10 сентября 2016 года 809

Как молоды мы были…

Автор: Наталия Солдатова, ветеран «Индустриальной Караганды», писатель

«Индустриалка» старше меня на одиннадцать лет. А когда в семидесятом году я пришла сюда работать, ей не было и сорока. Она была молода, умна, интересна, и ее очень любили читатели. Сейчас, когда у меня изданы в Москве около тридцати повестей и романов, когда я счастлива от мысли: все получилось так, как хотелось, я четко понимаю – старт состоялся там, в «Индустриальной Караганде».

И с огромной любовью и благодарностью вспоминаю я редактора Игоря Владимировича Казанцева. Казалось бы, ничего особенного, но планерки превращались у нас в интереснейшие беседы о главном, а разговоры с глазу на глаз – в попытку редактора дать журналисту импульс для хорошего начинания, помочь открыть в себе новые возможности. Казанцев требовал от нас знаний, владения информацией. Помню, начался сбор зерновых. Каждый должен был вникнуть в это событие мировой значимости – это подчеркивал редактор. Наверное, он был прав. Но вот ответить на его вопрос – что такое сбор урожая напрямую и в подбор, чем эти способы различаются, могли немногие. И мы учились. Иначе нельзя – такая была атмосфера.
Я работала в отделе культуры, несколько лет была его заведующей. Газета свела меня с замечательными карагандинскими артистами, учеными, врачами, поэтами, музыкантами, о которых я писала. Помню, тогда мне очень хотелось создать что-то необычное, попробовать себя в новом жанре. Я стала писать «Маленькие истории для взрослых» - о детях в каких-то замечательных ситуациях. Несколько этих рассказов напечатало издательство «Педагогика». А однажды мы с Колей Сюриным, нашим бессменным фотографом, придумали, как украсить газетные полосы, создавая красивые «окна» – удачный снимок и моя стихотворная подпись. Смотрелось замечательно. Главное – в других газетах такого не было.
Обстановка тепла, доверия, чувство востребованности – поверьте, это было прекрасно. Общались между собой попросту, дополняя друг друга. Заходишь в секретариат – а там два замечательных художника творят – Леонид Гаврилович Серженко и Володя Братковский. Есть чем полюбоваться, что послушать – оба прекрасно знали литературу, искусство. Работал в секретариате поэт Коля Кузнецов. Именно он придумал заголовок к моей первой зарисовке о женщине нелегкой судьбы – «Доля». Я с самого начала понимала, что такие уроки – на всю жизнь. Николай писал очень хорошие стихи, и когда с ним произошла трагедия - попал в больницу с ножевым ранением, требовалась кровь для прямого переливания, многие бросились на помощь. Идеально подошла лишь моя кровь. Жаль, она ему не помогла. Как-то быстро ушел от нас и Саша Черных, тоже работавший в секретариате. Он знал, что был смертельно болен. Но однажды мы выбежали из кабинетов на его крик – он, до этого еле ходивший, мчался вверх по лестнице к нам, на второй этаж, и кричал, что у него все хорошо, что врачи ошиблись и он будет жить! Оказалось, что действительно произошла какая-то путаница с анализами. Но – увы, первоначальный диагноз был верным.
Такие потери тяжело переживал и ответственный секретарь Евгений Терентьевич Сорокин. Казалось, что своей монументальной фигурой он старался сохранить от бед родной отдел. Его звали просто – Терентьич. Исключительный он был человек. Начитанный, глубоко порядочный, хорошо воспитанный. Он никогда не сказал никому грубого слова, никого не обидел. Писал на глобальные темы, глубоко анализируя факты. Его статьи всегда были весомыми. Я бы даже сказала – он был тяжеловесом. Прекрасный семьянин, он был тихо влюблен в певицу Людмилу Сенчину. Понимал и ценил юмор. Словом, умница, каких поискать. Любил играть в шахматы, особенно с Юрой Жуковым, художником из казахской газеты. Они были друзьями.
Казанцев очень любил спорт и призывал нас участвовать в журналистских спартакиадах. Мы с мужем, актером Петром Солдатовым, вместе участвовали в лыжных гонках. Однажды заняли первые места. Прихожу в редакцию, а там в коридоре висит длинный плакат: «Золотой дубль четы Солдатовых!» Было очень приятно.
А какие красавицы работали в редакции! Когда появлялась Алла Соболева, мужчины от нее глаз не могли оторвать. Мы все стремились подражать ее походке, жестам. Однажды она вплыла вся сиреневая, в мохеровом платье, о которых мы еще и не слышали, и напрочь парализовала работу редакции – все рассматривали это диво дивное. Самые модные наряды были у нее. И самые красивые глаза – тоже. А писала она не о цветочках-василечках, а в основном и более всего – о металлургическом производстве. Потрясающая женщина!
