04 октября 2016 года 2348

Караганда и вокруг нее

Автор: Юрий Попов, краевед

СМОТРЕТЬ ВСЮ СТРАНИЦУ ПОЛНОСТЬЮ, С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

4. В 1912 году меня отдали в двухклассное русско-киргизское училище. Школа добротная, вся из красного кирпича. Она состояла из холодного тамбура, длинного коридора, туалета, учительской и двух классов. Здесь было тепло и уютно. С восточной стороны школы росли небольшие тополя. Учительницей была Мария Феодоровна Грибановская. Изучали грамматику и арифметику. Славянское чтение и Закон Божий вел местный священник отец Михаил Троицкий. Мы, дети, были привязаны к природе. Классом уходили в походы на весь день, то в сопки Суран, то в перелески Байдаулета. Я дружил с Алешей Клубовичем, сыном приказчика продовольственного магазина Ивана Константиновича. Дома мастерили лыжи из бочковой тары. На ночь их обливали водой для лучшего скольжения. Катались по склону. Мерзли в холода и бежали к теплому отвалу шлака.
5. Трудовая деятельность отца связана с железной дорогой Спасский завод – Караганда. Он числился как ремонтный рабочий, или путевой. Доставалось ему зимой основательно. В буранные дни железная дорога стояла. Путь расчищали лопатой. Когда англичане в 1918 году покинули производство, завод встал, затихли и поезда. Отец стал сапожничать, но весной 1919 года скончался от эпидемии тифа. Через два года мы потеряли и маму. К этому времени семья распалась. Я и еще две сестры остались на попечении брата Ивана, который был кем-то вроде агента по снабжению мануфактурой. В Красную Армию мобилизовали брата Петра, где его в 1922 году настиг тот же тиф.
6. Английских специалистов было немного. Наверное, человек 8–10. Некоторые приехали с женами и детьми. Помню такую трагедию. Англичанин, инженер-механик, работал без страховки под потолком медеплавильного цеха. Сорвался и мгновенно погиб. Хоронили с почетом и памятник установили из чистой меди. Еще был случай. Англичанин женился на местной девушке по фамилии Шпак. Потом она с ним отбыла в Англию. Завод в лучшие годы давал заработки. Из цеха выдавали медные чушки, каждая весом в 16 килограммов. Загружались подводы, и обозы держали путь в Петропавловск.
7. В революционные годы из активистов запомнил Миловидова, Бессарабова, Кравченко, Пивоварова, Дорошенко, Прокопенко. Впрочем, они при любой власти ходили в вожаках. Из казахов все знали Нурмака Байсалыкова. Белогвардейцы его избивали принародно. Собралась толпа, но все стояли молча.
8. Работать я начинал телефонистом. Но недолго. Производство разваливалось. Работали кузница, два токарных станка и столярка. Закрыли церковь и пытались в Народном доме сделать что-то вроде театра и библиотеки. Мы с братом Иваном поселились в Кокузеке, завели огород и скотину. В 1925-м подались в Атбасар, а оттуда в Карсакпай. Здесь готовили к пуску медеплавильный завод, стекались наши земляки из Спасска. С 1928 года служил в кавалерийской дивизии имени Котовского. После демобилизации изучил бухгалтерское дело. Трудился в Казахстане, на Алтае, Дальнем Востоке, в Киргизии, строил железную дорогу Моинты – Чу. С мая 1964 года – бухгалтер стройцеха в совхозе «Есенгельдинский», а с 1966-го - на пенсии. Иногда наведываюсь на Спасский завод, где стоят еще мои ровесники – здания из красного кирпича. Из старожилов нашел Андрея Абрамовича Дубовицкого.
Прощаясь с Вами, пишу не до свидания, а «кош». Я ведь вырос среди казахов».

