20 октября 2016 года 1475

Инклюзия: все включены

Автор: Наталья ПРУС

Несколько лет назад в Карагандинской области дети, обучаясь по вспомогательной программе, не проходили физику и химию, но, попадая в средние специальные учебные заведения, получали диплом о его окончании. В настоящее время для ребят с ОВР в специальных организациях открыли десятые производственные классы. К сожалению, ни одна из перечисленных практик не была закреплена нормативными документами. 

Какой может быть инклюзия в Казахстане, каких детей включать в процесс образования, как готовить педагогов, в каких поправках нуждаются законодательные акты? Для обсуждения этих и многих других вопросов в Караганду приезжали научные сотрудники МОН РК, представители областных управлений образования, общественных организаций, Ресурсного центра по развитию инклюзивного образования г. Москвы. Выбор города для проведения семинара не случаен. По приказу министра образования и науки РК наша область является опорной экспериментальной площадкой по направлению развития инклюзивного образования. И ведущие специалисты регионов за несколько дней ознакомились с опытом работы инклюзивных групп детского сада № 53 "Алмагуль", Ресурсного центра при ОСШ № 27 и Карагандинского технико-строительного колледжа.

В образовательном поле
Напомним, что в 2012 году на базе ОСШ № 27 г. Караганды начата работа по реализации экспериментальной программы "Адаптивная школа – школа для всех", а через два года среди общеобразовательных школ области определены 20 стажерских площадок. В октябре 2015-го в экспериментальную деятельность введены детский сад "Айналайын" (г. Приозерск), ясли-сад № 53 "Алмагуль" (г. Караганда), "Инклюзивный ясли-сад № 8 "Айсулу" (г. Жезказган), которые сегодня являются ресурсными центрами для 25 дошкольных организаций области.
Также с апреля прошлого года в области реализуется экспериментальный проект по апробации модели инклюзивного образовательного процесса в системе ТиПО на базе двух колледжей - Карагандинского и Темиртауского технико-строительных.
Между тем психолого-медико-педагогическими консультациями области с января 2012-го по сентябрь 2016 года обследован 9741 ребенок до 18 лет с особыми образовательными потребностями. В регионе действует 16 коррекционных учреждений, хотя в связи с внедрением инклюзивного образования за последние два года численность детей в интернатах сократилась на 520 человек.
- Процесс реализации инклюзивного образования в Карагандинской области основан на сетевом взаимодействии всех уровней образования (дошкольного, школьного, профессионально-технического, высшего и дополнительного) с целью создания единого образовательного поля, - сообщил на республиканском семинаре "Инклюзивное образование в Казахстане: проблемы и перспективы" руководитель управления образования области Асхат Аймагамбетов. - Однако мы находимся в начале пути и уже столкнулись с тем, что в республике пока нет нормативной базы, учебных планов, программ, не подготовлены должным образом общество и педагоги. Также мы не можем пока однозначно ответить на вопрос, всех ли детей с особыми образовательными потребностями (ООП) включать в образовательный процесс. Сегодня мы говорим о том, что инклюзивом для учащихся с хорошей эмоционально-волевой сферой, но нарушением интеллекта можно считать уже то, что они находятся в общеобразовательных школах в коррекционно-развивающих классах. Но эта тема требует более тщательного анализа и осмысления.
Асхат Аймагамбетов предложил участникам семинара подумать и над механизмом дальнейшей социализации детей (обучением и трудоустройством) после окончания специальных коррекционных учреждений, необходимостью законодательно закрепить статус инклюзивной общеобразовательной школы, включением в штатное расписание технического профессионального образования дефектологов, врачей, социальных работников, разработкой квалификационных требований к педагогическим кадрам в сфере инклюзии.

