03 ноября 2016 года 2291

Заповедные ценности Сарыарки

Автор: Юрий ПОПОВ, краевед

Краеведоискательство

Карагандинская краеведческая эпоха начиналась у меня с записок, оставленных после изучения Сарыарки военными географами, историками, этнографами и фольклористами. За минувшие три столетия число таких энтузиастов-краеведов подсчитать почти нереально. Рядом с ними проявились имена различного делового уровня - от купцов-горнопромышленников до степных аксакалов, ставших проводниками и советниками различных экспедиций как государственного, так и частного характера.
На первых порах я думал ограничиться познанием природных уголков Степи и начал с посещения в июне 1953 года Каркаралинского чудо-оазиса. Тогда мне было неполных 16 лет, а приютил меня знакомый нашей семьи, директор лесхоза Ораз Ташимов. Он же прикомандировал меня к лесничему Я.П. Бернацкому, с которым мы объехали все кордоны. Первая любовь длится вот уже более 60 лет. Продолжаю встречаться со старожилами, знатоками, патриотами Каркаралов. Через интернет меня находят почитатели шежире своего рода, для которых я составил на основании различных источников книжечку «Волостные управители и народные судьи (бии) Каркаралинского уезда: 1871–1919 годы». Издано в Караганде в 2010 году. Частично подобная работа исполнена для ряда волостей Акмолинского и Павлодарского уездов и поступила в краеведческий оборот через публикации в газетах районного и областного плана.
В Карагандинском городском клубе туристов познакомился с молодыми следопытами Сарыарки, воспитанниками вечного романтика и путешественника Н. В. Пагануцци (1899–1988). Начались вылазки в живописные места Сарыарки. На простых дорожных велосипедах были освоены маршруты на Кургальджино, Боровое, Каркаралы, Павлодар, Кент, Кызыларай, Балхаш. Предпочтение отдавалось степным кочевым тропам, где в итоге путников ожидали дастархан и рассказы обитателей юрт о прошлом. В дальнейшем путевые дневники стали первоосновой при составлении ряда книг.
Не мог не обратить внимание на легенды и скалы Баянаула, где отметился в 1965, 1968, 1971, 1974 и 2005 годы. Через Баянаул зазвучали для меня имена Садвокаса Чорманова, Алькея Маргулана, Амре Айтбакина, Машхур Жусупа Копеева, Жаяу Мусы, Каныша Сатпаева, Михаила Пришвина, Григория Потанина, Василия Христенко. Потомки баянаульских станичников хорошо вписались в летопись Степи, знали, как Петр Размазин, казахские народные сказания. Поэма «Козы-Корпеш и Баян-Сулу» стала гордым символом всего Баянаульского шанырака.
С начала прошлого века в степь прикочевали тележные обозы крестьян-переселенцев из центра. Зазвучали русские, украинские, белорусские, немецкие голоса. До 1917 года вокруг Караганды новоселы начали строительство почти ста населенных пунктов. Некоторые из них существуют до сих пор. Другие исчезли как бесперспективные за годы многочисленных хозяйственных перестроек. Специально для лиц немецкой линии составил и издал в Караганде в 2014 году краткую летопись для 14 родных им сел. Название: «С берегов Волги на берега Нуры».
Судьбой было предопределено родиться мне в Караганде в семье спецпереселенцев из Оренбурга. В школе и институте дружил с таким же «контингентом» лиц, разбавленным прослойками из немцев, чечен, греков, корейцев, крымских татар, высланных в Казахстан в годы войны. Из Карагандинского лагеря НКВД СССР в Караганду всегда шел поток освободившихся политических зеков. С некоторыми общался и встречался, о других узнал позже. Сожалею, что не составлена еще энциклопедия «Ученые Карлага», многие из которых остаются забытыми и невостребованными в родственных им сферах. Научные следы, оставленные служителями науки, должны быть исследованы во всех подробностях.
На протяжении полувека пополняю свой архив встречами и перепиской с участниками Великой Отечественной войны. Назвать все имена невозможно, отдельный список ветеранов у меня существует, сегодня называю некоторые. Среди них Герои Советского Союза, уроженцы Сарыарки М. М. Мамраев и И. И. Корнеев. Храбро сражались каркаралинцы Г. Ж. Карсыбекова, Ш.А. Мезгильбаев, жители Ботакары Н. И. Блудчий и Д. И. Сачава, К. М. Алдангуров (Аюлы), Р. К. Кейкенов (Зеленая балка), С. М. Машрапов, Г. Н. Жоров, Г. Е. Переяславский (Корнеевка), Б. Ж. Жумашев (Алгабас).
Методов краеведческого собирательства, на мой взгляд, столько же, сколько существует в мире краеведов. Такой расклад позволяет устранить некоторые спорные моменты, вспомнить и поднять крупицы хорошо забытого прошлого, а главное - отдать должное памяти тех исследователей, чьими трудами мы сегодня пользуемся. И еще надо понять, что краевед просто обязан не только извлекать данные из книг предшественников, но и самостоятельно изучать архивные документы. Здесь наступает время соперничества с признанными научными догмами или фактами. Как правило, побеждают представители научного сословия. И тем не менее в среде крупных исследователей встречались люди, которые понимали и поддерживали краеведение как ресурс для патриотического воспитания молодежи не на словах, а на деле.

