01 октября 2016 года 2364

О чем молчат памятники

Автор: Ерлан МУСТАФИН, член Международного союза писателей, краевед

С академиком НАН РК, лауреатом Государственной премии РК в области науки и техники, доктором химических наук, профессором, изобретателем отечественного лекарства от рака «Арглабин» Сергазы Мынжасаровичем Адекеновым я познакомился несколько лет назад. В один из приездов Сергазы Мынжасаровича в Каркаралинск мы посетили могилу его прадедушки Жабая, который похоронен на большом мусульманском кладбище в Каркаралинске…

В то посещение кладбища ученый заинтересовался старинными памятниками с надписями арабской вязью и предложил мне:
- Жаль, что надписи на этих памятниках мало кто может прочесть. Если бы прочесть их, то, уверен, нашлись бы места захоронения многих известных каркаралинцев. Ерлан, я знаю, что ты умеешь читать старые надписи. Мы поддержали бы тебя, организуй, пожалуйста, ребят, чтобы обвели карандашом надписи, которые плохо видны, и ты их прочитай.
Я не отказался. Взяв в помощь нескольких парней из Каркаралинска, которые ранее помогали мне по восстановлению надписей на памятниках, мне удалось сделать это и в этот раз.
Благодаря Сергазы Адекенову было открыто новое направление в краеведении. Мне, как краеведу, изучающему историю родного края, удалось узнать много интересной информации, которую я почерпнул, изучая надписи на памятниках. Я узнал, где покоится прах многих известных каркаралинцев, нашел их потомков, сообщил им о том, что найдено место последнего пристанища их предков. В этой небольшой статье мне бы хотелось рассказать о судьбе некоторых людей, памятники которых были найдены.

Купец 

Надпись на памятнике купца и горнопромышленника Халиуллы Хамитовича Бекметева, который умер в 1905 году, сделана арабской вязью со всех четырех сторон. Старожилы рассказывали, что памятник (коктас) Халиулле Бекметеву был привезен из самой Индии, везли его в течение трех лет, а железную оградку сделал местный кузнец Кынабай. С двух сторон от места, где лежит Халиулла Хамитович, покоятся две его жены. А всего у Халиуллы бая, так его звали жители Каркаралов, было четыре жены. Это Латифа Исхаккызы, Хадиша Рафиккызы, Фатима Мусакызы и Гайни Шонбайкызы и восемь детей - Махмут, Мухтар, Мугин, Мухсин, Мажит, Масгут, Гульнахар, Гульбахор. Кроме того, купец воспитал и детей своей четвертой жены Гайни от ее первого брака Жакыпбека и Рабигу Смаиловых.
Что же известно о Халиулле Бекметеве? Когда речь идет о нем, то жители Каркаралинска сразу же вспоминают его большой деревянный дом, расположенный в центре города. Дом сохранился до наших дней, и известен он на всю республику мемориальной доской, которая гласит, что в этом доме в 1849-1853 гг. останавливался Абай. Дом этот является памятником истории и архитектуры и охраняется государством. Также в доме Халиуллы Бекметева часто бывали видные деятели Алашорды – А. Букейханов, А. Байтурсынов, А. Ермеков, Ж. Акбаев, Р. Марсеков и другие. Халиулла Бекметев, как я упоминал выше, был купцом 2-й гильдии, прославился он снаряжением богатых торговых караванов в Семипалатинск, Россию, Китай, также он слыл меценатом - им было сделано пожертвование на строительство Санкт-Петербургской мечети. В течение нескольких лет состоял членом Куяндинского ярмарочного комитета. Занимался горнорудным промыслом. Уездный начальник доверил ему общественный пост председателя Каркаралинского отделения попечительства о тюрьмах. В 1904 году он был награжден императором Николаем II золотой медалью с надписью «За усердие» на Аннинской ленте «За благотворительность и общественную деятельность по тюремному ведомству».
Умер Халиулла Бекметев 6 мая 1905 года.

На снимке: Купец и горнопромышленник Халиулла Бекметев с сыном Хакимжаном.

