17 ноября 2016 года 709

Протокол для стоматолога

Автор: Татьяна УЛИЧЕВА

Челюстно-лицевая хирургия теряет специалистов. Вместо освоения новационных методов лечения врачи этого профиля работают по накатанной, леча травмы и воспалительные заболевания челюстно-лицевой системы. Устав от рутинных подходов, доктора меняют профиль на более оплачиваемую частную стоматологическую практику.

Такая тенденция прослеживается во всех регионах республики. С одной стороны, внедрению новаций и высокотехнологичных методов лечения мешает недостаточное финансирование этой области медицины, с другой - тормозят вопросы организационного характера. Среди них - отсутствие единого методического подхода к оказанию помощи пациентам, недостаточность внедрения научно обоснованных методик, отсутствие национальных протоколов диагностики и лечения больных. Нет в деятельности челюстно-лицевых хирургов координирующего органа, ощущается острый дефицит в распространении опыта ведущих специалистов, наблюдается недостаточная подготовка кадров в вузах страны.
Этим и другим проблемам челюстно-лицевой хирургии была посвящена республиканская научно-практическая конференция, прошедшая в Карагандинском государственном медицинском университете, на которую съехались ведущие казахстанские специалисты в этом направлении, а также стоматологии.
Приурочена встреча была к 70-летию известного карагандинского челюстно-лицевого хирурга, профессора Амангельды Курашева, до сих пор практикующего в медицине. У профессора немало научных работ, связанных с внедрением новых технологий. В его копилке 15 патентов и изобретений на авторское свидетельство, опубликовано свыше 200 научных работ, выпущено два учебника по хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии на государственном языке. Таких специалистов остро не хватает в стране, и поэтому даже в преклонном возрасте они остаются в строю, продолжая оказывать помощь больным.
Карагандинская челюстно-лицевая больница всегда была крупнейшей в РК и сейчас остается передовой клинической базой кафедры КГМУ. А в некоторых регионах республики не осталось и специализированных отделений в многопрофильных стационарах, за исключением нескольких коек для экстренных пациентов. И в них некому работать.
Главный внештатный челюстно-лицевой хирург МЗСР РК, кандидат медицинских наук, профессор Тулеубай Батыров открыто заявляет о давно устаревшей материально-технической базе службы, где не обновляются инструментарий и оборудование, не хватает даже изделий медицинского назначения.
- Не проводится системное непрерывное обучение специалистов в зарубежных клиниках, мало мастер-классов с ведущими хирургами РК, ближнего и дальнего зарубежья. Подготовка новых кадров с 2014 года должна проводиться через трехлетнюю резидентуру, в связи с чем на обучение подается недостаточное количество заявок. Переподготовка челюстно-лицевых хирургов из выпускников специальности «Общая медицина» мизерная ввиду отсутствия базовых знаний по разделу челюстно-лицевой хирургии, - сокрушается Т. Батыров.
Без врачей этой специальности здравоохранению не обойтись - кто тогда будет лечить осложнения после стоматологических манипуляций, не говоря уже о восстановительной хирургии лица, помощи при аномалиях и деформациях органов челюстно-лицевой системы и т.д.? Потенциал у действующих специалистов большой, есть желание осваивать усовершенствованные методы лечения, работать на современной аппаратуре.
Челюстно-лицевая хирургия предполагает оказание высокотехнологичной медицинской помощи, но деятельность казахстанских врачей сводится к оказанию неотложной экстренной помощи в рамках ГОБМП. В итоге хирурги не имеют возможности охватывать лечением всех нуждающихся больных, профессионально расти, достойно зарабатывать, а пациенты вынуждены ехать за пределы республики в поиске высокотехнологичной медицины и лечиться за большие деньги.
Право на бесплатное лечение за рубежом у граждан РК есть, но перечень предусматривает редко встречающиеся патологии, которые не лечатся в Казахстане. В их числе - сложные виды врожденных и онкологических заболеваний. В итоге выезжают только один-два человека в год.