(Продолжение следует)

На снимке: Ю.Г. Попов с ведущими казаховедами Санкт-Петербурга. 
Слева направо: С.В. Дмитриев, И. В. Стасевич, Л.Ф. Попова, В.А. Прищепова. Кунсткамера. 2013 г.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Гордость золотой степи 22.02.2018

    Неизгладимый след в истории Казахстана оставил вещий певец, искусный оратор, главный идеолог и советник Абылай хана, политический деятель и дипломат своего времени, выдающийся представитель духовной жизни казахского народа Бухар жырау Калкаманулы.

  • Тайны латинского алфавита 20.02.2018

    Переход на латиницу - это не просто перевести государственный язык на новый алфавит. Латиница подразумевает в первую очередь фундаментальную реформу казахского языка, которая затронет созвучие казахского слова, морфемную и слоговую структуру, правильный перенос и ритмику речи. Это значит, что язык изменится от фонетики до синтаксиса. Поэтому введение нового алфавита уже сегодня стало весьма сложным процессом, требующим много времени. Так считает казахстанский ученый, исследователь Института языкознания им. А. Байтурсынова НАН РК, доктор филологических наук Алимхан Жунисбеков.

  • Шешенкара на берегу Нуры 20.02.2018

    Начальные архивные сведения про приметную в степи сопку Шешенкара можно отнести к 12 октября 1837 года. Старший султан Каркаралинского приказа Турсун Чингизов, поручик Сагандык Сиванбаев и заседатель Избасар Алдабергенов подписали документ торгово-промышленного плана. В нем отмечено, что «летние кочевки по речке Алтынсу, урочищу Джангызшокы, места Аширит повыше горы Чеченгары» уступаются горнопромышленнику С.И. Попову до выработки найденных там руд. Здесь проводили лето казахи Кара-Айтымбетовской волости во главе с султаном Тауке Букеевым. Указаны жайляу по Большой Нуре в урочищах «Кос Агач, Акташ, Чечень, Ботагоз, Джаур, Сункар». Как видно, сегодняшний поселок Ботакара имел и другое рекламное имя - Ботагоз. Но здесь важно, что и Шешенкара, и Ботакара издавна составляли единый степной дом из двух равноценных шаныраков.

  • Султаны и бии Беркаринской волости: 1878-1919 годы 13.02.2018

    (Окончание. Начало в №17 от 10.02.2018 г.)

    С 14 декабря 1913 года - волостной Жусупбек Токбергенов, заместитель волостного Хасенхан Сарлыбаев, потом Бейбол Корсакбаев. Народные судьи и их заместители в аулах: № 1 – султан Жусуп Омарханов и Кали Сасыманов, № 2 – Ержан Тасымов и Ахмет Смаилов, № 3 – Сулеймен Шантин и Жусуп Шантин, № 4 – Толеген Токбергенов и Токберген Жумагулов, № 5 – Байтуган Кулшыманов и Монек Машеков, № 6 – Тати Еркебаев и Еркебай Бейсекин, № 7 – Нурбай Борлыбаев и Итеген Токтакушуков, № 8 – Китан Крымхожин и Байжан Казыбеков, № 9 – Жусуп Омаров и Капас Шадыров, № 10 – Дюсенбай Коржунбаев.

  • Выросший в степи 13.02.2018

    Встреча-воспоминание состоялась в Карагандинском областном историко-краеведческом музее в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру». На посвященном Дню города событии открылась выставка «Қазыналы кенді қала» и прошла встреча под названием «Город в степи». Гости - молодежь - ознакомились с архивными документами и материалами о развитии Караганды, жизни города в годы Великой Отечественной войны, в послевоенный период. Среди объемных экспонатов выставки были представлены шахтерское снаряжение, комплекс геолога И.В. Орлова, реликвии военных лет, предметы быта советского периода и продукция современных промышленных предприятий.

  • Султаны и бии Беркаринской волости: 1878-1919 годы 10.02.2018

    Чтобы проникнуть к далеким именам, откроем дневник писателя М.М. Пришвина (1873-1954) за 24 августа 1909 года. Столичный журналист из «Русских ведомостей» в уездном Каркаралинске ведет сбор народных преданий и обычаев казахов. В лавке мелкого торговца Л.И. Дебогана местный интеллигент «Абабакарим» Курманов пересказал ему в своем варианте далекую поэму про красавицу Баян Сулу. Собеседник Аубакир Курманов – житель Беркаринской волости. Его зимовка Иткара на речушке Карасу находилась в 35 верстах от города и относилась к аулу № 1. Население - 32 человека. Имели 107 лошадей, 63 рогатых, 3 верблюда. Сена заготавливали 555 копен.

  • Кандыколь - Озерное - Бухар-жырау: 1907-1950 08.02.2018

    Окончание. Начало в №№ от 16.01, 18.01, 23.01, 6.02.2018 г.

  • Неизвестные страницы 08.02.2018

    Заместитель директора музея изобразительного искусства Темиргали Аршабеков заинтересовался вкладом представителей движения партии «Алаш» в процесс перехода с арабской вязи на латиницу в Казахстане в тридцатые годы прошлого столетия.

15 февраля - день вывода войск из Афганистана

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА и Линара ГАЛИМОВА