14 мая 2016 года 1732

К терапевту - через интернет

Автор: Татьяна УЛИЧЕВА

Возмущение среди населения вызвало ужесточение с апреля этого года рецептурного отпуска лекарств в аптеках нашей области. Люди, привыкшие к свободной продаже препаратов, стали жаловаться на ограничения на приобретение внушительного перечня лекарственных средств. 

Больше всего их беспокоит необходимость обращаться за рецептом в поликлинику к своему участковому врачу, для чего нужно предварительно записаться, а потом выстоять живую очередь на прием.
В связи с поступлением таких обращений в общественную приемную КОФП "Нұр Отан" руководство филиала решило разобраться в проблеме, организовав совещание и проведя рейд по поликлиникам города.
За круглым столом собрались представители партийных комиссий, специалисты управления здравоохранения во главе с первым заместителем председателя областного филиала партии Кадишой Оспановой.
Лечить должен врач
Разговор начался с обсуждения обоснованности усиления контроля за продажей препаратов из рецептурного перечня, который, кстати, введен только в нашей области. По словам медиков, поводом тому послужили многочисленные случаи, когда сильнодействующие препараты люди назначали себе сами, без участия врачей. Мамы повально лечат своих детей по симптомам, описанным в интернете, покупая для этого сильные антибиотики даже в случаях, когда в их применении нет необходимости. От этого в детском организме не только снижается иммунитет, но и вырабатывается устойчивость к другим, менее сильным лекарственным средствам. А еще нередкими бывают ситуации, когда лечение назначает фармацевт.
Новый приказ, который побудил приостановить бесконтрольное самолечение со стороны населения, издало Минздравсоцразвития в 2015 году. Но несмотря на это, как утверждают специалисты УЗКО, подобные меры существовали всегда. Только врачи во время осмотра пациентов зачастую выписывали препараты не на бланках установленного образца, а на простых листках бумаги без печатей и штампов.
Сидящие за круглым столом согласились, что проблема самолечения, тем более в отношении детей, заслуживает особого внимания. Но есть еще и взрослый контингент, в частности, люди старшего поколения, которые нередко вынуждены пожизненно принимать одни и те же гормональные препараты в случае нарушения функций щитовидной железы или снижающие артериальное давление при гипертонии. Что же, им каждый раз теперь ходить в поликлинику за рецептом, томиться в очередях? А если человек неожиданно заболеет в выходной день, когда не работает поликлиника, а врачи службы скорой помощи, насколько известно, не уполномочены выписывать рецепт?
Руководитель отдела развития и координации амбулаторно-поликлинической помощи УЗКО Дана Байкенова признала, что подобных вопросов возникает большое количество, и управление работает над их решением. Чтобы упростить работу медиков и поход пациента в поликлинику, с недавних пор на объектах ПМСП внедрена новая комплексная медицинская информационная система (КМИС). Она позволяет отслеживать и держать на контроле все, что касается пациентов: запись на прием к врачу, выписку из стационара, наличие обследований, в том числе флюорографию, лекарственное обеспечение и многое другое. Программа предусматривает и электронную выписку рецепта, для чего в информационную базу внесены все зарегистрированные в РК лекарственные препараты, подлежащие рецептурному отпуску в аптеках. И все они выписываются под международным непатентованным названием на латинском языке, как того требует приказ министерства.
Чтобы увидеть, как работает программа в действительности, насколько она помогает медикам контролировать поток пациентов, вести учет и документирование в единой базе данных, участники совещания разделились на две группы и направились в рейд по поликлиникам №№1 и 3 г. Караганды.
По маршруту пациента
В поликлинике №1, которую мы посетили, специально не готовились к встрече. Там своим чередом шел обычный будний день. Встретив нас в холле, заместитель директора Айжан Рысбекова предложила побывать в роли пациентов и попробовать оформить вызов через терминал кассы 24 - такие на сегодня установлены в разных медучреждениях и магазинах. Это один из вариантов для быстрой записи к врачу, когда для этого не нужно стоять в очереди или набирать телефонный номер поликлиники. Можно записаться через сайт медучреждения, а еще таким же способом оформить вызов на дом или заказать рецепт на то или иное лекарственное средство.
Несколько регистраторов выполняли свою текущую работу, принимая телефонные звонки и отвечая на вопросы пациентов. Нам показали, как объединяются вызовы, поступающие в ресурс программы из разных источников. Ни одна из заявок не может быть утеряна или остаться незамеченной.
Требования в каждой поликлинике одинаковые - независимо от того, к какому специалисту человеку нужно попасть, первым делом он посещает врача общей практики (участкового). Только этот доктор решает, есть ли необходимость в консультации хирурга, невропатолога или любого другого узкопрофильного врача. Как нам объяснили, повторно записываться к специалистам нет необходимости. Умная программа позволяет семейному врачу или его помощнице - медсестре выписать направление и оформить запись, не выходя из кабинета. Далее пациент просто приходит в назначенные день и время. Если достаточно осмотра врача общей практики или терапевта, то они на месте сделают назначение и выпишут рецепт.
Как отметила А. Рысбекова, особая категория пациентов, состоящих на диспансерном учете в связи с хроническими заболеваниями, не нуждается в постоянном посещении участкового врача. Для них с прошлого года во всех поликлиниках оборудованы диспансерные кабинеты и даже предусмотрены отдельные секции в регистратуре. Зачастую в этой категории состоят пожилые люди и инвалиды, которым трудно стоять в очередях. Теперь у них упрощенный маршрут по кабинетам поликлиники, который медики составляют так, чтобы пациент приходил на очередное диагностическое или лабораторное обследование в установленное время и желательно проходил все процедуры сразу, в течение одного дня. Лишь с полным перечнем результатов обследований диспансерные больные направляются к врачу для подтверждения или корректировки терапевтического лечения.
У кабинета молодого врача общей практики Гузалии Галиуллиной пациентов было немного. По действующим нормативам, прием одного больного доктором рассчитан на 15 минут, но, как признают сами медики, эти нормы устарели и не отвечают нынешним реалиям. Зачастую удается гораздо быстрее отпускать пациентов. Нам продемонстрировали работу доктора в личном кабинете врача КМИС, наглядно показали, как осуществляется оформление рецепта на лекарственные препараты. Что касается больных, выписываемых из стационара, то им рецепт выпишут прямо в больнице.
Программа постоянно совершенствуется, и помимо существующих модулей и возможностей в нее уже включена флюоротека, где представлена вся база данных пациентов, по которой медики отслеживают наличие флюорографического обследования. Рентгеноснимки проходят двойную читку - после врачей ПМСП их просматривают и специалисты областного противотуберкулезного диспансера. По тому же принципу поликлиники будут работать с областным онкодиспансером, интегрируя тем самым свои службы и держа на контроле всех пациентов с онконастороженностью.
Еще мы узнали, что в этой программе будут созданы электронные амбулаторные карты взамен рукописных талмудов, которые перемещаются по врачебным кабинетам и имеют свойство теряться в самый неподходящий момент. К тому же пациент может открыть свой личный дневник, куда любой специалист может направить копию того или иного медицинского обследования. Благодаря доступу в интернет врач может работать в программе даже в нерабочее время, находясь дома. На экране он видит, сколько пациентов оформили вызов на дом и сколько записались на прием. Это помогает доктору правильно спланировать свой рабочий день и как можно скорее посетить больного.
В завершение рейда участники совещания побывали в социальных аптеках и ситуационном центре УЗКО, где вся информация КМИС обрабатывается, анализируется и мониторируется на местном уровне. В настоящее время программа готовится к интеграции с республиканскими медицинскими порталами.
Пройдя маршрут пациента, участники совещания сделали для себя немало открытий. КМИС действительно помогает в учете, контроле и анализе информации, касающейся пациентов. Что касается рецептурного отпуска лекарственных средств, то, на первый взгляд, все кажется правильным - лечить пациента должен врач, а не интернет или фармацевт. Но однозначно ответить на этот вопрос нельзя, даже проведя сотни рейдов по медучреждениям. Ведь любое заболевание имеет свойство заставать нас врасплох, и не в каждом случае возможно своевременно посетить врача в поликлинике.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Оnline- знания 18.07.2019

