17 ноября 2016 года 2124

Заповедные ценности Сарыарки

Автор: Юрий ПОПОВ, краевед

СМОТРЕТЬ СТРАНИЦУ ПОЛНОСТЬЮ, С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

(Продолжение. Начало в №№ 142, 145, 146)

Статья обсуждалась на учёных советах Казахского филиала АН СССР и в ЦК КП(б)К. А.Х. Маргулан приобрёл единомышленников. Необходимость корректировки наименований казалась очевидной. Было направлено обращение в Правительство республики для практической реализации («Казахстанская правда», 1939, 16 сентября).
Интересовался А.Х. Маргулан и космосом. «Казахстанская правда» 21 марта 1937 года отводит Алексею (опечатка!) Маргулану из Павлодара крохотный «подвал». Заметка рассказывает о падении метеорита в 80 км к юго-востоку от Караганды в горах Нияз. Дата наблюдения – 24 ноября 1936 года – позволяет думать о личном дневнике, который вёл А.Х. Маргулан.
Свою огромную собирательскую работу А.Х. Маргулан не мыслил без анализа научных публикаций, сообщений добровольных помощников-краеведов, особенно в части археологии. Среди них жители нашей области - учителя П. Белан (Нуринский район), А. Дорстер и И. Бреннер (Темиртау), В. Ясинецкая (Каркаралинск), политический ссыльный горный инженер А.И. Могилевский (Каркаралинск, Караганда). В книге «Бегазы-Дандыбаевская культура Центрального Казахстана» ученый так охарактеризовал подвижническую деятельность В.Е. Ясинецкой:
«В ее коллекции немало интересных и редких орудий труда и предметов обихода. Среди них обломки глиняных сосудов, орудия горного дела типа кайл, мотыг, клинов, топоров, каменные и бронзовые наконечники стрел. В.Е. Ясинецкой найден один из наиболее оригинальных ножей Казахстана, относящийся к эпохе поздней бронзы...».
Примечательно, что скромный домик каркаралинских краеведов Ясинецких (ул. Красная, 23) А.Х. Маргулан часто посещал в пятидесятые годы XX века, когда интенсивно изучал археологические памятники Сарыарки.
Алькей Хаканович очень ценил основателя карагандинского краеведения Л.Ф. Семенова. На его труды, сборы интересных полевых экспонатов ученый ссылается довольно часто. Так, Маргулан ставит в заслугу Л.Ф. Семенову раскопки курганов в урочищах Шолак-Каин, Алгабас, АлтынШокы, Ботакора, Каркаралы, описание обнаруженных каменных фигур в горах Кызыларай, Каркаралы, Байдаулет и наскальных изображений у Каражартаса. Между А.Х. Маргуланом и Л.Ф. Семеновым велась оживленная переписка. Вот одно из писем академика своему корреспонденту. Копию мне любезно подарила дочь Маргулана – Данель Алькеевна.
«Дорогой Леонид Федорович!
Большое спасибо за поздравление. Очень жаль, что не имели возможности приехать к дню юбилея. Вам, как старому другу и коллеге по работе, было послано именное приглашение.