Ишаны
Прежде чем рассказать об ишанах, памятники которых я нашел, хотелось бы пояснить, кто такие ишаны.
По поверью ишаны происходят от прямых потомков пророка Мухаммеда: от его дочери Фатимы и ее сыновей Хасана, Хусаина и Мухсина. Достичь сана ишана суждено не всем потомкам. Это лица не только знающие наизусть Коран, но и достигшие через ислам вершины науки и усвоившие тайны мира. Они могут совершать чудеса, которые не поддаются осмыслению и научному объяснению. Возможно, в момент совершения чудес они душой и телом сливаются с окружающим миром. Это своеобразный дар, данный этому потомку пророка. Ишаны чистотой души, благочестивостью, терпеливостью заслужили уважение к себе, и народ почитает их как святых. Но ХХ век трагически прервал дальнейшее продолжение ишанства в Казахстане. Мы не видели живых ишанов. Только слышали о них от дедушек и бабушек.
Обнаруженные мной три памятника ишанов имеют высоту около двух метров. Все три ишана похоронены рядом. Чтобы узнать об этих людях, имена которых я смог прочесть, немало времени я провел в архивах, расшифровывая старые записи. И кое-что удалось выяснить.
Первый памятник принадлежит Габдулгазизу ишану, который умер в 1898 году. Отец Габдулгазиза тоже был ишаном, звали его Газизляр ишан. От Габдулгазиза ишана и его жены Биби Хамили родились Габдулмажид, Хасан (Хасен), Хусаин, Габдулфаттах, Габдулрашид и 8 дочерей. Самым известным из детей Габдулгазиза ишана был его сын Габдулмажид кари. Звание «кари» ему дали потому, что он наизусть знал весь текст Корана. В народе Габдулмажида кари звали просто Мажит кари. Мажит кари был имамом в татарской мечети Каркаралинска, а также он изготавливал великолепные памятники с арабской вязью (почти большинство старых памятников на большом кладбище Каркаралинска сделаны Мажит кари. Умер Мажит кари в 1929 году).
В середине памятник принадлежит Забидолле ишану Габдулрахманулы. Забидолла ишан совершил хадж, несколько лет был имамом в мечети Кунанбая хаджи в Каркаралинске, умер в 1891 году. Один из его потомков, известный духовный человек, знавший наизусть текст священного Корана, – Имам кари Абишев (умер в 1967 году).
Третий памятник принадлежит Абдысадыку ишану Атауллахулы. Хотелось бы отметить, что Абдысадык был не только ишаном, но и хазретом, шейхом. Его сын Атей жил в Каркаралинске, умер в 1980 году, был очень набожным человеком, лечил молитвами людей.

Дворянин
На памятнике дворянина Мамлеева Баязита Рамазановича арабскими буквами написано: «Покойный чиновник Баязит Рамазанулы». Судя по надписи на памятнике, умер он в возрасте 80 лет в 1897 году. Что же говорят архивы? Архивные данные подтверждают версию написанного на памятнике - Баязит Мамлеев был чиновником. Кроме того, по архивным документам Мамлеев Баязит Рамазанович значится как дворянин, коллежский секретарь. В1895 году у него в Каркаралинске был дом. Учился он в Кульджинской школе толмачей, в которой изучали китайский язык, а также язык уйгуров и дунган (данные за 1886 год).
У Баязита Рамазановича было несколько детей. В архиве я нашел их имена. Это Луфтор, Мустафа, Касым. Архивные данные пока найдены только в отношении одного сына каркаралинского дворянина - Касыма. Касым Мамлеев окончил Каркаралинское городское училище, принимал активное участие в общественной жизни города. Например, в 1909 году он числится как присяжный заседатель. Касым, как и отец, в документах значится как дворянин. Кроме того, Касым Мамлеев был выборщиком в I Государственную думу (1906 год).
Как же сложилась судьба Мамлеевых? Куда исчез дворянский род из Каркаралов? Этот вопрос я задал в письме своей учительнице истории Тамаре Васильевне Морожниковой (1927 г.р.), которая сейчас проживает в Омске. Тамара Васильевна ответила так: «Соседи наши были татары Мамлеевы. Наша семья с ними была в дружбе. Старшую звали Назира, я ее помню. У них было два дома рядом. Они уехали из Каркаралинска во время голода в 1932 году».
Один из деревянных домов Мамлеевых в Каркаралинске сохранился до наших дней. Несколько лет назад во время ремонта там был обнаружен небольшой архив Мамлеевых.

