22 марта 2016 года 1672

Столетие квадрата

Автор: Гульнар КУЛЬБЕКОВА

«Черному квадрату» Казимира Малевича исполнилось сто лет. Наш современник Александр Титарев, вот уже сорок лет украшающий Караганду своим архитекторским трудом, отметил этот художественный юбилей своеобразно. Силами архитектора и резервами фонда областного музея изобразительного искусства была создана выставка «50х50». 19 марта состоялось ее открытие.

Собственно «Черный квадрат» никого не удивит уже, потому что он стал классикой так называемого русского авангарда. Серьезными критиками и теоретиками искусства созданы большие толстые тома послесловий к этой знаменательной картине. Родилось множество последователей художественной системы Малевича. Но суть не в ней. А в том, какие богатые интерпретации и споры до сих пор она порождает и сколько копий концепций и мировоззрений сломано за эти самые сто лет. Образовалась целая свалка металлолома из орудий борьбы сторонников Малевича и их противников из лагеря соцреализма. Ее можно показывать отдельно.
Не избежал участи подпасть под влияние авангардизма и наш известный земляк Александр Титарев. Впрочем, как оказалось, земляк он не только нам. А по признанию самого известного архитектора, Титарев и Малевич происходят из одного и того же города Сумы. Сумы рождает одних только гениев человечества. В этом Титарев убежден и своей силой убеждения заразил коллектив строителей экспозиции от музея.
Экспозиция сооружена с размахом и состоит из 155 картин, вместивших оба зала выставочного помещения музея искусств. В ней впечатляет синтез произведений реалистического и абстрактного направлений, которые создатели намеренно разместили «вперемешку». Вот он, почерк эпохи советского периода во всей полноте и разнообразии. То есть вот она, исторически верная поправка к написанным академиками и их сотоварищами тяжелым томам антологий советского искусства, создателям стиля соцреализма от пера и чернил. Справедливость восторжествовала, пусть и через сто лет…
Надо сказать, что выставка получилась концептуально красивая. Я давно не видела в Караганде столь изысканно сделанный силуэтный видеоряд в экспозиции. Впрочем, этот комплимент скорее можно отнести креативной идее Титарева.
- Весь мир признал, что Малевич придумал язык супрематизма. Его выставка называлась «010». А что касается меня - «50х50»! Я великолепно рисую, пишу пастелью портреты. У меня тысячи набросков, сделанных по всему миру: Германия, Макао, Гонконг, Китай, Киев. Они все выполнены в реалистической манере. Я окончил с отличием харьковскую школу профессора Дица. Безупречно владею реалистической манерой письма, но точно так же я владею и манерой авангарда. И выставка наглядно подтверждает мои слова. Все последние мои работы - авангардистские. Но если вы хотите вообще в махровом виде меня увидеть - зайдите в ресторан «Садре», там арт-клуб открыли год назад. Я сознательно там лондонский деревянный классический клуб весь перерезал кривыми колоннами - если вы там бывали, то знаете! Но наиболее супрематическая моя работа из ныне существующих с 2003-2004 годов - это торговый дом «Абзал». Если говорить о системном архитектурном обновлении города в целом - у нас, к сожалению, не с кем работать, чтобы реализовывать теорию. В 1991 году я выиграл первую премию по застройке нашего города. Но сейчас отошел от дел.
В итоге можно сказать так. Вариант интерпретации идей Малевича его поклонником Титаревым считаю просто восхитительным, ибо как раз система художественно-выразительных средств этого зрелого мастера однозначно стоит и восхищения, и подражания, и, не побоюсь сказать, тиражирования его опыта. Потому что в творениях рук этого мастера ощущаются и биение его сердца, и путь его художественной мысли. Можете со мной не согласиться. А для этого сходите на выставку. Сможете убедиться.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Из далеких встреч: библиотекарь Софья Деева 06.08.2020

    Однажды я получил письмо с таким вот посвящением: «О Каркаралах писали, пишут и будут писать, но не каждому суждено стать исследователем, заглянуть в мир, который был до нас столетия назад». Автор популярного изречения - библиотечный работник со стажем 42 года, потомственная каркаралинка казачьих кровей Софья Ивановна Деева, которой могло бы исполнится 90 лет. И вот перебираю ее письма на листках из школьных тетрадок.

  • Легенда о Сокуре 06.08.2020

    Областной историко-краеведческий музей запустил рубрику «Исторические личности Великой степи». И очередной выпуск программы посвящен батыру Жалантосу Кулыкулы, которого в народе называли Соқыр (Слепой). Увечье он получил в одном из боев с джунгарами. Как гласит легенда, вырвав стрелу, угодившую в глаз, он бросил ее в реку, и вот уже почти три столетия она носит название Сокур.

  • Праздник поэзии 06.08.2020

    Начался прием заявок на участие в X республиканских Аманжоловских чтениях «Сен неткен бақытты едің, келер ұрпақ...»

  • Чугунная река 04.08.2020

    В Историко-культурном центре Первого Президента представлены памятные знаки, выпущенные за год до обретения республикой суверенитета.

  • В кругу самых близких 30.07.2020

    Мусульмане отмечают один из главных религиозных праздников. Жители региона, желающие совершить жертвоприношение в Курбан айт, могут сделать это только через сайт Qurban2020.kz, созданный Духовным управлением мусульман Казахстана. Напомним, ранее Верховный муфтий сообщал, что в каждом регионе определены места для совершения обряда. Однако в Карагандинской области данную традицию смогут исполнить лишь священнослужители с присутствием санитарных врачей.

  • Стена напомнит 30.07.2020

    Одной из главных достопримечательностей Каражала с недавних пор стал арт-объект «Болашағың - өз қолыңда». Монументальная живопись, нанесенная на фасад дома № 5, расположенного по улице Абая, нацелена на привитие у населения принципов справедливости и неподкупности.

  • Все условия для творчества 30.07.2020

    Свое общежитие появилось у Русского драматического театра имени К.С. Станиславского.

  • Содержание превыше формы 30.07.2020

    Для большинства людей карантинный период стал отличным поводом для саморазвития. Одни занялись творчеством, другие осваивают интернет-торговлю, третьи с головой окунулись кулинарию или садоводство. Кроме того, жизнь в новых условиях стала прекрасной возможностью подтянуть культурный уровень знаний.

#birgemiz