20 октября 2016 года 1585

Инклюзия: все включены

Автор: Наталья ПРУС

Несколько лет назад в Карагандинской области дети, обучаясь по вспомогательной программе, не проходили физику и химию, но, попадая в средние специальные учебные заведения, получали диплом о его окончании. В настоящее время для ребят с ОВР в специальных организациях открыли десятые производственные классы. К сожалению, ни одна из перечисленных практик не была закреплена нормативными документами. 

Какой может быть инклюзия в Казахстане, каких детей включать в процесс образования, как готовить педагогов, в каких поправках нуждаются законодательные акты? Для обсуждения этих и многих других вопросов в Караганду приезжали научные сотрудники МОН РК, представители областных управлений образования, общественных организаций, Ресурсного центра по развитию инклюзивного образования г. Москвы. Выбор города для проведения семинара не случаен. По приказу министра образования и науки РК наша область является опорной экспериментальной площадкой по направлению развития инклюзивного образования. И ведущие специалисты регионов за несколько дней ознакомились с опытом работы инклюзивных групп детского сада № 53 "Алмагуль", Ресурсного центра при ОСШ № 27 и Карагандинского технико-строительного колледжа.

В образовательном поле
Напомним, что в 2012 году на базе ОСШ № 27 г. Караганды начата работа по реализации экспериментальной программы "Адаптивная школа – школа для всех", а через два года среди общеобразовательных школ области определены 20 стажерских площадок. В октябре 2015-го в экспериментальную деятельность введены детский сад "Айналайын" (г. Приозерск), ясли-сад № 53 "Алмагуль" (г. Караганда), "Инклюзивный ясли-сад № 8 "Айсулу" (г. Жезказган), которые сегодня являются ресурсными центрами для 25 дошкольных организаций области.
Также с апреля прошлого года в области реализуется экспериментальный проект по апробации модели инклюзивного образовательного процесса в системе ТиПО на базе двух колледжей - Карагандинского и Темиртауского технико-строительных.
Между тем психолого-медико-педагогическими консультациями области с января 2012-го по сентябрь 2016 года обследован 9741 ребенок до 18 лет с особыми образовательными потребностями. В регионе действует 16 коррекционных учреждений, хотя в связи с внедрением инклюзивного образования за последние два года численность детей в интернатах сократилась на 520 человек.
- Процесс реализации инклюзивного образования в Карагандинской области основан на сетевом взаимодействии всех уровней образования (дошкольного, школьного, профессионально-технического, высшего и дополнительного) с целью создания единого образовательного поля, - сообщил на республиканском семинаре "Инклюзивное образование в Казахстане: проблемы и перспективы" руководитель управления образования области Асхат Аймагамбетов. - Однако мы находимся в начале пути и уже столкнулись с тем, что в республике пока нет нормативной базы, учебных планов, программ, не подготовлены должным образом общество и педагоги. Также мы не можем пока однозначно ответить на вопрос, всех ли детей с особыми образовательными потребностями (ООП) включать в образовательный процесс. Сегодня мы говорим о том, что инклюзивом для учащихся с хорошей эмоционально-волевой сферой, но нарушением интеллекта можно считать уже то, что они находятся в общеобразовательных школах в коррекционно-развивающих классах. Но эта тема требует более тщательного анализа и осмысления.
Асхат Аймагамбетов предложил участникам семинара подумать и над механизмом дальнейшей социализации детей (обучением и трудоустройством) после окончания специальных коррекционных учреждений, необходимостью законодательно закрепить статус инклюзивной общеобразовательной школы, включением в штатное расписание технического профессионального образования дефектологов, врачей, социальных работников, разработкой квалификационных требований к педагогическим кадрам в сфере инклюзии.

