14 мая 2016 года 2044

К терапевту - через интернет

Автор: Татьяна УЛИЧЕВА

Возмущение среди населения вызвало ужесточение с апреля этого года рецептурного отпуска лекарств в аптеках нашей области. Люди, привыкшие к свободной продаже препаратов, стали жаловаться на ограничения на приобретение внушительного перечня лекарственных средств. 

Больше всего их беспокоит необходимость обращаться за рецептом в поликлинику к своему участковому врачу, для чего нужно предварительно записаться, а потом выстоять живую очередь на прием.
В связи с поступлением таких обращений в общественную приемную КОФП "Нұр Отан" руководство филиала решило разобраться в проблеме, организовав совещание и проведя рейд по поликлиникам города.
За круглым столом собрались представители партийных комиссий, специалисты управления здравоохранения во главе с первым заместителем председателя областного филиала партии Кадишой Оспановой.
Лечить должен врач
Разговор начался с обсуждения обоснованности усиления контроля за продажей препаратов из рецептурного перечня, который, кстати, введен только в нашей области. По словам медиков, поводом тому послужили многочисленные случаи, когда сильнодействующие препараты люди назначали себе сами, без участия врачей. Мамы повально лечат своих детей по симптомам, описанным в интернете, покупая для этого сильные антибиотики даже в случаях, когда в их применении нет необходимости. От этого в детском организме не только снижается иммунитет, но и вырабатывается устойчивость к другим, менее сильным лекарственным средствам. А еще нередкими бывают ситуации, когда лечение назначает фармацевт.
Новый приказ, который побудил приостановить бесконтрольное самолечение со стороны населения, издало Минздравсоцразвития в 2015 году. Но несмотря на это, как утверждают специалисты УЗКО, подобные меры существовали всегда. Только врачи во время осмотра пациентов зачастую выписывали препараты не на бланках установленного образца, а на простых листках бумаги без печатей и штампов.
Сидящие за круглым столом согласились, что проблема самолечения, тем более в отношении детей, заслуживает особого внимания. Но есть еще и взрослый контингент, в частности, люди старшего поколения, которые нередко вынуждены пожизненно принимать одни и те же гормональные препараты в случае нарушения функций щитовидной железы или снижающие артериальное давление при гипертонии. Что же, им каждый раз теперь ходить в поликлинику за рецептом, томиться в очередях? А если человек неожиданно заболеет в выходной день, когда не работает поликлиника, а врачи службы скорой помощи, насколько известно, не уполномочены выписывать рецепт?
Руководитель отдела развития и координации амбулаторно-поликлинической помощи УЗКО Дана Байкенова признала, что подобных вопросов возникает большое количество, и управление работает над их решением. Чтобы упростить работу медиков и поход пациента в поликлинику, с недавних пор на объектах ПМСП внедрена новая комплексная медицинская информационная система (КМИС). Она позволяет отслеживать и держать на контроле все, что касается пациентов: запись на прием к врачу, выписку из стационара, наличие обследований, в том числе флюорографию, лекарственное обеспечение и многое другое. Программа предусматривает и электронную выписку рецепта, для чего в информационную базу внесены все зарегистрированные в РК лекарственные препараты, подлежащие рецептурному отпуску в аптеках. И все они выписываются под международным непатентованным названием на латинском языке, как того требует приказ министерства.
Чтобы увидеть, как работает программа в действительности, насколько она помогает медикам контролировать поток пациентов, вести учет и документирование в единой базе данных, участники совещания разделились на две группы и направились в рейд по поликлиникам №№1 и 3 г. Караганды.
По маршруту пациента
В поликлинике №1, которую мы посетили, специально не готовились к встрече. Там своим чередом шел обычный будний день. Встретив нас в холле, заместитель директора Айжан Рысбекова предложила побывать в роли пациентов и попробовать оформить вызов через терминал кассы 24 - такие на сегодня установлены в разных медучреждениях и магазинах. Это один из вариантов для быстрой записи к врачу, когда для этого не нужно стоять в очереди или набирать телефонный номер поликлиники. Можно записаться через сайт медучреждения, а еще таким же способом оформить вызов на дом или заказать рецепт на то или иное лекарственное средство.
