03 ноября 2016 года 2474

Заповедные ценности Сарыарки

Автор: Юрий ПОПОВ, краевед

Краеведоискательство

Карагандинская краеведческая эпоха начиналась у меня с записок, оставленных после изучения Сарыарки военными географами, историками, этнографами и фольклористами. За минувшие три столетия число таких энтузиастов-краеведов подсчитать почти нереально. Рядом с ними проявились имена различного делового уровня - от купцов-горнопромышленников до степных аксакалов, ставших проводниками и советниками различных экспедиций как государственного, так и частного характера.
На первых порах я думал ограничиться познанием природных уголков Степи и начал с посещения в июне 1953 года Каркаралинского чудо-оазиса. Тогда мне было неполных 16 лет, а приютил меня знакомый нашей семьи, директор лесхоза Ораз Ташимов. Он же прикомандировал меня к лесничему Я.П. Бернацкому, с которым мы объехали все кордоны. Первая любовь длится вот уже более 60 лет. Продолжаю встречаться со старожилами, знатоками, патриотами Каркаралов. Через интернет меня находят почитатели шежире своего рода, для которых я составил на основании различных источников книжечку «Волостные управители и народные судьи (бии) Каркаралинского уезда: 1871–1919 годы». Издано в Караганде в 2010 году. Частично подобная работа исполнена для ряда волостей Акмолинского и Павлодарского уездов и поступила в краеведческий оборот через публикации в газетах районного и областного плана.
В Карагандинском городском клубе туристов познакомился с молодыми следопытами Сарыарки, воспитанниками вечного романтика и путешественника Н. В. Пагануцци (1899–1988). Начались вылазки в живописные места Сарыарки. На простых дорожных велосипедах были освоены маршруты на Кургальджино, Боровое, Каркаралы, Павлодар, Кент, Кызыларай, Балхаш. Предпочтение отдавалось степным кочевым тропам, где в итоге путников ожидали дастархан и рассказы обитателей юрт о прошлом. В дальнейшем путевые дневники стали первоосновой при составлении ряда книг.
Не мог не обратить внимание на легенды и скалы Баянаула, где отметился в 1965, 1968, 1971, 1974 и 2005 годы. Через Баянаул зазвучали для меня имена Садвокаса Чорманова, Алькея Маргулана, Амре Айтбакина, Машхур Жусупа Копеева, Жаяу Мусы, Каныша Сатпаева, Михаила Пришвина, Григория Потанина, Василия Христенко. Потомки баянаульских станичников хорошо вписались в летопись Степи, знали, как Петр Размазин, казахские народные сказания. Поэма «Козы-Корпеш и Баян-Сулу» стала гордым символом всего Баянаульского шанырака.
С начала прошлого века в степь прикочевали тележные обозы крестьян-переселенцев из центра. Зазвучали русские, украинские, белорусские, немецкие голоса. До 1917 года вокруг Караганды новоселы начали строительство почти ста населенных пунктов. Некоторые из них существуют до сих пор. Другие исчезли как бесперспективные за годы многочисленных хозяйственных перестроек. Специально для лиц немецкой линии составил и издал в Караганде в 2014 году краткую летопись для 14 родных им сел. Название: «С берегов Волги на берега Нуры».
Судьбой было предопределено родиться мне в Караганде в семье спецпереселенцев из Оренбурга. В школе и институте дружил с таким же «контингентом» лиц, разбавленным прослойками из немцев, чечен, греков, корейцев, крымских татар, высланных в Казахстан в годы войны. Из Карагандинского лагеря НКВД СССР в Караганду всегда шел поток освободившихся политических зеков. С некоторыми общался и встречался, о других узнал позже. Сожалею, что не составлена еще энциклопедия «Ученые Карлага», многие из которых остаются забытыми и невостребованными в родственных им сферах. Научные следы, оставленные служителями науки, должны быть исследованы во всех подробностях.
На протяжении полувека пополняю свой архив встречами и перепиской с участниками Великой Отечественной войны. Назвать все имена невозможно, отдельный список ветеранов у меня существует, сегодня называю некоторые. Среди них Герои Советского Союза, уроженцы Сарыарки М. М. Мамраев и И. И. Корнеев. Храбро сражались каркаралинцы Г. Ж. Карсыбекова, Ш.А. Мезгильбаев, жители Ботакары Н. И. Блудчий и Д. И. Сачава, К. М. Алдангуров (Аюлы), Р. К. Кейкенов (Зеленая балка), С. М. Машрапов, Г. Н. Жоров, Г. Е. Переяславский (Корнеевка), Б. Ж. Жумашев (Алгабас).
Методов краеведческого собирательства, на мой взгляд, столько же, сколько существует в мире краеведов. Такой расклад позволяет устранить некоторые спорные моменты, вспомнить и поднять крупицы хорошо забытого прошлого, а главное - отдать должное памяти тех исследователей, чьими трудами мы сегодня пользуемся. И еще надо понять, что краевед просто обязан не только извлекать данные из книг предшественников, но и самостоятельно изучать архивные документы. Здесь наступает время соперничества с признанными научными догмами или фактами. Как правило, побеждают представители научного сословия. И тем не менее в среде крупных исследователей встречались люди, которые понимали и поддерживали краеведение как ресурс для патриотического воспитания молодежи не на словах, а на деле.

