15 ноября 2016 года 783

Это было в "АЛЖИРе"…

Автор: Анна СТРОКОВА

Ранней осенью в газетах появилось объявление: «Для съемок в историческом фильме требуются старинные вещи». Чуть позже началась работа над новой картиной Ануара Райбаева «АЛЖИР». Сейчас позади съемки трети ленты - немало сцен выпало на нашу область, и еще немало предстоит отснять.

В кино есть традиция: во время съемок рабочая группа расписывается на большой тарелке, которая потом разбивается о штатив камеры. Раньше после съемок ее кусочки склеивали, а теперь забирают их на память. Коллектив «АЛЖИРа» тоже остался верен этому обычаю.
К слову, «АЛЖИР» - рабочее название картины, есть еще одно - «Қармен жуынған қан» («Кровь, омытая снегом»). Под каким именем выйдет детище Райбаева, команда определится в следующем году - выход ленты приурочен к Дню памяти жертв политических репрессий.
Сюжет «АЛЖИРа» частично основан на реальных событиях. В конце тридцатых в лагерь для жен изменников Родины попадает Надежда Васильева вместе с малышом Яшей, который вскоре погибает. Позже у нее появляется еще один ребенок - от одного из надзирателей. Проходят годы, и в наше время Васильева просит внучку Светлану Фадееву отыскать другого надзирателя, который помог ей выжить. Человека, который нужен Свете, звали Алешей, но он был казах, и ни бабушка, ни внучка не знают его настоящего имени.
Любовь в фильме на втором плане, сразу отмечает режиссер: в первую очередь это историческая картина, трагедия, рассказывающая о женщинах, которые по воле жестокой судьбы оказались в лагере.
Зрителя ожидает развитие сюжета как в прошлом, так и в современном времени, поведал Ануар Райбаев: одна эпоха будет переходить в другую. Цель у ленты одна: не забыть прошлое. «Для нас война, террор, голод - далеко, не с нами, но это было с нашими предками, и чтобы не повторилось вновь, мы должны помнить», - подчеркивает Ануар Серикович.
Так или иначе, продолжает он, сценарий фильма подвергался изменениям:
- Что-то всегда меняется: нужно быть гибкими. Сценарий - живой организм, он адаптируется под место съемок, да и я сам доверяю импровизации актеров. На съемочной площадке работают и мои студенты-стажеры, которые тоже вносят предложения, - вместе все обсуждаем.
Съемки стартовали 18 октября в Астане - там отсняли столичный музей «АЛЖИР», настоящий вагон, в котором везли заключенных, и прибытие героини из России в Казахстан. С 23 октября съемочная группа переехала в музей Карлага в Долинке: снимали не только сцены тридцатых годов, но и нашего времени.
- Атмосфера там тяжелая, - признается Райбаев. - Сначала ты видишь все это как экспонаты, а потом в голове возникают мысли: если бы я здесь оказался, как бы себя повел, смог бы оговорить друзей, близких, если бы меня пытали? Тем страшнее становится. Мы жалуемся на бытовые вопросы, нехватку зарплат, но по сравнению с тем, что пережили наши предки, нынешние проблемы - ничто.
К слову, благодаря коллективу музея у съемочной группы не было проблем ни с одной деталью прошлого века. Команда могла из одной музейной комнаты переносить вещи в другую - сотрудники отнеслись к этому с пониманием и достоверности ради пошли навстречу, за что коллектив фильма очень им благодарен.
Зритель увидит в ленте немало знакомых лиц: в «АЛЖИРе» задействованы актеры Карагандинского русского драматического театра им. К.С. Станиславского Андрей Белавин, Андрей Марычев, Иван Немцев-старший, Надежда Вебер и другие. В массовке сыграют участники студии Белавиных «ТеатRoom», а главных героинь - Надежду Васильеву и Светлану Фадееву - исполнят актриса Театра им. М. Горького Астаны Светлана Фортуна и выпускница КазНУИ, студентка ГИТИСа Анна Старченко. Порадуют зрителя своим присутствием Алтынай Ногербек, недавно получившая приз за роль в ленте «Дорога к матери», а также молодой актер Марат Абайдильда. Их коллега, актриса Елена Гладышева, сыграет роль балерины, которую арестуют сразу после спектакля. Роль Алеши исполнит студент КазНУИ Кобланды Болат.
- Мы неоднократно проводили кастинги на студии Белавиных, и что мне нравится в Караганде - люди приходит с удовольствием, - поделился организатор съемок Игорь Васьков. - Актеры говорят: трудно не плакать - трудно смеяться, но заплакать просто так тоже надо уметь, и участники кастингов сумели. Приезжали к нам и мамы с маленькими детками. В Астане, к примеру, со всем этим сложнее.
Участие непрофессиональных актеров - тоже примечательная деталь фильма «АЛЖИР».
- Дети, конечно, по возрасту своему непрофессионалы, но порой дают прикурить любому профи, - признается Ануар Райбаев. - Нас ожидают тяжелые съемки в бараках с участием детей, и, полагаю, ребята справятся достойно.
Завершить съемочный процесс планируется в конце ноября. На этой неделе началась работа на декорациях близ поселка Баймырза за Темиртау: там специально выстроили бараки заключенных, которые будут отапливаться настоящей буржуйкой. В этом «лагере» отснимут все натурные и массовые сцены - привод колонны заключенных и лагерную жизнь. Необходимы будут и сцены в больницах - их тоже планируют снимать в нашей области. На этом, конечно, работа Райбаева и его группы не закончится - впереди еще много проектов и других планов, о которых они между делом говорят уже сейчас.
- У нас есть идея фильма о войне в Афганистане, о Великой Отечественной. Сам я люблю снимать жанровое кино, - рассуждает режиссер. - Очень болею за наш кинематограф и хочу, чтобы наша профессия приносила пользу. И это не значит, что мы во всем идем на поводу у зрителя, как могут подумать, но делаем то, что ему понравится, будет ему понятно и радостно смотреть. Зритель у нас умный: он хочет переживать за героев, и если их история показана профессионально - значит, все получится.