Должен сообщить, что имел случай ознакомиться с перечнем Ваших рукописей и альбомов. Это громадный материал, над которым надо работать не менее 10 лет. При подготовке рукописей и автографов Ч. Ч. Валиханова мне пришлось потратить целых 10 лет, а ваши материалы в два раза больше валихановских. Я полагаю, что для публикации ваших рукописей необходимо отобрать из них самые существенные в объеме около 20 печатных листов и издать их в виде отдельной книги. Но более реально опубликовать их отдельными статьями в сборниках ИИАЗ или в журналах АН КазССР. Литературную подготовку всех этих статей придется проводить Вам самим.
Труднее вопрос с Вашими альбомами. Их около 200 названий. Такое количество альбомов практически никогда не издавалось. Наиболее целесообразно предложить их научной библиотеке Академии наук КазССР для приобретения по взаимно согласованной оценке. Материально это Вам гораздо выгоднее, чем долгое ожидание их выхода из типографии.
Леонид Федорович, к Вам есть одна просьба. Не откажите прислать мне фотопленки или хорошие рисунки всех бронзовых предметов, найденных Вами и другими в Карагандинской, Джезказганской и бывшей Акмолинской областях. Меня интересуют:
1. Бронзовые орудия и оружия.
2. Бронзовые украшения.
3. Формы для отливки бронзовых изделий.
Помимо всего, я имею в виду находки Кулешова, Ясинецкой, Бреннера, М.Н. Клапчука и других, описанные в Ваших трудах. В своей известной работе «Наша область» Вы упоминаете о том, что в Карагандинском музее хранятся зарисовки и чертежи горного инженера И.А. Могилевского, сделанные им в Каркаралинске с древних плавильных печей, установленных им в обрыве реки Каркаралинки. Так будьте добры, помогите мне получить копии рисунков Могилевского.
За все это приношу Вам мою глубокую благодарность.
С дружеским приветом, А. Маргулан!
20 декабря 1974 года.
Р.S. Дорогой Леонид Федорович, поздравляю Вас и Вашу супругу с наступающим Новым годом, желаю крепкого здоровья и осуществления вашей заветной мечты».
Без сомнения, есть и другие письма А.Х. Маргулана к карагандинским краеведам, коллегам. Остается только ввести их в научный оборот.
23 мая 2005 года в КарГУ им. Е.А. Букетова прошла конференция «Имена героев в памяти потомков», посвящённая Олжабаю Толебаеву. Батыр прославился в эпоху Актабан шубырынды – Годы великого бедствия. Это далёкий XVIII век.
24 мая выехали к мавзолею батыра в Ерейментауский район Акмолинской области, бывшее село Благодатное. В торжествах участвовала и Д.А. Маргулан. Общались. Данель Алькеевна рассказывала о годах учёбы отца в Институте востоковедения в Ленинграде. Считала, что архивы северной столицы на предмет выявления следов А.Х. Маргулана, особенно по защите кандидатской диссертации, ещё не в полной мере обследованы. Расстались мы уже поздним вечером в Астане, куда Д.А. Маргулан, Е.Х. Валиханова и меня доставил на своём автомобиле преподаватель КарГУ М. Жакин.