В письмах Ф. С. Тупицына встречаются свидетельства, затрагивающие сложные моменты из прошлого завода. Воспоминания очевидца скромны. Утеряны связи со многими событиями. Тем не менее я постарался их проверить через другие свидетельства современников своего автора. И вот что получилось.
Нурмак Байсалыков (1893 – 1938). Уроженец Сартерекской волости Акмолинского уезда. С 15 лет в Караганде как шахтер. Кондуктор медного рудника Спасского завода (1917-1918). В советское время сотрудник Акмолинской губЧК. Занимал различные должности в аппарате земледелия республики, на Карсакпайском эаводе. Член Президиума ЦСНХ КССР, секретарь Баянаульского и Коунрадского РК КПК. Приговорен 13 марта 1938 г. к ВМН.
«На Спасском заводе, борясь с мировой разрухой, рабочие устроили воскресник, в котором участвовали 5 коммунистов и 30 беспартийных. Общими силами выполнены такие работы: в советском театре сложена печь и заложены 2 окна кирпичами на зиму. Перенесен тамбур от одной двери к другой для удобства хранения топлива. В театре убрана и подметена сцена. Декорации приведены в порядок».
На заводе постоянно шли кампании по сбору средств для нужд, определяемых правительством страны. Так, в 1922-1924 годы помогали Мопру и воздушному флоту. Обязательно принимались резолюции высокого патриотического накала. «Мы, члены Спасского волисполкома, шлем свой братский привет нашему трудовому, революционному крестьянству. Которое своей стойкостью подписало смертный приговор буржуазии всего мира». Уездная газета «Маяк степи» зорко отслеживала имена вкладчиков средств. «Жертвую на воздушный флот облигацию золотого выигрышного займа 5-рублевого достоинства и вызываю на соревнование управляющего Спасским заводом Миловидова, бухгалтера Носова и секретаря Вайсера. Шкраб (школьный работник) Некрасов».
Акмолинские партийцы взяли шефство над Спасской ячейкой РКП(б). Отдел агитации и пропаганды (агитпроп) укома партии озаботился доставкой газет и брошюр. Библиотекарь Д.А. Прокопенко получил 300 разноплановых инструкций, книг и листовок за 1918-1920 годы. Прокопенко пробовал свои силы и в газетном искусстве, его заметки клеймили врагов советской власти. «Да здравствует всемирное просвещение пролетариата! Смерть буржуазии всего мира!» На заводе существовал кружок политграмоты для членов партии и комсомольцев. Выходила стенная газета «Молодой рабочий», возник уголок В. И. Ленина. Ставились спектакли на русском и казахском языках. Проходили литературные вечера. Регулярные воскресники затрагивали только уборку общественных помещений.
В сложные времена каждый выживал как мог. Часть рабочих решила заняться интенсивным сельским трудом. Однако Кокузек своей земли не имел. Не было даже сенокосных и пастбищных участков. Сельхозинвентарь был в большом дефиците. Уездные власти ни одну из этих проблем решить не смогли. Рабочие, ставшие крестьянами, покидали Кокузек, селились по окрестным аулам и поселкам.
Конечно, было бы крайне полезно назвать дату создания на заводе партийной ячейки, восстановить имена первых коммунистов. Предполагаю, что в ячейке в 1920-1923 гг. было не более 10-12 человек. Из рабочих Спасского завода и Караганды в разное время в партию вступили такие известные партийные деятели, как Нурмак Байсалыков, Хасен Мусин, Карибоз Шектыбаев. Был период, когда имена кандидатов в члены партии выносились для обсуждения через объявления в печати. Например, в мае 1924 года заявили о своем желании стать членами РКП(б) рабочие Спасского завода Байжанов Абиль, Баймуханов Нурмухан, Коспакбаев Аманбай и Онуфриенко Иван Иванович.
Участь Заводо-Спасской Александро-Невской церкви, о которой сообщает Ф. С. Тупицын, была решена 2 июля 1924 года. Под давлением властей и активных «безбожников» общее собрание жителей, указывая на отсутствие средств для содержания храма, решило передать здание «для культурно-просветительных целей, а имущество – отдать в пользу Международного общества пролетарской революции (МОПР)». На собрании присутствовал священник из Большой Михайловки Сергей Маркин, но защитить источник веры не смог. Его доводы не были приняты во внимание.

