07 апреля 2016 года 2717

Мы исповедуем мир

Автор: Самал АХМЕТОВА

В казахстанских школах примерно месяц назад запретили носить хиджабы. Так как наше государство является светским, то и общеобразовательные учреждения должны этому соответствовать, решили в Министерстве образования.

Мнения казахстанцев разделились: кто-то выступил за светскую школьную форму, а кто-то вспомнил о свободе вероисповедания. На одном из информационных сайтов свое мнение озвучил и известный казахстанский режиссер Ермек Турсунов, отметивший, что из всех мусульманских народов казахи наименее религиозны. Эту точку зрения не разделяет главный имам области Омирзак Беккожа, хотя и говорит, что до принятия ислама казахский народ искал себя в зороастризме, тенгрианстве, шаманизме.
Несмотря на то, что ислам пришел на территорию нашего нынешнего государства еще в VIII веке, казахи всегда были не прочь погадать на бараньих лопатках, просили помощи у аруахов (духов предков), охотно обращались к шаманам. И до сих пор родители своим сыновьям дают имя Танирберген (подаренный Тенгри). Ислам не просто пришел в Казахстан, а смешался с более древними религиями. И получился своеобразный «микс».
- Казахский народ всегда искал создателя. Поэтому и верили в Тенгри, солнце, поклонялись духам предков, веря в их могущество. И это было ошибкой. Потому что не мы нуждаемся в поддержке умерших, а, наоборот, им требуются молитвы живых. Ведь они ждут судного дня, - считает Омирзак кажы.
Принятие ислама древними племенами, населяющими территорию Казахстана, считалось делом политическим. В VIII веке перед ними встал выбор между арабами, которые пришли с миссионерством и жили за много тысяч километров, и китайцами, для которых всегда были притягательны обширные земельные угодья. Точку в вопросе между исламом и буддизмом поставила битва у города Атлаха недалеко от Тараза. Именно тогда местное население приняло для себя решение поддержать арабов. Они в свою очередь быстро растворились среди племен и позже вошли в состав казахского народа. С китайцами, как известно, это было бы гораздо проблематичнее.
- Процесс исламизации занял несколько столетий. И здесь надо отметить, что в отличие от тех же узбеков, туркмен и таджиков, которых приходилось завоевывать мечом и огнем, казахи легко приняли новую религию. Несколькими веками позже стало модным выписывать себе богословов с Ближнего Востока. В то же время наш народ всегда оставался свободным в своем религиозном волеизъявлении, - говорит Омирзак Беккожа.
А вот господствующей религией ислам стал благодаря России. В XVIII-XIX веках, когда казахские ханы и российские цари стали активно сотрудничать друг с другом, к нам пришли татарские купцы. Они-то и стали первыми строить мечети, открывали медресе. Одним словом, проводилась мягкая экспансия.
Уже в ХХ веке казахам, как и всему советскому народу, вновь пришлось поменять веру. Основной "религией" стал атеизм. Через 70 с лишним лет ислам вновь стал проникать в сердце народа. И сегодня количество верующих настолько велико, что мечети не вмещают всех желающих совершить молитвы. Очень часто по пятницам приходится наблюдать, как прихожане молятся на улицах из-за недостатка мест внутри мечети.
Вместе с традиционным исламом появились и секты, куда стали попадать молодые люди с неокрепшей психикой. Картина, когда можно встретить закрытую женщину и мужчину в коротких штанах, становится повседневной. И этом при том, что наши бабушки носили шолпы в косах, перетягивали ремнем талию для выделения фигуры, надевали легкие шапочки с султанчиками и участвовали в кыз куу.
- Ислам, конечно, предполагает закрытую одежду. Но главное - это прикрыть постыдные места. И в фетве (указе), которую издало Духовное управление мусульман Казахстана, сообщается, что одежда мусульманки должна соответствовать традициям страны, в которой она живет. А это значит, что женщины могут ходить с покрытой головой и не должны откровенно оголяться. А вот в никабе - черной одежде, оставляющей лишь прорезь для глаз, - ходить не рекомендуется. Наша фетва это запрещает, - подчеркивает главный имам области. - Что же касается хиджаба, то это личное желание каждой женщины. Ведь у нас в стране свобода вероисповедания.
Вера в традиционную религию не принесет ничего дурного. Гораздо сложнее справиться с теми, кто попадает в секту. Вернуть их от радикальных мыслей к нормальной жизни очень сложно, но в некоторых случаях удается, говорит Омирзак кажы.
- В связи с возросшими исламистскими идеями за детьми стали чаще следить родители. Если раньше к нам приходила молодежь в поисках смысла жизни, то теперь сначала приходят их отцы и матери и проводят своего рода "разведку", тщательно выясняя, какого толка ислам и что представляет вообще из себя мечеть. И я считаю это правильным. Молодые люди гораздо чаще, чем зрелые, уходят в какие-либо течения. Поэтому ответственность за них в первую очередь несут родители, а уж затем мы - имамы, которые должны направлять их в нужное русло. И здесь важно чаще напоминать, что ислам - религия мира. А терроризм нужен убийцам, которые, прикрываясь верой, оправдывают свои преступные действия.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Спасая жизни 20.10.2020