Где взять ресурсы?
По мнению директора КПЦ ИО (консультационно-практического центра инклюзивного образования) Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова, доцента кафедры дефектологии Валентины Бобровой, необходимы системная подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогов, занимающихся образованием лиц с ООП. Это предполагает получение знаний в области специальной (коррекционной) педагогики, умений профессионально решать проблемы детей с ООП.
Для выполнения задач Государственной программы развития образования на 2011-2020 годы в части развития инклюзивного образования в КарГУ введены дисциплины «Специальная педагогика», «Основы инклюзивного образования».
В самом университете в 2015-2016 учебном году обучались 83 студента с особыми образовательными потребностями, из которых 23 - с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 18 – зрения, 2 – слуха, 2 – речи, 38 студентов – с общими заболеваниями. Все обучающиеся имеют инвалидность различной группы. Из общего числа студентов с ООП 61 студент обучается на основе общего образовательного гранта, 22 - на коммерческой основе.
- На мой взгляд, - поделилась с коллегами В. Боброва, - развитию инклюзивного образования будет способствовать создание консультационно-практических центров при вузах страны, осуществляющих подготовку специалистов соответствующего профиля.
Менеджер проектов филиала фонда "Дара" из г. Астаны Марал Шешембекова предложила участникам семинара определить дополнительными ресурсными центрами в регионах кабинеты психолого-педагогической коррекции, сеть которых на территории республики постоянно расширяется, в том числе за счет государственно-частного партнёрства. КППК, на ее взгляд, становятся основой для развития систем коррекционных услуг и раннего вмешательства и способны дать толчок к продвижению инклюзии в школьную среду.

Школа как социальное сообщество
А есть ли внутренние ресурсы у самих школ? Надеясь на финансирование и пакет услуг от государства, нельзя забывать про собственный потенциал. И гостья из Москвы, руководитель Российского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования, кандидат психологических наук Елена Самсонова привела наглядный пример:
- Чтобы дочке с диагнозом ДЦП не стали помехой при письме спастика мышц и дрожание пальцев, ее отец утяжелил пишущую ручку. Девочка с большим трудом, но старательно осваивала письмо в детском саде и дома, но когда пришла в школу, учитель ввиду своей занятости или ложной гуманности приняла решение — не заниматься с девочкой правописанием. Таким образом, уже став взрослым человеком, она не приобрела этот важный навык.
Этот реальный случай говорит о том, что барьеры вызваны не ограничением в здоровье учащихся, они создаются социальным окружением, подчеркнула Е. Самсонова. На педагогах, в чей класс приходят особые дети, лежит большая ответственность. Творческие и неравнодушные учителя видят, как помочь гармоничному развитию ребенка.
В процесс образования нужно включить и родителей, порой замкнутых в своем горе, директоров школ и одноклассников. Большой плюс инклюзии в том, что она выступает дополнительным ресурсом для образования и воспитания других детей. Если класс собирается на экскурсию и в нем есть ребенок на коляске, все учащиеся вместе продумывают маршрут и то, какую помощь они готовы оказать. В инклюзии все барьеры преодолеваются сообща. Школа как социальное сообщество - именно такое определение и должно стать индикатором ее "инклюзивности".
Елена Самсонова ознакомила присутствующих с российской моделью инклюзивного образования, где любая школа может принять любого ребенка, у которого комиссия установила ограниченные возможности здоровья, обязана создать ему подходящие образовательные условия и предоставить средства компенсации.
Итогом республиканского семинара стали выработанные и направленные в Министерство образования и науки РК предложения по совершенствованию казахстанской модели инклюзивного образования.
Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Помощь, которая нужна 22.09.2018

    В Приозерске открыли общественную приемную «Сенім» для профилактики аутодеструктивного поведения детей и подростков. Ее открытие реализуется в рамках подпрограммы «Тәрбие және білім» Государственной программы «Рухани жаңғыру», а инициатором этого события выступил городской отдел образования.

  • Большая семья 22.09.2018

    Традиционно День рождения города в Сатпаеве отмечают с размахом. В этом году праздничные мероприятия, посвящённые 45-летию города, длились две недели. Завершающим аккордом стали открытие здания партии «Нұр Отан», восстановленного бюста академика К.И. Сатпаева, торжественное собрание и вечерний концерт с участием казахстанских звезд.

