15 ноября 2016 года 690

Это было в "АЛЖИРе"…

Автор: Анна СТРОКОВА

Ранней осенью в газетах появилось объявление: «Для съемок в историческом фильме требуются старинные вещи». Чуть позже началась работа над новой картиной Ануара Райбаева «АЛЖИР». Сейчас позади съемки трети ленты - немало сцен выпало на нашу область, и еще немало предстоит отснять.

В кино есть традиция: во время съемок рабочая группа расписывается на большой тарелке, которая потом разбивается о штатив камеры. Раньше после съемок ее кусочки склеивали, а теперь забирают их на память. Коллектив «АЛЖИРа» тоже остался верен этому обычаю.
К слову, «АЛЖИР» - рабочее название картины, есть еще одно - «Қармен жуынған қан» («Кровь, омытая снегом»). Под каким именем выйдет детище Райбаева, команда определится в следующем году - выход ленты приурочен к Дню памяти жертв политических репрессий.
Сюжет «АЛЖИРа» частично основан на реальных событиях. В конце тридцатых в лагерь для жен изменников Родины попадает Надежда Васильева вместе с малышом Яшей, который вскоре погибает. Позже у нее появляется еще один ребенок - от одного из надзирателей. Проходят годы, и в наше время Васильева просит внучку Светлану Фадееву отыскать другого надзирателя, который помог ей выжить. Человека, который нужен Свете, звали Алешей, но он был казах, и ни бабушка, ни внучка не знают его настоящего имени.
Любовь в фильме на втором плане, сразу отмечает режиссер: в первую очередь это историческая картина, трагедия, рассказывающая о женщинах, которые по воле жестокой судьбы оказались в лагере.
Зрителя ожидает развитие сюжета как в прошлом, так и в современном времени, поведал Ануар Райбаев: одна эпоха будет переходить в другую. Цель у ленты одна: не забыть прошлое. «Для нас война, террор, голод - далеко, не с нами, но это было с нашими предками, и чтобы не повторилось вновь, мы должны помнить», - подчеркивает Ануар Серикович.
Так или иначе, продолжает он, сценарий фильма подвергался изменениям:
- Что-то всегда меняется: нужно быть гибкими. Сценарий - живой организм, он адаптируется под место съемок, да и я сам доверяю импровизации актеров. На съемочной площадке работают и мои студенты-стажеры, которые тоже вносят предложения, - вместе все обсуждаем.
Съемки стартовали 18 октября в Астане - там отсняли столичный музей «АЛЖИР», настоящий вагон, в котором везли заключенных, и прибытие героини из России в Казахстан. С 23 октября съемочная группа переехала в музей Карлага в Долинке: снимали не только сцены тридцатых годов, но и нашего времени.
- Атмосфера там тяжелая, - признается Райбаев. - Сначала ты видишь все это как экспонаты, а потом в голове возникают мысли: если бы я здесь оказался, как бы себя повел, смог бы оговорить друзей, близких, если бы меня пытали? Тем страшнее становится. Мы жалуемся на бытовые вопросы, нехватку зарплат, но по сравнению с тем, что пережили наши предки, нынешние проблемы - ничто.
К слову, благодаря коллективу музея у съемочной группы не было проблем ни с одной деталью прошлого века. Команда могла из одной музейной комнаты переносить вещи в другую - сотрудники отнеслись к этому с пониманием и достоверности ради пошли навстречу, за что коллектив фильма очень им благодарен.
Зритель увидит в ленте немало знакомых лиц: в «АЛЖИРе» задействованы актеры Карагандинского русского драматического театра им. К.С. Станиславского Андрей Белавин, Андрей Марычев, Иван Немцев-старший, Надежда Вебер и другие. В массовке сыграют участники студии Белавиных «ТеатRoom», а главных героинь - Надежду Васильеву и Светлану Фадееву - исполнят актриса Театра им. М. Горького Астаны Светлана Фортуна и выпускница КазНУИ, студентка ГИТИСа Анна Старченко. Порадуют зрителя своим присутствием Алтынай Ногербек, недавно получившая приз за роль в ленте «Дорога к матери», а также молодой актер Марат Абайдильда. Их коллега, актриса Елена Гладышева, сыграет роль балерины, которую арестуют сразу после спектакля. Роль Алеши исполнит студент КазНУИ Кобланды Болат.
- Мы неоднократно проводили кастинги на студии Белавиных, и что мне нравится в Караганде - люди приходит с удовольствием, - поделился организатор съемок Игорь Васьков. - Актеры говорят: трудно не плакать - трудно смеяться, но заплакать просто так тоже надо уметь, и участники кастингов сумели. Приезжали к нам и мамы с маленькими детками. В Астане, к примеру, со всем этим сложнее.
Участие непрофессиональных актеров - тоже примечательная деталь фильма «АЛЖИР».
- Дети, конечно, по возрасту своему непрофессионалы, но порой дают прикурить любому профи, - признается Ануар Райбаев. - Нас ожидают тяжелые съемки в бараках с участием детей, и, полагаю, ребята справятся достойно.
Завершить съемочный процесс планируется в конце ноября. На этой неделе началась работа на декорациях близ поселка Баймырза за Темиртау: там специально выстроили бараки заключенных, которые будут отапливаться настоящей буржуйкой. В этом «лагере» отснимут все натурные и массовые сцены - привод колонны заключенных и лагерную жизнь. Необходимы будут и сцены в больницах - их тоже планируют снимать в нашей области. На этом, конечно, работа Райбаева и его группы не закончится - впереди еще много проектов и других планов, о которых они между делом говорят уже сейчас.
- У нас есть идея фильма о войне в Афганистане, о Великой Отечественной. Сам я люблю снимать жанровое кино, - рассуждает режиссер. - Очень болею за наш кинематограф и хочу, чтобы наша профессия приносила пользу. И это не значит, что мы во всем идем на поводу у зрителя, как могут подумать, но делаем то, что ему понравится, будет ему понятно и радостно смотреть. Зритель у нас умный: он хочет переживать за героев, и если их история показана профессионально - значит, все получится.

