03 ноября 2016 года 2055

Заповедные ценности Сарыарки

Автор: Юрий ПОПОВ, краевед

Краеведоискательство

Карагандинская краеведческая эпоха начиналась у меня с записок, оставленных после изучения Сарыарки военными географами, историками, этнографами и фольклористами. За минувшие три столетия число таких энтузиастов-краеведов подсчитать почти нереально. Рядом с ними проявились имена различного делового уровня - от купцов-горнопромышленников до степных аксакалов, ставших проводниками и советниками различных экспедиций как государственного, так и частного характера.
На первых порах я думал ограничиться познанием природных уголков Степи и начал с посещения в июне 1953 года Каркаралинского чудо-оазиса. Тогда мне было неполных 16 лет, а приютил меня знакомый нашей семьи, директор лесхоза Ораз Ташимов. Он же прикомандировал меня к лесничему Я.П. Бернацкому, с которым мы объехали все кордоны. Первая любовь длится вот уже более 60 лет. Продолжаю встречаться со старожилами, знатоками, патриотами Каркаралов. Через интернет меня находят почитатели шежире своего рода, для которых я составил на основании различных источников книжечку «Волостные управители и народные судьи (бии) Каркаралинского уезда: 1871–1919 годы». Издано в Караганде в 2010 году. Частично подобная работа исполнена для ряда волостей Акмолинского и Павлодарского уездов и поступила в краеведческий оборот через публикации в газетах районного и областного плана.
В Карагандинском городском клубе туристов познакомился с молодыми следопытами Сарыарки, воспитанниками вечного романтика и путешественника Н. В. Пагануцци (1899–1988). Начались вылазки в живописные места Сарыарки. На простых дорожных велосипедах были освоены маршруты на Кургальджино, Боровое, Каркаралы, Павлодар, Кент, Кызыларай, Балхаш. Предпочтение отдавалось степным кочевым тропам, где в итоге путников ожидали дастархан и рассказы обитателей юрт о прошлом. В дальнейшем путевые дневники стали первоосновой при составлении ряда книг.
Не мог не обратить внимание на легенды и скалы Баянаула, где отметился в 1965, 1968, 1971, 1974 и 2005 годы. Через Баянаул зазвучали для меня имена Садвокаса Чорманова, Алькея Маргулана, Амре Айтбакина, Машхур Жусупа Копеева, Жаяу Мусы, Каныша Сатпаева, Михаила Пришвина, Григория Потанина, Василия Христенко. Потомки баянаульских станичников хорошо вписались в летопись Степи, знали, как Петр Размазин, казахские народные сказания. Поэма «Козы-Корпеш и Баян-Сулу» стала гордым символом всего Баянаульского шанырака.
С начала прошлого века в степь прикочевали тележные обозы крестьян-переселенцев из центра. Зазвучали русские, украинские, белорусские, немецкие голоса. До 1917 года вокруг Караганды новоселы начали строительство почти ста населенных пунктов. Некоторые из них существуют до сих пор. Другие исчезли как бесперспективные за годы многочисленных хозяйственных перестроек. Специально для лиц немецкой линии составил и издал в Караганде в 2014 году краткую летопись для 14 родных им сел. Название: «С берегов Волги на берега Нуры».
Судьбой было предопределено родиться мне в Караганде в семье спецпереселенцев из Оренбурга. В школе и институте дружил с таким же «контингентом» лиц, разбавленным прослойками из немцев, чечен, греков, корейцев, крымских татар, высланных в Казахстан в годы войны. Из Карагандинского лагеря НКВД СССР в Караганду всегда шел поток освободившихся политических зеков. С некоторыми общался и встречался, о других узнал позже. Сожалею, что не составлена еще энциклопедия «Ученые Карлага», многие из которых остаются забытыми и невостребованными в родственных им сферах. Научные следы, оставленные служителями науки, должны быть исследованы во всех подробностях.
На протяжении полувека пополняю свой архив встречами и перепиской с участниками Великой Отечественной войны. Назвать все имена невозможно, отдельный список ветеранов у меня существует, сегодня называю некоторые. Среди них Герои Советского Союза, уроженцы Сарыарки М. М. Мамраев и И. И. Корнеев. Храбро сражались каркаралинцы Г. Ж. Карсыбекова, Ш.А. Мезгильбаев, жители Ботакары Н. И. Блудчий и Д. И. Сачава, К. М. Алдангуров (Аюлы), Р. К. Кейкенов (Зеленая балка), С. М. Машрапов, Г. Н. Жоров, Г. Е. Переяславский (Корнеевка), Б. Ж. Жумашев (Алгабас).
Методов краеведческого собирательства, на мой взгляд, столько же, сколько существует в мире краеведов. Такой расклад позволяет устранить некоторые спорные моменты, вспомнить и поднять крупицы хорошо забытого прошлого, а главное - отдать должное памяти тех исследователей, чьими трудами мы сегодня пользуемся. И еще надо понять, что краевед просто обязан не только извлекать данные из книг предшественников, но и самостоятельно изучать архивные документы. Здесь наступает время соперничества с признанными научными догмами или фактами. Как правило, побеждают представители научного сословия. И тем не менее в среде крупных исследователей встречались люди, которые понимали и поддерживали краеведение как ресурс для патриотического воспитания молодежи не на словах, а на деле.

