20 октября 2016 года 1126

Инклюзия: все включены

Автор: Наталья ПРУС

Несколько лет назад в Карагандинской области дети, обучаясь по вспомогательной программе, не проходили физику и химию, но, попадая в средние специальные учебные заведения, получали диплом о его окончании. В настоящее время для ребят с ОВР в специальных организациях открыли десятые производственные классы. К сожалению, ни одна из перечисленных практик не была закреплена нормативными документами. 

Какой может быть инклюзия в Казахстане, каких детей включать в процесс образования, как готовить педагогов, в каких поправках нуждаются законодательные акты? Для обсуждения этих и многих других вопросов в Караганду приезжали научные сотрудники МОН РК, представители областных управлений образования, общественных организаций, Ресурсного центра по развитию инклюзивного образования г. Москвы. Выбор города для проведения семинара не случаен. По приказу министра образования и науки РК наша область является опорной экспериментальной площадкой по направлению развития инклюзивного образования. И ведущие специалисты регионов за несколько дней ознакомились с опытом работы инклюзивных групп детского сада № 53 "Алмагуль", Ресурсного центра при ОСШ № 27 и Карагандинского технико-строительного колледжа.

В образовательном поле
Напомним, что в 2012 году на базе ОСШ № 27 г. Караганды начата работа по реализации экспериментальной программы "Адаптивная школа – школа для всех", а через два года среди общеобразовательных школ области определены 20 стажерских площадок. В октябре 2015-го в экспериментальную деятельность введены детский сад "Айналайын" (г. Приозерск), ясли-сад № 53 "Алмагуль" (г. Караганда), "Инклюзивный ясли-сад № 8 "Айсулу" (г. Жезказган), которые сегодня являются ресурсными центрами для 25 дошкольных организаций области.
Также с апреля прошлого года в области реализуется экспериментальный проект по апробации модели инклюзивного образовательного процесса в системе ТиПО на базе двух колледжей - Карагандинского и Темиртауского технико-строительных.
Между тем психолого-медико-педагогическими консультациями области с января 2012-го по сентябрь 2016 года обследован 9741 ребенок до 18 лет с особыми образовательными потребностями. В регионе действует 16 коррекционных учреждений, хотя в связи с внедрением инклюзивного образования за последние два года численность детей в интернатах сократилась на 520 человек.
- Процесс реализации инклюзивного образования в Карагандинской области основан на сетевом взаимодействии всех уровней образования (дошкольного, школьного, профессионально-технического, высшего и дополнительного) с целью создания единого образовательного поля, - сообщил на республиканском семинаре "Инклюзивное образование в Казахстане: проблемы и перспективы" руководитель управления образования области Асхат Аймагамбетов. - Однако мы находимся в начале пути и уже столкнулись с тем, что в республике пока нет нормативной базы, учебных планов, программ, не подготовлены должным образом общество и педагоги. Также мы не можем пока однозначно ответить на вопрос, всех ли детей с особыми образовательными потребностями (ООП) включать в образовательный процесс. Сегодня мы говорим о том, что инклюзивом для учащихся с хорошей эмоционально-волевой сферой, но нарушением интеллекта можно считать уже то, что они находятся в общеобразовательных школах в коррекционно-развивающих классах. Но эта тема требует более тщательного анализа и осмысления.
Асхат Аймагамбетов предложил участникам семинара подумать и над механизмом дальнейшей социализации детей (обучением и трудоустройством) после окончания специальных коррекционных учреждений, необходимостью законодательно закрепить статус инклюзивной общеобразовательной школы, включением в штатное расписание технического профессионального образования дефектологов, врачей, социальных работников, разработкой квалификационных требований к педагогическим кадрам в сфере инклюзии.

