22 октября 2016 года 3741

Кофейная палитра

Автор: Анна СТРОКОВА

Марьяна Макеева всегда знала, кем будет - рисовала с самого детства. Семья ее стремление поддержала: сегодня Марьяна перспективный молодой художник, а ее работы оценили в Испании, Германии, Польше и США. Самым взыскательным критиком остается ее мама, известный культуролог Татьяна Макеева.

В 1990 году Марьяна стала ученицей Карагандинской областной художественной школы. Через четыре года ее первые картины уже участвовали в выставках - рисовала много, работы забирали сериями. Первой крупной выставкой для нее стала Международная экспозиция детского рисунка и декоративно-прикладного искусства «Краски радуги». Но высшее образование Макеева получила в КарГТУ на инженерно-строительном факультете по специальности «Архитектура». Эту профессию она считает фундаментальной и разнопрофильной, а художник в таком случае, говорит, может быть и дизайнером.
Время шло - областные выставки, отчетные выставки Союза художников Караганды, где представляли работы нашей героини. Марьяна стала лауреатом конкурса анимационного кино, дипломантом конкурса плакатов «Творчество против наркотиков» и Первого международного конкурса детского сценарного анимационного изобразительного искусства - все это проходило в Москве. За этим последовал фестиваль творческой молодежи «Шабыт». После серии других экспозиций и персональной выставки в 2003 году Марьяна продолжает покорять вершины: получает номинацию на II региональной премии в области молодежных инициатив «Жас star-2007», областную премию «Дарын» в номинации «Молодой художник», участвует в креативной выставке движения свободных художников в Шымкенте.
Выставки Марьяны стали проходить за границей: она приняла участие в Международной неделе искусств в Москве, Неделе искусств в Мадриде. В Польше Макеева побывала на курсах истории, культуры и языка, и организаторы заинтересовались ее творчеством. В Германии экспозицию помог организовать Центр русских немцев в рамках Года немецких художников, живущих за пределами страны. В остальных, сборных, выставках, Марьяна участвовала в США, а в прошлом году ее вернисаж состоялся в арт-клубе «Садре».
Путешествовать художница любит: каждая поездка превращается в творческую - новые впечатления укрепляют желание творить. Да и нет такого места, где Марьяна не хотела бы побывать - ей интересно все.
C 2014 года она состоит в Союзе художников Республики Казахстан и уже семь лет преподает, регулярно проводит мастер-классы по графике, работая тушью, пером и акварелью. Иногда это занятия базового уровня, в других случаях - тематические мастер-классы - вместе с контактным зоопарком Марьяна вела мастер-класс по рисованию животных, на другом участники рисовали человека, изучая его пропорции.
Не менее любопытным стал мастер-класс Макеевой по кофейной живописи: жанр гризайль весьма распространен и занятен тем, что художники рисуют пищевым материалом. Здесь тон зависит от густоты вещества: насыщенный цвет требует густой массы, более легкий - жидкой.
Позиционируя себя как художник-график, Марьяна малыми живописными средствами и применением нескольких техник добивается выразительности. Сюжеты ее полотен фантастичны и нежны, а вдохновение, считает она, - результат новых впечатлений:
- Это может быть знакомство с новыми людьми, путешествия, посещение мероприятий. Обязательно раз в неделю нужно где-то бывать, доверять мысли бумаге, занимать себя делами. Но важно уметь ловить состояние так называемого тупика и вовремя понимать свой «диагноз» - тогда творческий кризис отступает.
Особенно помогает общение с детьми, говорит Марьяна, которая сейчас имеет свою творческую студию - официально она откроется 23 октября. Художница работает с детьми разного возраста - старше 12-13 лет, от 6 до 9 лет и с самыми маленькими, от 3 до 5 лет. Правда, обучаться идут и те, кому за 40 - приходят за знаниями, кто-то - чтобы разнообразить хобби или просто ради новых ощущений. Занятия творчеством воспитывают вкус, усидчивость и позволяют проявить себя.
Есть у Марьяны еще один занимательный проект, получивший название «Vsemposumke» - над ним она работает с мастерами Екатериной Калинкиной и Светланой Мишустиной. Началось все с желания создавать прикладные вещи, которые подошли бы каждому, сделали образ новым для женщины любой комплекции и возраста. Материалом девушки выбрали бывшие в употреблении немодные вещи, и стали делать из них сумки, доступные для всех. В Европе это, кстати, давно в ходу, но наши мастера доработали концепцию: дизайн у сумок функциональный, их легко стирать. В итоге получилась не просто пробная коллекция: с каждым новым заказом сумки совершенствуются. Здесь главное, чтобы картина, которую изготавливает Макеева, идеально подошла самой сумке, образуя ансамбль.
Часто у наших мастеров есть вторая работа - преподавание в том числе: быть лишь художником нелегко. В том ли беда, что карагандинцы недостаточно интересуются искусством? Профессия художника, отвечает Марьяна, сама по себе аутична. По сути, это человек вне системы, и чтобы выжить, использует свои навыки в различных отраслях. «В мире есть менеджеры, которые могут продать все, даже снег зимой - они есть и у нас, но продать картошку проще, чем картины, - говорит Макеева. - Это вопрос недальновидности некоторых людей».
Может быть, поэтому среди художников появляются бывшие - те, кто перестал работать творчески. Но Марьяна готова нести творчество в массы и, как и ее коллеги, продолжать приобщать нас к прекрасному.
Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Предпочтя смерть плену 27.10.2020

