15 ноября 2016 года 1100

Это было в "АЛЖИРе"…

Автор: Анна СТРОКОВА

Ранней осенью в газетах появилось объявление: «Для съемок в историческом фильме требуются старинные вещи». Чуть позже началась работа над новой картиной Ануара Райбаева «АЛЖИР». Сейчас позади съемки трети ленты - немало сцен выпало на нашу область, и еще немало предстоит отснять.

В кино есть традиция: во время съемок рабочая группа расписывается на большой тарелке, которая потом разбивается о штатив камеры. Раньше после съемок ее кусочки склеивали, а теперь забирают их на память. Коллектив «АЛЖИРа» тоже остался верен этому обычаю.
К слову, «АЛЖИР» - рабочее название картины, есть еще одно - «Қармен жуынған қан» («Кровь, омытая снегом»). Под каким именем выйдет детище Райбаева, команда определится в следующем году - выход ленты приурочен к Дню памяти жертв политических репрессий.
Сюжет «АЛЖИРа» частично основан на реальных событиях. В конце тридцатых в лагерь для жен изменников Родины попадает Надежда Васильева вместе с малышом Яшей, который вскоре погибает. Позже у нее появляется еще один ребенок - от одного из надзирателей. Проходят годы, и в наше время Васильева просит внучку Светлану Фадееву отыскать другого надзирателя, который помог ей выжить. Человека, который нужен Свете, звали Алешей, но он был казах, и ни бабушка, ни внучка не знают его настоящего имени.
Любовь в фильме на втором плане, сразу отмечает режиссер: в первую очередь это историческая картина, трагедия, рассказывающая о женщинах, которые по воле жестокой судьбы оказались в лагере.
Зрителя ожидает развитие сюжета как в прошлом, так и в современном времени, поведал Ануар Райбаев: одна эпоха будет переходить в другую. Цель у ленты одна: не забыть прошлое. «Для нас война, террор, голод - далеко, не с нами, но это было с нашими предками, и чтобы не повторилось вновь, мы должны помнить», - подчеркивает Ануар Серикович.
Так или иначе, продолжает он, сценарий фильма подвергался изменениям:
- Что-то всегда меняется: нужно быть гибкими. Сценарий - живой организм, он адаптируется под место съемок, да и я сам доверяю импровизации актеров. На съемочной площадке работают и мои студенты-стажеры, которые тоже вносят предложения, - вместе все обсуждаем.
Съемки стартовали 18 октября в Астане - там отсняли столичный музей «АЛЖИР», настоящий вагон, в котором везли заключенных, и прибытие героини из России в Казахстан. С 23 октября съемочная группа переехала в музей Карлага в Долинке: снимали не только сцены тридцатых годов, но и нашего времени.
- Атмосфера там тяжелая, - признается Райбаев. - Сначала ты видишь все это как экспонаты, а потом в голове возникают мысли: если бы я здесь оказался, как бы себя повел, смог бы оговорить друзей, близких, если бы меня пытали? Тем страшнее становится. Мы жалуемся на бытовые вопросы, нехватку зарплат, но по сравнению с тем, что пережили наши предки, нынешние проблемы - ничто.
К слову, благодаря коллективу музея у съемочной группы не было проблем ни с одной деталью прошлого века. Команда могла из одной музейной комнаты переносить вещи в другую - сотрудники отнеслись к этому с пониманием и достоверности ради пошли навстречу, за что коллектив фильма очень им благодарен.
Зритель увидит в ленте немало знакомых лиц: в «АЛЖИРе» задействованы актеры Карагандинского русского драматического театра им. К.С. Станиславского Андрей Белавин, Андрей Марычев, Иван Немцев-старший, Надежда Вебер и другие. В массовке сыграют участники студии Белавиных «ТеатRoom», а главных героинь - Надежду Васильеву и Светлану Фадееву - исполнят актриса Театра им. М. Горького Астаны Светлана Фортуна и выпускница КазНУИ, студентка ГИТИСа Анна Старченко. Порадуют зрителя своим присутствием Алтынай Ногербек, недавно получившая приз за роль в ленте «Дорога к матери», а также молодой актер Марат Абайдильда. Их коллега, актриса Елена Гладышева, сыграет роль балерины, которую арестуют сразу после спектакля. Роль Алеши исполнит студент КазНУИ Кобланды Болат.
- Мы неоднократно проводили кастинги на студии Белавиных, и что мне нравится в Караганде - люди приходит с удовольствием, - поделился организатор съемок Игорь Васьков. - Актеры говорят: трудно не плакать - трудно смеяться, но заплакать просто так тоже надо уметь, и участники кастингов сумели. Приезжали к нам и мамы с маленькими детками. В Астане, к примеру, со всем этим сложнее.
Участие непрофессиональных актеров - тоже примечательная деталь фильма «АЛЖИР».
- Дети, конечно, по возрасту своему непрофессионалы, но порой дают прикурить любому профи, - признается Ануар Райбаев. - Нас ожидают тяжелые съемки в бараках с участием детей, и, полагаю, ребята справятся достойно.
Завершить съемочный процесс планируется в конце ноября. На этой неделе началась работа на декорациях близ поселка Баймырза за Темиртау: там специально выстроили бараки заключенных, которые будут отапливаться настоящей буржуйкой. В этом «лагере» отснимут все натурные и массовые сцены - привод колонны заключенных и лагерную жизнь. Необходимы будут и сцены в больницах - их тоже планируют снимать в нашей области. На этом, конечно, работа Райбаева и его группы не закончится - впереди еще много проектов и других планов, о которых они между делом говорят уже сейчас.
- У нас есть идея фильма о войне в Афганистане, о Великой Отечественной. Сам я люблю снимать жанровое кино, - рассуждает режиссер. - Очень болею за наш кинематограф и хочу, чтобы наша профессия приносила пользу. И это не значит, что мы во всем идем на поводу у зрителя, как могут подумать, но делаем то, что ему понравится, будет ему понятно и радостно смотреть. Зритель у нас умный: он хочет переживать за героев, и если их история показана профессионально - значит, все получится.

