11 августа 2016 года 2408

Лебединый возраст

Автор: Анна СТРОКОВА

«Половина успеха танцевального выступления ― это, конечно, костюмы, но и постановка должна быть безупречной: нужно держать осанку, чувствовать коллектив, ритм, музыку, суметь передать характер танца», - рассуждает руководитель образцового ансамбля «Куаныш» Айман Тойболдина. Коллективу в этом году исполнилось 22 года.

Юные артисты успели повидать весь мир, участвуя не только в республиканских, но и международных конкурсах и фестивалях. Сегодня «Куаныш» является одним из самых многочисленных хореографических коллективов ― в нем занимается около 70 детей от трех лет до 21 года. Звание «Образцовый» он получил в 1998 году, будучи созданным в 1994-м при областном научно-методическом центре досуга и народного творчества.
- Танцы не стали менее популярными, - делится Айман Тойболдина. - Но мы занимаемся народными, здесь свой нюанс: молодежь больше уходит в современные танцы, их непросто удержать в народном стиле. Но важно то, что мы ездим по миру, представляя нашу культуру, получая таким образом и патриотическое воспитание. Многие наши девушки, уехав за границу, поддерживают престиж народных танцев. Хореография обязательно пригодится в жизни ― где-то можно обучать ребят разных возрастов или создавать свои коллективы.
Айман Тойболдина стояла у истоков создания ансамбля и продолжает держать его марку, постоянно развивая свой профессиональный уровень. Она участвовала в семинаре по современной хореографии с французским хореографом Анне Мари Пораз, прошла обучение в Москве по направлению театроведения и режиссуры массовых праздников и представлений, а в прошлом году приняла участие в мастер-классе Айгуль Кульбековой по казахским народным танцам. С прошлого года Айман является международной судьей «World Artistic Dance Federation» по народным, артистическим танцам.
Сейчас в репертуаре ансамбля «Куаныш» 58 хореографических постановок, среди которых 15 ― авторские постановки Тойболдиной.
- Я пришла сюда в 1993 году ― мне не было и десяти. До этого занималась таэквондо, и вдруг увидела танцующих девушек по телевизору. Спорт, искусство, музыкальная школа, фехтование ― я интересовалась всем. И вот я вижу на сцене Корлан Мукатову, будущего основателя «Куаныш» ― она тогда выступала в ансамбле «Гүлдер» и была ученицей одной из известных создателей школы казахского танца Деляфруз Кияковой. Корлан глядела на меня с сомнением: все думали, что танцы ― не мое.
Но в 14 лет Айман уже работала в ансамбле «Акку» и надолго осталась в хореографии. И к своим собственным детям, и к участникам ансамбля она относится одинаково по-родному, поддерживая их и помогая им.
- Коллектив пережил многое, - продолжает Тойболдина. - Девяностые свели вдохновение первых руководителей на нет, а для меня танцы были отдушиной. Я могла часами пропадать на занятиях. В какой-то момент состав отошел к своим делам: основной костяк - 12-14 человек - все исчезли. Пусть нам тогда было трудно, любовь к работе спасла. Мы составили что-то вроде бизнес-плана ― влезали в долги, но шили костюмы: если нет лица коллектива, его никто не «купит». И даже сейчас, когда мы выходим на сцену, я говорю детям: вы должны «продать себя на миллион». Поэтому если возникают обиды или проблемы, решать их мы стараемся вместе, как в семье: в ансамбле важна гармония в любом ее виде. И не надо опускать руки, даже если мы вдруг не получили награду ― это не значит, что не победим в будущем, - говорит Айман, готовая защищать своих детей, даже если они неправы ― в противном случае сама их пожурит.
В копилке ансамбля «Куаныш» значится немало достижений. В 1998 году коллектив побывал во Франции на фестивале молодых талантов, за ним последовал подобный фестиваль в Киргизии и Гран-при алматинских «Әнші балапан», «Бозторғай» и «Балауса». За этим шли фестивали в Турции, наши «Напевы Сарыарки», выступления в России, Беларуси, Башкортостане и областные конкурсы. Победы в Актобе и Костанае, Астане и Алматы ― ансамблю подвластно все. В 2013 году Айман Тойболдину пригласили в жюри конкурса-фестиваля «Хайот ан аналаре» в Самарканд, где ее воспитанники показали свое мастерство как гости. В том же году «Куаныш» удостоился чести побывать на дне рождения Президента и участвовать в международном фестивале «Шаттық».
В событиях города и области «Куаныш» принимает участие «постоянно и бесконечно», говорит Айман, которая выступает при этом не только хореографом-постановщиком, но и режиссером. За плечами Тойболдиной множество наград, благодарственных писем и грамот, она занесена в первую «Золотую книгу почета города Караганды», а в 2013 году получила премию акима области в номинации «Лучший хореограф года». В августе 2006 года Айман стала руководителем ансамбля «Куаныш», и вот уже 10 лет возглавляет коллектив.
В 2014 году «Куаныш» отметил 20-летний юбилей сольным концертом. Такие выступления ― дело ежегодное, однако нередко происходят и дважды в год. Были бы силы, улыбается Тойболдина, выступали бы каждый день. Помимо казахских народных, ансамбль специализируется и на других танцах, дополняет Айман, однако очень тяжело удержать в коллективе парней: мальчики потом зачастую уходят в спорт.
- Больше всего в своей работе люблю смотреть, как мои дети выступают на большой сцене, достигают новых высот, - признается руководитель ансамбля. - И ребят люблю, и творческий процесс. Вдохновение дает второе дыхание, и даже если всю ночь придумываешь движения, энергия на работу есть. Я, кстати, в декрете не сидела ― провела занятие, вечером пошла рожать, - смеется Айман.
На вопрос о том, как рождается танец, Тойболдина с улыбкой отвечает: «Есть слово «надо», творческий пинок». Но казахские движения не просты, каждое несет свое значение, хотя порой танцы ставятся за пять минут. Так было с постановкой, в которой участвовали девушки с длинными косами и национальными украшениями на них. Грациозно двигаясь по сцене, юные леди рассказали свою историю ― историю чувственности женской натуры. И это тоже вдохновляет.
Оставаясь на волне вдохновения, ансамбль «Куаныш» уже осенью или зимой подготовит для карагандинцев сольный концерт. А пока коллектив ищет новые таланты и рассматривает возможность творческой поездки в Ростов-на-Дону.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Три важных качества 23.01.2021