Сельский храм в Ботакаре
В центре поселка Ботакара снова возродился православный храм. Крепкое здание с достоинством перешагнуло через свое столетие. Первый камень в его фундамент заложили 30 августа 1909 года. О некоторых событиях долгой жизни храма пришло время рассказать подробно.
Урочище Ботакара на правом берегу Нуры венчает сопка Жыланды. С 1898 года у подножия этого степного великана обустраивались переселенцы из южных губерний России, сплошь украинцы. Новоселы испытывали значительные трудности, им требовалась разносторонняя помощь. Так, 11 мая 1901 года газета «Степной край» сообщила, что около поселка Ботакара был ограблен баянаульский казак Красноперов, который гнал на продажу скот на Спасский завод. Отсутствовали медпункт, школа, почта, торговые заведения. Объяснение этому простое: в Акмолинской области с центром в г. Омске Ботакара был окраиной. За Жыландой маячили сопки Каркаралинского и Павлодарского уездов. Крестьяне Ботакары обратились за поддержкой к военному генерал-губернатору Н.И. Санникову. На покровительство генерала крестьяне откликнулись своеобразно – в 1902 году переселенческий участок Ботакара переименован в поселок Санниковский.
Очевидец отмечал, что в 1905 году в поселке обосновались 124 семьи. Дома строили из самана и дерна. Крыши крыли талом и соломой. Усадьбы не огорожены, посадок деревьев не было. Но уже стояли ветряные мельницы, две торговые лавчонки. Процветал извоз на трассе Акмолы – Каркаралы. Развивалось хлебопашество. Доставили 20 железных плугов, 23 бороны. Многодетные семьи засевали до 30 десятин пшеницы и 15 десятин овса. Зерно сбывали в Каркаралы.
На свои средства население обустроило помещение под молитвенный дом и начальную сельскую школу, в которой преподавал сельский писарь.
В летописи каждой церкви часто встречаются необычайные, яркие события. Присутствуют они и в нашем случае.
Правительство Российской Империи решило взять под свой контроль возведение новых храмов за Уралом. В 1894 году был создан «Фонд имени Императора Александра III», в котором аккумулировались пожертвования. Через этот фонд знаменитый праведник Иоанн Кронштадтский (ныне причисленный к лику святых) направил именно на храм в Санниковском 19 февраля 1903 года взнос в 500 рублей, который стал первым пожертвованием на строительные дела.
К протоиерею Иоанну Кронштадтскому – светочу православия – со всех концов огромной страны шли и шли письма о помощи. Послания сохранились в ЦГИА г. Санкт-Петербурга. Около тысячи из них я просмотрел. Надеялся, что найду письмо ботакаринских крестьян. Увы, не посчастливилось, хотя и нашлись другие казахстанские весточки. Все письма к праведнику мной не осилены. Возможно, повезет в будущем.
Откуда же о. Иоанн Кронштадтский знал о поселке Санниковском? Так и хочется обозначить – постарался покровитель крестьян, губернатор Н.И. Санников, подсказал старцу нужный адрес. В списке заботников Санниковской церкви есть и настоятель Варваринской церкви в Москве протоиерей Феофилакт Кротков. От него 19 февраля, 9 мая и 19 июля 1903 года адресно получено в общем 1500 рублей. Иоанн Кронштадтский и Феофилакт Кротков за свой вклад «в содействие церковному и школьному строительству» были удостоены специального нагрудного знака.
В редкой книге «Сибирские церкви и школы» (СПб, 1904) есть такие строки:
«В поселке Санниковском Акмолинского уезда, самом отдаленном, заброшенном, в безлюдной степи, предпринято в честь царя-освободителя сооружение каменной церкви во имя св. Благоверного Князя Александра Невского и Мученицы Ксении с причтовыми домами и школою… Заведовать строительством поручено крестьянскому начальнику Вологодскому…»
В те времена на строительство храма требовалось около 30 тысяч рублей. Кто еще внес пожертвования на строительство храма, предстоит узнать. Поиск ведет к архивным источникам «Фонда имени Императора Александра III». Кому-то должно повезти с находками.
Кто же архитектор храма? В 1905-1910 гг. в Омске жил прославленный «архитектор-художник церквей» Г.С. Бартковский. Он исполнял заказы в древнерусском, византийском и малорусском стилях. Стандартно в чертежный блок входили общий план, план фасада и перпендикулярные разрезы через купол. В пояснительной записке представлены расчеты и рекомендации техникам-строителям по выбору грунта под фундамент. Оба этих важнейших документа должны находиться в архиве Омского Епархиального ведомства (строительный комитет). Важно, что эти документы достоверно указывают фамилию архитектора здания. Вначале на средства прихожан были построены дома для священника, псаломщика и здание ЦПШ, крытые железом. За их строительством наблюдал инженер из Омска Любавский.
