07 апреля 2016 года 4114

Божественная глина

Автор: Ольга МООС

Боскей Кыздарбеков создает небольшие скульптуры из карагандинской глины - жанровые сценки, люди и животные, всё с юмором, с хорошим настроением. Они такие живые, что хочется им улыбнуться, разглядеть внимательно, взять в руки. И тогда удивиться, что они холодные - почему, когда такие живые?

Скульптор уверен: и глина - живая. Она контактирует с человеком и отдаст ему свою энергию, если, конечно, примет его. Не примет - не оживет, останется холодной и бесчувственной. Тогда надо отойти в сторонку, постараться забыть об этой работе на пару дней или даже неделю. Чувство само позовет.
С чувства всё и начиналось. Когда ему было одиннадцать, отец привез Боскею подарок из Алма-Аты. Узнав, что сын близкого родственника увлекается рисованием, академик Абдеш Ергалиев передал мальчишке книгу про Микеланджело. И в ребенке проснулся художник. При этом любимый камень Боскея Кыздарбекова вовсе не микеланджеловский мрамор, а гранит. И он тоже живой, и с ним отношения «примет - не примет».
Его мелкую пластику легко представить монументальной, и Боскей Ауезханович, соглашаясь, как бы оправдывается: «Тяга у меня к объему». Настоящий скульптор всегда отчасти архитектор, он ощущает пространство и нехватку в нем какой-нибудь масштабной скульптуры или произведения небольшой формы. В нашем городе простор для фантазии не ограничен, потому что творений ваятелей очень мало. В то же время, насмотревшись художественно богатых Москвы и Санкт-Петербурга, Боскей не относится к Караганде свысока. Караганда, по его ощущениям, особенный, определенный город - солидный, мощный, суровый. Монолит. В Алматы больше тепла, суеты, красочности. Этот город знаком ему по учебе.
Еще школьником он выиграл областной комсомольский конкурс юных художников, управление культуры направило учиться в легендарное Алма-атинское училище на Абая, 56а. Но училище не дало того, что искал юноша, с детства умевший рисовать упруго, в одну линию. Как он сам говорит, образование получал в московском союзном и ленинградском академии художеств комбинатах, и каждое лето на собственные деньги приезжал в мастерские советских скульпторов масштаба Аникушина. По 1-1,5 месяца не вылезал оттуда, постепенно освоил все секреты, в том числе выколотки по камню.
- Я просто приходил в мастерскую, представлялся - вот, мол, учусь. Казахстанцев всегда встречали хорошо, - рассказывает Боскей Кыздарбеков. - Жил там же, первое время прибирал мастерскую, подавал-приносил. Потом, видя мое рвение, скульпторы начинали показывать, как делать.
И все-таки больших скульптур в его творческой биографии нет. На Кустанайском комбинате Союза художников Казахстана получал заказы на бюсты Ленина, памятники погибшим воинам, случилось и несколько работ по выколотке - горельефы и барельефы на фасадах зданий.
Раньше жалел об этом, теперь говорит - повезло, нашел мелкую пластику. Камень дорогой, достать трудно, а глина всегда под рукой, на карьере рядом с 20-й шахтой. Конечно, надо разбираться, какую глину брать, она бывает тощая или жирная. Потом идет обработка дедовским методом - высушить, раздробить, залить водой. Тогда всё лишнее осядет на дно, а верхним слоем останется чистая, как сметана, божественная глина.
Мелкую пластику он преподает детям. Дети особенные - глухонемые студенты технико-строительного колледжа Караганды. Часть самых одаренных и рьяных Боскей Ауезханович выделил в специальную группу, другим преподает только основы. Благодаря этой новой и интересной для него работе преподавателя у него появилась мастерская в колледже, а главное, здесь обещают построить печь для обжига. А то приходилось ваять в девятиметровой комнате в собственной квартире, печь соорудил сам по чертежам из интернета. Одну скульптурку сушил неделю.
В Караганду он приехал в 2000 году и сразу выиграл конкурс снежных скульптур для первой в стране Президентской елки в Мире фантазий. Шестиметровый Дед Мороз и Снегурочка рядом, закрученная винтом горка с взлетающим беркутом на вершине украсили каскад фонтанов. В этом году собирается на конкурс ледяных скульптур в Карелию. Но главное событие для него - грядущая летом персональная выставка в областном музее изобразительного искусства. К ней готовит новые работы, в том числе рожденные последним его увлечением казахской историей. А на заказ теперь работать отказывается, хотя раньше его глиняные шедевры расходились влёт. «Душа не лежит, не буду себя заставлять», - говорит он и поясняет: есть вещи разовые, они на копировку не идут. Станешь повторять - исчезнет заложенная в них положительная энергия. Тем более если формовать их в гипсе. Все живое делается через руки, а ширпотреб изначально мертвый, мой собеседник говорит: «страшный». Не некрасивый, а опасный для души. Смотреться, конечно, будет, но, на его строгий взгляд профессионала, лучше (читай: безопаснее) такое изделие штамповки разбить.
Его мама занималась прикладным искусством - шила одеяла, панно, подушки, ковры. Сначала вручную, потом на машинке. Боскей в семье из 9 детей старался ей помочь. Старший брат тоже хорошо рисовал, но, видимо, не случилось у него вовремя нужной книги. Дар рисования в одну упругую линию передался сыну, к слову, у Боскея Кыздарбекова четверо детей от второй жены. Но сын не хочет быть художником - не хочет быть бедным. Поэтому главная задача для Боскея Ауезхановича сейчас потихоньку заманить сына в колледж. Пусть получит основу, и если поймает отцовское отношение к глине, научится лепить настоящее.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Мужественные сыны Алаша 04.03.2021