Фото Алисы ВОЙТАШЕНКО

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Голос джаза 22.02.2018

    Для легендарного исполнителя джаза, блюза и соула Роя Янга неважно, поет он для пяти тысяч человек или всего лишь для тридцати. Каждый концерт для него - новый опыт, а новая аудитория - это новые переживания. Караганда его встретила тепло: на днях Рой выступил на сцене Казахского драматического театра им. С. Сейфуллина с нашим джазовым оркестром «Биг-Бэнд».

  • Реквием по мечте поэта 20.02.2018

    Поющая сцена - это еще только половина успеха спектакля, а вот поющий зал - куда более солидная составляющая положительной оценки премьеры. Во время премьерного показа спектакля «Фариза и Мукагали» в зрительном зале не было свободных мест. Неизвестно, что больше заинтриговало зрителей: нераскрытая тайна взаимоотношений двух величайших казахских поэтов, имя столичного режиссера, который взялся работать над драмой, хороший актерский состав, именитый драматург или все вместе взятое, но в день премьеры в театре К. Станиславского был полный аншлаг.

  • Танцующий смычок 15.02.2018

    В Концертном зале «Шалкыма» прошел концерт виртуоза-скрипача из Москвы Александра Тростянского. Он уже в шестой раз приводит публику нашего города в восторг, а первое его выступление в Караганде состоялось в 1988 году.

  • На крыльях вдохновения 15.02.2018

    Землячку поэта Мукагали Макатаева и лауреата республиканских конкурсов в области литературы уже пятый год приглашают в Караганду, и только сейчас она решилась сюда приехать. В день рождения Макатаева поэтесса встретилась с карагандинскими любителями поэзии в областной библиотеке имени Н. Гоголя.

  • Их связала музыка 13.02.2018

    В рамках программы «Рухани жаңғыру» своеобразную музыкальную паузу для педагогов школы искусств Балхаша устроили их благодарные выпускники. Обычно на отчетных мероприятиях преподаватели остаются за кулисами, но на этот раз они заняли зрительские места.

  • Две светлых повести 10.02.2018

    В чем заключается синергия двух абсолютно разных судеб творческих людей? Об этом и многом другом в репетиционном зале Театра имени С. Сейфуллина мы разговариваем с известным астанинским режиссером, заслуженным деятелем РК Нурланом Жуманиязовым.

  • Взрыв цвета 03.02.2018

    Ему нравятся непонятные, размытые работы, чтобы все было в подтеках - со смешением жанров и направлений. Как и вся творческая молодежь, Александр Клоков стремится придумать что-то новое, но так как в нашем современном мире это практически уже невозможно, обращается к эклектике в искусстве, что позволяет ему держаться на волне и быть востребованным.

  • Великолепный Бони 01.02.2018

    Очередной театральный четверг в Академическом театре музыкальной комедии познакомил карагандинцев с артистом-вокалистом, дипломантом международного фестиваля Виктором Игушкиным, который трудится в театре с 1999 года после окончания колледжа искусств им. Таттимбета.

15 февраля - день вывода войск из Афганистана

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА и Линара ГАЛИМОВА