услышанными, привлечь больше поклонников Мельпомены, вдохновить других на возрождение этого искусства.
- В далеком 1964 году, когда я впервые пришел в драмкружок, - вспоминает восьмидесятилетний актер Театра мимики и жеста Иван Петрович Гайдин, - в стране насчитывалось восемь коллективов. Карагандинцы репетировали в новеньком, только что выстроенном Доме культуры, ставили «Сорочинскую ярмарку», «Горячее сердце». Руководил любителями перевоплощаться художник кинотеатра «Родина». А потом мы захотели поучиться у настоящих профессионалов и обратились к выпускнице театральной студии при Пермском драмтеатре Тельме Федоренко, приехавшей в шахтерскую столицу и поступившей на сцену Театра имени К. Станиславского.
Энтузиазм глухих лицедеев, их желание совершенствоваться вдохновили служительницу Мельпомены. И уже с первым спектаклем «А зори здесь тихие…» ее подопечные выиграли республиканский конкурс, на который приехали представители драмкружков из Алм-Аты, Джамбула, Усть-Каменогорска, Кустаная, Чимкента, Кокчетава, Уральска. Это был большой успех в копилку становления будущего Народного театра мимики и жеста.

Проживая роли

Сегодня в театре 16 человек основного состава. Трижды в неделю они собираются на репетиции, невзирая на усталость и отсутствие свободного времени, плохую погоду, и нередко задерживаются допоздна, потому что ждут кого-нибудь после работы.
- Они не играют, они проживают свои роли, - поправляет меня нынешний режиссер труппы и актриса Русского драматического театра им. К.С. Станиславского Людмила Пекушева. - Взять, к примеру, Айгуль Тусупову. Она чувственная, пронзительная, глубокая, наполненная в любом образе, будь то задиристый пацаненок или молящаяся за сыновей Родина-мать. В спектакле «Сотворившая чудо» она играет учительницу слепоглухой девочки, сумевшую научить ее говорить.
- Эта постановка близка всем инвалидам, которые ждут чудес, - добавляет Айгуль. - А в действительности большинство их делается руками человека, терпеливого и любящего. Думаю, театр - разноцветные краски, которыми мы беремся раскрасить жизнь свою и других людей, живущих в тишине.
- Я люблю делать чудеса, - смеясь, подключается к беседе Виктор Гайдин. - Каждый Новый год с удовольствием наряжаюсь в Деда Мороза, чтобы поздравить публику и раздать подарки. Костюм достался в наследство от папы (Ивана Гайдина) и профессия тоже. Сначала попросили подменить его на одном спектакле, на другом, на третьем... А потом об этом стал просить я.
Мистер Келлер («Сотворившая чудо»), полицай Сыродоев («Трибунал»), Султан в «Шахрезаде» работает в ДК глухих дворником. Утром он приходит убрать территорию и остается до вечерней репетиции. Для него погружение в образ - своего рода отдушина от грустных мыслей настоящего, в котором невозможно прожить только на пособие по инвалидности третьей группы, и будущего, где без пенсионных отчислений достойной пенсии не увидишь.
А вот Ербола Токтарбаева радует популярность, которой его наградил театр. Его узнают пассажиры в поездах и электричках, где он, зарабатывая на жизнь, раздает художественную литературу, газеты и журналы, ведь на спектакли приходят не только карагандинцы, имеющие ограничения по слуху. Когда же остается время, он присаживается на свободное место в вагоне и учит роль.

Его Величество жест

Театр мимики и жеста невозможно представить без сурдопереводчика. Он - мост между режиссером и актерами и эталон выразительности и правильности жеста.
- В спектаклях много работаем над изображением слов, - говорит Татьяна Головченко. - Они должны быть узнаваемы со сцены, ведь главные наши зрители - люди с нарушением слуха. С каждым новым спектаклем в лексикон добавляются новые жесты. В «Трибунале», например, впервые узнали, что «фашист» - скрученные и перекрещенные указательные пальцы. Над этой сложной постановкой работали почти год, доводили до совершенства и артикуляцию. Некоторым актерам даже пришлось учить немецкую речь.
У нас все как в профессиональном театре - читаем и пересказываем сценарий, доходим до его сути. Разбираем головой каждую мизансцену, подключаем нутро. Большие роли запоминаются только благодаря частым репетициям.
Уникальность «говорящих рук» Тани Головченко, по мнению режиссера, заключается в том, что она может легко какое-нибудь замысловатое слово в драматургии заменить понятным равноценным.
Культурой жеста она в совершенстве овладела в Ленинградском политехникуме восстановительного центра Всесоюзного общества глухих. А когда устроилась переводчиком в ДК, красивую девушку заметили и привели в театр.
Теперь она - универсальная актриса и, если понадобится, сыграет моноспектакль во всех лицах, потому что как переводчик на репетициях все время с артистами, знает их роли, подстраховывает на спектаклях.
- Лирическим персонажам, - продолжает она, - предпочитаю комедийные. Люблю розыгрыши. Один из ярких, что испытала на себе, обернулся испытанием: на гастролях в сценке сватовства мне в рюмку налили совсем не бутафорскую водку.

Добро пожаловать!