    Публицистическая и научно-исследовательская деятельность ведется параллельно с активным участием в общественно-политической жизни. К 1905 г. А.Н. Букейханов сформировался как лидер казахского национального движения. 

  • Принцип победителя 02.03.2021

    Его имя было известно далеко за пределами нашей страны, под его чутким руководством было воспитано множество чемпионов в различных видах спорта, а шахтерская столица в союзном рейтинге по боксу неизменно занимала первые места.

  • Мужественные сыны Алаша 02.03.2021

    С 1890-го по 1894 год Алихан Букейханов - студент Санкт-Петербургского Императорского Лесного института, обучающийся по специальности «Лесной экономист». Будучи студентом, А. Букейханов проявлял активность в общественно-политической деятельности, являлся одним из влиятельных лидеров студенческого движения в своем институте, организатором «студенческих беспорядков».

  • Халық Қаһарманы 27.02.2021

    Эти строки посвящены Александру Федоровичу Христенко - кавалеру Золотой звезды и высокого звания «Халық Қаһарманы», почетному гражданину Бухаржырауского района.

  • Мужественные сыны Алаша 27.02.2021

    А.Н. Букейханов – один из самых влиятельных, самых блестящих представителей казахской интеллигенции первой трети ХХ века. Несмотря на значительное количество публикаций о нем, этот персонаж еще долгие годы будет интересовать исследователей, и, думаю, еще немало интересных и важных фактов о его жизни и деятельности будет найдено в засекреченных фондах архивов РК и РФ.

  • О просветителе Великой степи 20.02.2021

    Очередной «Час добропорядочности» Агентства по противодействию коррупции был посвящен жизни выдающегося казахского педагога, писателя, этнографа, ученого-фольклориста, учителя нации Ибрая Алтынсарина.

  • Алихан Букейхан: страницы жизни… 20.02.2021

    А. Букейхан был блестящим автором как больших серьезных трудов, так и многочисленных статей, которые он публиковал как в периодических изданиях, выходивших в Российской империи, - «Сибирские вопросы», «Степная газета», «Дала уалаятының газеті», «Омичъ», «Степной край», «Степной пионер», «Иртышъ», «Голос степи», «Сибирская жизнь» (Томск), «Сын Отечества», «Мусульманская газета» (СПб), «Наша жизнь» (СПб), «Речь» (СПб), «Туркестанские ведомости», «Ақ жол», «Жас алаш», журнал «Айқап», так и издававшихся в казахской степи - «Қазақ», «Қосшы», «Сарыарқа», «Бостандық туы», «Еңбекші қазақ», «Тургайская газета»; газеты и журналы  «Қызыл Қазақстан», «Темірқазық».

  • Алихан Букейхан: страницы жизни… 18.02.2021

     Казахская земля знает имена десятков ярчайших представителей своего народа, которые внесли неоценимый вклад в духовную сокровищницу страны.

#birgemiz