Пока продолжался сбор средств, руководство Омской Епархии открыло в Санниковском свой приход. Был учрежден причт из священника и псаломщика. Первым священником при молитвенном доме назначен (переведен) 7 апреля 1908 года из градо-Каркаралинской церкви Феодосий Патрушев.
Краткие биографические сведения о Феодосии Патрушеве. Родился в 1880 году. Из духовного звания. Окончил Вологодскую Духовную семинарию. Был учителем ЦПШ. Рукоположен во священника 3 декабря 1906 года. Женат, 6 детей. Впоследствии – священник молитвенного дома в п. Захаровском (Нуринский район).
При Ф.Г. Патрушеве появилось штатное место священника при новостроящейся церкви. Должность псаломщика 4 октября 1908 года занял прибывший из Саратовской Епархии Николай Иоаннович Громадский, 1885 г. р. Ранее он обучался в Саратовской духовной семинарии, но окончил всего два класса. Должность церковного старосты принял с ноября 1908 года крестьянин Петр Ищенко. С мая по декабрь 1908 года отмечены 219 крещений, 121 погребение и 32 брака.
Закладка храма состоялась 30 августа 1909 года. В одной связи с храмом предусматривалась колокольня. Запроектирован один престол во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского.
Утром крестьяне и гости собрались около молитвенного дома. После литургии начался крестный ход к месту закладки будущего храма. Здесь окропили канаву под фундамент, установили закладной краеугольный камень. На месте престола водрузили крест. Было сказано поучение: «Дом мой домом молитвы наречется».
По традиции на церемонии присутствовали представители окрестного духовенства. Это протоиереи Виктор Плотников (Акмолинск) и Александр Павлов (Павлодар), священник Спасского завода Митрофаний Сокольский, священник г. Каркаралинска Алексей Хрусталев. Из представителей власти и общественности были крестьянский начальник Е.М. Водяников, волостной старшина Николай Серых, пристав Спасского завода В.И. Булгаковский, ветеринарный врач В.А. Матвеев и другие.
Строительство храма продолжалось 4 года под руководством каменщика Спасского завода Андрея Дмитриевича Бондарева.
Ф.Г. Патрушев состоял в должности священника с 7 апреля 1908 года по 16 ноября 1909 года. После приход принял выпускник Тверской Духовной семинарии Николай Павский. Даты его деятельности: 22 ноября 1909 года – 11 августа 1910 года. 27 ноября 1910 года место священника занял Леонид Дмитриевич Лебедев.
Первые надежные сведения о личности священника Леонида Лебедева встретились в «Справочной книге Омской Епархии». Издание осуществлено в г. Омске в 1914 году. Летопись составил по решению 7-го Омского Епархиального съезда священник Иоанн Голошубин. На стр. 1145 читаем: «Лебедев Леонид Дмитриевич, священник поселка Санниковского Акмолинского уезда. Сын священника, родился в 1884 году. Из 5-го класса Ярославской Духовной Семинарии. Утвержден священником 30 января 1909 года, а на сем месте с 20 октября 1910 года. Имеет жену и двоих детей…»
Эта находка заставила взяться за подшивку «Ярославских Епархиальных ведомостей». Леонид Лебедев вначале «окончил полный курс Ярославского Духовного училища в IV штатном классе по 2-му разряду». В 1901 году стал студентом Ярославской Духовной семинарии. По невыясненным причинам семинарист Леонид Лебедев учился с перерывами, проходил переэкзаменовку по ряду предметов. Особенно трудно ему давалась математика.
Одновременно старался определить и место служения отца Леонида Лебедева – священника Дмитрия Лебедева. Задача не из простых. Священников, псаломщиков, диаконов с такой фамилией насчитал более трех десятков. Остановлюсь на двух именах. Это диакон Дмитрий Николаевич Лебедев из села Никольского Угличского уезда и священник Дмитрий Лебедев из села Санниково Пошехонского уезда.
В жизни Л.Д. Лебедева Ярославль занимает особое место. Благолепие храмов здесь подкреплялось славными именами поборников Православной церкви. 11 марта 1907 года древний город встречал нового Архиепископа Ярославского и Ростовского Тихона. Духовная семинария в полном составе присутствовала на торжестве в кафедральном соборе. 21 сентября 1907 года будущий Всероссийский Патриарх, исповедник, мученик Тихон в семинарской церкви провел божественную литургию.
