22 ноября 2016 года 450

Мой театр жив!

Автор: Наталья ПРУС

В зале Дома культуры глухих всегда аншлаг, когда на сцену выходят артисты Народного театра мимики и жеста. Неважно, дают ли трагикомедию А. Макаёнка «Трибунал» или «Женитьбу Досыма» по пьесе К. Аманжолова, а может, зрелищные сказки «Морозко», «Золушка», «Шахрезада» - зритель спешит за эмоциями и новыми ощущениями.

- Каково это быть единственным в Казахстане Народным театром мимики и жеста? - спрашиваю артистов, застав их на репетиции юмористической сценки «Хождение по зубу».
- А вы как думаете? Мы - последний оплот театрального искусства, - грустно шутят в ответ. - Не один год мы варимся в собственном соку, а это непросто, потому что нет конкурентов по жанру, гастролей, конкурсов, где можно было бы показать свое мастерство, поучиться у коллег по цеху. Программы нынешних фестивалей рассчитаны на ансамбли хореографические и жестового мимического пения, клоунские группы, и артисты этих коллективов ежегодно едут то в Алматы, Москву, Дубай. Мы же видим лишь сцену нашего родного Дома культуры глухих, надеясь быть услышанными, привлечь больше поклонников Мельпомены, вдохновить других на возрождение этого искусства.
- В далеком 1964 году, когда я впервые пришел в драмкружок, - вспоминает восьмидесятилетний актер Театра мимики и жеста Иван Петрович Гайдин, - в стране насчитывалось восемь коллективов. Карагандинцы репетировали в новеньком, только что выстроенном Доме культуры, ставили «Сорочинскую ярмарку», «Горячее сердце». Руководил любителями перевоплощаться художник кинотеатра «Родина». А потом мы захотели поучиться у настоящих профессионалов и обратились к выпускнице театральной студии при Пермском драмтеатре Тельме Федоренко, приехавшей в шахтерскую столицу и поступившей на сцену Театра имени К. Станиславского.
Энтузиазм глухих лицедеев, их желание совершенствоваться вдохновили служительницу Мельпомены. И уже с первым спектаклем «А зори здесь тихие…» ее подопечные выиграли республиканский конкурс, на который приехали представители драмкружков из Алм-Аты, Джамбула, Усть-Каменогорска, Кустаная, Чимкента, Кокчетава, Уральска. Это был большой успех в копилку становления будущего Народного театра мимики и жеста.

Проживая роли

Сегодня в театре 16 человек основного состава. Трижды в неделю они собираются на репетиции, невзирая на усталость и отсутствие свободного времени, плохую погоду, и нередко задерживаются допоздна, потому что ждут кого-нибудь после работы.
- Они не играют, они проживают свои роли, - поправляет меня нынешний режиссер труппы и актриса Русского драматического театра им. К.С. Станиславского Людмила Пекушева. - Взять, к примеру, Айгуль Тусупову. Она чувственная, пронзительная, глубокая, наполненная в любом образе, будь то задиристый пацаненок или молящаяся за сыновей Родина-мать. В спектакле «Сотворившая чудо» она играет учительницу слепоглухой девочки, сумевшую научить ее говорить.
- Эта постановка близка всем инвалидам, которые ждут чудес, - добавляет Айгуль. - А в действительности большинство их делается руками человека, терпеливого и любящего. Думаю, театр - разноцветные краски, которыми мы беремся раскрасить жизнь свою и других людей, живущих в тишине.
- Я люблю делать чудеса, - смеясь, подключается к беседе Виктор Гайдин. - Каждый Новый год с удовольствием наряжаюсь в Деда Мороза, чтобы поздравить публику и раздать подарки. Костюм достался в наследство от папы (Ивана Гайдина) и профессия тоже. Сначала попросили подменить его на одном спектакле, на другом, на третьем... А потом об этом стал просить я.
Мистер Келлер («Сотворившая чудо»), полицай Сыродоев («Трибунал»), Султан в «Шахрезаде» работает в ДК глухих дворником. Утром он приходит убрать территорию и остается до вечерней репетиции. Для него погружение в образ - своего рода отдушина от грустных мыслей настоящего, в котором невозможно прожить только на пособие по инвалидности третьей группы, и будущего, где без пенсионных отчислений достойной пенсии не увидишь.
А вот Ербола Токтарбаева радует популярность, которой его наградил театр. Его узнают пассажиры в поездах и электричках, где он, зарабатывая на жизнь, раздает художественную литературу, газеты и журналы, ведь на спектакли приходят не только карагандинцы, имеющие ограничения по слуху. Когда же остается время, он присаживается на свободное место в вагоне и учит роль.