(Продолжение следует)

На снимке: Ю.Г. Попов с ведущими казаховедами Санкт-Петербурга. 
Слева направо: С.В. Дмитриев, И. В. Стасевич, Л.Ф. Попова, В.А. Прищепова. Кунсткамера. 2013 г.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Что нас объединяет 21.10.2017

    Зачем в храмах нужны кассовые аппараты? Почему за лайки в соцсетях можно понести уголовное наказание? Что такое духовность? Эти и другие вопросы обсудили на форуме советов общественного согласия «Казахстан без экстремизма», проведенном в рамках празднования Дня духовного согласия. В форуме, который был организован КГУ «Қоғамдық келісім» совместно с управлением по делам религий Карагандинской области, приняли участие заместители акимов городов и районов, председатели и члены советов общественного согласия всех уровней, ученые, представители этнокультурных объединений.

  • Удобный латинский 21.10.2017

    Востребованность в языковых курсах остается популярной - в Карагандинском государственном университете им. Е.А. Букетова начали преподавать историю латинской графики в казахском языке, а за переход на новое начертание высказываются все больше жителей региона. Об этом пошла речь на брифинге в региональной Службе центральных коммуникаций.

  • Слышу вас, Сарытерек! 21.10.2017

    Особенность жителей села Сарытерек в том, что все они - нынешние и бывшие - вносят огромный вклад в развитие малой родины. Село Сарытерек, административный центр одноименного сельского округа, расположилось в 36 километрах от райцентра Актогай и насчитывает 1000 жителей. В состав сельского округа входят четыре населенных пункта, 40 зимовок и 54 крестьянских хозяйства. Городским жителям эта маленькая точка на карте может показаться глушью. Действительно, жизнь здесь течет совершенно по-другому - спокойно и размеренно. Но местные не видят ни намека на уныние и бесперспективность. И во многом благодаря самим жителям и выходцам из села. Например, своими силами они решили одну из насущных проблем, свойственную большинству отдаленных сельских округов, - отсутствие сотовой связи. Аким сельского округа Ерлан Бизаков смеется, говоря, что свой мобильник использует только как фотоаппарат. 

  • Дух Великой степи 21.10.2017

    Статья Главы государства Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» дала нам четкие ориентиры по изучению истории и восстановлению национального кода. В Казахстане приступили к реализации Государственной программы «Рухани жаңғыру», одно из направлений которой предполагает формирование общенационального патриотизма через возрождение интереса и уважение к традициям, истории и культуре своей земли. Ведь у народа, не знающего свою историю, нет будущего. А наша страна обладает богатой духовной историей, у нас есть святые места, которые носят общенациональный характер и должны быть известны каждому казахстанцу. По поручению Президента ученые уже приступили к разработке проекта «Сакральная география Казахстана». Несомненно, что особое место в нем займет Жезказган-Улытауский регион. 

  • Книга в дар 19.10.2017

    Акция «Подари библиотеке книгу на латинице» в областной универсальной научной библиотеке им. Н.В. Гоголя продолжает набирать обороты. Пока самый активный ее участник - карагандинец Ошакбай Суханберлин, член Союза журналистов Казахстана и совета ветеранов Октябрьского района г. Караганды.

  • Латиница на практике 19.10.2017

    Второй вариант алфавита казахского языка в латинском начертании обсуждается, а студенты Карагандинского государственного технического университета уже пробуют его на практике. Недавно здесь подвели итоги конкурса презентаций на латинице. Все участники конкурса - студенты КарГТУ разных курсов и специальностей. Форму презентации в вузе выбрали в угоду веку технологий и активного использования интернета. Обучение так или иначе ведется с использованием визуальных элементов, и презентация - один из наиболее подходящих видов предоставления информации. 

  • В каждый дом 19.10.2017

    В селе Нарманбет Актогайского района в торжественной обстановке сдали в эксплуатацию централизованный водопровод. Развитие села во многом зависит от такого элементарного блага цивилизации, как водоснабжение. Его отсутствие приводит к тому, что местное население целыми семьями покидает насиженные места, перебираясь в город в поисках лучшей жизни. Понимая это, государство реализует целый ряд ключевых программ, направленных на улучшение благосостояния народа. Обеспечение сельчан качественной питьевой водой является одним из приоритетных направлений. 

  • Распятый символ 17.10.2017

    Девушки в венках, мужчины в вышиванках и главный символ украинской культуры - рушник в бронзе - так отметили в Карагандинской греко-католической церкви Покрова Пресвятой Богородицы сразу несколько значимых для украинского народа дат. 
    -14 октября украинцы, как многие другие христиане, празднуют Покров Пресвятой Богородицы. Эта же дата является Днем вооруженных сил и Днем защитника Украины, - начал свое выступление Временный поверенный в делах Украины в РК Володимир Джиджора. - Также мы вспоминаем сегодня наших земляков, которые были высланы с территории Украины в 40-е годы.