На снимке: памятник дворянина Мамлеева Баязита Рамазановича

Хаджи
Губайдулла Жагфарулы был непростым человеком. От ныне покойного знатока каркаралинской истории Кусайына Алимбаева (1906 г.р.) я узнал, что Губайдулла Жагфарулы совершил паломничество на святую землю мусульман – Мекку и был хаджи (его отец Жагфар Яхияулы тоже был хаджи). Также Губайдулла хаджи знал святые места в окрестностях Каркаралов. Из разных городов приезжали больные люди к Губайдулле хаджи в надежде на помощь. Хаджи сам или через своих знакомых отправлял больных на эти святые места, где люди ночевали, молились и выздоравливали. Старожилы Каркаралов, которые знали о святости хаджи, говорили, что даже после его смерти, проходя мимо его дома, они читали молитву. В 2004 году в Каркаралинск из Алматы приезжала внучка Губайдуллы хаджи – Халида апа Фатиковна (1925-2012), от которой я узнал и записал много исторических сведений о семье Губайдуллы хаджи.
- Мой дедушка Губайдулла два раза совершил паломничество на святую землю мусульман - Мекку, стал хаджи, - рассказывала мне Халида апа. - Дедушка имел двух жен: первая жена - татарка Магзума Сейфуллина, а вторая жена - казашка Шабак. Сама я дедушку не видела, видела бабушку Магзуму. Бабушка Магзума была дочкой первого имама мечети Кунанбая в Каркаралинске - Хасана ахуна Сейфуллина. Еще я слышала, что дед мой был имамом в мечети Кунанбая хаджи, но подробностей не знаю. От первой жены дедушки, оказывается, рождались лишь девочки, и он взял в жены вторую жену - Шабак. Шабак подарила ему сына Мажита, а через несколько месяцев и первая жена Магзума родила ему сына - моего отца Фатиха.
Умер Губайдулла хаджи в 1918 году. Путь Губайдуллы хаджи продолжил один из его прямых потомков Руслан Фатиков. Он, как и известный его предок, помогает людям исцелиться от недугов. Руслан опытный врач, живет и работает в Израиле.

Волостной управитель

Что интересно, могилу Ауесбая Киякова я нашел только после приезда его потомка в Каркаралинск. Внук Ауесбая Киякова - Куаныш Искаков приехал специально в Каркаралинск из Приозерска, чтобы посетить родину дедушки.
Судя по архивным документам, Ауесбай Кияков был волостным управителем в Абралинской волости. Также в Государственном архиве Карагандинской области нашел такие сведения. В деле «Ссыльные в Каркаралинском уезде» написано: «Неизвестно, по каким причинам был учрежден надзор за каркаралинским писателем Ауесбаем Кияковым. Военным губернатором Семипалатинской области приказ был подписан 3 июля 1901 года. 25 августа А. Кияков прибыл в Каркаралинск, где имел два дома. Фамилия Ауесбая Киякова неоднократно встречается на страницах «Семипалатинских областных ведомостей» в списках домохозяев города Каркаралинска, имеющих право участвовать на избирательном сходе».
Из этого архивного документа узнаем, что Ауесбай Кияков был писателем. Надеюсь, в будущем найдутся его труды. Он принимал активное участие в общественной жизни города Каркаралинска. Например, в 1912 году Ауесбай Кияков значится как присяжный заседатель.
На памятнике (коктас) арабской вязью написано, что Ауесбай Киякулы умер в 1913 году 14 декабря в возрасте 65 лет.
... Удивительно, но все эти сведения мне удалось добыть просто потому, что были восстановлены надписи на памятниках старых могил. За этими письменами, сделанными арабской вязью, – истории людей, поколений, трагедии и достижения. Все это – история моей земли, моего края. Сколько еще хранит он тайн…