Где взять ресурсы?
По мнению директора КПЦ ИО (консультационно-практического центра инклюзивного образования) Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова, доцента кафедры дефектологии Валентины Бобровой, необходимы системная подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогов, занимающихся образованием лиц с ООП. Это предполагает получение знаний в области специальной (коррекционной) педагогики, умений профессионально решать проблемы детей с ООП.
Для выполнения задач Государственной программы развития образования на 2011-2020 годы в части развития инклюзивного образования в КарГУ введены дисциплины «Специальная педагогика», «Основы инклюзивного образования».
В самом университете в 2015-2016 учебном году обучались 83 студента с особыми образовательными потребностями, из которых 23 - с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 18 – зрения, 2 – слуха, 2 – речи, 38 студентов – с общими заболеваниями. Все обучающиеся имеют инвалидность различной группы. Из общего числа студентов с ООП 61 студент обучается на основе общего образовательного гранта, 22 - на коммерческой основе.
- На мой взгляд, - поделилась с коллегами В. Боброва, - развитию инклюзивного образования будет способствовать создание консультационно-практических центров при вузах страны, осуществляющих подготовку специалистов соответствующего профиля.
Менеджер проектов филиала фонда "Дара" из г. Астаны Марал Шешембекова предложила участникам семинара определить дополнительными ресурсными центрами в регионах кабинеты психолого-педагогической коррекции, сеть которых на территории республики постоянно расширяется, в том числе за счет государственно-частного партнёрства. КППК, на ее взгляд, становятся основой для развития систем коррекционных услуг и раннего вмешательства и способны дать толчок к продвижению инклюзии в школьную среду.

Школа как социальное сообщество
А есть ли внутренние ресурсы у самих школ? Надеясь на финансирование и пакет услуг от государства, нельзя забывать про собственный потенциал. И гостья из Москвы, руководитель Российского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования, кандидат психологических наук Елена Самсонова привела наглядный пример:
- Чтобы дочке с диагнозом ДЦП не стали помехой при письме спастика мышц и дрожание пальцев, ее отец утяжелил пишущую ручку. Девочка с большим трудом, но старательно осваивала письмо в детском саде и дома, но когда пришла в школу, учитель ввиду своей занятости или ложной гуманности приняла решение — не заниматься с девочкой правописанием. Таким образом, уже став взрослым человеком, она не приобрела этот важный навык.
Этот реальный случай говорит о том, что барьеры вызваны не ограничением в здоровье учащихся, они создаются социальным окружением, подчеркнула Е. Самсонова. На педагогах, в чей класс приходят особые дети, лежит большая ответственность. Творческие и неравнодушные учителя видят, как помочь гармоничному развитию ребенка.
В процесс образования нужно включить и родителей, порой замкнутых в своем горе, директоров школ и одноклассников. Большой плюс инклюзии в том, что она выступает дополнительным ресурсом для образования и воспитания других детей. Если класс собирается на экскурсию и в нем есть ребенок на коляске, все учащиеся вместе продумывают маршрут и то, какую помощь они готовы оказать. В инклюзии все барьеры преодолеваются сообща. Школа как социальное сообщество - именно такое определение и должно стать индикатором ее "инклюзивности".
Елена Самсонова ознакомила присутствующих с российской моделью инклюзивного образования, где любая школа может принять любого ребенка, у которого комиссия установила ограниченные возможности здоровья, обязана создать ему подходящие образовательные условия и предоставить средства компенсации.
Итогом республиканского семинара стали выработанные и направленные в Министерство образования и науки РК предложения по совершенствованию казахстанской модели инклюзивного образования.
Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Чтобы работали 21.10.2017

    Аким Карагандинской области Ерлан Кошанов проверил готовность коммунальной техники к зиме. Смотр автопарка коммунальных организаций Караганды состоялся на улице Олимпийской. Здесь выстроились около сотни единиц различной спецтехники: машины МДК, самосвалы, автогрейдеры, шнекоротеры большие и малые, лаповые и фронтальные погрузчики, тракторы и многое другое. Большая часть техники была представлена КГП “Благоустройство”, которое располагает в основном абсолютно новыми машинами. Если в начале 2016 года коммунальная служба имела в наличии всего 55 машин, сегодня, благодаря поддержке акимата области, их численность увеличилась более чем в два раза (131 единица). 

