24 сентября 2016 года 1615

Символ свободы

Автор: Гульнар ИСКАКОВА

Видный государственный деятель Алихан Букейханов был яркой личностью своего времени. Он является одним из основоположников идеи независимости Казахстана. Крупная политическая фигура, участник революционных событий начала ХХ века, А. Букейханов родился в 1866 году в небольшом ауле Актогайского района Карагандинской области. Потомок влиятельных и состоятельных чингизидов в детстве получил хорошее образование у учителей, затем учился в трехклассной русско-казахской школе. Образование продолжил в Омском техническом училище, а затем в Санкт-Петербургском императорском лесном институте.

С раннего детства Алихан, выросший в свободных, просторных актогайских степях, был знаком с творчеством Абая, прекрасно знал историю и географию родного края. В школе изучал произведения русских и зарубежных классиков. Во время студенчества подружился с представителями европейской интеллигенции: Г. Потаниным, Г. Щербиной, В. Бартольдом, В. Радловым. Будучи избранным в состав I и II Государственной думы, имел тесные отношения с А. Керенским, В. Шульгиным, Н. Чхеидзе и другими представителями России, Украины, Кавказа, Финляндии, Польши.
Позже Букейханова избирают членом Западно-Сибирского отделения Российского географического общества, в этот период он публикует глубокие научные исследования. Его труд «Исторические судьбы Киргизского края и его культурные успехи» вышел в свет в 1903 году в Санкт-Петербурге в многотомном альманахе «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества». Переломную роль в жизни молодого ученого сыграло его участие в экспедиции, организованной Ф. Щербиной в северо-восточные и центральные области Казахстана, после которой появляется ряд статей и монографий. Статьи Букейханова «Женщина по киргизской былине» и «Кобланды» получают широкое признание среди научной интеллигенции.
В 1909 году им был издан сборник произведений Абая в Петербурге. Научная и публицистическая деятельность Букейханова была многогранной, его исследования не потеряли актуальности по сей день. Есть сведения, что он экстерном окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета.
Идея защиты бесправного народа от притеснения колониальных властей заставляет А. Букейханова заняться правозащитной деятельностью. Его политические взгляды, построенные на учении Маркса, меняются после революции 1905 года. Он не принимает идеологию классового превосходства. На съезде земских и городских деятелей России Букейханов выступает с докладом о необходимости свободного употребления родного языка, свободы вероисповедания, либерального законодательства о выборах. Он часто публикуется в газетах, растет его популярность. В 1906 году Алихан Нурмухаметович избирается депутатом I Государственной думы. При его участии издается газета «Казах», сыгравшая огромную роль в подъеме духовной жизни коренного населения.
Падение самодержавия Букейханов воспринял с радостью, так как надеялся, что за ним последуют социальные реформы. Вместе с Ахметом Байтурсыновым и другими единомышленниками он выдвигает идею построения демократической республики, предоставления земель тем, кто на них работает. В марте 1917 года Алихан Нурмухаметович назначается комиссаром Временного правительства. Но главной его целью было провозглашение и создание Казахской автономии. В июле этого же года по инициативе Букейханова и его соратников проходит I Всеказахский съезд, создается партия «Алаш» со своей программой.
Российская смута 1917 года докатилась и до национальных окраин. В ноябре власть в Петрограде (Санкт-Петербурге) захватили большевики. А. Букейханов в «Памятке крестьянам, рабочим и солдатам» обвиняет Ленина в единоличном и безответственном управлении страной, указывает, что большевики склонны к насилию и диктатуре, отстаивает приоритет демократических свобод.
В России разворачивается жестокая, кровопролитная гражданская война. В таких условиях казахским лидерам пришлось прибегнуть к более гибкой тактике. Срочно созванный II Всеказахский съезд в г. Оренбурге единогласно постановил образовать территориально-национальную автономию казахов. Председателем Народного совета Алаш-Орды был избран Алихан Букейханов. Временной столицей автономии определили г. Семипалатинск. Делегатам съезда было поручено подготовить созыв собрания и провозгласить создание Алаш-Орды, то есть Казахстана.
Период с марта 1917 года по осень 1920-го стал звездным часом для алашордынцев. Но Букейханов и его соратники хорошо понимали, что невозможно противостоять вооруженным силам красной и белой армий. Входить с ними в конфликт означало гибель и разорение аулов. Своеобразным девизом алашордынцев стали строки из письма одного из них: «Для народа наступила лихая година, он умывается кровавыми слезами. В таком состоянии я не могу бросить людей. Буду ли я жив, погибну ли — у меня один путь: быть вместе с народом».
В 1920 году после объявленной советскими властями амнистии Алихан Букейханов привлекался к просветительской работе. Ему поручались переводы на казахский язык произведений Л. Толстого, А. Чехова, В. Короленко, зарубежных авторов. Одаренный от природы, он занимается также землеустройством, развитием животноводства. Кроме того, он нередко консультирует наркомов Казахстана по различным вопросам. Но установившаяся власть, дававшая большие обещания, становится все более агрессивной.
По мере укрепления большевизма все значимые лидеры республики были взяты под особый контроль. Не избежал этой черной участи и А. Букейханов. В 1926 году он вынужден был вернуться в Москву. В том же году за выезд из Белокаменной якобы «без разрешения» был арестован ОГПУ и посажен в Бутырку.
27 сентября 1937 года Военной коллегией Верховного суда СССР Алихан Букейханов был приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение, когда ему уже исполнилось 70 лет...
Имена казахского лидера и его единомышленников десятки лет были под запретом. Вырастали поколения казахстанцев, не знавших об их трагической судьбе. И только в мае 1989 года постановлением Верховного суда Букейханов был оправдан в связи с отсутствием преступления.
...Его жизнь напоминает могучее дерево, над которым пронеслась жестокая буря. Но прошло время, и свершилось чудо! Глубоко спрятанные в земле корни дали молодые побеги: Казахстан обрел свободу и независимость, о которых всю жизнь мечтал лидер Алаш-Орды Алихан Букейханов.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Актуальное красноречие 21.11.2017