Семья краеведов Ясинецких

Алькей Хаканович Маргулан был постоянным визитером Богдана Ильича, его супруги Веры Евграфовны и Генриха Ильича Ясинецких. Уверен, что со временем эти имена найдут свое место в казахстанских энциклопедических изданиях. Предлагаю краткую расшифровку биографий каркаралинских хранителей природы и истории.
Ясинецкий Богдан Ильич-Людвигович, поляк, родился 10 декабря 1873 года в Умани в семье архитектора. Образование высшее. Завершил обучение на Варшавских агрономических курсах в 1905 году. Магистр сельскохозяйственных наук. Автор ряда книг. До 1930 года преподаватель в польских школах. Член ученого совета Уманьского сельхозинститута. 26 апреля 1930 года постановлением ОСО ГПУ Украины по статье 58–10 УК РСФСР выслан в Каркаралинск. Здесь преподавал естественные науки в казпедтехникуме и зооветтехникуме. 8 декабря 1937 года постановлением тройки УНКВД по Карагандинской области осужден на 10 лет. Срок отбыл полностью в Ухтапечлаге на сельхозработах, одно время состоял научным сотрудником опытного поля. По воспоминаниям заключенных, крайне авторитетный специалист, один из ярких персонажей мемуарной книги Ю.И. Чиркова « А было все так» - М. 1991.
С 1947 года снова работает в техникумах и школах Каркаралинска, городском парке. На пенсию вышел в 85 лет. Скончался 27 июня 1968 года. Согласно его желанию похоронен на мусульманском кладбище.
Богдан Ильич Ясинецкий знал о Каркаралах все в части природы, истории, экономики, промышленности и перспективах развития. Вел обширную переписку. Вот один из таких примеров. Первый документ мне подарила в Каркаралах учительница С. П. Зонова, разглядевшая его в кипе собранной детьми макулатуры.
«ПОЧТОВАЯ КАРТОЧКА
Куда: Карагандинская область, Каркаралинск.
Кому: Магистру с/х наук Богдану Ильичу Ясинецкому.
Адрес отправителя: Сергей Николаевич Марков. Москва, Д-284, Беговая, 1/А, корпус 7, кв.7.
24.V.1957. Москва.
Глубокоуважаемый Богдан Ильич, не откажите в любезности и, пожалуйста, подробно и обстоятельно напишите мне о своем многолетнем опыте каркаралинского краеведения, который Вы проводили и проводите совместно с Верой Евграфовной. Я, по возможности, слежу за деятельностью наших краеведов, и Ваши сведения будут и дороги и полезны не только для меня, но и для общего дела. Мне нужно знать: с какого времени Вы изучаете край, главное направление этого изучения, что Вам удалось сохранить и установить, какие главные находки Вы сделали, есть ли у Вас рукописные работы, перечень предметов Ваших коллекций и т. д. и т. п. Кто еще из краеведов работает в Каркаралинске, чем интересна их работа? За все сведения буду очень Вам благодарен. Жду письма!
С глубоким уважением –
Сергей Марков».
В январе 1989 года я был в Москве в служебной командировке. Обратился к вдове писателя Галине Петровне Марковой.
– Нет ли в архиве Сергея Николаевича писем из Караганды?
– Одно, от Богдана Ильича Ясинецкого.
Галина Петровна подарила мне это дорогое письмо. Привожу его полностью. В нем не только история и природа края. Здесь размышления и наблюдения над жизнью людей, издавна обживающих степную местность. Старожилы города, новоселы, школьники, студенты возьмут из этого реферата нужные и полезные для себя сведения.
«14 января 1958 г.
Уважаемый Сергей Николаевич!
Следуя Вашей просьбе, посылаю при сем краткий ответ на интересующие Вас вопросы.
1. Город Каркаралинск основан в 1824 году и представлял станицу Сибирского казачьего войска, кроме которого тут жили казахи (киргизы). Это был уездный город, а в настоящее время это районный центр. Русское население (войсковые казаки) занималось немного земледелием и держало значительное количество скота (коровы, лошади, овцы). Казахи (киргизы), городские, вели полукочевую жизнь, так как летом кочевали из города в степь со своим многочисленным скотом (лошади, крупный рогатый скот, верблюды, козы и громадные стада курдючных овец). В степи вместе со скотом перекочевывали с места на место в поисках лучшего пастбища и в войлочных круглых юртах. Питались мясом, молоком, сыром (сушеный творог разного приготовления – курт и ирымшик), айраном и кумысом. Хлеба в прежнее время казахи не ели, а из муки варили в кипящем жире кусочки теста, так называемые баурсаки.