Где взять ресурсы?
По мнению директора КПЦ ИО (консультационно-практического центра инклюзивного образования) Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова, доцента кафедры дефектологии Валентины Бобровой, необходимы системная подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогов, занимающихся образованием лиц с ООП. Это предполагает получение знаний в области специальной (коррекционной) педагогики, умений профессионально решать проблемы детей с ООП.
Для выполнения задач Государственной программы развития образования на 2011-2020 годы в части развития инклюзивного образования в КарГУ введены дисциплины «Специальная педагогика», «Основы инклюзивного образования».
В самом университете в 2015-2016 учебном году обучались 83 студента с особыми образовательными потребностями, из которых 23 - с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 18 – зрения, 2 – слуха, 2 – речи, 38 студентов – с общими заболеваниями. Все обучающиеся имеют инвалидность различной группы. Из общего числа студентов с ООП 61 студент обучается на основе общего образовательного гранта, 22 - на коммерческой основе.
- На мой взгляд, - поделилась с коллегами В. Боброва, - развитию инклюзивного образования будет способствовать создание консультационно-практических центров при вузах страны, осуществляющих подготовку специалистов соответствующего профиля.
Менеджер проектов филиала фонда "Дара" из г. Астаны Марал Шешембекова предложила участникам семинара определить дополнительными ресурсными центрами в регионах кабинеты психолого-педагогической коррекции, сеть которых на территории республики постоянно расширяется, в том числе за счет государственно-частного партнёрства. КППК, на ее взгляд, становятся основой для развития систем коррекционных услуг и раннего вмешательства и способны дать толчок к продвижению инклюзии в школьную среду.

Школа как социальное сообщество
А есть ли внутренние ресурсы у самих школ? Надеясь на финансирование и пакет услуг от государства, нельзя забывать про собственный потенциал. И гостья из Москвы, руководитель Российского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования, кандидат психологических наук Елена Самсонова привела наглядный пример:
- Чтобы дочке с диагнозом ДЦП не стали помехой при письме спастика мышц и дрожание пальцев, ее отец утяжелил пишущую ручку. Девочка с большим трудом, но старательно осваивала письмо в детском саде и дома, но когда пришла в школу, учитель ввиду своей занятости или ложной гуманности приняла решение — не заниматься с девочкой правописанием. Таким образом, уже став взрослым человеком, она не приобрела этот важный навык.
Этот реальный случай говорит о том, что барьеры вызваны не ограничением в здоровье учащихся, они создаются социальным окружением, подчеркнула Е. Самсонова. На педагогах, в чей класс приходят особые дети, лежит большая ответственность. Творческие и неравнодушные учителя видят, как помочь гармоничному развитию ребенка.
В процесс образования нужно включить и родителей, порой замкнутых в своем горе, директоров школ и одноклассников. Большой плюс инклюзии в том, что она выступает дополнительным ресурсом для образования и воспитания других детей. Если класс собирается на экскурсию и в нем есть ребенок на коляске, все учащиеся вместе продумывают маршрут и то, какую помощь они готовы оказать. В инклюзии все барьеры преодолеваются сообща. Школа как социальное сообщество - именно такое определение и должно стать индикатором ее "инклюзивности".
Елена Самсонова ознакомила присутствующих с российской моделью инклюзивного образования, где любая школа может принять любого ребенка, у которого комиссия установила ограниченные возможности здоровья, обязана создать ему подходящие образовательные условия и предоставить средства компенсации.
Итогом республиканского семинара стали выработанные и направленные в Министерство образования и науки РК предложения по совершенствованию казахстанской модели инклюзивного образования.
Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • На здоровье! 16.06.2018

    В Жезказгане развитие медицины в рамках ГЧП набирает темпы. Механизм сотрудничества между государством и частным сектором, получивший широкое распространение во многих отраслях экономики Казахстана, доказал свою эффективность. Сфера здравоохранения не является исключением. При этом бизнес делает ставку не только на крупные города. Центральная больница Жезказгана совместно с бизнесом реализовала уже пять проектов. Несколько лет назад на базе КГП открылся офтальмологический центр «MDVISION», предоставляющий как платные услуги, так и бесплатные по направлению СВА по программе КМИС. В 2017 году здесь начал работу кабинет МРТ. Нынешний год не стал исключением. По информации директора центральной больницы Есентая Мусагулова, три недели назад распахнул двери консультативно-диагностический центр, в котором работает 21 врач узкого профиля.