  • Уголь с добром 21.10.2017

    Порядка 130 тонн угля готов предоставить в благотворительный фонд «Асар» один из крупных поставщиков региона. По словам директора ОФ Сабыра Советханулы, спонсор сам предложил свою помощь. Теперь этого объема топлива хватит, чтобы обеспечить людей, попавших в сложную жизненную ситуацию. 

  • Честным трудом 21.10.2017

    В Балхаше названы имена победителей городского конкурса “Енбек жолы”. В Балхаше продолжаются торжества, посвященные 80-летию города. Одним из таких мероприятий, в котором приняли участие многие горожане, стал конкурс “Енбек жолы”, основной идеей которого являлось продвижение идеи Общества Всеобщего Труда. За победу в номинациях “Лучшая трудовая династия”, “Лучший наставник работающей молодежи” и “Лучший молодой работник производства” боролись 38 участников, представляющих 8 предприятий и организаций города. Победителей определяли сами горожане путем онлайн-голосования, проводимого на сайте акимата. 

     

  • Лучшая коррекционная 21.10.2017

    Школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата стала лауреатом II Национальной премии «Лидер в образовании- 2017» за вклад в воспитание подрастающего поколения. Конкурс проводится общественной организацией «Ассоциация работников образования РК им. Ы.Алтынсарина», общественным фондом «Международная академия наук, экологии, инженерии и педагогики», Центром педагогического развития «ЦКР». Лучшие учебные заведения РК попали в ТОР-100. В рейтинге участвовали 7346 общеобразовательных школ, 5129 детских садов, 564 колледжа и 15 вузов.

  • Когда третий - не лишний 19.10.2017

    Вмешательство руководства Карагандинской области позволило разрешить конфликт между профсоюзами и администрацией АО “АрселорМиттал Темиртау” вокруг единого коллективного договора. “ИК” неоднократно информировала о ситуации, сложившейся в угольном и стальном департаментах АО “АрселорМиттал Темиртау”. Напомним, камнем преткновения стал проект единого для всех подразделений компании коллективного договора. Срок действия предыдущих правовых соглашений, заключенных профсоюзами угольщиков “Коргау” и металлургов “Жактау” с работодателем, истек весной этого года. По итогам проведенных переговоров соглашения были пролонгированы до 1 сентября. Но подошел обозначенный срок, а сторонам так и не удалось прийти к консенсусу. 

  • Готовь дамбы летом 19.10.2017

    К предстоящим весенним паводкам в Карагандинской области готовятся заранее. Как сообщил на аппаратном совещании руководитель управления природных ресурсов региона Руслан Тулепбаев, в настоящее время ведется активная работа по очистке водосбросов, усилению дамб, ремонту шлюзов и монтажу водопропускных камер, закупаются инертные материалы.

  • Эти смелые парни 19.10.2017

    Двадцать четыре часа в сутки семь дней в неделю несут боевое дежурство карагандинские спасатели. Оперативно-спасательный отряд департамента по ЧС Карагандинской области имеет 7 подразделений, дислоцированных в Караганде, Темиртау, Жезказгане, Балхаше, Приозерске, Сатпаеве и поселке Топар. В целом в регионе работают 108 профессиональных спасателей, в том числе в карагандинском подразделении 40 человек. Перед ними стоит целый ряд задач - организация и проведение поисково-спасательных работ на воде и в труднодоступных районах, оказание неотложной помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий и разрушений. 

  • Браслет Шамбалы 19.10.2017

    Мастер-класс по плетению браслета «Шамбала» организовали для своих воспитанников специалисты реабилитационного центра «Лучик надежды». Неправительственная организация оказывает специальные социальные услуги ребятам старше 18 лет с психоневрологическими заболеваниями и такие занятия проводит нередко. В этот раз молодые люди с ограниченными возможностями впервые пришли вместе с родителями.