2. Казахи исповедуют мусульманскую религию, но она введена тут недавно сравнительно, а именно со времени царствования Екатерины II. До того казахи были язычники-идолопоклонники, и до сих пор здесь сохранились на старых кладбищах каменные идолы.
3. По своему нраву казахи – люди спокойные и миролюбивые, очень вежливые. Очень почитают стариков и родителей, воля которых даже для взрослых детей – закон. Казахи очень гостеприимны, а скупость считается у них чуть ли не главнейшим недостатком человека. К физическому труду не склонны, а любят занимать начальственные места, т,е. административные.
Все домашнее хозяйство лежит на женщине, а поэтому жена у казахов перегружена работой. Женщины ходят с открытым лицом. Обычая закрывать лицо у них не было никогда.
Мужчины-казахи занимались пасением скота – они хорошие наездники. Но были и ремесленники – преимущественно из городского населения – плотники, столяры, сапожники, кожевники и мастера обработки металлов, главным образом серебра и золота, отделки сбруи, седел и стремян, поясов и кожаных сумочек и многие другие. Женщины пряли и ткали шерсть, делали из войлока кошмы – ковры с набивным рисунком.
4. В 50 километрах от г. Каркаралинска была так называемая Куяндинская ярмарка (урочище Коянды), где в летнее время (июнь-июль) съезжалось множество народа и куда сгоняли громадные гурты скота. Приезжали купцы со всевозможными товарами, и шла продажа скота, шерсти, сала, кож и т.д. Куяндинская ярмарка продолжалась один месяц и там делались миллионные сделки. На ярмарку ехали почти все жители Каркаралинска и там закупали всего на целый год. Для этой ярмарки в степи неподалеку от большого озера Карасор были построены каменные склады, лабазы, мечеть и пр. После окончания ярмарки всё пустовало, и только здания охранялись несколькими сторожами. Куяндинскую ярмарку называли также Ботовской, от имени здешнего богатого купца.
Кругом Куяндинской ярмарки в степи много озер, которые служили для водопоя пригнанному туда во множестве скоту. Последняя ярмарка состоялась в 1930 году, а теперь она больше не существует.
5. В настоящее время поселки (русские и украинские) и казахские аулы объединены в колхозы с обобщённым скотом и обработкой земли. Климат здесь сухой (континентальный), а потому урожаи хлебов небольшие (30–60 пудов с гектара) и часто бывают недороды по причине засухи и жары. Сеют преимущественно яровую пшеницу, а кроме того ячмень, овес, просо и горох (немного).
Пропашные культуры почти отсутствуют. Недавно начали вводить в колхозах посадки картофеля. Огородничество в зачаточном состоянии.
6. Каркаралинские горы покрыты лесами, в которых растут каменная сосна, береза и осина – белая и обыкновенная (белая осина, по-казахски ак-терек, по своим качествам отличается от осины обыкновенной, сохранилось ее вообще мало). Елей и других пород хвойных, а также и других пород хвойных, а также и других лиственных здесь нет. Из кустарников есть: шиповник красный и белый, таволга – две разновидности, ирга, смородина черная, красная и белая, малина красная и белая, жимолость татарская, можжевельник казацкий (арча), каменистая смородина, боярышник верболоз, или, как здесь его называют, тал или тальник. Есть и корзиночная лоза, а также и другие кустарники.
Животный мир: волки, зайцы, барсуки, лиса обыкновенная и лиса степная, называемая корсак, серна, сайга, суслик, сурок, архар, рысь, ласка, горностай, тушканчик (большой). В Каркаралинских лесах не было белок, но в 1935 году сюда привезли 70 белок, и они размножились. Изредка попадается дикий кабан и даже иногда появляется лошадь Пржевальского. Птиц здесь вообще мало. На степных озерах всевозможные виды уток, чибисы, чайка, выпь, иногда – лебеди. В степях – дрофы, куропатки (белая и серая), жаворонок, журавли, тетерев-косач. В лесу орлы, сороки, вороны, грачи, синица большая, кукушка, удод, несколько видов дятла и др., в городе и поселках – воробей. Ласточек тут почти нет, соловьев – также. Из пресмыкающихся: ужи, гадюки, ящерицы серые и зеленые, лягушки только древесница. В озерах рыбы: главным образом карась, чебак, изредка – щука.