    Четверть века исполнилось отечественным органам гражданской защиты. На торжественном собрании, состоявшемся вчера в стенах специализированной пожарной части № 1 в микрорайоне «Голубые пруды», всех сотрудников ДЧС Карагандинской области с Днем спасателя поздравил исполняющий обязанности начальника департамента Мурат Катпанов.

  • Масштабная обработка 20.10.2020

    В связи с усилением карантинных мер на территории области возобновились дезинфекционные работы на социально значимых объектах и в местах массового скопления людей. На улицах городов и районов и во дворах жилых домов снова появились люди в противочумных костюмах с ранцами и распылителями.

  • Тройной удар 20.10.2020

    «Молния никогда не бьет в одно и то же место дважды». Так говорят, чтобы утешить человека: мол, его несчастье больше не повторится. К сожалению, это пожелание не всегда сбывается. Это подтверждает случай с жителями Сарани, где целый город на протяжении выходных и понедельника раз за разом оставался без воды.

  • Рейс без правил 20.10.2020

    В минувшие выходные санэпидемиологи проверяли, как соблюдаются санитарные нормы и правила в общественном транспорте. Для этого мобильные группы вышли на городские остановки, заходили в автобусы и маршрутки и наблюдали за тем, пользуются ли водители и кондукторы масками и перчатками, проводят ли уборку салона и исполняют ли другие пункты постановления главного санитарного врача области.

  • И доброе дело приятно 20.10.2020

    Добровольцы общенационального проекта «BirgemizTazaAlem» совместно с соратниками из VolteQ и Штаба волонтеров посетили приют для животных «Кошкин дом». Они отвезли туда корм для четвероногих и помогли почистить их вольеры.

  • Больше добрых дел 17.10.2020

    Открылся Центр поддержки волонтеров «Қолдау». Осуществлять свою деятельность, которая направлена на объединение и сплочение людей с открытыми сердцами, новый центр будет в здании КФ партии «Nur Otan». На встрече, посвященной открытию, присутствовали глава региона Женис Касымбек, представители волонтерских организаций и меценаты.

  • СПА для Юджина 17.10.2020

    Не только место для отдыха, но и научный центр. Просторный бассейн с подогревом и фильтрами оборудовали в Карагандинском зоопарке. В нем уже поселился любимчик многих посетителей - веселый бегемот по прозвищу Юджин. Также в комфортные вольеры скоро переедут хищники питомника. А у копытных животных новоселье уже состоялось.

  • Дом с добром 15.10.2020

    Еще 15 многодетных семей стали обладателями собственного жилья в Сатпаеве. Светлые просторные квартиры с новой мебелью и техникой новоселам были выделены от корпорации «Казахмыс» в рамках трехстороннего меморандума по социальной ответственности бизнеса между акиматом Карагандинской области, Министерством труда и соцзащиты населения и ТОО «KazakhmysHolding».

#birgemiz