14 мая 2016 года 1579

К терапевту - через интернет

Автор: Татьяна УЛИЧЕВА

Возмущение среди населения вызвало ужесточение с апреля этого года рецептурного отпуска лекарств в аптеках нашей области. Люди, привыкшие к свободной продаже препаратов, стали жаловаться на ограничения на приобретение внушительного перечня лекарственных средств. 

Больше всего их беспокоит необходимость обращаться за рецептом в поликлинику к своему участковому врачу, для чего нужно предварительно записаться, а потом выстоять живую очередь на прием.
В связи с поступлением таких обращений в общественную приемную КОФП "Нұр Отан" руководство филиала решило разобраться в проблеме, организовав совещание и проведя рейд по поликлиникам города.
За круглым столом собрались представители партийных комиссий, специалисты управления здравоохранения во главе с первым заместителем председателя областного филиала партии Кадишой Оспановой.
Лечить должен врач
Разговор начался с обсуждения обоснованности усиления контроля за продажей препаратов из рецептурного перечня, который, кстати, введен только в нашей области. По словам медиков, поводом тому послужили многочисленные случаи, когда сильнодействующие препараты люди назначали себе сами, без участия врачей. Мамы повально лечат своих детей по симптомам, описанным в интернете, покупая для этого сильные антибиотики даже в случаях, когда в их применении нет необходимости. От этого в детском организме не только снижается иммунитет, но и вырабатывается устойчивость к другим, менее сильным лекарственным средствам. А еще нередкими бывают ситуации, когда лечение назначает фармацевт.
Новый приказ, который побудил приостановить бесконтрольное самолечение со стороны населения, издало Минздравсоцразвития в 2015 году. Но несмотря на это, как утверждают специалисты УЗКО, подобные меры существовали всегда. Только врачи во время осмотра пациентов зачастую выписывали препараты не на бланках установленного образца, а на простых листках бумаги без печатей и штампов.
Сидящие за круглым столом согласились, что проблема самолечения, тем более в отношении детей, заслуживает особого внимания. Но есть еще и взрослый контингент, в частности, люди старшего поколения, которые нередко вынуждены пожизненно принимать одни и те же гормональные препараты в случае нарушения функций щитовидной железы или снижающие артериальное давление при гипертонии. Что же, им каждый раз теперь ходить в поликлинику за рецептом, томиться в очередях? А если человек неожиданно заболеет в выходной день, когда не работает поликлиника, а врачи службы скорой помощи, насколько известно, не уполномочены выписывать рецепт?
Руководитель отдела развития и координации амбулаторно-поликлинической помощи УЗКО Дана Байкенова признала, что подобных вопросов возникает большое количество, и управление работает над их решением. Чтобы упростить работу медиков и поход пациента в поликлинику, с недавних пор на объектах ПМСП внедрена новая комплексная медицинская информационная система (КМИС). Она позволяет отслеживать и держать на контроле все, что касается пациентов: запись на прием к врачу, выписку из стационара, наличие обследований, в том числе флюорографию, лекарственное обеспечение и многое другое. Программа предусматривает и электронную выписку рецепта, для чего в информационную базу внесены все зарегистрированные в РК лекарственные препараты, подлежащие рецептурному отпуску в аптеках. И все они выписываются под международным непатентованным названием на латинском языке, как того требует приказ министерства.
Чтобы увидеть, как работает программа в действительности, насколько она помогает медикам контролировать поток пациентов, вести учет и документирование в единой базе данных, участники совещания разделились на две группы и направились в рейд по поликлиникам №№1 и 3 г. Караганды.
По маршруту пациента
В поликлинике №1, которую мы посетили, специально не готовились к встрече. Там своим чередом шел обычный будний день. Встретив нас в холле, заместитель директора Айжан Рысбекова предложила побывать в роли пациентов и попробовать оформить вызов через терминал кассы 24 - такие на сегодня установлены в разных медучреждениях и магазинах. Это один из вариантов для быстрой записи к врачу, когда для этого не нужно стоять в очереди или набирать телефонный номер поликлиники. Можно записаться через сайт медучреждения, а еще таким же способом оформить вызов на дом или заказать рецепт на то или иное лекарственное средство.
Несколько регистраторов выполняли свою текущую работу, принимая телефонные звонки и отвечая на вопросы пациентов. Нам показали, как объединяются вызовы, поступающие в ресурс программы из разных источников. Ни одна из заявок не может быть утеряна или остаться незамеченной.
Требования в каждой поликлинике одинаковые - независимо от того, к какому специалисту человеку нужно попасть, первым делом он посещает врача общей практики (участкового). Только этот доктор решает, есть ли необходимость в консультации хирурга, невропатолога или любого другого узкопрофильного врача. Как нам объяснили, повторно записываться к специалистам нет необходимости. Умная программа позволяет семейному врачу или его помощнице - медсестре выписать направление и оформить запись, не выходя из кабинета. Далее пациент просто приходит в назначенные день и время. Если достаточно осмотра врача общей практики или терапевта, то они на месте сделают назначение и выпишут рецепт.
Как отметила А. Рысбекова, особая категория пациентов, состоящих на диспансерном учете в связи с хроническими заболеваниями, не нуждается в постоянном посещении участкового врача. Для них с прошлого года во всех поликлиниках оборудованы диспансерные кабинеты и даже предусмотрены отдельные секции в регистратуре. Зачастую в этой категории состоят пожилые люди и инвалиды, которым трудно стоять в очередях. Теперь у них упрощенный маршрут по кабинетам поликлиники, который медики составляют так, чтобы пациент приходил на очередное диагностическое или лабораторное обследование в установленное время и желательно проходил все процедуры сразу, в течение одного дня. Лишь с полным перечнем результатов обследований диспансерные больные направляются к врачу для подтверждения или корректировки терапевтического лечения.
У кабинета молодого врача общей практики Гузалии Галиуллиной пациентов было немного. По действующим нормативам, прием одного больного доктором рассчитан на 15 минут, но, как признают сами медики, эти нормы устарели и не отвечают нынешним реалиям. Зачастую удается гораздо быстрее отпускать пациентов. Нам продемонстрировали работу доктора в личном кабинете врача КМИС, наглядно показали, как осуществляется оформление рецепта на лекарственные препараты. Что касается больных, выписываемых из стационара, то им рецепт выпишут прямо в больнице.
Программа постоянно совершенствуется, и помимо существующих модулей и возможностей в нее уже включена флюоротека, где представлена вся база данных пациентов, по которой медики отслеживают наличие флюорографического обследования. Рентгеноснимки проходят двойную читку - после врачей ПМСП их просматривают и специалисты областного противотуберкулезного диспансера. По тому же принципу поликлиники будут работать с областным онкодиспансером, интегрируя тем самым свои службы и держа на контроле всех пациентов с онконастороженностью.
Еще мы узнали, что в этой программе будут созданы электронные амбулаторные карты взамен рукописных талмудов, которые перемещаются по врачебным кабинетам и имеют свойство теряться в самый неподходящий момент. К тому же пациент может открыть свой личный дневник, куда любой специалист может направить копию того или иного медицинского обследования. Благодаря доступу в интернет врач может работать в программе даже в нерабочее время, находясь дома. На экране он видит, сколько пациентов оформили вызов на дом и сколько записались на прием. Это помогает доктору правильно спланировать свой рабочий день и как можно скорее посетить больного.
В завершение рейда участники совещания побывали в социальных аптеках и ситуационном центре УЗКО, где вся информация КМИС обрабатывается, анализируется и мониторируется на местном уровне. В настоящее время программа готовится к интеграции с республиканскими медицинскими порталами.
Пройдя маршрут пациента, участники совещания сделали для себя немало открытий. КМИС действительно помогает в учете, контроле и анализе информации, касающейся пациентов. Что касается рецептурного отпуска лекарственных средств, то, на первый взгляд, все кажется правильным - лечить пациента должен врач, а не интернет или фармацевт. Но однозначно ответить на этот вопрос нельзя, даже проведя сотни рейдов по медучреждениям. Ведь любое заболевание имеет свойство заставать нас врасплох, и не в каждом случае возможно своевременно посетить врача в поликлинике.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Говорите, мы вас видим! 19.03.2019