Челюстно-лицевая хирургия тесно взаимосвязана со многими направлениями медицины и особенно со стоматологией. Работа врачей этих профилей - единый процесс, отметила главный внештатный стоматолог МЗСР РК, президент Казахстанской ассоциации стоматологов, доктор медицинских наук, профессор Сауле Есембаева.
Свое выступление она начала с критического замечания в адрес коллег: в общей структуре жалоб большое количество поступает на стоматологов. В 2011 году их было всего 4%, в 2015-м количество жалоб возросло до 40% - в 10 раз. В сентябре этого года после объединения двух профессиональных ассоциаций был создан Комитет по стоматологии, на который возлагаются некоторые из функций МЗСР. Новые обязанности предполагают проведение сертификации специалистов, присвоение категории и многое другое, что должно повлиять на улучшение контроля знаний, выявление ошибок и усиление работы над ними.
Поделилась профессор и другими новостями: в республике разработан стандарт оказания стоматологической помощи, где четко прописан весь путь пациента и обозначен объем получения услуг от амбулаторного до стационарного уровня. Определены индикаторы качества медуслуг в стоматологии.
На сегодня 38% стоматологических услуг оказывается на уровне государственных учреждений. Расширение сети произошло за счет открытия профилактических и лечебных стоматологических кабинетов в школах и на уровне ПМСП. За последние два года на законодательном уровне утверждено более 40 клинических протоколов, где четко прописаны алгоритмы врача. Усилено внимание специалистов в отношении онконастороженности, в связи с чем в регионах проводятся обучающие занятия, тренинги для стоматологов, направленные на своевременное выявление сомнительных образований в полости рта пациентов. Говоря об этом, С. Есембаева призвала коллег: занимаясь бизнесом, честно служить системе здравоохранения страны.
Что касается стоматологической службы в нашем регионе, то один из главных вопросов по этой части относится к детской службе. Лет десять, если не больше, специалисты заявляют о необходимости открытия детской стоматологической поликлиники в Караганде, но помощь юным карагандинцам по-прежнему ведется в разных частных клиниках, обеспечивающих государственный заказ. Открыты стоматологические кабинеты при поликлиниках по месту жительства, но и там осуществляется смешанный прием детей и взрослых.
Как поделилась заведующая кафедрой стоматологии детского возраста и хирургической стоматологии КГМУ Светлана Тулеутаева, жителям области обеспечена и ортодонтическая помощь, в частности детям с врожденной расщелиной губы и нёба. Республиканский госзаказ на этот вид услуг выполняется на базе клиники КГМУ, имеющей в своей структуре реабилитационный центр. По поводу такой патологии в области на учете состоит порядка 160 детей от рождения до 18 лет. Ежегодно это количество детей увеличивается. В оказании помощи участвуют челюстно-лицевые хирурги, врачи-ортодонты, медиками обеспечивается и полный курс реабилитации. Лечение длительное, подразумевающее ряд лечебных манипуляций, которые проводятся до тех пор, пока не сформируется вся челюстно-лицевая система ребенка.
Общая стоматологическая помощь на сегодня доступна всем детям, но процент охвата их лечением не достигает и 50%. Цифра отражает не столько недостатки работы стоматологической службы, сколько нежелание родителей лечить ребенка в кабинетах при поликлиниках, отдавая предпочтение врачам частной практики, "семейным" стоматологам. Возможно, сказывается недоверие населения к качеству бесплатной для пациентов работы докторов и используемого ими расходного материала.
Специалисты рекомендуют забыть про сложившиеся в прошлом стереотипы. Постановлением Правительства РК утверждены стандарты оказания стоматологической помощи не только взрослому населению, но и детям до 18 лет. Также в республике, как уже говорилось выше, с недавних пор действуют клинические протоколы, которые едины как для государственных, так и частных клиник. А значит, те же обезболивающие средства или пломбировочный материал должны везде применяться одинаково. Новшества вступили в силу в течение последних лет, о чем успели узнать еще немногие родители. Но раз уравнены права пациентов, усилен спрос с врачей за медобслуживание, то, пожалуй, можно не бояться боли и плохого качества лечения.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Прививка от социальных бед 26.04.2018