Каркаралинские горы средней высоты. Самая высокая вершина в нашем районе называется Кабан-шал, около 1400 метров над уровнем океана. Город Каркаралинск расположен в широкой горной котловине, окруженной с севера и запада высокими и скалистыми горами, а с юго-востока – пологими холмами. Город находится на высоте 903 метра над уровнем океана. В горах на большой высоте озера – Шайтан-куль (Чертово озеро) и Бассейн. Это от города недалеко, километров 5 по лесной и горной дорогам. Оба озера очень красивы. Есть еще Пашенное озеро в 8 километрах от города в большой долине между горами – очень живописное место.
Окрестности Каркаралинска очень интересны для археологических исследований. Тут в доисторические времена жил человек каменного века, а потом бронзовой и других эпох. В горах недалеко от города есть доисторические пещеры, выдолбленные людьми каменного века, а кроме того, вблизи города находятся древние кладбища и отдельные погребения, имеющие почтенный возраст от 2–3 тысяч лет до нашего времени и выше. Там есть погребения в лежачем положении, есть скорченные погребения, изредка попадаются следы сожжения. Большинство покойников похоронено в каменных ящиках, сложенных из хорошо обработанных каменных плит. Плиты эти иногда бывают весьма больших размеров. В этих могилах находят глиняную выжженную посуду, часто с разнообразным орнаментом, каменные топоры, ножи из кремня, скребки, бронзовые и иные украшения, кремневые наконечники к стрелам или к дротикам, предметы из кости, иногда золотые вещи. Многое найденное в этих могилах, находится теперь в краеведческом музее в гор. Караганде. Директор музея т. Семенов ежегодно летом приезжает в Каркаралинск и производит археологические раскопки вблизи города или же в районе.
У самого города по гребню гор идет так называемая Калмыцкая стена, сложенная из необработанного камня. Это граница бывшего Калмыцкого государства с казахскими владениями. Возле этой стены находят каменные пушечные ядра. Однажды нашли кольчугу и саблю.
7. За последнее время здесь началась распашка целинных степей, устраиваются совхозы. В окрестностях Каркаралинска и в районе каждое лето работают многие геологические партии, изучающие богатства недр земли, которых здесь весьма много. В 25 километрах от Каркаралинска есть рудник Карагайлы, где добывают свинец, барий и др., а вблизи рудника ГРП (геологоразведочная партия) ведет изыскательные работы, которые в скором времени уже будут закончены, и место перейдет в эксплуатацию, т. е. присоединится к Карагайлйнскому руднику. В урочище Милы-Булак недавно (случайно) найден каменный уголь. Это приблизительно в 60–70 километрах от города на юго-восток. В 60 километрах от города находится железорудное месторождение Кен-тюбе, но оно пока законсервировано. Кен – по-казахски означает руда, а тюбе или тебе – холм.
Каркаралинские горы состоят преимущественно из гранита, но есть и иные горные породы. В каменоломнях добывается камень-плитняк, отличный материал для возведения каменных построек. Местный лес дает отличный строительный материал, а также топливо.
К югу от Каркаралинска, в получасе ходьбы от города, у подножья горы вытекает источник, вода которого считается у местного населения целебной. По мнению знающих людей, вода этого источнику радиоактивна.
Воздух в Каркаралинске прекрасный, больные туберкулезом излечиваются. Здесь есть туберкулезный санаторий для детей (костный туберкулёз), расположенный в самом городе, хотя ему, конечно, было бы лучше поместиться в лесу, в горах.
В 8–10 километрах от города в урочище Пашенное озеро находятся пионерский лагерь и дом отдыха Акчетаустроя. Каркаралинск при наличии гор, чудесного леса, горного воздуха, отличной воды в родниках мог бы стать курортной или климатической станцией, но этому большой помехой является большое расстояние от железной дороги – ближайшая станция – Караганда, 240 километров.