В Ярославской Духовной семинарии были отличные педагоги. Это ректор протоиерей И.А. Дороватовский, духовник протоиерей И.А. Флоровский, преподаватели Н.И. Тугаринов, Л.П. Поройков, Ф.А. Соболев, Д.Е. Суслонов, М.П. Троицкий, А.П. Вышеславцев – кандидат физико-математических наук и другие выпускники Санкт-Петербургской и Московской Духовных академий, российских университетов.
По данным на начало 1908 года, Л.Д. Лебедев числится в списке учеников семинарии 5-го штатного класса. В группе 47 человек, среди которых Дмитрий Зефиров, Дмитрий Востоков, Алексей Успенский, Петр Соколов, Петр Некрасов и другие. Экзамены за 5-й учебный год Л.Д. Лебедев не выдержал.
«Ученик 5-го штатного класса Ярославской Духовной семинарии Леонид Лебедев подлежит переэкзаменовке по всем предметам после испытаний, бывших в мае-июне 1908 года».
Далее из «Ярославских Епархиальных ведомостей» имя Леонида Лебедева исчезает. Не появилось оно и в «Омских Епархиальных ведомостях». Так что проверить утверждение о. И. Голошубина о том, что Л. Лебедев рукоположен во священника 30 января 1909 года не смог. В равной степени это событие могло произойти как в Ярославле, так и в Омске. Не обнаружил и распоряжение Омского духовного ведомства о назначении о. Леонида Лебедева в приход Киринейско-Конурский (Керней, Корнеевка). Определенно, это случилось где-то в середине 1909 года. Псаломщиком утвердили 20 июля 1909 года Александра Петровича Каллиопина. Он родился 31 мая 1883 года, окончил 3 класса Владимирского духовного училища, с ним прибыли жена и двое детей.
В Киринейско-Конурский приход вошли поселки Керней, Бельагаш, Шешенкара, Акоре, Каиндыколь. Поселки еще только строились и заселялись. Медицинской помощи не было, заразные болезни распространялись мгновенно. Иногда страдали целые семьи. Вот несколько примеров. В Хорошевском от тифа скончались Никита, Евдокия и Наталия Блажко. Братьев Петра и Михаила Хоменко в том же Хорошевском унесла оспа. В Озерном 28 мая 1910 года одновременно похоронили детей Елену и Ивана Евстратьевых – дифтерит. Люди умирали от воспаления легких, чахотки, скарлатины, водянки. В эти тяжелые для родных усопших дни о. Леонид Лебедев ободрял их своим пастырским словом.
Из окрестных поселков быстро развивался поселок Ботакара (Санниковский). В Санниковском проживали – 2325, в Сенокосном – 682, в Петровке – 561, в Токаревке – 147, Сергиополе – 195, Астаховском – 296, Ошаганды – 141 человек.
27 октября 1910 года о. Леонид Лебедев назначен в Санниковский храм священником. Должность псаломщика с 4 сентября 1908 года исполнял Николай Иванович Громадский. 26 августа 1912 года в связи со столетием Бородинской битвы были отслужены всенощное бдение, панихида, заупокойная эктения. На торжественное молебствие собрались около тысячи человек. В 1912-1917 годах Санниковская церковно-приходская школа была в числе лучших по Акмолинскому уезду. «Усердный школьный деятель о. Леонид Лебедев изыскал средства на постройку школьного здания не только для своей ЦПШ, но и для школы в поселке Дубовском». 15 июля 1914 года Леонид Лебедев награжден набедренником.
Диакон-псаломщик Николай Громадский имел славу лучшего учителя пения в Акмолинском уезде. 7 февраля 1914 года он был рукоположен во священники и направлен в поселок Хорошевский. На его место прибыл Иоанн Михайлов, который до этого служил пономарем в Омском Кафедральном соборе, а с 13 января 1914 года разъездным псаломщиком в соседнем поселке Сенокосном. Храму отвели 120 десятин церковно-школьной земли в 3-х верстах от села. Причт пользовался только сенокосом, сдавая его в аренду.
В 1916 году утверждено благочиние № 36 из 8 церквей Акмолинского. Павлодарского и Каркаралинского уездов. Благочинным назначен о. Леонид Лебедев.
29 мая 1916 года в Санниковское прибыл из Омска архиепископ Сильвестр (1860-1920). Преосвященный принял участие в служении утрени, затем помазывал освященным елеем молящихся, сказал назидательное слово по поводу праздника Святой Троицы. Разоблачившись, беседовал с крестьянами. Спрашивал о нуждах, на какие средства построили храм, говорил, что храм необходимо освятить. Ночевал архиепископ Сильвестр на квартире о. Леонида Лебедева.