    Наградные документы фронтовиков-карагандинцев были переданы их семьям спустя 75 лет. Карагандинец Алшынбай Тасболатов пропал без вести осенью 1942 года под Ленинградом. Его собрат по оружию Аманжол Бухарбаев погиб в марте 1945-го в Чехословакии - сгорел в танке. Спустя три четверти века заслуженные правительственные награды родственникам героев вручил заместитель начальника областного департамента по делам обороны Мухтар Кайшатаев.

  • Они сражались за Родину 20.10.2020

    Разыскиваются родственники девушек-танкисток. Эхо войны смолкнет еще не скоро. Все меньше становится тех, кто прошел сквозь огонь и ливень пуль, и память о них будет жить вечно. А сколько тех, кто остался лежать безвестным на полях сражений.

  • Хранительница памяти 17.10.2020

    Карагандинский университет им. академика Е.А. Букетова провел республиканскую научно-практическую конференцию с международным участием на тему «Актуальные проблемы исторической науки», посвященную 70-летию кандидата исторических наук, доцента и руководителя центра «Тұлғатану» Нурсахан Бейсенбековой. А 16 октября, в день ее рождения, состоялся расширенный ученый совет.

  • Ученый, педагог, наставник 15.10.2020

    16 октября 2020 года исполняется 70 лет Нурсахан Ахметовне Бейсенбековой. Когда-то много лет назад Кали Жуасович Жуасов, декан исторического факультета, личность легендарная в истории вуза, произнес наполненные глубоким смыслом слова о том, что факультет всегда был его родным домом. Вслед за ним эти слова могли бы повторить многие из тех, кто работал и работает сегодня на истфаке. И среди них, несомненно, Н.А. Бейсенбекова.

  • Покой нам только снится 01.10.2020

    Про таких, как Виктор Чайка, говорят - борец за правду. Его смелые высказывания нравятся не всем, но он добивается того, чтобы жизнь пожилых карагандинцев стала еще лучше. Наш герой принимал самое активное участие в обсуждении проекта Закона «О ветеранах», который был принят в этом году. Теперь он тщательно изучает проект Национального плана действий по улучшению положения граждан старшего поколения «Активное долголетие», который Правительство намерено разработать до 2025 года. И так Виктор Яковлевич живет всю жизнь.

  • Из далеких встреч: Роза Багланова 01.10.2020

    Полсотни лет назад как турист, экскурсовод, любитель природы и старины я часто посещал город на опушке леса - волшебный Каркаралинск. И только однажды оказался здесь как корреспондент «Индустриальной Караганды». Идея командировки принадлежала редактору Игорю Владимировичу Казанцеву, от которого и получил официальное удостоверение. Документ авторитетного органа партийной печати был неоспорим. Я беседовал без помех с рядом руководителей городских и районных служб.

  • Из далеких встреч: Яков Бычек 29.09.2020

    Мы живем на планете Сарыарка с непредсказуемыми краеведческими поворотами. Мог ли я предполагать, что получу в подарок книгу А.Ф. Христенко «Сельское хозяйство в сухостепной части Казахстана» (Караганда, 2002). Научный труд с подписью автора. Стоит и дата: 2 августа 2002 года. Возьмем несколько строк из вступительной части книги:

  • Из далеких встреч: Ян Плятер-Гаевский 24.09.2020

    По памяти это был или 1957-й или 1958 год. Мне двадцать лет. Караганда. Лето. Стадион «Динамо». Зрители окружили баскетбольную площадку. Только на ней резвилось не баскетбольное братство, а всего два человека. С ракетками в руках они гонялись за мячиком, ловко переправляя его через сетку. Игра называлась большой теннис. Участников я знал. Первым называю Келлера, тренера ряда видов спорта. А противостоял ему моложавый пан Ян Янович Плятер-Гаевский в ослепительно белой форме: шорты, безрукавка, тапочки. Был и судья - фехтовальщик Ю.Г. Корженевский.

#birgemiz