В Каркаралинске меж казахским населением есть хорошие мастера: кузнецы, колесники и плотники, столяры и др. Женщины делают прекрасные ковры и узорные кошмы. Есть искусные ткачихи, которые ткут красивые узорчатые шерстяные материи, а нитки для этого красят своими отличными, нелиняющими красками.
Особенно славятся здешние ювелиры, которые делают прекрасные серебряные браслеты, кольца, серьги и пр. Эти изделия художественно гравированы орнаментами.
Большинство казахов музыкальны и под аккомпанемент домбры поют народные песни, многие из них очень красивы и своеобразны. Последнее время часто исполняются песни национального поэта и певца Абая. Отец Абая, очень богатый человек, около ста лет тому назад выстроил в Каркаралинске большую деревянную мечеть. В этой постройке теперь помещается Дом пионеров. Громадную кирпичную церковь, построенную купцом Рязанцевым и немного незаконченную, разобрали на постройку школы 10-летки. В городе есть несколько учебных заведений; казахская и русская десятилетки; казахская 7-летка, техникум с двумя отделениями – ветеринарным и зоотехническим – курс обучения 4 года. При техникуме есть и двухгодичное, ускоренное отделение. Кроме того, есть еще одногодичная школа с двумя отделениями – ветеринарным и бухгалтерским. В городе есть больница, амбулатория, аптека, ветеринарный пункт и ветеринарная бактериологическая лаборатория.
В средней части города есть молодой парк. Заводов и фабрик здесь нет. Есть паровая мельница, входящая в состав промкомбината, где имеется швейная и сапожная мастерская, производство валенок, пилорама для досок. Город состоит главным образом из небольших деревянных и саманных домов. Тут есть все районные учреждения, почта, дом инвалидов, баня, хлебопекарня, две столовые, гостиница. Местные магазины за последнее время хорошо снабжены товарами. Базар почти не существует, так как из аулов и поселков ничего не привозят.
Через город протекает небольшая горная речушка, которая летом почти пересыхает. На казахском языке Каркаралы означает ожерелье или же старинный женский головной убор, расшитый жемчугом, т.е. украшение. Это название связано с одной легендой. Город растет и развивается довольно слабо, хотя население за послевоенные годы увеличилось за счет переселенных сюда немцев и украинцев-галичан из Западной Украины (Галиции).
Сообщение с Карагандой автобусами и грузовыми машинами, а также самолетами. Воздушное сообщение наиболее выгодно – час полета до Караганды. Зимой сообщение с Карагандой иногда прерывается из-за буранов на несколько дней или ещё больше. Бывает так, что почту не привозят по две недели, а, изредка и дольше. По той же причине зимой бывают перебои с доставкой продуктов и товаров. Впрочем, это бывает у нас и в летнее время, но уже по другим причинам. Я живу и работаю в Каркаралинске с 1930 года.
С совершенным почтением, Б. Ясинецкий».
Ясинецкая Вера Евграфовна. Родилась 28 сентября 1891 года в Санкт-Петербурге. Отец Евграф Данилович Бофталовский - врач. Вера Евграфовна окончила женскую гимназию в Умани и три курса Киевского медицинского института. Преподавала русский язык и географию. В 1930-м последовала вместе с мужем в ссылку. В Каркаралинских учебных заведениях вела разные предметы. С 1938 года - сотрудник музея в Каркаралинске. Увлечение географией края, курортологией, топонимикой, археологией, поисками легенд из прошлого стало уделом ее жизни. 6 января 1958 года обращается к министру сельского хозяйства республики. Пора прекратить безжалостные рубки леса. Но всеказахстанскую славу принесли ей археологические коллекции, которые она отсылала в Алма–Ату и Караганду. В ее дневниках подробная запись имен всех старожилов, ученых и исследователей Каркаралов. Скончалась Вера Евграфовна 27 апреля 1986 года. Часть ее личных бумаг и писем мне подарили. Вот один из образцов ее эпистолярного наследия.
«Уважаемый Леонид Федорович! Как жаль, что тот бронзовый нож, что я Вам передала, потерялся. Но рисунок сохранился у меня, а также у профессора Маргулана, который прошлой осенью заезжал к нам, видел этот нож и прислал своего рисовальщика и фотографа (из состава его экспедиции), которые и увековечили изображение ножа.