    Как правильно использовать нетленное наследие Казыбек би? И передался ли его бесценный дар ораторского мастерства потомкам? В Доме дружбы Караганды в рамках программы «Рухани жаңғыру» впервые в регионе состоялся республиканский конкурс ораторского искусства «Даналар сөзі – ақылдың көзі», приуроченный к 350-летию Каздауысты Казыбек би.

  • Осакаровские первоисточники 16.11.2017

    Районный центр посёлок Осакаровка перешагнул своё 107-летие. Об этом свидетельствуют документы Российской национальной публичной библиотеки (г. Санкт-Петербург). Здесь хранятся полные комплекты издаваемой до революции в Омске газеты «Акмолинские областные ведомости», где читаем:

    Журнальным постановлением общего присутствия Акмолинского областного правления от 11 августа 1910 года и утвержденного генерал-губернатором 19 августа 1910 года приказом №5974 определено: ввести сельское общественное управление на участке Четке-Булак, присоединив последнее в административном отношении к составу Вишневской волости и наименовав его селением Осокаровка.

  • О новом алфавите - подробно 14.11.2017

    Обсуждение латинского алфавита в нашей области продолжается: встречи проходят не только в областном центре, но и в городах-спутниках Караганды. На днях они состоялись в Темиртау и Шахтинске.

  • Далекие бии Кувской волости: 1872 – 1916 годы 14.11.2017

    Всегда существует надежды маленькая нить, что давние встречи, как и звезды небесных книг, не должны погаснуть даже на самом простом краеведческом небосклоне. Обращаюсь сегодня к теме коллективизации степных хозяйств Сарыарки тридцатых годов. Колхозная проблема уже с самого начала оказалась драматичной. Лишившись скота и имущества, потеряв близких, бывшие состоятельные люди в чине бедноты устремились в невозвратную даль - на стройки Караганды, Балхаша, Семизбугы. Так ликвидированный класс баев и биев вместе с коммунистами принял на свои плечи тяжелую ношу индустриализации.

  • Точка отсчета 11.11.2017

    С Х по ХХ века, с момента принятия ислама, в казахском языке использовался арабский алфавит, а в 1929 году ЦИК Казахской ССР принял постановление «О внедрении единого тюркского алфавита» на основе латиницы. И только в 1940 году произошел переход казахской письменности к алфавиту на кириллице.

  • Требование современности 11.11.2017

    Следуя реалиям времени, казахский народ в течение прошлого и нынешнего веков менял алфавит трижды. В период 1929-1940 годов официально использовался латинский алфавит, с его помощью издавались правительственные постановления, печатались государственные издания, издавалась художественная литература и т.д. 

  • Ботаники Великой степи 11.11.2017

    Постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 декабря 1998 года был создан Каркаралинский государственный национальный природный парк. На его территории площадью в 90 323 гектара обитают 114 видов птиц, 40 видов млекопитающих. Наблюдается многообразие растений. Их насчитывается 742 вида, относящихся к 93 семействам и 326 родам. Из этого числа 66 видов отнесены к редким и исчезающим. Сам парк, как и его окрестности, изобилует легендами, сказаниями, археологическими и геологическими памятниками.

  • Гостеприимство степи 09.11.2017

    Казахстанцы с успехом «завоевывают» разные страны. Вполне освоились в Турции и Таиланде, Индии и Китае, во всех уголках Европы. Не пора ли самим проявить должное гостеприимство? Тем более что эта наша национальная черта может стать серьезной статьей доходов как для всего государства, так и для каждого региона и конкретных семей.