Фото Алисы ВОЙТАШЕНКО

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Проклятие дома Альбы 20.09.2018

    В кругу друзей или родных мы можем обсуждать какие угодно темы, но если они выносятся на всеобщее обозрение в кинематографе или театре, то оказываемся к этому не готовы. Спектакль «Андалузское проклятие» - один из таких: карагандинский зритель, похоже, разделился на два лагеря, один из которых постановку принял, другой - нет. Гастроли Алматинского государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова в Караганде завершены. Последней в стенах Театра им. К.С. Станиславского была показана пьеса в двух действиях «Андалузское проклятие (Дом Бернарды Альбы)».

  • Юбилей с выездом 20.09.2018

    Очередной театральный сезон в Драматическом театре имени С. Сейфуллина начался с нашумевшего спектакля «Фариза и Мукагали» о духовной близости двух выдающихся поэтов. Эта довольно свежая работа прошлого сезона уже успела завоевать популярность у карагандинского зрителя.

  • Черно-белая невесомость 18.09.2018

    Кто-то назвал их резными салфетками, кто-то трафаретиками - но то, что легкие утонченные картины из бумаги, безусловно, очень кропотливая и трудоемкая работа, отрицать нельзя. Молодая художница Елена Кондратьева представила более 50 работ на своей первой серьезной выставке в Карагандинском музее ИЗО. Все экспонаты выполнены в достаточно редкой манере исполнения - вырезании. Основным материалом для художницы является бумага. На создание ее произведений натолкнули случайно увиденные фото работ с сайта Pinterest. Техника ажурной вырезки по бумаге на просторах интернета известна как Papercut. А сама ажурная вырезка пришла к нам с Дальнего Востока - Китая, Японии, Кореи. Не случайно автор поддерживает тесную творческую дружбу с Институтом Конфуция при Карагандинском государственном техническом университете; часть выставочных работ предоставлена этим учреждением.

  • Когда звёзды зажигаются 18.09.2018

    Авторов для выставки молодых художников, которая открылась в областном музее изобразительного искусства, кураторы выбирали точечно, в том числе через социальные сети. В итоге зал музея наполнился самыми разными по стилю полотнами и скульптурами, с которыми действительно стоит ознакомиться. Сотрудники музея Александр Гехт и Виктория Храпко не впервые курируют экспозицию в тандеме и в этот раз активно искали новые имена. Поиск дал свои плоды: почти две трети из представленных авторов стали дебютантами, а поздравить их с выставкой собралось немало людей. 

  • Открытие чувств 15.09.2018

    Ее абстрактные картины называют праздником единения, согласия и гармонии. Названия - романтичные: «Осень на двоих», «Уходящий день», «Доброе утро», «Нежность», «Парк сновидений». Отдых для глаз и души, покой сознания - все это картины карагандинской художницы Фании Исламовой. Фания Якубовна состоит в Союзе художников с 1990 года, пишет тематические картины, чувственные пейзажи и яркие натюрморты. Она родилась в Караганде в сентябре, а высшее образование получила в художественном училище Казани, окончив его в 1980 году.

  • И страшно, и смешно 13.09.2018

    К кому уж точно применительно выражение «живет на сцене», так это к артистам Государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова: наблюдать их в спектаклях - удовольствие. Гастроли театра в Караганде начались в прошлую пятницу спектаклем «Ужин с дураком», продолжились «Отелем двух миров» и завершатся «Андалузским проклятием». Если во время просмотра фильма или спектакля порой отвлекаешься на закулисные вопросы вроде «А как артист это репетировал?», «А как это еще можно было сыграть?», то во время спектаклей театра им. М. Лермонтова со мной такого не происходило. На комедии «Ужин с дураком» по пьесе современного французского режиссера и сценариста Франсиса Вебера в зале театра им. К.С. Станиславского каждые пять минут со сцены раздавалась шутка, вызывавшая не просто робкий смех, а хохот от души.

  • Проверено зрителем 11.09.2018

    На пресс-конференции артисты Алматинского государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова ведут себя легко и открыто: корпоративная культура в их коллективе свободная, что видно и по общению, и по добрым шуткам друг о друге. Театр приехал в Караганду со спектаклями, которые на этой неделе идут в стенах Русского драматического театра им. К.С. Станиславского.

  • Истоки мелодий 11.09.2018

    Клуб композиторов Карагандинской области, организованный 5 октября 1975 года при Дворце культуры горняков, активен по сегодняшний день. Такой же стаж в нашей области имеют только шахтерский ансамбль и шахтерский хор. Это неотъемлемая часть истории нашей области. В давние 30-70-е годы строилась шахтерская Караганда, формировались организации по культуре и образованию, был построен первый Дворец культуры горняков, открывались школы и музеи. Многие ценности были созданы благодаря инициативным гражданам, которые со своими проектами шли впереди всех, видели будущее и вели за собой таких же увлеченных, одержимых энтузиастов своего дела.