В 26 лет в труппу пришел Александр Лапин, и с его появлением связывают присвоение театру звания народного. Своим оптимизмом и энергией он оживил коллектив. В Алматы в Доме народного творчества к карагандинским артистам долго присматривались, даже подшучивали, но, увидев спектакль, который на одном дыхании отыграли неслышащие инвалиды, кардинально изменили отношение.
- Саша - и драматический артист, и клоун, и художник, - подмечают его коллеги, - звезда трех искусств и мастер поднимать настроение. Он - инициатор создания при ДК глухих Театра клоунов «Браво», и хотя за его плечами более 20 самых разных персонажей - лирических, драматических, философских, второстепенных и главных, положительных и отрицательных, он остался скромным, застенчивым. Александр отлично владеет лобзиком, вырезает из дерева предметы быта, которые тут же дарит всем, рисует на нас дружеские шаржи.
- У каждого своя награда, - признается заслуженный артист Казахского общества глухих Александр Лапин. - Когда на спектакли приходят гости, сердце всегда учащенно бьется, как на экзамене. Но после первых аплодисментов успокаиваешься - язык театра доступен всем, и твои возможности здесь безграничны.
Я благодарен ДК глухих за то, что здесь встретил свою супругу Марину, переманив ее из танцевального кружка в театр.
- Вы берете всех желающих? - спрашиваю у Людмилы Пекушевой.
- А желание в нашем театре и есть самое необходимое качество. Стеснение и комплексы мешают глухим артистам выходить на сцену, раскрывать таланты. Но если внутри горит желание, преодолевается многое. Новенькая актриса театра Галя Дьяченко долго была просто благодарным зрителем, не пропуская ни одного спектакля, а недавно состоялась премьера сценки «Хождение по зубу», где она сыграла роль медсестры.

Талант нуждается в признании

- В чем секрет долголетия Карагандинского народного театра мимики и жеста?
- В людях. Театр - одна большая и дружная семья. Здесь всегда готовы помочь друг другу, ближнему.
Недавно в ДК глухих пришел молодой юноша Сагдат Кошкимбаев. Сестра искала ему учителя жестовой речи, и в больнице подсказали обратиться в клуб. Сагдат не учился в школе, не знал не только жестов, но и букв. Но сурдопереводчик Таня Головченко сразу начала с ним заниматься, а когда не успевала, подключались ее коллеги по театру. В такой команде юноша быстро научился писать, читать. Он оказался талантливым фокусником, которого приняли в Театр клоунов «Браво», и намерен, выучив жесты, выйти на сцену как драматический артист.
На наши спектакли часто приходят дети и молодежь, не имеющие ограничений по слуху. Приходят, чтобы прикоснуться к льющейся со сцены энергии искренности, смелости, доброты.
Нынешний театр - это постоянная труппа, полноценный репертуар, актуальные темы спектаклей. И главная задача, которую берут на себя артисты, - сказать со сцены миру и зрителям как можно больше добра. В планах - поставить на сцене «Одинокую яблоню» А. Оразбекова о судьбе матери, вырастившей своих детей, но оставшейся, по сути, одинокой. Публике нужен «болевой» театр: через сопереживание, слезы он задумывается о душе, нравственных ценностях.
Заслужить звание народного - то же самое, что дать театру жизнь. И раз в три года самодеятельные актеры выходят перед судьями-профессионалами, чтобы в очередной раз сказать: «Мы живы». Они не получают зарплату за свой труд, но не перестают мечтать о гастролях. Талант нуждается в признании.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Танцующий смычок 15.02.2018

    В Концертном зале «Шалкыма» прошел концерт виртуоза-скрипача из Москвы Александра Тростянского. Он уже в шестой раз приводит публику нашего города в восторг, а первое его выступление в Караганде состоялось в 1988 году.

  • На крыльях вдохновения 15.02.2018

    Землячку поэта Мукагали Макатаева и лауреата республиканских конкурсов в области литературы уже пятый год приглашают в Караганду, и только сейчас она решилась сюда приехать. В день рождения Макатаева поэтесса встретилась с карагандинскими любителями поэзии в областной библиотеке имени Н. Гоголя.

  • Их связала музыка 13.02.2018

    В рамках программы «Рухани жаңғыру» своеобразную музыкальную паузу для педагогов школы искусств Балхаша устроили их благодарные выпускники. Обычно на отчетных мероприятиях преподаватели остаются за кулисами, но на этот раз они заняли зрительские места.

  • Две светлых повести 10.02.2018

    В чем заключается синергия двух абсолютно разных судеб творческих людей? Об этом и многом другом в репетиционном зале Театра имени С. Сейфуллина мы разговариваем с известным астанинским режиссером, заслуженным деятелем РК Нурланом Жуманиязовым.

  • Взрыв цвета 03.02.2018

    Ему нравятся непонятные, размытые работы, чтобы все было в подтеках - со смешением жанров и направлений. Как и вся творческая молодежь, Александр Клоков стремится придумать что-то новое, но так как в нашем современном мире это практически уже невозможно, обращается к эклектике в искусстве, что позволяет ему держаться на волне и быть востребованным.

  • Великолепный Бони 01.02.2018

    Очередной театральный четверг в Академическом театре музыкальной комедии познакомил карагандинцев с артистом-вокалистом, дипломантом международного фестиваля Виктором Игушкиным, который трудится в театре с 1999 года после окончания колледжа искусств им. Таттимбета.

  • Слово о мыслителе 30.01.2018

    Премьеры отечественных художественных фильмов в кинотеатре «Сарыжайлау» уже стали традицией. На днях здесь презентовали документальный фильм, посвященный 350-летию легендарного Казыбек би. К слову, главную роль исполнил артист Казахского драматического театра им. С. Сейфуллина Кайрат Кемалов, а картину оценил аким области Ерлан Кошанов.

     

  • Однажды в Куличовке 25.01.2018

    Аттракцион в двух сеансах по пьесе Нила Саймона «Дураки», премьера которого состоялась на днях в Русском драматическом театре им. К.С. Станиславского, работает безотказно. История учителя, попавшего в деревню дураков, кого-то рассмешит, а кого-то заставит крепко задуматься.

15 февраля - день вывода войск из Афганистана

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА и Линара ГАЛИМОВА