20 октября 2016 года 1294

Инклюзия: все включены

Автор: Наталья ПРУС

Несколько лет назад в Карагандинской области дети, обучаясь по вспомогательной программе, не проходили физику и химию, но, попадая в средние специальные учебные заведения, получали диплом о его окончании. В настоящее время для ребят с ОВР в специальных организациях открыли десятые производственные классы. К сожалению, ни одна из перечисленных практик не была закреплена нормативными документами. 

Какой может быть инклюзия в Казахстане, каких детей включать в процесс образования, как готовить педагогов, в каких поправках нуждаются законодательные акты? Для обсуждения этих и многих других вопросов в Караганду приезжали научные сотрудники МОН РК, представители областных управлений образования, общественных организаций, Ресурсного центра по развитию инклюзивного образования г. Москвы. Выбор города для проведения семинара не случаен. По приказу министра образования и науки РК наша область является опорной экспериментальной площадкой по направлению развития инклюзивного образования. И ведущие специалисты регионов за несколько дней ознакомились с опытом работы инклюзивных групп детского сада № 53 "Алмагуль", Ресурсного центра при ОСШ № 27 и Карагандинского технико-строительного колледжа.

В образовательном поле
Напомним, что в 2012 году на базе ОСШ № 27 г. Караганды начата работа по реализации экспериментальной программы "Адаптивная школа – школа для всех", а через два года среди общеобразовательных школ области определены 20 стажерских площадок. В октябре 2015-го в экспериментальную деятельность введены детский сад "Айналайын" (г. Приозерск), ясли-сад № 53 "Алмагуль" (г. Караганда), "Инклюзивный ясли-сад № 8 "Айсулу" (г. Жезказган), которые сегодня являются ресурсными центрами для 25 дошкольных организаций области.
Также с апреля прошлого года в области реализуется экспериментальный проект по апробации модели инклюзивного образовательного процесса в системе ТиПО на базе двух колледжей - Карагандинского и Темиртауского технико-строительных.
Между тем психолого-медико-педагогическими консультациями области с января 2012-го по сентябрь 2016 года обследован 9741 ребенок до 18 лет с особыми образовательными потребностями. В регионе действует 16 коррекционных учреждений, хотя в связи с внедрением инклюзивного образования за последние два года численность детей в интернатах сократилась на 520 человек.
- Процесс реализации инклюзивного образования в Карагандинской области основан на сетевом взаимодействии всех уровней образования (дошкольного, школьного, профессионально-технического, высшего и дополнительного) с целью создания единого образовательного поля, - сообщил на республиканском семинаре "Инклюзивное образование в Казахстане: проблемы и перспективы" руководитель управления образования области Асхат Аймагамбетов. - Однако мы находимся в начале пути и уже столкнулись с тем, что в республике пока нет нормативной базы, учебных планов, программ, не подготовлены должным образом общество и педагоги. Также мы не можем пока однозначно ответить на вопрос, всех ли детей с особыми образовательными потребностями (ООП) включать в образовательный процесс. Сегодня мы говорим о том, что инклюзивом для учащихся с хорошей эмоционально-волевой сферой, но нарушением интеллекта можно считать уже то, что они находятся в общеобразовательных школах в коррекционно-развивающих классах. Но эта тема требует более тщательного анализа и осмысления.
Асхат Аймагамбетов предложил участникам семинара подумать и над механизмом дальнейшей социализации детей (обучением и трудоустройством) после окончания специальных коррекционных учреждений, необходимостью законодательно закрепить статус инклюзивной общеобразовательной школы, включением в штатное расписание технического профессионального образования дефектологов, врачей, социальных работников, разработкой квалификационных требований к педагогическим кадрам в сфере инклюзии.

Где взять ресурсы?
По мнению директора КПЦ ИО (консультационно-практического центра инклюзивного образования) Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова, доцента кафедры дефектологии Валентины Бобровой, необходимы системная подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогов, занимающихся образованием лиц с ООП. Это предполагает получение знаний в области специальной (коррекционной) педагогики, умений профессионально решать проблемы детей с ООП.
Для выполнения задач Государственной программы развития образования на 2011-2020 годы в части развития инклюзивного образования в КарГУ введены дисциплины «Специальная педагогика», «Основы инклюзивного образования».
В самом университете в 2015-2016 учебном году обучались 83 студента с особыми образовательными потребностями, из которых 23 - с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 18 – зрения, 2 – слуха, 2 – речи, 38 студентов – с общими заболеваниями. Все обучающиеся имеют инвалидность различной группы. Из общего числа студентов с ООП 61 студент обучается на основе общего образовательного гранта, 22 - на коммерческой основе.
- На мой взгляд, - поделилась с коллегами В. Боброва, - развитию инклюзивного образования будет способствовать создание консультационно-практических центров при вузах страны, осуществляющих подготовку специалистов соответствующего профиля.
Менеджер проектов филиала фонда "Дара" из г. Астаны Марал Шешембекова предложила участникам семинара определить дополнительными ресурсными центрами в регионах кабинеты психолого-педагогической коррекции, сеть которых на территории республики постоянно расширяется, в том числе за счет государственно-частного партнёрства. КППК, на ее взгляд, становятся основой для развития систем коррекционных услуг и раннего вмешательства и способны дать толчок к продвижению инклюзии в школьную среду.

