19 ноября 2016 года 1456

За безъядерный мир

Автор: Анна СТРОКОВА

Голос слабеющей девочки за кадром, леденящий душу: «Создатель, почему ты отвернулся от нас?». Камера трясется - на экране возникает ядерный взрыв, а за ним следуют фото жертв. После того как зарисовка «Молитва Лейлы» заканчивается, в кинозал входят девушки со свечами в белых одеяниях.

В выставочном зале кинотеатра «Сарыжайлау» - выставка картин Карипбека Куюкова, активиста международного антиядерного движения. Там же вскоре покажут документальный фильм «Полигон».
Изучение этой трагической истории в моей школьной программе было стремительным, и мы не осознавали ужаса прошлого. Сейчас этому уделяется больше внимания - в 2016 году исполняется 25 лет со дня закрытия полигона. Этот год знаменателен еще одной датой: режиссеру Оразу Рымжанову, создавшему «Полигон», было бы 70. Оба этих повода послужили причиной, по которой кинотеатр совместно с областным управлением молодежной политики и областной юношеской библиотекой им. Ж. Бектурова провели двухдневный цикл мероприятий «Семипалатинский ядерный полигон - трагедия XX века».
Первым событием в этой серии стало возложение цветов к мемориальной доске отца режиссера - Маката Рымжанова, которое состоялось 10 ноября. На следующий день прошли мероприятия в библиотеке им. Ж. Бектурова и кинотеатре «Сарыжайлау».
- Задача нашей встречи в библиотеке направлена на то, чтобы молодое поколение знало о трагедии, которую пережили наши земляки, - поделилась вдова режиссера Салиха Рымжанова. - Мы виделись со студентами, и они не стеснялись задавать вопросы. Интересовались, что можно сделать, чтобы уберечь наш край от ядерных отходов.
Салиха Сералиевна не единственная, кто прибыл в Караганду. Вместе с ней наш город посетили однокурсники и друзья Ораза Макатовича: заслуженный деятель РК, профессор кафедры искусствоведения столичной Академии искусств Бауыржан Ногербек, профессор кафедры кино и телевидения Академии искусств, режиссер и продюсер Сламбек Тауекелов и дочь писателя Калижана Бекхожина Гульжахан.
Ораз Рымжанов снял более 60 документальных фильмов, среди которых - «Саты. Хроника тихого села», «Вторая профессия», «Симфония синих гор» и «Полигон» (получивший Государственную премию РК). Режиссер работал над созданием кинотрилогии «Мустафа Шокай», состоял в Союзе кинематографистов СССР, будучи лауреатом Государственной премии РК, награжденным орденом «Құрмет» и удостоенным общенациональной премии «Тарлан». Его не стало в 2001 году.
- Он был гражданином, который мог отстоять свою точку зрения, - вспоминала Салиха Рымжанова. - Родом из Караганды, он начинал фотокорреспондентом в «Индустриальной Караганде», и это была его первая запись в трудовой книжке. Он посещал любительскую киностудию при Дворце культуры горняков. Когда Ораз поехал поступать во ВГИК, его не приняли, на второй год - тоже. На третий раз его поступлению способствовал советский кинорежиссер Борис Волчек, наблюдавший за его успехами и видевший в нем потенциал. Ораз поступил. И еще даже не окончив ВГИК, он начал работать кинодокументалистом на «Казахфильме».
- Мы вместе учились, но на разных специальностях, - добавил Сламбек Тауекелов. - С тех пор вместе шли по жизни, дружили семьями. Он заканчивал вуз как кинооператор, стремительно рос в творческом плане, жил, опережая время.
- Однажды я проводила урок, это был 1979 год, - продолжила Салиха Сералиевна. - И вот над зданием нашей школы раздается звук вертолета: смотрю - на его ножке стоит парень, снимает, а рядом с нашей школой - детский больничный городок. Прихожу вечером с работы: «Ораз, представляешь, какой-то отчаянный снимал панораму городка!». Он ответил: «Этот отчаянный - твой супруг!». Сесть на ножку вертолета, еще и с камерой - мало ли, качнет... В Караганде Ораз снимал много сюжетов: от шахт до воздушного пространства - все было в его объективе.
Мой знакомый как-то пошутил: «Жена - журналист, и что у меня есть она, что ее нет...». У оператора работа такая же, особенно у кинодокументалиста, согласилась Салиха Рымжанова. Ораз Макатович объездил весь Казахстан, и однажды супруги подсчитали: из 12 месяцев в пути он проводил девять.
Фильм Рымжанова «Полигон» считается большим событием нашей документалистики. Сламбек Тауекелов описал его по-своему:
- Это отличная кинопублицистика, - уточнил режиссер и продюсер. - Безусловно, не без участия Олжаса Сулейменова фильм увидел свет в 1989 году. Олжас Омарович выдвигался в депутаты и собирался выступить на телевидении с предвыборной программой, но накануне случился взрыв, плановое испытание атомной бомбы. Сулейменов обратился ко всем неравнодушным, пригласив к зданию Союза писателей, и Ораз тоже отправился туда - снимать митинг. С этого и начался «Полигон» - с движения «Невада - Семипалатинск».
Ораз Рымжанов специально показал свой фильм в Доме кино, рассказала Салиха Сералиевна. Пока человек не увидит тяжелые кадры последствий ядерных взрывов, пока не воспримет информацию визуально, до конца не поймет этих ужасов, считает она. Но сила фильма «Полигон» не только в этом: здесь каждый факт о пострадавших комментируют медики - картина обретает еще большую убедительность.
И пока в выставочном зале продолжался показ «Полигона», в кинозале «Сарыжайлау» демонстрировали фильм о самом Оразе Рымжанове под названием «Вижу добрых людей».

Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Мимолетность момента 16.02.2019

    Дрессировка кошек, работа на руднике, преподавание, лаборатория телевидения и только потом - фотография. Считается, что в идеале начинать надо с последнего, чтобы прийти к съемке видео, но у Тимура Кудеринова получилось все наоборот. С фотокамерой на «ты» он уже почти 10 лет.

  • Прекрасная Елена 16.02.2019

    Проект руководителя Карагандинского академического театра музыкальной комедии «Театральный четверг» оправдал себя с лихвой. И теперь зрители, когда смотрят спектакли, видят и узнают на сцене артистов, с которыми они ближе познакомились в один из вечеров на камерной сцене студии кукол «Буратино».

  • От уголька - к электричеству 16.02.2019

    В музее памяти жертв политических репрессий поселка Долинка проходит выставка «День рождения утюга».

  • Родное место 16.02.2019

    Солист-инструменталист ансамбля «Арай» Александр Севостьянов - коренной карагандинец и в свое время жил еще в Старом городе: рядом здесь были шахты, и именно это место считалось центром города. От 15-го магазина до самого вокзала была голая степь, но уже высаживали много деревьев, которые теперь защищают нас от ветров и буранов.

  • Поэты идут в театр 12.02.2019

    В минувшую пятницу зрителей, пришедших в Русский драматический театр им. К.С. Станиславского, перед спектаклем «Где? В Караганде!» ждал сюрприз. В фойе театра поэты творческой студии «Твой остров» читали свои стихотворения.

  • Чудесный сад 09.02.2019

    Жили некогда два друга-бедняка Асан и Хасен. Асан обрабатывал клочок земли, Хасен пас свое маленькое стадо, и так добывали они себе скудное пропитание. Оба друга были вдовцами, но у Асана была красивая и ласковая дочь - его утешение, а у Хасена сильный и послушный сын - его надежда.

  • Музыкальный триумф 09.02.2019

    Творческий вечер казахстанского композитора Хабибуллы Сетекова прошел в «Шалкыме». Этого профессионала высокого уровня прекрасно знают в Казахстане и мировом музыкальном сообществе. Первое знакомство с его произведениями состоялось в Израиле в 1991 году, где до сих пор восторженно играют его «Чапаят».

  • «Счастливая» поэзия 07.02.2019

    В областной библиотеке им. Н.В. Гоголя прошла встреча с российским поэтом Юрием Москалевым. Он рассказал о краткой антологии мировой поэзии «Стихи о счастье», над которой работал три года. Туда вошли, к слову, произведения Абая Кунанбаева.