05 ноября 2016 года 2750

Тарифам нет покоя

Автор: Наталья Прус

Будет ли повышен тариф на проезд в общественном транспорте? Тема, волнующая всех карагандинцев, а старшее поколение - особенно.

15 ноября истекает срок подписанного в 2013 году между перевозчиками, акиматом и маслихатом г. Караганды меморандума о взаимном сотрудничестве в вопросах осуществления пассажирских перевозок в Караганде.
Что будет учтено следующими договорами, сохранятся ли в полном объеме льготы для пенсионеров, оплачивающих проезд в автобусе по 50 тенге (напомним, что эта статья бюджетом города не субсидируется), как улучшить качество пассажирских перевозок? Эти и другие вопросы обсудили члены общественного дискуссионного клуба "Голос Сары-Арки", руководители городских автопарков, представители общественных организаций, партий и отдела КХ, ПТ и АД г. Караганды.
По информации последнего, в настоящее время по г. Караганде осуществляют транспортное обслуживание девять перевозчиков (среди самых крупных - автобусные парки №№ 2, 3, 5) по 57 городским и 11 пригородным маршрутам. В среднем ежедневный выход автобусов на линию составляет 615 единиц.
Исполнительные органы г. Караганды в рамках соглашения перечислили из городского бюджета в качестве субсидий следующие суммы: в 2013 г. - 749 млн 809 тыс. тенге, в 2014 г. - 866 млн 069 тыс. тенге, в 2015 г. - 968 млн 319 тыс. тенге, в 2016 г. - 1 млрд 017 млн 955 тыс. тенге. Помимо этого субсидии на пригородные маршруты выделяет и областной бюджет. Также в рамках республиканской программы «Дорожная карта бизнеса» у автоперевозчиков есть возможность брать на приобретение автотранспорта льготные кредиты: из 14 процентов годовых 7 софинансирует государство. В настоящий момент на эти цели республиканский бюджет потратил 439,2 млн тенге
Вместе с тем на заседании дисскуссионного клуба было отмечено: автоперевозчики по многим позициям не выполняют условий договоров. Свидетельством тому - не уменьшающийся за три года поток обращений от горожан. Карагандинцы жалуются на грубость со стороны экипажей, превышение скорости движения, курение и разговоры по сотовому телефону водителей. В автобусах малой вместимости пассажирам не выдают билетов и не объявляют остановок. Санитарное состояние транспорта тоже оставляет желать лучшего. Не у всех кондукторов и водителей в автобусах есть бэйджи с именами, спецуниформа.
- Вопрос об оказании пассажирских перевозок находится на постоянном контроле в городском маслихате, - прокомментировала ситуацию депутат Сайран Сыздыкова. - Мы проводили рейды, посещали автопарки с целью выяснить, как выполняются условия договоров и меморандума. Проверки показали, что интервал графиков не выдерживается, а в вечернее время вообще невозможно добраться до малых поселков (15 из 28 маршрутов, более 54%, не соблюдали время окончания работы). Согласно сравнительному анализу регулярность движения на 57 городских маршрутах за 8 месяцев (январь-август) 2016 года снизилась, по сравнению с 2015-м, в целом с 80,12% до 78,7%. Есть жалобы и со стороны водителей: не всегда и не со всеми работниками руководство автопарков заключает трудовые договоры, которые подразумевают наличие соцпакета, что влияет на качество обслуживания населения.
Руководитель ТОО «Автобусный парк № 3» Артур Григорян, выражая свою позицию, заметил, что в сфере услуг жалобы есть всегда. Так, за 9 месяцев 2016 года на «горячие линии» акимата г. Караганды и автопарка № 3 поступило 217 жалоб. Но много ли это, если за этот же период было перевезено 44 млн пассажиров? По каждому обращению приняты меры административного характера. Кроме того, в автобусном парке № 3 работает контрольно-ревизионная служба, которая ежедневно выезжает на линию с проверками. За 9 месяцев проведено 36545 проверок и выявлено 2256 нарушений.
А. Григорян пояснил, в связи с чем была подана заявка в уполномоченный орган на повышение тарифа. За три года, начиная с 2014-го, вдвое вырос курс доллара США и, как следствие, увеличилась стоимость дизельного топлива на 58,8%, автошин - на 54%, масел и материалов - на 60%, запасных частей — на 30-70%. Все это напрямую связано с себестоимостью перевозок. Подорожали и коммунальные услуги: электроэнергия - на 17%, водоснабжение - на 20%, водоотведение — на 27%. Согласно нормативно-правовым актам, если себестоимость хотя бы одной статьи повышается на 10 и более процентов, тариф подлежит корректировке.
Основными причинами неэффективности пассажирских перевозок автоперевозчики назвали отсутствие квалифицированных кадров и небольшую для непростого графика работы заработную плату водителей.
На заседании дискуссионного клуба была озвучена стоимость проезда в общественном транспорте в других областях республики. В Алматы она составляет 80 тенге, в Астане — 90 (при этом, помимо других льгот, лица старше 75 лет там ездят бесплатно), в Атырау - 80, Актобе - 80, Караганде - 80. В остальных городах стоимость проезда ниже. К тому же если Атырау и Актобе только в этом году подошли к стоимости в 80 тенге, то Караганда живет с этим тарифом уже третий год.
В ходе дискуссии было высказано несколько предложений по улучшению качества пассажирских перево-
зок. Среди них - создание муниципального городского автопарка, расширение дорог с выделением полосы для общественного транспорта, предоставление земельных участков субъектам малого предпринимательства в местах стоянки автобусов для организации там зон отдыха для экипажей.
Самая больная тема на сегодня - субсидирование социально значимых перевозок нескольким льготным категориям населения с общим охватом 40 тысяч человек, в том числе компенсация проезда для тех карагандинцев, чья пенсия составляет менее 18,5 МРП. На чьи плечи, государства или перевозчиков, и в какой мере должна ложиться эта нагрузка? Как сделать более эффективным использование субсидий, поступающих автопаркам из городского бюджета? Согласно данным обсчета пассажирского потока ежемесячно малоимущие пенсионеры совершают 40 поездок на автобусе, но насколько эти данные точны?
Караганде неплохо было бы позаимствовать опыт других стран, где количество поездок, благодаря электронным карточкам-чипам, строго фиксируется. Отсканированная в автобусе информация о поездке пассажира уходит в базу уполномоченного органа, а после, по факту, суммы поступают на счета перевозчиков. Для эффективности использования субсидий можно пойти и другим путем, компенсируя льготным категориям населения средства за проезд, перечисляя их не автопаркам, а на личные счета людей.
Координатор общественного дискуссионного клуба "Голос Сары-Арки", почетный гражданин Караганды Дмитрий Бойко, подводя итог встречи, подчеркнул, что все озвученные рекомендации будут представлены в органы исполнительной и представительной власти. И одна из них - не повышать тариф на проезд, пока не будут выполнены все взятые перевозчиками по договорам и меморандуму от 15.11.2013 года обязательства.

Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • «Чистое» будущее 25.02.2020

    Казахстан впервые представил национальный стенд на ведущей мировой выставке органического продовольствия BioFach-2020, которая прошла в Нюрнберге в середине февраля. С одной стороны, это событие стало подтверждением верного направления в развитии сектора производства экологически чистого сельского хозяйства. С другой, в сравнении с лидерами рынка показало, какой длинный путь стране еще предстоит пройти. И без государственной поддержки достичь этой цели будет непросто.

  • Что на улице - в смартфоне 25.02.2020

    Промышленные гиганты региона устанавливают датчики мониторинга объемов вредных выбросов. Информация с устройств будет передаваться в департамент экологии области и профильное министерство. В скором времени она станет доступна и для общественности. Люди смогут узнавать о состоянии воздуха через мобильное приложение.

  • Участок на перспективу 25.02.2020

    Пилотный проект по запуску опытных 3D-сейсморазведочных работ состоялся вблизи Жезказгана. Данная технология призвана существенно снизить сроки и затраты на открытие месторождений, позволит тщательно исследовать рудные объекты на большой глубине, в том числе и со сложным геологическим строением, такие как Пектас, что расположен в Жиландинской группе месторождений в 65 км от города.

  • Запрет на жалость 25.02.2020

    Глава государства Касым-Жомарт Токаев готов поддержать идею развития социального предпринимательства в стране. Возможно, кому-то покажется, что этот вид бизнеса для нашего общества новый. Тем не менее уже действуют проекты, когда создание своего дела успешно решает и ряд социальных проблем.

  • «Дикие» гены 25.02.2020

    «Сейчас казахстанские крестьяне часто сеют, говоря откровенно, мусором», - рассказал корреспонденту «ИК» руководитель Научно-исследовательской платформы сельскохозяйственных биотехнологий Казахского агротехнического университета им. Сейфуллина Владимир Киян (на снимке). Ученые столичного вуза хотят исправить эту ситуацию, используя молекулярную биологию. Это поможет выполнить поставленную Елбасы задачу в 2,5 раза повысить производительность труда в АПК.

  • Комфорт и безопасность 25.02.2020

    В конце марта начнется демонтаж на улицах К. Маркса и Магнитогорской. В текущем году капитально отремонтируют 8,5 из 10 километров дороги.

  • В фокусе - успех 20.02.2020

    Преодолевший рак бизнесмен из Жезказгана хочет трудоустроить в своей студии людей с ограниченными возможностями. Усен Есен и сам инвалид по зрению, но это не мешает ему заниматься любимым делом.

  • Правильная пища 18.02.2020

    Крупнейшая в мире ежегодная выставка органического сельского хозяйства BioFach-2020 прошла на минувшей неделе в Нюрнберге. На территории десяти огромных павильонов фермеры и переработчики со всех континентов демонстрировали продукцию, чтобы завязать новые деловые контакты. Впервые свой стенд здесь представил и Казахстан. В подготовке экспозиции задействованы десять отечественных компаний и фермерских хозяйств. 

    На месте событий побывал корреспондент «ИК».

Наша Караганда