Школа как социальное сообщество
А есть ли внутренние ресурсы у самих школ? Надеясь на финансирование и пакет услуг от государства, нельзя забывать про собственный потенциал. И гостья из Москвы, руководитель Российского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования, кандидат психологических наук Елена Самсонова привела наглядный пример:
- Чтобы дочке с диагнозом ДЦП не стали помехой при письме спастика мышц и дрожание пальцев, ее отец утяжелил пишущую ручку. Девочка с большим трудом, но старательно осваивала письмо в детском саде и дома, но когда пришла в школу, учитель ввиду своей занятости или ложной гуманности приняла решение — не заниматься с девочкой правописанием. Таким образом, уже став взрослым человеком, она не приобрела этот важный навык.
Этот реальный случай говорит о том, что барьеры вызваны не ограничением в здоровье учащихся, они создаются социальным окружением, подчеркнула Е. Самсонова. На педагогах, в чей класс приходят особые дети, лежит большая ответственность. Творческие и неравнодушные учителя видят, как помочь гармоничному развитию ребенка.
В процесс образования нужно включить и родителей, порой замкнутых в своем горе, директоров школ и одноклассников. Большой плюс инклюзии в том, что она выступает дополнительным ресурсом для образования и воспитания других детей. Если класс собирается на экскурсию и в нем есть ребенок на коляске, все учащиеся вместе продумывают маршрут и то, какую помощь они готовы оказать. В инклюзии все барьеры преодолеваются сообща. Школа как социальное сообщество - именно такое определение и должно стать индикатором ее "инклюзивности".
Елена Самсонова ознакомила присутствующих с российской моделью инклюзивного образования, где любая школа может принять любого ребенка, у которого комиссия установила ограниченные возможности здоровья, обязана создать ему подходящие образовательные условия и предоставить средства компенсации.
Итогом республиканского семинара стали выработанные и направленные в Министерство образования и науки РК предложения по совершенствованию казахстанской модели инклюзивного образования.
Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Звуки весны 22.02.2018

    В первый день Нового года по восточному календарю зал Дома дружбы наполнился ритмичными ударами больших барабанов и звоном металлических барабанчиков, звуками корейской классической музыки и пестрел яркими нарядами всех цветов радуги - малиновыми, желтыми, красными, оранжевыми и голубыми.

  • Возле нас хоть потоп 20.02.2018

    В департаменте по ЧС проводят учебно-методические сборы для сотрудников районных акиматов и акимов тех сельских округов, которые больше всего подвержены подтоплению во время весенних паводков.

  • Едет поезд областной 20.02.2018

    Акимат Карагандинской области решил проблему обеспечения жителей Жезказгана пассажирским железнодорожным транспортом.

  • Помощь каждая важна 20.02.2018

    Представители АО «Шубарколь Комир» проверили работу котельных, установленных в поселке Шахан в рамках меморандума.

  • Два праздника 20.02.2018

    Частный дом престарелых «Благодать» в феврале отметил сразу два праздника - год создания учреждения и новоселье. 

  • Место встречи изменить нельзя 20.02.2018

    В центральной библиотеке им. М. Ауэзова г. Караганды состоялось открытие клуба пенсионеров «Замандас», на которое пришли сотрудники отдела занятости и социальных программ г. Караганды, а также студенты колледжей и вузов, творческие коллективы ветеранов, подготовившие к этому событию праздничный концерт. Среди гостей был и бронзовый призер Азии, марафонец Толеутай Жуманбек, поделившийся своим спортивным и жизненным опытом. 

  • Блинные проводы 20.02.2018

    Масленица - веселые проводы зимы с радостными гуляньями и песнопениями. Даже блины - незаменимый атрибут этого праздника, имеют особенное значение: круглые, румяные, они символизируют солнце, которое светит все ярче и ярче. Ребята и гости ОБФ « Лучик надежды» вместе отпраздновали Масленицу.

  • Весне - дорогу! 17.02.2018

    Шикарную красавицу-Масленицу в дизайнерском пальто привез на санях Косолапый мишка. Все костюмы для праздника, в том числе и медвежий, были подготовлены студентами Карагандинского колледжа моды. Во дворе учебного заведения учащиеся и педагоги широко отметили Лакомку - третий день масленичной недели.

    На Лакомку тещи приглашали зятьев на блины и зазывали всех родных. А по вечерам пели песни про заботливую тещу, угощающую зятя блинами; разыгрывали фарсы с наряженным медведем про то, как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зятек теще спасибо сказал.

15 февраля - день вывода войск из Афганистана

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА и Линара ГАЛИМОВА