Фото Алисы ВОЙТАШЕНКО

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Первые рифмы 14.12.2017

    Серия литературных вечеров «Пиши», организованных в разных городах России и других стран, пришла в Казахстан и Караганду. «Пишитур», где наши поэты могли прочитать свои стихи, прозу и исполнить собственные песни, - принял в своих стенах областной музей изобразительного искусства.

  • Ноты скорби 12.12.2017

    Абикен Хасенов оставил заметный след в казахской культуре. Он был блестящим исполнителем кюев аркинской традиции. Шертпе-кюи в его интерпретации вошли в золотой фонд музыкального искусства нашей страны, многие из них стали основой репертуара оркестров народных инструментов и отдельных солистов. 

  • Точно в такт 12.12.2017

    Каблуки стучат по сцене в ритм музыке - ирландской, фламенко, национальной казахской. Одинаково четко и сильно отбивают танцевальные рисунки и младшие артисты степ-группы «Revival», которым нет и 10 лет, и старшие, которым под 20. Описать их талант словами недостаточно - это надо увидеть и услышать.

  • Необыкновенный концерт 12.12.2017

    Награждение победителей II городского фестиваля творчества «Караганда без границ» проходило на сцене ДК Нового Майкудука. В гала-концерте участвовали лауреаты: творческие коллективы психолого-медико-социальных учреждений и общественных объединений, учащиеся коррекционных школ-интернатов, дети-инвалиды, проживающие в семьях.

  • На экране - история 09.12.2017

    Премьера фильма «Қазақстан Киелі мекен Сарыарқа», рассказывающего о духовном и историческом наследии нашего региона, прошла в Караганде. Картина создана при поддержке областного филиала партии «Нұр Отан», общественного фонда «Адамдардың елеулі жетістіктері» и продюсерского центра Vega Invest Films Media Produсtion.

  • Архипелаг Карлаг 09.12.2017

    С потолка тянутся черные лоскуты, в углу стоят вешалки с телогрейками, в другом - свалены железные бочки, а на экране задумчивый Сталин гуляет по музею Карлага - так современные художники видят известные события 30-40-х годов прошлого столетия. Выставка «Архипелаг Карлаг», презентованная в прошлом году в Астане, открылась на днях в Карагандинском областном музее изобразительного искусства.

  • Вечер юмора 07.12.2017

    Шутить в Караганде могут и любят. Это в очередной раз доказала игра Клуба веселых и находчивых на Кубок акима области, где собрались команды из Караганды и городов-спутников, а также из Астаны - к нам приехали ребята из «Целинограда».

  • Избранный временем 05.12.2017

    В концертном зале «Шалкыма» состоялся вечер памяти первого казахского дирижера, педагога, домбриста, народного артиста КазССР и СССР Шамгона Кажгалиева. В этом году ему исполнилось бы 90 лет, но три года его уже нет с нами. Это был уникальный человек, профессионал высокого класса, отлично образованный и необычайно талантливый.