    Карагандинские доктора могут чувствовать себя вполне защищенными. Областной филиал профсоюза работников здравоохранения проделал большую работу, чтобы обеспечить медиков солидным пакетом гарантий и льгот. Как отметила председатель филиала профсоюза Александра Мадиярова, основной упор был сделан на заключении с управлением здравоохранения Карагандинской области отраслевого соглашения по социальному партнерству. Итогом совместной работы стало подписание в июне прошлого года договора, который включает 122 пункта по наиболее актуальным вопросам. 

  • Когда запаздывают лекарства 24.04.2018

    Чтобы решить проблему, связанную с острой нехваткой лекарств для больных гемофилией, управление здравоохранения обратилось за помощью в другие области. По словам руководителя отдела лекарственного обеспечения Альмиры Рахимжановой, пока только трое детей обеспечены двумя наименованиями препаратов для свертываемости крови. А в области таких 17 и еще 30 взрослых. Такая ситуация сложилась, потому что у нас очень поздно начались тендерные процедуры.

  • Уменьшить затраты 19.04.2018

    С ростом продолжительности жизни населения нашей страны и развитием медицинских технологий объем потребления медуслуг увеличивается, и в будущем эта тенденция роста сохранится. По мнению директора филиала НАО «Фонд социального медицинского страхования» по Карагандинской области Фазыла Копобаева, в связи с тем, что система здравоохранения сегодня не готова ответить на глобальные вызовы, наши граждане тратят на медицинские услуги и лекарства слишком много собственных средств.

  • Ускоритель диагностики 19.04.2018

    С момента внедрения в области Комплексной медицинской информационной системы ее разработчики создали 8 версий программы. Для ее совершенства и расширения возможностей появляются все новые модули. Один из последних предназначен для архивации любых цифровых изображений, будь то снимки или видео. Это позволит загружать в систему не только данные флюороосмотров, но и исследований рентген-аппаратов, ангиографов, УЗИ, эндоскопии и других методов диагностики.

  • Золотой стандарт 12.04.2018

    За последние три года в Карагандинской области существенно увеличилось число доноров, сдающих кровь безвозмездно. На сегодня они составляют 99,8% в общей структуре, что выделяет наш регион на фоне республики (в целом по РК цифра равна 95%). Эти данные были озвучены на прошедшем в Астане III Евразийском конгрессе трансфузиологов с международным участием. Представители службы крови Казахстана и других государств обсуждали актуальные вопросы, связанные с безопасностью и качеством такого ценного ресурса, как донорская кровь. 

  • "Учтите наше мнение!" 05.04.2018

    Эмоциональным получился разговор на встрече руководства управления здравоохранения, медицинской фирмы «Гиппократ» с жителями Пришахтинска, прикрепленными к бывшей поликлинике № 2, обслуживающей жилые массивы ЖБИ, транспортного цеха, Старой Тихоновки и всего охватывающей порядка 60 тысяч человек. Речь шла об условиях оказания медицинской помощи и стоимости платных услуг. Изменения в прейскуранте пациенты заметили после передачи государственной поликлиники в конкурентную среду - в конце прошлого года это медучреждение и поликлиника № 2 г. Темиртау перешли в доверительное управление медицинской фирме «Гиппократ» сроком на 5 лет. Столкнувшись с изменениями, люди запаниковали и пожаловались в облздрав. Компания инициировала встречу с пациентами, чтобы вместе обсудить все вопросы.

  • Партнерство ради здоровья 31.03.2018

    О переходе на электронный документооборот и опыте работы с частными партнерами, в том числе по ГЧП в сфере здравоохранения в Карагандинской области, шла речь во время выездного совещания с участием представителей Комитета фармацевтической, медицинской промышленности и медицинских услуг НПП РК «Атамекен». В Караганде они побывали в ряде больниц и поликлиник. Знакомство началось с ситуационного центра управления здравоохранения, появившегося в марте прошлого года. Это программно-аппаратный комплекс, который в режиме реального времени представляет модель управления организациями, оказывающими лечебно-профилактическую деятельность. Он предназначен для получения полной, достоверной и оперативной информации и ее анализа в разрезе клиник, отделений и каждого врача в отдельности. Руководитель управления здравоохранения Ержан Нурлыбаев рассказал о том, что представляет собой комплексная медицинская информационная система, как внедрялась и для чего. Особое внимание в разговоре было уделено частным поставщикам услуг, которые тоже интегрировали в систему.

  • Работать с комфортом 27.03.2018

    Заменить друг друга в случае чего на концертной площадке или спортивном поле - для них это пара пустяков (любой выложится на все сто ради поддержки коллектива). А в рабочем процессе принцип командности тем более не подведет - в сестринской службе Осакаровской центральной районной больницы у каждого медработника есть свой дублер. Опыт привел главную медсестру Татьяну Мустапинову к такой необходимости. А вдруг завтра кто-то заболеет, а еще хуже - уйдут на больничный сразу двое, трое сотрудников одновременно, как тогда быть? Два года назад с ее подачи было введено правило - заранее специализировать коллег по разным профилям, чтобы в непредвиденный момент не остаться без нужного работника. Но создать резерв удается только в многопрофильных больницах, а в условиях села, к сожалению, такой возможности нет.