    Рядом с окном регистратуры в управлении здравоохранении Карагандинской области установили первый ящик доверия и быстрого решения вопросов пациентов. Около полутора месяцев уйдет на то, чтобы установить такие же во всех медицинских организациях региона. А пока работу нового оборудования продемонстрировали журналистам. 

  • Дисциплина от Гиппократа 16.03.2019

    В клинике Карагандинского медицинского университета студенты-старшекурсники первыми в республике осваивают практические навыки дисциплины «Пациент-центрированный уход», претворяя в жизнь один из пунктов Послания Главы государства «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» об улучшении оказания медуслуг.

  • Против боли 05.03.2019

    Впервые в Казахстане на базе областного Центра травматологии и ортопедии им. профессора Макажанова была внедрена радиочастотная абляция. Приехавший из российской клиники для обучения наших врачей анестезиолог-реаниматолог Иван Портягин провел мастер-класс по использованию этого метода при лечении хронической боли суставов.

  • «Больничный» на мобильном 26.02.2019

    Мобильным приложением «ДамуМед» в настоящее время пользуются более 363 тысяч жителей области. Модули его постоянно совершенствуются, и их становится больше. Сегодня, например, с телефона можно записаться на прием, вызвать врача на дом, просмотреть выписанные рецепты и результаты исследований, найти в аптеках города лекарственный препарат подешевле. А вскоре в приложении закрепят листки нетрудоспособности, и работодатель, считывая на «больничном» QR-код, сможет проверить его достоверность.

  • «Скорая» нескорая 16.02.2019

    В рейтинге регионов РК по модернизации службы «103» по итогам 2018 года на первом месте Павлодарская область с показателем 97 процентов. Второе место занимает Кызылординская область, третье - г. Астана.

  • Я есть. И я буду 07.02.2019

    В Карагандинской области с 4 по 9 февраля пройдет неделя по профилактике онкологических заболеваний в рамках Всемирного дня борьбы против рака. В связи с этим в организациях первичной медико-санитарной помощи и областном онкологическом диспансере 9 февраля будет проведен день открытых дверей. Все желающие могут пройти обследование без предварительной записи.

  • Выбирать нужно жизнь 07.02.2019

    В настоящее время в областном онкологическом диспансере Карагандинской области состоят на учете 20182 человека. А шесть лет назад пациентов, взятых на контроль онкологами, было около 14 тысяч. Но, по мнению заместителя директора медицинского учреждения по лечебной работе Сергея Шерстова, проводившего пресс-конференцию, роста данного показателя бояться не следует. Он свидетельствует о хорошей выживаемости пациентов, активности профилактических осмотров, выявляемости онкологических патологий на первой  стадии.

     

  • И Магомет пойдет к горе 02.02.2019

    Недалеко то время, когда человеку с инвалидностью не нужно будет обращаться в различные социальные учреждения за получением государственных социальных услуг. Заявления и бумажная волокита канут в Лету, а государство возьмет инициативу в свои руки и начнет активно выявлять граждан, нуждающихся в заботе. В этом ему поможет использование новых цифровых технологий.