Архиепископ Сильвестр убит в подвалах Омского ЧК 26 января 1920 года. 29 ноября 1998 года он причислен к лику местночтимых святых. В июле 2000 года Архиерейским собором Русской Православной церкви святитель Сильвестр Омский прославлен как новомученик Российский.
К 1916 году церковь все еще не была освящена. Возникли трудности с внутренним оформлением иконостаса и всего помещения. Крайне скудны были церковная утварь, церковные ткани, круг богослужебных книг и священническое облачение. С 1917 года начались скорбные для Русской православной церкви годы. Революция, гражданская война, полное отторжение Христова учения.
Через Санниковское шли и шли потоки беженцев на Каркаралинск и далее в Китай. В декабре 1919 года здесь видели атамана Дутова, в обозе которого в специальном возке увозили чудотворную икону Табынской Божией Матери. 21 марта 1921 года в Ботакару вступили ишимские повстанцы. Они казнили 13 активистов советской власти. Через неделю уже акмолинские милиционеры в отместку расстреляли священника Л.Д. Лебедева и псаломщика И. Решеткина. Как писал через полвека бывший житель, а в те годы еще и милиционер Т.З. Магдалин, «операцией о приведении приговора в исполнение – руководил я». Место захоронения осталось в тайне. В свое время я беседовал с такими знатоками местной истории, как П.Е. Рассолов (1892 г. р.), П.Ф. Журенко (1895 г. р.), В.И. Леоненко (1903 г. р.), Л.И. Жибер (1903 г. р.), К.П. Данильченко (1907 г. р.). Они и другие ветераны о мартовской трагедии 1921 года вспоминали весьма неохотно, опасаясь кого-либо оговорить. На вопрос: «Где похоронены священнослужители?» - прозвучало два ответа. Одни упоминали место казни «за горочкой, в ложбинке», другие называли сельское кладбище за Жыландой. В 2000 году поклонный крест установили произвольно недалеко от трассы Караганда – Каркаралинск.
Имена пострадавших за веру священника Леонида Лебедева и Исидора Решеткина Архиерейским собором Русской Православной церкви, состоявшимся 13-16 августа 2000 года в Москве, включены в Собор новомучеников и исповедников Российских.
Удалось открыть и передать только некоторые события из начальной летописи храма. Многое остается неясным. Например, как сложилась судьба жены и двоих детей о. Леонида? Можно ли узнать? Думаю, можно, по божьему благословению бывают и не такие чудеса! Музей в Ботакаре произвел самое благоприятное впечатление. Все выполнено тщательно, со знанием дела. Впервые увидел документы, подписанные священником Леонидом Дмитриевичем Лебедевым в Киреней-Конурском приходе. Это «Метрическая книга на 1910 г., часть I».
Благословение о. Иоанна Кронштадтского всегда оберегало и оберегает старинный храм, который за свою долгую жизнь был и магазином, и клубом, и танцевальным залом. Его возрождение началось еще в 1992 году, но только в 2006 году после успешной реконструкции, он распахнул свои врата для прихожан как Свято-Троицкий храм.
В 2007 году в жизни святыни произошло важное событие. В родное село заглянул горный инженер, работающий пенсионер Валерий Георгиевич Кирилин. Опытный специалист сразу отметил отсутствие звонницы в храмовом ансамбле. Нашел необходимые средства, строительный материал, рабочую силу и выписал набор из 8 колоколов. Благое дело успешно завершилось 8 июля 2008 года освящением и поднятием колоколов на звонницу.
Прихожане еще раз убедились в силе своих молитв и заступничестве Святого о. Иоанна Кронштадтского.
Информацию о новой церковной летописи предоставила Любовь Алексеевна Грибова. Она свидетельствует: до 1996 года в церкви не было постоянного священнослужителя. Приезжали попеременке батюшки из Караганды. В 1996 году, в сентябре, к работе приступил отец Александр – Александр Юрьевич Мартынов, выпускник Алма-Атинского духовного училища (АДУ). Первую божественную литургию проводил на Рождество 2007 года. Работал до апреля 2000 года. Временно, четыре месяца, работал отец Михаил Балакший, тоже выпускник АДУ. С июля 2000 года до сентября 2012 года настоятелем был отец Виктор – Виктор Геннадьевич Гущин, выпускник АДУ. С ноября 2012 года по сей день настоятелем храма является отец Дмитрий – Дмитрий Александрович Стрельников, духовный воспитанник отца Михаила (бывшего благочинного Карагандинской области Патрикеева), выпускник Тобольской духовной семинарии.