  • Раскрась лето яркими красками 22.09.2018

    В ТОО «Караганды Жарык» прошла церемония награждения победителей ежегодного конкурса граффити «Энергия лета-2018». Вот уже на протяжении восьми лет ТОО «Караганды Жарык» проводит необычный творческий конкурс граффити. Он давно обрел популярность не только в Караганде, но и далеко за ее пределами. В этом году в нем приняли участие художники стрит-арта из Павлодара, Астаны и Российской Федерации.  Для участия в конкурсе поступило более 40 заявок. По результатам отборочного тура были определены 13 мастеров уличного искусства. За один месяц они расписали 18 трансформаторных подстанций по всей Караганде. Всего же за восемь лет «Энергия лета» охватила стены более 250 технических объектов энергетики города. В числе самых поразительных изображений - портреты Юрия Гагарина, Тохтара Аубакирова, Геннадия Головкина, Батырхана Шукенова. 

  • До последнего клиента 20.09.2018

    У сотрудников акимата города Караганды с недавних пор появилась новая обязанность – обходить все дома частного сектора, лишенные централизованного отопления, и призывать их владельцев как можно раньше приобретать уголь для грядущего отопительного сезона. Людям объясняют, в каких точках можно приобрести топливо, и просят запасаться им уже сейчас, чтобы не повторить ситуацию прошлого года. На такие меры пришлось пойти властям, чтобы предотвратить топливный кризис и не создавать нездорового ажиотажа вокруг покупки угля для бытовых нужд. Вопрос подготовки к отопительному сезону сейчас стоит во главе списка самых актуальных проблем региона, поэтому аким области Ерлан Кошанов держит его на особом личном контроле. После того как выяснилось, что не все отчеты его подчиненных отражают реальную ситуацию с обеспечением углем объектов соцкультбыта, глава региона решил лично проверить, как обстоят дела с доставкой угля для населения. В минувший понедельник он приехал на железнодорожный тупик угольного оптово-розничного склада ТОО «Жалынды Отан» - самого крупного поставщика угля в области и официального трейдера АО «Шубарколь Комир». 

  • «Черное» по цене золота 18.09.2018

    - Вам уголь нужен? - подбегает к нам водитель одного из грузовиков, стоящих в длиннющей очереди вдоль дороги. - Можем договориться. Тонна стоит 14 тысяч тенге и еще 20 тысяч сверху, чтобы я заехал на территорию предприятия без очереди. Сможете убедиться, что товар вам отгружают именно с предприятия и той фракции, которую заказываете. Привезем уголь прямо сегодня, а иначе придется долго ждать - неделю, а то и больше.
    Разговор происходит возле карьера ТОО фирмы «Рапид», где добывают один из самых предпочитаемых в Караганде углей для печного отопления. Предприимчивый водитель - один из многих, у кого сейчас горячая пора: можно заработать легкие деньги на нуждах тех несчастливцев, кого централизованное отопление обошло стороной. В преддверии холодов владельцы частных домов озаботились обеспечением своего жилья теплом и начали выбирать подходящий уголь у многочисленных реализаторов. Тем более все помнят ажиотаж прошлого года, когда неожиданно рано нагрянувшие холода со снегом заставили домовладельцев срочно ринуться на покупку топлива, а поставщики не успевали обеспечивать всех заказчиков.

  • Юбилейная плавка 18.09.2018

    В праздновании 90-летия казахстанской меди приняли участие несколько тысяч человек. Карсакпай, маленький поселок с большой историей, по праву считается центром цветной металлургии Казахстана. В 1928 году здесь была получена первая черновая медь, и сегодня, спустя почти 100 лет, предприятие все еще в строю. 14 сентября масштабными торжественными мероприятиями здесь отметили 90-летие первой плавки меди. 

  • То, что объединяет 18.09.2018

    Подведены итоги конкурса «Отан отбасынан басталады» («Родина начинается с семьи»), организованного областным департаментом Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции. Одной из победительниц стала жительница поселка Молодежного Осакаровского района Виктория Епихина.

  • Творите добро! 18.09.2018

    Депутаты VI cозыва Карагандинского областного маслихата в абсолютном большинстве рекомендованы в депутаты из кадрового резерва Карагандинского областного филиала партии «Нұр Отан». Предвыборная платформа партии, Послание Президента РК народу Казахстана, пять социальных инициатив Лидера нации - основополагающие документы для народных избранников по выполнению запросов своих избирателей.