19 ноября 2016 года 1244

Когда на кону жизнь

Автор: Светлана СБРОДОВА

В плену 30-градусного мороза и плохих дорог оказались 20 пассажиров рейсового автобуса, водители легковушки и «КамАЗа». Последний, к слову, является виновником затора. Не справившись с управлением, грузовик съехал в кювет и частично перекрыл проезд общественному автотранспорту.

Оказалось, что там не успели расчистить трассу. Снежные заносы достигали почти метровой высоты, так что без поддержки «тяжелой артиллерии» не обойтись. Пробивать слипшуюся массу пришлось специализированной технике, которая есть на вооружении у «Казахавтодора». Минут за 15 она расчистила путь для спасателей. Благо помощь подоспела вовремя и никто серьезно не пострадал. Людей эвакуировали в теплую вахтовку и доставили в пункт обогрева. А там их уже поджидали сотрудники КОФ Общества Красного Полумесяца. Укутав в теплые пледы, заложников стихии напоили теплым чаем. От госпитализации они отказались.
Через пару минут стало известно, что недалеко от места ЧП терпят бедствие двое охотников. Жена одного из них позвонила в службу спасения и рассказала о случившемся. Тут уже пригодился новенький вездеход «ТРЭКОЛ». Поджимая лапы от холода, рвалась на помощь и трехгодовалая лабрадор Ника.
Так сотрудники управления и сил государственной системы гражданской защиты области на автодороге Пришахтинск - Темиртау сдавали экзамен на профпригодность. Республиканское командно-штабное учение «Қыс-2016» прошло успешно.
А спасателям действительно пришлось работать в реальных условиях. Несмотря на постановку сюжета, люди выложились по полной программе. Это отметил и заместитель акима области Андрей Ляпунов.
По его словам, готовность всех служб экстренного реагирования, команд поиска и спасения людей на хорошем уровне. Достойным смотрится и арсенал техники. Тут помимо всевозможных самосвалов, автогрейдеров, бульдозеров с тягачами, шнекороторных снегоочистителей есть вездеходы высокой проходимости и даже двухзвенный гусеничный снегоболотоход «Ужгур».
- Так получилось, что из-за сложных и суровых погодных условий пришлось мобилизовать все подразделения и средства для ликвидации ЧС, - сказал заместитель главы региона. - Прошлый зимний период показал проблемы, которые у нас имеются, в том числе и недостаточное количество уборочной техники у коммунальных и дорожных служб. Поэтому сейчас надо быть готовыми ко всему. От вашего профессионализма, умелых и слаженных действий зависит жизнь людей. Для этого ежегодно улучшается материально-техническое оснащение и формирование аварийно-спасательных служб. Смотр показал, что вы обучены и готовы к тому, чтобы вовремя прийти на помощь. От имени акима области благодарю все подразделения за активное участие и слаженность действий.
О том, что в таких ситуациях очень важно быть мобильными, говорит и начальник ДЧС Карагандинской области полковник Ибрагим Кульшимбаев. Нередко в спасательных операциях приходится взаимодействовать со всеми службами гражданской защиты области, ведь средств на высокопроходимую технику в достаточном количестве не всегда хватает. Благо недавно из областного бюджета были выделены 20 миллионов тенге на приобретение двух машин «ТРЭКОЛ».
- Час назад мне доложили, что нашли пропавшего мужчину, отправившегося на поиски лошадей в Каркаралинском районе, - говорит полковник. - Четверо суток он находился в машине, застряв на степной дороге. Пассажиров в легковушке было трое, но двое из них ушли. Сутки они добирались до зимовки отделения Едрей. А этот из-за своего веса не смог пройти по глубокому снегу. Он остался ждать помощи, а тут начались такие морозы. Чтобы не замерзнуть, мужчина сжег все горючее. Он серьезно пострадал, сейчас доставлен в больницу Егиндыбулака с признаками обморожения. Хотелось бы все районы обеспечить такой спецтехникой, чтобы вовремя приходить на помощь. Сейчас больше всего нуждаются в подобном транспорте в Каркаралинском, Шетском и Улытауском отделах ДЧС.
Неделю назад этот «ТРЭКОЛ» выручил и других заложников разыгравшейся метели. Они оказались запертыми снежными засовами в строительном вагончике недалеко от села Бесоба.
По словам сотрудника СПЧ №22 Темиртау Виталия Житикова, добираться по пересеченной местности к потерпевшим пришлось около пяти часов. Если бы пользовались вездеходом «Аса», время поисков затянулось. Прошлым летом, например, подвел и «КамАЗ», увязнув в солонце.
- У нас с собой в машине обязательно специальные приспособления, чтобы вытаскивать людей из покореженных автомобилей, - рассказывает спасатель. - Всегда есть разжимы, ножницы, паяльные лампы, факелы и прочее. С собой аптечка, мы оказываем первую медицинскую помощь. Знаете, когда находишь людей, радуешься, что они живы.
По словам начальника кинологического отделения ОСО ДЧС области Ольги Ошакбаевой, в штате у них исправно несут службу четыре питомца. На счету одного из них спасение человека. Собак каждый день тренируют, регулярно задействуют в спасательных операциях. Вот недавно две из них были в Бухаржырауском районе, искали пропавшего жителя поселка Астаховка. К сожалению, мужчина до сих пор не найден.
- В месяц у нас бывает по два-три выезда, - рассказывает кинолог. - Иногда приходится работать в сложных условиях. К счастью, за десять лет моей деятельности здесь самыми тяжелыми были для меня поиски людей после разрушения радиолокационной вышки «Дарьял-У». Тогда человеческие силы были на пределе, даже техника отказывала. Для нас главное, когда что-то не получается - не опускать руки, продолжать искать и надеяться до последнего момента, что человек окажется живым.
Студенту политехнического колледжа и волонтеру ОКП Никите Никитину тоже случалось возвращать к жизни пострадавших. Например, летом на Самаркандском водохранилище он бросился на помощь утопающему, а потом долго делал ему искусственное дыхание и приводил в чувства нашатырным спиртом. Его знания пригодились и в этих учениях, когда он отпаивал чаем застрявших в дороге людей.
К слову, только за последние сутки из-за ухудшения погодных условий сотрудники ДЧС регулярно выезжали на помощь пострадавшим. Так, например, эвакуировали 56 пассажиров, ехавших из Красноярска в Бишкек. Автобус сломался на автодороге Кызылорда - Павлодар. В село Аксу-Аюлы они эвакуировали двух пассажиров из неисправной иномарки. Помощи те ждали на автобане Алматы - Екатеринбург.
В Актогайском районе спасатели нашли пропавших мужчин, выехавших на тракторе с зимовки Бурикты Каркаралинского района в сторону села Актас Актогайского района. К счастью, они оказались здоровы и невредимы. И такими случаями сводки ДЧС пополняются ежечасно.

Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Второй фронт 05.05.2020

    По воспоминаниям врубмашиниста шахты № 1 Башира Нурмагамбетова, 22 июня в Караганде стоял ясный солнечный день: «Было три часа дня. Я, как обычно, вышел из шахты и пошел умываться. Вдруг страшная весть. Радио сообщило, что «фашистская Германия напала на нашу страну, на Советский Союз». Все замерли. Слушают радио, слышны вздохи и плач женщин. Беда пришла в каждый дом.

  • Из далеких встреч: Шаймардан Мезгильбаев 05.05.2020

    На фотографии - три знаковых человека, навсегда оставивших свои имена в летописи Каркаралинского района. Слева - Герой Советского Союза Мартбек Мамраев (1908-1989), рядом врач военных госпиталей Гулимжан Карсыбекова (1919-2008) и справа - воин и журналист Шаке Мезгильбаев (1924-1992).

  • Второй фронт 30.04.2020

    Во время Великой Отечественной войны Карагандинский бассейн выдал больше угля, чем за три с половиной предвоенных года. Это был непростой, но славный подвиг каждого шахтера. Но нередко горняки, особенно вновь прибывшие, из-за неустроенности покидали рабочее место.

  • Завтра была война… 23.04.2020

    С разбора полетов начался 1941 год. Предметом обсуждения стал доклад о состоянии треста «Карагандауголь». Для критики имелись веские основания.

  • Завтра была война… 21.04.2020

    Работа по изучению нового казахского алфавита и ликвидации безграмотности в 1941 году получила неудовлетворительную оценку. По информации обкома партии, в области насчитывалось всего 410 школ, восемь техникумов, четыре школ ФЗУ и рабфаков, один учительский институт.

  • Как Ащылыайрык стал Новой Узенкой 21.04.2020

    Согласно данным газеты «Акмолинские областные ведомости» от 4 марта 1909 года, официальная дата образования в Акмолинском уезде села Новая Узенка - 10 февраля 1909 года. Основали село переселенцы из Самарской губернии Новоузенского уезда Мало-Узенской волости. Первые из них прибыли сюда в 1907 году.

  • Завтра была война 18.04.2020

    В преддверии празднования 75-й годовщины Победы над фашизмом «ИК» начинает серию публикаций, посвященных истории нашего региона в это тяжелое время. Это рассказ о бессмертном подвиге людей, для которых тыл стал фронтом. Открывает цикл материал о Карагандинской области перед началом войны.

  • Всегда на посту 14.04.2020

    Первый начальник управления милиции был награжден... кавалерийской лошадью

Наша Караганда