  • Дом для врачей 16.06.2018

    Свежеиспеченные баурсаки, лепешки и сладости гостеприимно приглашала отведать Макпал Куанышева, хозяйка одной из новых квартир в доме врачей, вчера открывшемся в г. Сарани с участием акима области Ерлана Кошанова. Для молодой четы Куанышевых, зарегистрировавшей свой брак в прошлом году, данное событие особой важности - эти квадратные метры стали их первым совместным жильем. Молодые доктора в этом году закончили обучение в Карагандинском государственном медицинском университете: Макпал по специальности врач-терапевт, Самат - хирург. На ярмарке вакансий выбрали Саранскую центральную больницу, где решили начать свою профессиональную жизнь. Для ребят в этом выборе все сошлось: среди врачей имелись вакантные места по обеим специальностям, там живут родители, а главное - руководство города и центральной больницы предоставило квартиру в полностью отремонтированном здании. Да еще с мебелью, бытовой техникой, горячим водоснабжением (от электротитана).

  • Люди с большим сердцем 16.06.2018

    Дворец культуры горняков Караганды по традиции радушно встречал победителей ежегодной премии акима области среди врачей и медсестер и всех, кто пришел их поддержать, лично поздравить с наступающим Днем медицинского работника. Вручение премии в конкурсе «Лучший по профессии» всегда проходит в особой обстановке. Ведущие одаривали виновников торжества высокими эпитетами о том, что их профессия - настоящее искусство. Благодаря помощи медицинских работников пациенты побеждают недуги, вступают на путь выздоровления и возвращаются к полноценной жизни...

  • Безопасность - прежде всего 14.06.2018

    Аким Карагандинской области Ерлан Кошанов посетил воинскую часть № 6505 Регионального командования «Орталык» Национальной гвардии РК. Глава региона ознакомился с образцами нового вооружения и условиями жизни военнослужащих.  Напомним, в сферу деятельности Национальной гвардии РК входят защита общественного порядка, охрана исправительных учреждений, важных государственных объектов, обеспечение судебных заседаний, участие в антитеррористических операциях, а также многое другое. При этом следует учитывать тот факт, что Региональное командование «Орталык» Национальной гвардии РК со штабом в Караганде - самое крупное в стране по численности личного состава и объему выполняемых служебно-боевых задач.

  • Изменись к лучшему! 14.06.2018

    В Караганде состоялся старт онлайн-проекта в поддержку здорового образа жизни и популяризации физической активности Challenge «Другой ты!» В нашем городе народная инициатива была посвящена двойному юбилею - 60-летию футбольного клуба «Шахтер» и одноименного городского стадиона. Сотни воспитанников спортивных школ региона выстроились на футбольном поле в огромные буквы «ШАХТЕР», а игроки клуба под фанфары вынесли цифру «60», которая будет сопровождать все матчи нашей команды до конца сезона.

  • Ваш батут стоял не тут 14.06.2018

    Из-за того что почти во всех скверах и на детских площадках Караганды предприимчивые горожане решили подзаработать, установив батуты, организовав мобильные пункты проката велосипедов, квадрациклов и прочего, в управлении парками решили провести рейды и навести порядок. Итог - демонтирован один сдутый батут. Теперь его владельцу предстоит изрядно раскошелиться, ведь для начала ему грозит штраф в размере от 15 до 500 МРП или он вовсе может лишиться источника дохода, стоимость которого составляет примерно один миллион тенге. 

  • Подарок со смыслом 12.06.2018

    К своему 20-летию столица получит в подарок новые парки, фонтаны, велодорожки и другие объекты. И пусть не самыми масштабными, но очень знаковыми для всех казахстанцев станут аллея «Улытау» и монумент «Қазақ еліне мың алғыс» от Карагандинской области.  Монумент «Тысяча благодарностей Казахстану» - это 14-метровая бронзовая скульптурная композиция, которую сейчас делают на художественном комбинате в Караганде. По замыслу авторов, монумент символизирует добросердечие казахского народа по отношению к представителям разных наций, переселенных в Казахстан во время репрессий.

  • На трамвай билета нет 12.06.2018

    В Караганде начался обмен социальных проездных билетов. Для начала новые социальные проездные решено выдавать учащимся школ, студентам колледжей и вузов из семи льготных категорий, которым предоставлен бесплатный проезд во внутригородском общественном транспорте. Причиной обмена стали участившиеся случаи проезда по поддельным билетам, отмечает заместитель руководителя отдела занятости и социальных программ г. Караганды Бахытнур Талипова. Категория, которая в этот раз меняет проездные, - матери, потерявшие одного из кормильцев, либо дети-инвалиды.