19 ноября 2016 года 1194

За безъядерный мир

Автор: Анна СТРОКОВА

Голос слабеющей девочки за кадром, леденящий душу: «Создатель, почему ты отвернулся от нас?». Камера трясется - на экране возникает ядерный взрыв, а за ним следуют фото жертв. После того как зарисовка «Молитва Лейлы» заканчивается, в кинозал входят девушки со свечами в белых одеяниях.

В выставочном зале кинотеатра «Сарыжайлау» - выставка картин Карипбека Куюкова, активиста международного антиядерного движения. Там же вскоре покажут документальный фильм «Полигон».
Изучение этой трагической истории в моей школьной программе было стремительным, и мы не осознавали ужаса прошлого. Сейчас этому уделяется больше внимания - в 2016 году исполняется 25 лет со дня закрытия полигона. Этот год знаменателен еще одной датой: режиссеру Оразу Рымжанову, создавшему «Полигон», было бы 70. Оба этих повода послужили причиной, по которой кинотеатр совместно с областным управлением молодежной политики и областной юношеской библиотекой им. Ж. Бектурова провели двухдневный цикл мероприятий «Семипалатинский ядерный полигон - трагедия XX века».
Первым событием в этой серии стало возложение цветов к мемориальной доске отца режиссера - Маката Рымжанова, которое состоялось 10 ноября. На следующий день прошли мероприятия в библиотеке им. Ж. Бектурова и кинотеатре «Сарыжайлау».
- Задача нашей встречи в библиотеке направлена на то, чтобы молодое поколение знало о трагедии, которую пережили наши земляки, - поделилась вдова режиссера Салиха Рымжанова. - Мы виделись со студентами, и они не стеснялись задавать вопросы. Интересовались, что можно сделать, чтобы уберечь наш край от ядерных отходов.
Салиха Сералиевна не единственная, кто прибыл в Караганду. Вместе с ней наш город посетили однокурсники и друзья Ораза Макатовича: заслуженный деятель РК, профессор кафедры искусствоведения столичной Академии искусств Бауыржан Ногербек, профессор кафедры кино и телевидения Академии искусств, режиссер и продюсер Сламбек Тауекелов и дочь писателя Калижана Бекхожина Гульжахан.
Ораз Рымжанов снял более 60 документальных фильмов, среди которых - «Саты. Хроника тихого села», «Вторая профессия», «Симфония синих гор» и «Полигон» (получивший Государственную премию РК). Режиссер работал над созданием кинотрилогии «Мустафа Шокай», состоял в Союзе кинематографистов СССР, будучи лауреатом Государственной премии РК, награжденным орденом «Құрмет» и удостоенным общенациональной премии «Тарлан». Его не стало в 2001 году.
- Он был гражданином, который мог отстоять свою точку зрения, - вспоминала Салиха Рымжанова. - Родом из Караганды, он начинал фотокорреспондентом в «Индустриальной Караганде», и это была его первая запись в трудовой книжке. Он посещал любительскую киностудию при Дворце культуры горняков. Когда Ораз поехал поступать во ВГИК, его не приняли, на второй год - тоже. На третий раз его поступлению способствовал советский кинорежиссер Борис Волчек, наблюдавший за его успехами и видевший в нем потенциал. Ораз поступил. И еще даже не окончив ВГИК, он начал работать кинодокументалистом на «Казахфильме».
- Мы вместе учились, но на разных специальностях, - добавил Сламбек Тауекелов. - С тех пор вместе шли по жизни, дружили семьями. Он заканчивал вуз как кинооператор, стремительно рос в творческом плане, жил, опережая время.
- Однажды я проводила урок, это был 1979 год, - продолжила Салиха Сералиевна. - И вот над зданием нашей школы раздается звук вертолета: смотрю - на его ножке стоит парень, снимает, а рядом с нашей школой - детский больничный городок. Прихожу вечером с работы: «Ораз, представляешь, какой-то отчаянный снимал панораму городка!». Он ответил: «Этот отчаянный - твой супруг!». Сесть на ножку вертолета, еще и с камерой - мало ли, качнет... В Караганде Ораз снимал много сюжетов: от шахт до воздушного пространства - все было в его объективе.
Мой знакомый как-то пошутил: «Жена - журналист, и что у меня есть она, что ее нет...». У оператора работа такая же, особенно у кинодокументалиста, согласилась Салиха Рымжанова. Ораз Макатович объездил весь Казахстан, и однажды супруги подсчитали: из 12 месяцев в пути он проводил девять.
Фильм Рымжанова «Полигон» считается большим событием нашей документалистики. Сламбек Тауекелов описал его по-своему:
- Это отличная кинопублицистика, - уточнил режиссер и продюсер. - Безусловно, не без участия Олжаса Сулейменова фильм увидел свет в 1989 году. Олжас Омарович выдвигался в депутаты и собирался выступить на телевидении с предвыборной программой, но накануне случился взрыв, плановое испытание атомной бомбы. Сулейменов обратился ко всем неравнодушным, пригласив к зданию Союза писателей, и Ораз тоже отправился туда - снимать митинг. С этого и начался «Полигон» - с движения «Невада - Семипалатинск».
Ораз Рымжанов специально показал свой фильм в Доме кино, рассказала Салиха Сералиевна. Пока человек не увидит тяжелые кадры последствий ядерных взрывов, пока не воспримет информацию визуально, до конца не поймет этих ужасов, считает она. Но сила фильма «Полигон» не только в этом: здесь каждый факт о пострадавших комментируют медики - картина обретает еще большую убедительность.
И пока в выставочном зале продолжался показ «Полигона», в кинозале «Сарыжайлау» демонстрировали фильм о самом Оразе Рымжанове под названием «Вижу добрых людей».

Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Проклятие дома Альбы 20.09.2018

    В кругу друзей или родных мы можем обсуждать какие угодно темы, но если они выносятся на всеобщее обозрение в кинематографе или театре, то оказываемся к этому не готовы. Спектакль «Андалузское проклятие» - один из таких: карагандинский зритель, похоже, разделился на два лагеря, один из которых постановку принял, другой - нет. Гастроли Алматинского государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова в Караганде завершены. Последней в стенах Театра им. К.С. Станиславского была показана пьеса в двух действиях «Андалузское проклятие (Дом Бернарды Альбы)».

  • Юбилей с выездом 20.09.2018

    Очередной театральный сезон в Драматическом театре имени С. Сейфуллина начался с нашумевшего спектакля «Фариза и Мукагали» о духовной близости двух выдающихся поэтов. Эта довольно свежая работа прошлого сезона уже успела завоевать популярность у карагандинского зрителя.

  • Черно-белая невесомость 18.09.2018

    Кто-то назвал их резными салфетками, кто-то трафаретиками - но то, что легкие утонченные картины из бумаги, безусловно, очень кропотливая и трудоемкая работа, отрицать нельзя. Молодая художница Елена Кондратьева представила более 50 работ на своей первой серьезной выставке в Карагандинском музее ИЗО. Все экспонаты выполнены в достаточно редкой манере исполнения - вырезании. Основным материалом для художницы является бумага. На создание ее произведений натолкнули случайно увиденные фото работ с сайта Pinterest. Техника ажурной вырезки по бумаге на просторах интернета известна как Papercut. А сама ажурная вырезка пришла к нам с Дальнего Востока - Китая, Японии, Кореи. Не случайно автор поддерживает тесную творческую дружбу с Институтом Конфуция при Карагандинском государственном техническом университете; часть выставочных работ предоставлена этим учреждением.

  • Когда звёзды зажигаются 18.09.2018

    Авторов для выставки молодых художников, которая открылась в областном музее изобразительного искусства, кураторы выбирали точечно, в том числе через социальные сети. В итоге зал музея наполнился самыми разными по стилю полотнами и скульптурами, с которыми действительно стоит ознакомиться. Сотрудники музея Александр Гехт и Виктория Храпко не впервые курируют экспозицию в тандеме и в этот раз активно искали новые имена. Поиск дал свои плоды: почти две трети из представленных авторов стали дебютантами, а поздравить их с выставкой собралось немало людей. 

  • Открытие чувств 15.09.2018

    Ее абстрактные картины называют праздником единения, согласия и гармонии. Названия - романтичные: «Осень на двоих», «Уходящий день», «Доброе утро», «Нежность», «Парк сновидений». Отдых для глаз и души, покой сознания - все это картины карагандинской художницы Фании Исламовой. Фания Якубовна состоит в Союзе художников с 1990 года, пишет тематические картины, чувственные пейзажи и яркие натюрморты. Она родилась в Караганде в сентябре, а высшее образование получила в художественном училище Казани, окончив его в 1980 году.

  • И страшно, и смешно 13.09.2018

    К кому уж точно применительно выражение «живет на сцене», так это к артистам Государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова: наблюдать их в спектаклях - удовольствие. Гастроли театра в Караганде начались в прошлую пятницу спектаклем «Ужин с дураком», продолжились «Отелем двух миров» и завершатся «Андалузским проклятием». Если во время просмотра фильма или спектакля порой отвлекаешься на закулисные вопросы вроде «А как артист это репетировал?», «А как это еще можно было сыграть?», то во время спектаклей театра им. М. Лермонтова со мной такого не происходило. На комедии «Ужин с дураком» по пьесе современного французского режиссера и сценариста Франсиса Вебера в зале театра им. К.С. Станиславского каждые пять минут со сцены раздавалась шутка, вызывавшая не просто робкий смех, а хохот от души.

  • Проверено зрителем 11.09.2018

    На пресс-конференции артисты Алматинского государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова ведут себя легко и открыто: корпоративная культура в их коллективе свободная, что видно и по общению, и по добрым шуткам друг о друге. Театр приехал в Караганду со спектаклями, которые на этой неделе идут в стенах Русского драматического театра им. К.С. Станиславского.

  • Истоки мелодий 11.09.2018

    Клуб композиторов Карагандинской области, организованный 5 октября 1975 года при Дворце культуры горняков, активен по сегодняшний день. Такой же стаж в нашей области имеют только шахтерский ансамбль и шахтерский хор. Это неотъемлемая часть истории нашей области. В давние 30-70-е годы строилась шахтерская Караганда, формировались организации по культуре и образованию, был построен первый Дворец культуры горняков, открывались школы и музеи. Многие ценности были созданы благодаря инициативным гражданам, которые со своими проектами шли впереди всех, видели будущее и вели за собой таких же увлеченных, одержимых энтузиастов своего дела.