    По инициативе Агентства РК по противодействию коррупции проведен очередной онлайн-урок добропорядочности на тему «Заповедь Шакарима - зеркало честности». В ходе лекции молодежь ознакомилась с философскими взглядами поэта о человеческих ценностях.

  • Как все начиналось 23.01.2021

    ГАЗЕТА И СОЗДАНИЕ КАРАГАНДИНСКОГО УГОЛЬНОГО БАССЕЙНА. КАК СООБЩИЛА ГАЗЕТА «ПРАВДА» в августе 1931 года, 15 августа 1931 года ЦК ВКП(б) принял постановление «Об увеличении угольных и коксовых ресурсов», в котором, в частности, говорилось: «...географическое положение Карагандинского угольного бассейна, наличие огромных запасов углей, их коксуемость, благоприятный характер залегания углей требуют скорейшего создания на базе угольных месторождений Караганды третьей мощной угольной базы СССР».

  • Воспетые акынами 23.01.2021

    Когда мы говорим о Тристане и Изольде, Лейле и Меджнуне, Ромео и Джульетте, перед взором сразу встает образ двух влюбленных, которым волею судьбы не суждено было быть вместе.

  • Вертикальное искусство 23.01.2021

    Сразу восемь муралов появятся в Жезказгане. Для росписи домов из бюджета выделено порядка 13 млн тенге.

  • Семейное чтение 21.01.2021

    Ученики жезказганской СОШ № 1 приняли активное участие в областной акции «Бір отбасы - бір кітап», приуроченной к 175-летию Абая Кунанбаева. Уважение к книге и приобщение к чтению - ее основной посыл. А вместе с родителями это делать веселее и интереснее, к тому же сближает семью и помогает раскрыть творческий потенциал ребенка. В рамках онлайн-акции ученики представили интеллектуальные игры и сочинения, конкурс рисунков и выразительного чтения и даже театральные постановки по любимым произведениям.

  • Критическим взглядом 21.01.2021

    Театры области получили высокую оценку за работу в период пандемии. В декабре прошлого года Международное объединение «International Union of Theatre Critics» разослало коллективам страны анкету. В нее были включены вопросы творческого процесса, политики в создании репертуара, прихода и приема зрителей на спектакль и многое другое.

  • Из зала в зал переходя 19.01.2021

    Как студенты по количеству узлов на веревке определяли название города, в котором получал профессию Лидер нации.

  • Чудеса преображения 16.01.2021

    То, что художники по гриму творят просто невообразимые вещи с актерами, - факт давно известный. Достаточно вспомнить известных голливудских и российских артистов. В Казахстане внешний вид героев спектаклей и фильмов может и не меняется кардинально, но все же специалисты смело шагают вперед, с успехом составляя сложнохарактерные образы. Валентина Яковенко - одна из тех, кого можно считать основателем отечественного гримерно-постижерного направления.

#birgemiz