(Продолжение следует)

На снимке: Ю.Г. Попов с ведущими казаховедами Санкт-Петербурга. 
Слева направо: С.В. Дмитриев, И. В. Стасевич, Л.Ф. Попова, В.А. Прищепова. Кунсткамера. 2013 г.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Цвети, Астана! 23.06.2018

    Караганде определенно везет: Астана - рядом, и как поздравляют виновника торжества его друзья и гости, так и сам именинник готов сделать ответный тост. Этим самым ответом стали Дни культуры Астаны в нашей области, посвященные 20-летию столицы. На мероприятия Дней культуры Астаны мог прийти каждый желающий - столичные гости были рады всем и с удовольствием проводили экскурсии, если это выставка, и представления, будь то концерт или цирковое выступление.

  • Родство языка, родство стремлений 23.06.2018

    Казахский язык изучается не только в самом Казахстане, но и за его пределами. Доказательство тому – прошедшая в Караганде XV Международная олимпиада по казахскому языку и литературе для детей казахской диаспоры. Она показала не только знания ребят: дети приехали с руководителями, которые поведали о развитии языка в своих странах. Кадыйша Абдыбекова прибыла в Караганду из Кыргызстана, ее предки жили в Шетском районе. Кадыйша Токоновна – активный представитель Ассоциации казахов Кыргызстана, участник V Всемирного курултая казахов и празднования 550-летия образования Казахского ханства в Таразе. Сейчас она развивает язык и традиции казахского народа в своей республике. 

  • Особая миссия 23.06.2018

    Карагандинская общественность обсудила вопросы перехода казахского языка на латинский алфавит. В Доме дружбы состоялся семинар «Переход на латинский алфавит - основа модернизации общественного сознания», организованный управлением по развитию языков Карагандинской области. В мероприятии приняли участие лингвисты, общественники, журналисты, представители государственных органов и ученого сообщества. Речь шла о наиболее актуальных вопросах, которые сегодня поднимают казахстанцы: доступ к всесторонней информации о переходе казахского языка на латинский алфавит, правила правописания и трудности, с которыми сегодня сталкиваются лингвисты. 

  • Листки бельагашского календаря: 1908-1948 23.06.2018

    Казахское население издавна использовало указанные плодородные урочища для скотоводства. С появлением в 1824 году Каркаралинска места осмотрели чиновники. Заседатель француз Де Арто направил 20 июля 1827 года рапорт в Омск, где указал: «В 30 верстах от урочища Джусалы и ближе лежат горы Бель-Агач и Семизбуга, из коих первая изобилует весьма хорошим березовым лесом и сенокосами, а последняя - сенокосами же, оба сии урочища орошаются чистейшими ключами». По данным Каркаралинского приказа, здесь находились жайлау казахов Кучумовской и Байбуринской волостей. 29 августа 1844 года бии и старшины этих волостей дали «подписку», что эти места «по обилию на них хорошего для скота корма, со всем нашим народом занимаем ежегодно летними кочевками».

  • Кумыс для здоровья 23.06.2018

    В загородном сезонном детском оздоровительном лагере «Факел» урочища Бектауата Ортадересинского сельского округа Актогайского района в рамках программы здоровьесберегающих технологий введена кумысотерапия.  Свежеприготовленный кумыс ежедневно в 9.30 завозится в лагерь. После снятия пробы медицинскими работниками мальчишки и девчонки, сотрудники лагеря принимают второй витаминный завтрак в виде 200 граммов этого напитка.

  • В поисках истины 21.06.2018

    Всемирно известная писательница и религиовед Карен Армстронг в молодости 7 лет провела в монастыре. А когда некоторое время спустя она решилась писать о религии, ей советовали оставить эту затею, поскольку на работы подобной тематики нет спроса.  Теперь на ее счету книги, которые переведены на 40 языков мира. В их числе «История Бога: 4000 лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе», которая была переведена на государственный язык по проекту «100 новых учебников на казахском языке». Всемирную известность Карен Армстронг обрела именно после публикации книги “История Бога” в 1993 году. В ней писательница делала упор на выявление таких общих черт авраамических религий, как важность сочувствия к ближнему и общего золотого правила нравственности. 

  • Сакральное наследие Сарыарки 21.06.2018

    Даже погода благоволила тем утром путешественникам, собравшимся в минувший понедельник в дальнюю дорогу с просветительской миссией. Проливной дождь закончился, тучи разошлись, и под лучами яркого солнца карагандинцы провожали от Дома дружбы участников экспедиции «Ұлы дала елі» по сакральным местам Бухаржырауского, Каркаралинского, Шетского и Актогайского районов Карагандинской области.

  • Народная память 21.06.2018

    В центральной городской библиотеке имени М.О. Ауэзова в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру» был проведен юбилейный вечер «Арқа данышпаны», посвященный 350-летию со дня рождения Бухар жырау Калкаманулы. На мероприятие были приглашены учащиеся школ, писатели, публицисты, ученые, читатели библиотеки. Вечер-портрет был разделен на три блока. Первый посвятили анализу политической деятельности Бухар жырау во времена семи ханов, во втором говорили о творчестве великого сына казахской степи и в третьей учащиеся школы искусств поселка Ботакара представили свои музыкальные номера, а также театрализованную постановку «Разговор Бухар жырау с Аблайханом».