Его Величество жест

Театр мимики и жеста невозможно представить без сурдопереводчика. Он - мост между режиссером и актерами и эталон выразительности и правильности жеста.
- В спектаклях много работаем над изображением слов, - говорит Татьяна Головченко. - Они должны быть узнаваемы со сцены, ведь главные наши зрители - люди с нарушением слуха. С каждым новым спектаклем в лексикон добавляются новые жесты. В «Трибунале», например, впервые узнали, что «фашист» - скрученные и перекрещенные указательные пальцы. Над этой сложной постановкой работали почти год, доводили до совершенства и артикуляцию. Некоторым актерам даже пришлось учить немецкую речь.
У нас все как в профессиональном театре - читаем и пересказываем сценарий, доходим до его сути. Разбираем головой каждую мизансцену, подключаем нутро. Большие роли запоминаются только благодаря частым репетициям.
Уникальность «говорящих рук» Тани Головченко, по мнению режиссера, заключается в том, что она может легко какое-нибудь замысловатое слово в драматургии заменить понятным равноценным.
Культурой жеста она в совершенстве овладела в Ленинградском политехникуме восстановительного центра Всесоюзного общества глухих. А когда устроилась переводчиком в ДК, красивую девушку заметили и привели в театр.
Теперь она - универсальная актриса и, если понадобится, сыграет моноспектакль во всех лицах, потому что как переводчик на репетициях все время с артистами, знает их роли, подстраховывает на спектаклях.
- Лирическим персонажам, - продолжает она, - предпочитаю комедийные. Люблю розыгрыши. Один из ярких, что испытала на себе, обернулся испытанием: на гастролях в сценке сватовства мне в рюмку налили совсем не бутафорскую водку.

Добро пожаловать!

В 26 лет в труппу пришел Александр Лапин, и с его появлением связывают присвоение театру звания народного. Своим оптимизмом и энергией он оживил коллектив. В Алматы в Доме народного творчества к карагандинским артистам долго присматривались, даже подшучивали, но, увидев спектакль, который на одном дыхании отыграли неслышащие инвалиды, кардинально изменили отношение.
- Саша - и драматический артист, и клоун, и художник, - подмечают его коллеги, - звезда трех искусств и мастер поднимать настроение. Он - инициатор создания при ДК глухих Театра клоунов «Браво», и хотя за его плечами более 20 самых разных персонажей - лирических, драматических, философских, второстепенных и главных, положительных и отрицательных, он остался скромным, застенчивым. Александр отлично владеет лобзиком, вырезает из дерева предметы быта, которые тут же дарит всем, рисует на нас дружеские шаржи.
- У каждого своя награда, - признается заслуженный артист Казахского общества глухих Александр Лапин. - Когда на спектакли приходят гости, сердце всегда учащенно бьется, как на экзамене. Но после первых аплодисментов успокаиваешься - язык театра доступен всем, и твои возможности здесь безграничны.
Я благодарен ДК глухих за то, что здесь встретил свою супругу Марину, переманив ее из танцевального кружка в театр.
- Вы берете всех желающих? - спрашиваю у Людмилы Пекушевой.
- А желание в нашем театре и есть самое необходимое качество. Стеснение и комплексы мешают глухим артистам выходить на сцену, раскрывать таланты. Но если внутри горит желание, преодолевается многое. Новенькая актриса театра Галя Дьяченко долго была просто благодарным зрителем, не пропуская ни одного спектакля, а недавно состоялась премьера сценки «Хождение по зубу», где она сыграла роль медсестры.