Несколько регистраторов выполняли свою текущую работу, принимая телефонные звонки и отвечая на вопросы пациентов. Нам показали, как объединяются вызовы, поступающие в ресурс программы из разных источников. Ни одна из заявок не может быть утеряна или остаться незамеченной.
Требования в каждой поликлинике одинаковые - независимо от того, к какому специалисту человеку нужно попасть, первым делом он посещает врача общей практики (участкового). Только этот доктор решает, есть ли необходимость в консультации хирурга, невропатолога или любого другого узкопрофильного врача. Как нам объяснили, повторно записываться к специалистам нет необходимости. Умная программа позволяет семейному врачу или его помощнице - медсестре выписать направление и оформить запись, не выходя из кабинета. Далее пациент просто приходит в назначенные день и время. Если достаточно осмотра врача общей практики или терапевта, то они на месте сделают назначение и выпишут рецепт.
Как отметила А. Рысбекова, особая категория пациентов, состоящих на диспансерном учете в связи с хроническими заболеваниями, не нуждается в постоянном посещении участкового врача. Для них с прошлого года во всех поликлиниках оборудованы диспансерные кабинеты и даже предусмотрены отдельные секции в регистратуре. Зачастую в этой категории состоят пожилые люди и инвалиды, которым трудно стоять в очередях. Теперь у них упрощенный маршрут по кабинетам поликлиники, который медики составляют так, чтобы пациент приходил на очередное диагностическое или лабораторное обследование в установленное время и желательно проходил все процедуры сразу, в течение одного дня. Лишь с полным перечнем результатов обследований диспансерные больные направляются к врачу для подтверждения или корректировки терапевтического лечения.
У кабинета молодого врача общей практики Гузалии Галиуллиной пациентов было немного. По действующим нормативам, прием одного больного доктором рассчитан на 15 минут, но, как признают сами медики, эти нормы устарели и не отвечают нынешним реалиям. Зачастую удается гораздо быстрее отпускать пациентов. Нам продемонстрировали работу доктора в личном кабинете врача КМИС, наглядно показали, как осуществляется оформление рецепта на лекарственные препараты. Что касается больных, выписываемых из стационара, то им рецепт выпишут прямо в больнице.
Программа постоянно совершенствуется, и помимо существующих модулей и возможностей в нее уже включена флюоротека, где представлена вся база данных пациентов, по которой медики отслеживают наличие флюорографического обследования. Рентгеноснимки проходят двойную читку - после врачей ПМСП их просматривают и специалисты областного противотуберкулезного диспансера. По тому же принципу поликлиники будут работать с областным онкодиспансером, интегрируя тем самым свои службы и держа на контроле всех пациентов с онконастороженностью.
Еще мы узнали, что в этой программе будут созданы электронные амбулаторные карты взамен рукописных талмудов, которые перемещаются по врачебным кабинетам и имеют свойство теряться в самый неподходящий момент. К тому же пациент может открыть свой личный дневник, куда любой специалист может направить копию того или иного медицинского обследования. Благодаря доступу в интернет врач может работать в программе даже в нерабочее время, находясь дома. На экране он видит, сколько пациентов оформили вызов на дом и сколько записались на прием. Это помогает доктору правильно спланировать свой рабочий день и как можно скорее посетить больного.
В завершение рейда участники совещания побывали в социальных аптеках и ситуационном центре УЗКО, где вся информация КМИС обрабатывается, анализируется и мониторируется на местном уровне. В настоящее время программа готовится к интеграции с республиканскими медицинскими порталами.
Пройдя маршрут пациента, участники совещания сделали для себя немало открытий. КМИС действительно помогает в учете, контроле и анализе информации, касающейся пациентов. Что касается рецептурного отпуска лекарственных средств, то, на первый взгляд, все кажется правильным - лечить пациента должен врач, а не интернет или фармацевт. Но однозначно ответить на этот вопрос нельзя, даже проведя сотни рейдов по медучреждениям. Ведь любое заболевание имеет свойство заставать нас врасплох, и не в каждом случае возможно своевременно посетить врача в поликлинике.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • В пользу врачей 27.05.2020