Очень поразил меня как-то Аркадий Львович Лейбман. Пригласил в свой кабинет, достал листы с машинописным текстом и стал мне читать свой роман о судьбе чеченцев. Я прослушала несколько глав. Никак не ожидала я от этого журналиста, целыми днями разгребавшего письма трудящихся, такой свежести языка и трепетного отношения к своим героям. Не знаю, удалось ли ему издать свой труд.
В те годы в редакции счастливо соединялись наши молодые порывы и опытный взгляд на жизнь. Наши действия, поступки, споры, разговоры, задачи, которые ставил Казанцев, - все это призывало не думать о мелком. Каждый журналист в силу своей профессии может и должен решать мировые проблемы. Из этого возникает удивительная вещь – научиться ставить перед собой высокую цель и идти к ней. Поверьте, когда человек определяется с целью своей жизни и идет к ней, не сворачивая, то обязательно добьется своего. Знаю это по себе. Я с детства была уверена, что стану писателем. В двенадцать лет сочиняла пьесы для кукольного театра, который сама и создала, и показывала спектакли своему маленькому братишке и его товарищам. Однако взяться за перо и написать свою первую книгу мне удалось довольно поздно, когда уже выросли дети и стали хоть немного самостоятельными внуки.
Но у меня сразу все получилось. Мне даже нечего сказать о каких-то борениях с издательствами – они нашли меня сами. Первым вышел роман «Сразить всех!». Говорящее название. Именно этого я и хотела. Затем, в «Эксмо» - «Загробная афера», «Дурочка из переулочка, или Английская королева», где часть действия происходит в Караганде, «Вкус золота», «Канкан пожилой дамы», «Танго в купе», «Коктейль из самозванцев». Только что вышел «Момент расплаты», а в майском номере журнала «Смена» опубликован «Выстрел из прошлого». Жду выхода еще одной работы, название которой – любимое словечко одного из журналистов «Индустриалки»: пока не произношу вслух, боюсь, уведут. Я иногда заимствую перлы карагандинских коллег.
Помню, Коля Сюрин прибежал ко мне в отдел с возгласом: «Эх, какого Цицерона редактор сейчас выпустил! Ты бы слышала!». Взяла это в роман «Сон в руку». Кстати, по нему выпущена аудиокнига, можно набрать ее в Яндексе и послушать. Описаны у меня в повести «Я падаю…» и Неля Подвицкая, секретарь нашего отделения Союза журналистов – она была так похожа на Алису Фрейндлих, и Александра Степановна Соколова, наш библиотекарь. Эти женщины всегда и всех старались примирить, погасить любой конфликт.
Много лет я была председателем профсоюзного комитета, все были обеспечены квартирами, телефонами и всяческим дефицитом, а дети наши по льготным путевкам, а порой и бесплатно объездили полстраны.
Главным моим хранителем, наставником, другом всегда был мой муж. 52 года мы вместе. Он – мой философ, конструктор неожиданных сюжетных поворотов, рецензент и ценитель моего стиля, образности, музыкальности моих предложений. Он научил меня слышать музыку слов. Муж много работал в кино – играл гоголевского капитана Копейкина у Лунгина, снялся в его же «Бедных родственниках» и в ряде других кинолент, его фильмография есть в интернете. С 1968 года в карагандинском театре идет его сказка «Мишкина дача». В России вышли его поэмы, стихи, рассказы и книжка для детей «Поговорить с ручейком». Он много лет пел на Арбате свои песни под гитару в оригинальном костюме, получив прозвище «Человек-значок».
Сейчас много говорят о цензуре в прошлом. А у меня есть стойкое убеждение, что никакой страшной цензуры у нас и не было. Зато когда в вологодской областной газете я попыталась высказать критические слова в адрес райкома партии, находящегося в отделанном мрамором здании по соседству с разваливающимся деревянным профтехучилищем, меня тут же одернули и этот текст из статьи выкинули. Я была в шоке. И мы, несколько человек, испытавших нечто подобное, создали свою газету.
Прошло много лет, и с годами я поняла, что доверие, взаимная поддержка, выкованная в коллективе, никуда не делись. В девяностые годы именно Казанцев и Василий Ефимович Скоробогатов, редактор газеты еще в шестидесятых, помогли мне наладить собственный небольшой бизнес. И не просто словами, а реальными делами. А в Питере Алла Соболева оказала поддержку моему сыну-студенту.
Я не люблю возвращаться в прошлое. Это отнимает силы, время и не дает двигаться вперед. Но вот сегодня сделала исключение. Это потому, что четверть века я прожила в Казахстане. Казахская земля дала мне силы. Я увидела степь, и еще более близка мне стала красота мироздания. Я летала над морем тюльпанов. А какой там был воздух! В своей прозе я не раз описывала те свои чувства. Они живы во мне и сейчас!