(Продолжение следует)

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Что нас объединяет 21.10.2017

    Зачем в храмах нужны кассовые аппараты? Почему за лайки в соцсетях можно понести уголовное наказание? Что такое духовность? Эти и другие вопросы обсудили на форуме советов общественного согласия «Казахстан без экстремизма», проведенном в рамках празднования Дня духовного согласия. В форуме, который был организован КГУ «Қоғамдық келісім» совместно с управлением по делам религий Карагандинской области, приняли участие заместители акимов городов и районов, председатели и члены советов общественного согласия всех уровней, ученые, представители этнокультурных объединений.

  • Удобный латинский 21.10.2017

    Востребованность в языковых курсах остается популярной - в Карагандинском государственном университете им. Е.А. Букетова начали преподавать историю латинской графики в казахском языке, а за переход на новое начертание высказываются все больше жителей региона. Об этом пошла речь на брифинге в региональной Службе центральных коммуникаций.

  • Слышу вас, Сарытерек! 21.10.2017

    Особенность жителей села Сарытерек в том, что все они - нынешние и бывшие - вносят огромный вклад в развитие малой родины. Село Сарытерек, административный центр одноименного сельского округа, расположилось в 36 километрах от райцентра Актогай и насчитывает 1000 жителей. В состав сельского округа входят четыре населенных пункта, 40 зимовок и 54 крестьянских хозяйства. Городским жителям эта маленькая точка на карте может показаться глушью. Действительно, жизнь здесь течет совершенно по-другому - спокойно и размеренно. Но местные не видят ни намека на уныние и бесперспективность. И во многом благодаря самим жителям и выходцам из села. Например, своими силами они решили одну из насущных проблем, свойственную большинству отдаленных сельских округов, - отсутствие сотовой связи. Аким сельского округа Ерлан Бизаков смеется, говоря, что свой мобильник использует только как фотоаппарат. 

  • Дух Великой степи 21.10.2017

    Статья Главы государства Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» дала нам четкие ориентиры по изучению истории и восстановлению национального кода. В Казахстане приступили к реализации Государственной программы «Рухани жаңғыру», одно из направлений которой предполагает формирование общенационального патриотизма через возрождение интереса и уважение к традициям, истории и культуре своей земли. Ведь у народа, не знающего свою историю, нет будущего. А наша страна обладает богатой духовной историей, у нас есть святые места, которые носят общенациональный характер и должны быть известны каждому казахстанцу. По поручению Президента ученые уже приступили к разработке проекта «Сакральная география Казахстана». Несомненно, что особое место в нем займет Жезказган-Улытауский регион. 

  • Книга в дар 19.10.2017

    Акция «Подари библиотеке книгу на латинице» в областной универсальной научной библиотеке им. Н.В. Гоголя продолжает набирать обороты. Пока самый активный ее участник - карагандинец Ошакбай Суханберлин, член Союза журналистов Казахстана и совета ветеранов Октябрьского района г. Караганды.

  • Латиница на практике 19.10.2017

    Второй вариант алфавита казахского языка в латинском начертании обсуждается, а студенты Карагандинского государственного технического университета уже пробуют его на практике. Недавно здесь подвели итоги конкурса презентаций на латинице. Все участники конкурса - студенты КарГТУ разных курсов и специальностей. Форму презентации в вузе выбрали в угоду веку технологий и активного использования интернета. Обучение так или иначе ведется с использованием визуальных элементов, и презентация - один из наиболее подходящих видов предоставления информации. 

  • В каждый дом 19.10.2017

    В селе Нарманбет Актогайского района в торжественной обстановке сдали в эксплуатацию централизованный водопровод. Развитие села во многом зависит от такого элементарного блага цивилизации, как водоснабжение. Его отсутствие приводит к тому, что местное население целыми семьями покидает насиженные места, перебираясь в город в поисках лучшей жизни. Понимая это, государство реализует целый ряд ключевых программ, направленных на улучшение благосостояния народа. Обеспечение сельчан качественной питьевой водой является одним из приоритетных направлений. 

  • Распятый символ 17.10.2017

    Девушки в венках, мужчины в вышиванках и главный символ украинской культуры - рушник в бронзе - так отметили в Карагандинской греко-католической церкви Покрова Пресвятой Богородицы сразу несколько значимых для украинского народа дат. 
    -14 октября украинцы, как многие другие христиане, празднуют Покров Пресвятой Богородицы. Эта же дата является Днем вооруженных сил и Днем защитника Украины, - начал свое выступление Временный поверенный в делах Украины в РК Володимир Джиджора. - Также мы вспоминаем сегодня наших земляков, которые были высланы с территории Украины в 40-е годы.