(Продолжение следует)

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Доктор, почитай-ка 21.09.2017

    Открыть доступ медикам области к богатому книжному фонду вуза предлагают в Карагандинском государственном медицинском университете.  Здесь находится единственная в регионе крупная медицинская библиотека с общим количеством 600 тысяч экземпляров учебников, монографий, справочников, периодических и электронных изданий. Их пользователями долгое время были студенты, преподаватели, медицинские работники, проходившие специализацию в вузе на факультете непрерывного профессионального развития, а также всем практикующим докторам необходимо постоянно пользоваться литературой, чтобы обновлять теоретический запас и получать новую информацию как по своей, так и смежным специальностям. 

  • Депозит в будущее 21.09.2017

    Переход казахской письменности с кириллицы на латиницу, который ждет нашу страну в ближайшие годы, станет пятой попыткой модернизации языка в Казахстане, однако первой, продиктованной не чьей-то политической волей, а исключительно прагматизмом и перспективой на будущее. С новым алфавитом казахстанцам будет легче интегрироваться в мировое пространство и стать конкурентоспособной страной.

  • От Монголии до Улытау 21.09.2017

    Стартовал второй этап III международной экспедиции «От Хэнтэя до Улытау - возрождение исторической памяти» Международной тюркской академии (TWESCO). Делегация во главе с президентом академии Дарханом Кыдырали посетила Карагандинскую область.

  • Гости из прошлого 21.09.2017

    В центральной городской библиотеке города Приозерска открыта книжная выставка на тему «Латын әліпбиі әлеммен қауыштырады». На ней представлены учебники, художественная и зарубежная литература, периодические издания, выпущенные на латинице в период с 1930-го по 1940 год в Алматы.

  • Язык - история народа 19.09.2017

    Премии к Дню языков народа Казахстана вручил аким Караганды представителям этнокультурных объединений и центров. Исторически сложилось так, что на территории Казахстана помимо казахского и русского действует и развивается более 100 языков. Иначе в многонациональном государстве и быть не может. Немаловажная роль в этом процессе отводится этнокультурным объединениям. Их весомый вклад был отмечен акимом Караганды Нурланом Аубакировым на церемонии вручения премии, приуроченной к Дню языков народа Казахстана. 

  • Ключ к развитию 06.09.2017

    Недавно Глава государства предложил проект «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке». В рамках проекта в том числе будет обеспечен перевод на казахский язык ста лучших учебников мира по всем направлениям гуманитарного знания, и уже создано негосударственное Национальное бюро переводов.

  • Навстречу всему миру 19.09.2017

    Идея системного перехода казахского языка на латиницу имеет под собой длительную и поэтапную подготовку. Это один из самых реальных шансов транслировать историю и культуру казахского народа на весь мир.

  • Веление времени 16.09.2017

    В Темиртау и пос. Актау проходит общественное обсуждение модернизации государственного языка и переход его на латиницу. Эта тема активно обсуждалась на встрече с представителями отдела образования и здравоохранения, городского совета ветеранов и совета аксакалов, этнокультурных объединений. С разъяснениями выступили руководители городского отдела внутренней политики Динара Жунусова и городского центра развития языков Меруерт Ахметжанова. 

"Астана ЭКСПО-2017"