    Врачи получат доступ к ресурсам по клинической медицине. Окно в мировое информационное поле нашим докторам открыла Британская медицинская ассоциация The British Medical Journal (BMJ), являющаяся одним из ведущих поставщиков передовых знаний. 11 июля представители журнала подписали меморандум о сотрудничестве с Министерством здравоохранения РК.

  • Узкая специализация 18.07.2019

    Новая поликлиника появится в Пришахтинске. Ее особенность - медучреждение предназначено только для детей и представительниц слабого пола. Сейчас в здании идет ремонт, однако прикрепиться к поликлинике уже можно.

  • Виртуально для здоровья 13.07.2019

    Чтобы получить назначение врача, необязательно записываться на прием и ждать своей очереди. Некоторым препараты будут выписывать прямо в мобильном приложении DamuMed. Тем, кто еще не освоил гаджеты или не может ими воспользоваться, предлагают «заказывать» необходимые медикаменты через регистратуры поликлиник.

  • По маршруту пациента 13.07.2019

    Благодаря высоким технологиям в медицине местные врачи шагнули далеко вперед в отличие от коллег по СНГ. А Карагандинская область в свою очередь является лидером в республике. Одними из первых для получения навыков управления качеством, а также ознакомления 
    с цифровизацией регион посетили белорусские врачи.

  • Сельчанам - поликлинику 11.07.2019

    В селе Ахметауыл Нуринского района открылась семейно-врачебная амбулатория. На ее строительство, которое шло с осени прошлого года, было выделено более 100 млн тенге.

  • Затраты на качество 06.07.2019

    Внедрение обязательного социального медицинского страхования - не прихоть. Отчисления нужны для системы здравоохранения, которая сейчас работает в убыток. Только за 2017 год финансовый дефицит в этой сфере составил 363 миллиарда тенге. Бюджетные деньги не покрывают и половины расходов. Такие доводы привела руководитель республиканского штаба ОСМС Зауреш Байкенова.

  • Сам себе доктор 04.07.2019

    Более 50% препаратов продавали без назначения врача. Второй месяц казахстанцы активно обсуждают строгий рецептурный отпуск лекарств в аптеках. «Новые» правила реализации медикаментов вызвали резонанс и привели к очередям в поликлиниках. Областной департамент контроля качества и безопасности товаров и услуг призывает граждан не поддаваться панике. Ведомство уверяет - ужесточение надзора в фармацевтической сфере необходимо.

  • На треть больше 04.07.2019

    Более 18 тысяч работников сферы здравоохранения получат в июле повышенную заработную плату. У врачей, медсестер и санитарок - 30-процентная надбавка. Рост коснулся не оклада, а фактической суммы дохода.