На снимке: памятник волостного управителя Ауесбая Киякова



г. Каркаралинск

 

 

 

 

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Судья-вундеркинд 17.08.2017

    Говорят, что находчивость, красноречие, правдолюбие проявились у Казыбека уже в семилетнем возрасте. Именно тогда он уже начал участвовать в разрешении различных споров, тем самым помогал своему отцу, известному в то время бию Келдибеку.

  • От Тобола на Каркаралы... 17.08.2017

    Около 200 записанных на аудиокассеты воспоминаний о Кояндинской ярмарке хранит у себя дома каркаралинский краевед Ерлан Мустафин. Это рассказы людей, которых уже нет в живых, свидетелей уникального торгового действа, просуществовавшего 80 лет.

  • Законная защита 15.08.2017

    Звонкоголосый Казыбек би известен как дипломат и воин, автор изречений и искусный оратор. Для того чтобы стать бием, нужно было не раз показать перед народом свои юридические знания и ораторские способности. Слава таких людей быстро завоевывала степь, а звание бия было своего рода патентом на судебную и адвокатскую практику.

  • Материнское слово 12.08.2017

    По данным устной летописи казахов, отец Казыбек би - Келдибек пользовался огромным авторитетом у своего рода, но до 30 лет был холост, что являлось большой редкостью в то время. В народных преданиях описывается, почему известный мудрец, так долго искавший невесту, выбрал себе в жены дурнушку.

  • Доктор Садывакас Чалымбеков (1880-1917) 10.08.2017

    Имя Садывакаса Тажиевича Чалымбекова (род Тобыкты – Жандар – Еспай – Карип - Чалымбек) медленно и осторожно входит в летопись Каркаралинского края. Не знаю почему, но в энциклопедии «Караганда. Карагандинская область» (2008) оно отсутствует. Между тем Садывакас Тажиевич, первый и единственный казах нашего региона, окончивший до революции в Санкт-Петербурге Императорскую Военно-медицинскую академию, ученик именитых российских профессоров И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, А.Я. Данилевского, М.Я. Яновского, Н.А. Вельяминова. Кумиры появлялись в элегантных мундирах с двумя рядами блестящих пуговиц с орлом и погонами врача данной академии. Особую форменную одежду имели и студенты. За полученные знания 15 ноября 1908 года С.Т. Чалымбеков «удостоин звания лекаря с отличием». Диплом номер 1533 С.Т. Чалымбекову выписали 6 марта 1909 года и выслали в адрес Семипалатинского губернатора для вручения. Сужу на том основании, что Чалымбеков после завершения учебы сразу направлен в Каркаралинский уезд. Семипалатинский губернатор уже 16 декабря 1908 года назначил его врачом 2-го участка.

  • Превосходный в слове и слоге 08.08.2017

    Гульнар ИСКАКОВА

    Когда в семье Кельдибека родился сын Казыбек, его жена Токмеил, склонясь над колыбелью малыша, говорила:
    «Я выращу тебя с любовью и лаской,
    Не обделю тебя ни молоком, ни кровом.
    Ты будешь преклоняться только чести,
    Твоим призванием станет Слово».

  • Пушкинское на берегу Корганколя: 1915-1960 08.08.2017

    (Окончание. Начало в номере от 29.07.2017 г.)

  • Сын степей 03.08.2017

    На Первом всеказахском съезде, проходившем в г. Оренбурге с 21 по 28 июля 1917 года, произошло организационное оформление партии «Алаш» из группы членов партии кадетов - этнических казахов. Центральной фигурой этого события является председатель партии Алихан Букейханов, удивительная судьба которого заслуживает особого внимания.

"Астана ЭКСПО-2017"