с. Кокошкино, Костромская обл.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Путь к известности 19.06.2018

    Определились трое победителей областного тура мегапроекта «Men qazaqpyn», которые будут представлять наш регион на республиканском этапе конкурса в Астане. В финале регионального тура приняли участие 30 исполнителей традиционной национальной песни, кюев и терме в возрасте от 18 до 40 лет. Это и начинающие артисты, и опытные участники, которые побывали на конкурсах республиканского и международного масштаба и сами руководят в районах различными музыкальными классами и кружками.

  • Эпохальный проспект 19.06.2018

    В 50-е годы в Караганде появляется еще одна площадь. Во главе Союза - Сталин, и на проспекте его имени нужен самый красивый Дворец культуры. Кого в архитекторы? Иосифа Бреннера, а в помощники - его коллегу Я. Яноша.
    Дворец имеет классическую основу. Высокие колонны, высокий антаблемент и фигуры наверху - известный прием, говорит почетный архитектор С. Лебедев. Но нужно было снабдить его национальными деталями. Как соединить Восток и классику? Появились восточные узоры между колоннами и фасадом, а также в обрамлении окон.

  • Хлеборобы Каркаралы 19.06.2018

    У подножия лесистых Кувских гор высотой 1366 м.н.у.м. расположено одно из старейших сел области - Егиндыбулак (в переводе с казахского - Урожайный ручей). Издавна притягивали эти места людей. Живописная природа, обильные пастбища, родники и небольшие речушки способствовали развитию скотоводства. Впоследствии здесь возник один из очагов земледелия Центрального Казахстана. Обильные урожаи посевных культур по берегам ключей определили и название местности.

  • Достояние республики 16.06.2018

    Телевизионный проект «Мен қазақпын» уже обрел своих финалистов. Лучшие исполнители традиционной песни, кюя и терме, которых выберут 16 июня в стенах Дворца горняков, отправятся в столицу представлять Карагандинский регион. Напомним, что цель проекта «Мен қазақпын» - популяризация казахского народного творчества, традиционной песни, кюя и терме, и именно в этих трех жанрах проходят состязания. Финальные отборы «Мен қазақпын» на уровне республики будут транслироваться в прямом эфире канала «Казахстан», областным филиалом которого является Карагандинский канал «Saryarqa», тоже поддерживающий проект. Зрителям представится шанс увидеть республиканское соревнование с сентября по 16 декабря этого года. Таким образом пропагандируются не только национальные ценности, но и лучшие произведения народного искусства.

  • Экономика на примерах 16.06.2018

    Серию из 18 новых учебников, переведенных на государственный язык, уже презентовали в вузах по всей стране в рамках программы «100 новых учебников». Одним из них стало издание «Экономика» Грегори Мэнкью и Марка Тейлора, рекомендованное известнейшими мировыми университетами - Оксфордом и Кембриджем. «Экономика. Четвертое издание» - это адаптация классического труда Г. Мэнкью, и главным преимуществом учебника является то, что автор объясняет науку с точки зрения читателя. Издание имеет прикладной характер и описывается как бизнес-ориентированное, а написанный текст доступно объясняет политику и экономическую теорию.

  • Эпохальный проспект 16.06.2018

    За всю историю главного проспекта города - Бухар-жырау, который ведет свой отсчет с 30-х годов ХХ века, здесь менялись памятники, появлялись новые площади, рождались новые здания, уходили в небытие старые. Проспект не зря называют главной артерией Караганды, а туристы никогда не проходят мимо него. Здесь отражены эпохи, архитектурные стили, здесь же проходят главные городские и областные мероприятия.

  • Увлекательными тропами 14.06.2018

    Юный турист должен не только уметь правильно поставить палатку, безопасно разжечь костер и ориентироваться на местности, он должен знать все о своем крае, уметь показать его с самой лучшей стороны. С 7 по 9 июня в оздоровительном лагере “Факел” Актогайского района в урочище Бектау-ата прошёл областной форум туристско-краеведческих экспедиционных отрядов “Мир открытий. Молодой турист. Юный искатель”.

  • Урок дает музей 14.06.2018

    Чтобы каждый ребенок из Каркаралинского района мог получать качественное образование, создана целая сеть опорных школ, объединяющая все малокомплектные учебные заведения. Для 57 учеников из шести малых населенных пунктов предусмотрен транспорт. Причем детей возят не в одну школу, а в пять! Вскоре будет приобретен еще один автобус, чтобы с комфортом доставлять учащихся из отдаленных аулов в ОШ № 44 им. М. Бапиулы.