    В своем выступлении Глава государства Касым-Жомарт Токаев на заседании Национального совета общественного доверия, прямо указывает на те проблемы, которые нам предстоит устранить в сфере здравоохранения. Это и строительство новых больниц, и повышение заработной платы медперсоналу, и создание комфортных условий специалистам на местах. Также необходимо сократить межрегиональный разрыв в уровне доступности помощи и выравнять дисбаланс в обеспечении кадрами в городах и селах.

  • Вместе мы справимся 27.05.2020

    Выступая на третьей сессии Национального совета общественного доверия, Глава государства Касым-Жомарт Токаев акцентировал внимание на том, что пандемия коронавируса значительно изменила ценности современного мира. И в это время, на мой взгляд, на первое место должны выдвинуться такие общечеловеческие ценности, как взаимопонимание и взаимовыручка, мудрость и солидарность, которые присущи казахстанцам, дружно проживающим под одним шаныраком.

  • Медик - значит элита 27.05.2020

    Во время выступления на третьем заседании Национального совета общественного доверия Президент страны Касым-Жомарт Токаев озвучил долгожданные новости для всего медицинского сообщества Казахстана. Одной из них стало его поручение о повышении заработной платы для медработников.  Отрадно, что Глава государства ценит наш труд и считает, что доход врачей должен быть выше в 2,5 раза средней заработной платы. Ее увеличение планировалось до 2025 года, но Президент сдвинул сроки до 2023 года.

  • В споре побеждает вирус 26.05.2020

    Санврачи вышли в рейды по объектам города. Не все предприниматели Караганды соблюдают предписания главного государственного санитарного врача области, нарушая карантинный режим. Это выяснили санэпидемиологи во время рейда, проведенного специальной мобильной группой. Проверяющие обнаружили, что бизнесмены по-своему трактуют положения о послаблении режима и тем самым создают благоприятную ситуацию для распространения коронавирусной инфекции.

  • Дисциплины нет 23.05.2020

    Послабление карантина привело к увеличению случаев заражения КВИ. Караганда не будет закрывать свои границы, несмотря на резко увеличившийся рост новых случаев заражения коронавирусной инфекцией. Об этом заявил руководитель управления контроля качества и безопасности товаров и услуг Канат Аскаров. Однако на всех предприятиях региона санитарные меры будут ужесточены.

  • Иммунный ответ 23.05.2020

    Карагандинцы могут сдать бесплатный экспресс-тест на коронавирус. Сделать это можно только в одном кабинете сети лабораторий «Олимп» в областном центре по проспекту Назарбаева, 21.

  • Никто не застрахован 21.05.2020

    - Сейчас я очень жалею о том, что не соблюдал карантинные меры, - признается Даурен (имя изменено). - Я не верил в серьезность коронавирусной инфекции, относился скептически, на работе ходил без маски и перчаток, не пользовался антисептиком. Зато сейчас знаю, что если бы старался беречься, то не заболел и не подвергал бы опасности своих близких.

  • Будет действовать! 21.05.2020

    Хирурги провели операцию по восстановлению частично ампутированной кисти руки. 27-летнему жителю Абая пришлось соединить разрезанную кость, сухожилия, мышцы, мягкие ткани и сосуды. Сейчас он уже идет на поправку и ждет, когда можно приступить к реабилитации.

Наша Караганда