Талант нуждается в признании

- В чем секрет долголетия Карагандинского народного театра мимики и жеста?
- В людях. Театр - одна большая и дружная семья. Здесь всегда готовы помочь друг другу, ближнему.
Недавно в ДК глухих пришел молодой юноша Сагдат Кошкимбаев. Сестра искала ему учителя жестовой речи, и в больнице подсказали обратиться в клуб. Сагдат не учился в школе, не знал не только жестов, но и букв. Но сурдопереводчик Таня Головченко сразу начала с ним заниматься, а когда не успевала, подключались ее коллеги по театру. В такой команде юноша быстро научился писать, читать. Он оказался талантливым фокусником, которого приняли в Театр клоунов «Браво», и намерен, выучив жесты, выйти на сцену как драматический артист.
На наши спектакли часто приходят дети и молодежь, не имеющие ограничений по слуху. Приходят, чтобы прикоснуться к льющейся со сцены энергии искренности, смелости, доброты.
Нынешний театр - это постоянная труппа, полноценный репертуар, актуальные темы спектаклей. И главная задача, которую берут на себя артисты, - сказать со сцены миру и зрителям как можно больше добра. В планах - поставить на сцене «Одинокую яблоню» А. Оразбекова о судьбе матери, вырастившей своих детей, но оставшейся, по сути, одинокой. Публике нужен «болевой» театр: через сопереживание, слезы он задумывается о душе, нравственных ценностях.
Заслужить звание народного - то же самое, что дать театру жизнь. И раз в три года самодеятельные актеры выходят перед судьями-профессионалами, чтобы в очередной раз сказать: «Мы живы». Они не получают зарплату за свой труд, но не перестают мечтать о гастролях. Талант нуждается в признании.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Культурная экспедиция 21.10.2017

    Есть у Амантая Ибраева мечта - сделать театр как можно более атмосферным местом. Руководитель Академического театра музыкальной комедии делится: приятная театральная традиция - выпить до начала спектакля чашечку кофе, прогуляться по фойе, изучить галерею. Но наша беседа - не только об этом, но и об успешных гастролях, которые состоялись в начале нового сезона.

  • Переливы мелодий и языка 19.10.2017

    Непродолжительными были в нашем городе гастроли Буинского государственного татарского драматического театра из России. Но два вечерних спектакля и гала-концерт преподнесли зрителям не только массу впечатлений, но и общение с носителями языка. Анвар Керейбаев, руководитель областного татаро-башкирского культурного центра «Ихлас», рассказал о знакомствах, которые состоялись на юбилейном конгрессе татар, проходившем пару месяцев назад в Казани: именно там была достигнута договоренность о более тесном сотрудничестве с театрами Татарстана. И вот первая ласточка - гастроли театра с вековой историей, давними традициями. 

  • Таланты без границ 17.10.2017

    20-й областной фестиваль «Жан шуағы» («Творчество души») для людей с ограниченными возможностями собрал во Дворце культуры горняков г. Караганды более 200 участников. Приехали не только жители областного центра, но и из Темиртау, Жезказгана, Балхаша, Сарани, Шахтинска, Абайского района. Отбор лучших номеров проходил с мая по сентябрь.

  • Наш «Ревизор» в Алматы 14.10.2017

    На гастролях в Алматы побывали артисты Карагандинского русского драматического театра им. К.С. Станиславского. В южной столице наших земляков принимал Театр юного зрителя им. Н. Сац, где уже в первый день выступления не хватало свободных мест. Руководитель Русского драматического театра им. К.С. Станиславского Дунай Еспаев впервые отправился в Алматы в качестве директора и отмечает: в очередной раз убедился в том, что наши артисты - в отличной форме.

  • Музыка детства 14.10.2017

    «Бала дауысы» - самый масштабный детский музыкальный конкурс, проводимый Фондом «Жандану әлемі» при поддержке Министерства культуры и спорта РК, Фонда Первого Президента РК. Главные цели конкурса - выявление и поддержка творчески одаренных детей в возрасте от 7 до 13 лет, создание новых детских песен и их распространение.

  • Яркий финал осени 12.10.2017

    В конце ноября в нашем городе пройдет VII Международный фестиваль оперетты и мюзикла «ДосStar». Ежегодно он приносит знакомство с новыми именами, новыми театрами и показывает великолепие искрометного жанра. В программе фестиваля в этом году – выступление знаменитого Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии, имеющего 88-летнюю историю. О его популярности во все времена ходили легенды, а в блокадные дни Великой Отечественной войны он ни на один день не прекращал показа спектаклей. Работа коллектива в условиях непрерывных бомбежек и обстрелов, при отсутствии еды и тепла стала примером подлинного патриотизма и служения Родине. 

  • Шаг в необычность 10.10.2017

    В нашем городе успешно завершились гастроли Республиканского немецкого драматического театра из Алматы. Всего четыре вечерних спектакля были удивительными часами встречи с необычным, оригинальным прочтением классики и современности с точки зрения поколения ХХI века.

  • Ирландские выходные 26.09.2017

    Во Дворце культуры горняков собрались степ-группа «Алтын Батыр», алматинская студия ирландского танца «Rival» и британцы «Fusion Fighters». Концерту коллективов предшествовали мастер-классы с англичанами Крисом Нэшем, Кевином Гоублом и Джейми Ходжесом, прибывшими в Караганду с культурной миссией.