19 марта 2016 года 4161

Шерстяная живопись

Автор: Ольга МООС

Археологи говорят: ткач, гончар и металлург - самые древние профессии на Земле, по сути, архетипы профессий. И в самом деле, эта троица творит чудо из ничего - растений и шерсти, глины и руды, делает жизненно необходимые вещи.  Древнейшие ремесла давно уже освоило и искусство. И всё же то, что делает карагандинская художница Евгения Шульц, произвело на меня впечатление именно своей новизной.

И не только на меня. В канун Наурыза Евгения Шульц заняла первое место на выставке-конкурсе «Мастер-ART” среди педагогов художественных школ, художественных отделений школ искусств, изостудий.
Евгения занимается самой древней техникой изготовления текстиля, которая насчитывает более 8 тысяч лет, - войлоковалянием. И сама определяет свои творения как «живопись шерстью». Вместо кисти и красок в ее руках яркая шерсть, из которой, как первая богиня красоты, при помощи воды и пены, рождаются картины. Процесс этот очень кропотливый и трудоемкий, к тому же материал отнюдь не дешев.
- Это авторская техника. Она заключается в том, что я использую в валянии все приемы живописи: обязательны плановость, наличие перспективы, переходы цвета, - объясняет моя собеседница. - Многие мастерицы делают картины из шерсти, но в них на первом месте - декоративность. Я пытаюсь создать картину, максимально приближенную к живописи реалистического видения.
В основе цикла «Степные легенды», получившего первую премию в конкурсе педагогов-художников «Мастер-ART» 11 марта этого года, лежат бережно хранимые в народе казахские предания о местностях или растениях. Таковы «Соран» (ковыль), «Лилейный омут», «Оберег. Сон-трава», «Шипы и нежность». Или «Сокыр. Мелодия рассвета». Многие карагандинцы видят эту реку каждый день, но не знают, что своим названием - «слепой» - она обязана одному доблестному батыру. Во время сражения воину попала в глаз вражеская стрела. Но он обладал такой высочайшей степенью мужества, что выдернул стрелу, продолжил бой и вместе со своими соратниками победил врага. Товарищи по оружию назвали его «Слепец».
«Сокыр на рассвете» (масло, холст) был дипломной работой Евгении в триптихе «Степная элегия». Теперь «Сокыр» вернулся к ней вновь, уже в новой технике. Войлоковаляние считается исконно казахской традицией, и в нашей стране немало искусных мастеров «шерстяного жанра». Почему он так полюбился Евгении? Подумав, она находит ответ в своем характере - в постоянном стремлении к новизне и креативности, откуда и появляются необычные приемы изобразительного творчества.
Долго ли шла к призванию? Евгения отвечает вопросом на вопрос: а почему ты думаешь, что это мое призвание? Это очередная ступень на пути к самосовершенствованию. А войлочные картины в ней - новый эксперимент, за которым обязательно последуют другие. В дальнейшем планируется не только работа по возрождению национальных казахских традиций в декоративно-прикладном искусстве, но и освоение различных техник творчества народов мира. И непременно в экспериментальном плане.
- Замечательных мастериц у нас в области много, - рассказывает Евгения. - Постоянно проводятся различные выставки и фестивали декоративно-прикладного искусства, где можно увидеть образцы практически всех народных промыслов, когда-либо существовавших на нашей земле. Это и украинские вышивки, и изготовление казахских циновок шим-ши, и войлочные ковры с восхитительным орнаментом, и кавказские национальные кинжалы с инкрустацией, и авторские ювелирные изделия, которым нет аналогов в мире. Разнообразию декоративно-прикладного творчества нет предела на казахстанской земле, учитывая ее многонациональность. Секретами своего мастерства народные умельцы делятся с новичками не всегда - да есть ли в этом необходимость? Не думаю, что стоит вызнавать чьи-то секреты. Гораздо интереснее до всего докопаться самой.
Декоративно-прикладное искусство - жанр многообразный и интересный, но все-таки непонятно - искусство это или ремесло. Для художницы такого вопроса не существует: если это единичная работа - то искусство, если всё поставить на поток - получится уже ремесло.
Что вдохновляет художника? Для Евгении - это слово. Ведь именно оно было в начале сотворения мира. Большая радость, когда кто-то может помочь именно словом - рассказать легенду или случай, пояснить обычай. Отсюда и рождается идея создания произведения. Чуткое отношение к слову позволило написать уже вторую книгу, первая издана и, я знаю, заслужила высокую оценку профессиональных российских писателей.
И всё же надо уметь не только слышать, но и видеть. Так появилась идея создания картины «Утро на Федоровском разрезе», которая обязательно будет выполнена в технике валяния из шерсти. Сюжет чем-то отдаленно напоминает идею возрождения старинных ремесел в современных интерпретациях.
Ранним утром, возвращаясь с пленэра, на котором пыталась написать рассвет, она ехала вокруг водохранилища, остановилась, увидела белые облака, розовато-голубое небо - и кусочек радуги снизу. Рождение радуги…

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Мужественные сыны Алаша 04.03.2021

    Публицистическая и научно-исследовательская деятельность ведется параллельно с активным участием в общественно-политической жизни. К 1905 г. А.Н. Букейханов сформировался как лидер казахского национального движения. 

  • Принцип победителя 02.03.2021

    Его имя было известно далеко за пределами нашей страны, под его чутким руководством было воспитано множество чемпионов в различных видах спорта, а шахтерская столица в союзном рейтинге по боксу неизменно занимала первые места.

  • Мужественные сыны Алаша 02.03.2021

    С 1890-го по 1894 год Алихан Букейханов - студент Санкт-Петербургского Императорского Лесного института, обучающийся по специальности «Лесной экономист». Будучи студентом, А. Букейханов проявлял активность в общественно-политической деятельности, являлся одним из влиятельных лидеров студенческого движения в своем институте, организатором «студенческих беспорядков».

  • Халық Қаһарманы 27.02.2021

    Эти строки посвящены Александру Федоровичу Христенко - кавалеру Золотой звезды и высокого звания «Халық Қаһарманы», почетному гражданину Бухаржырауского района.

  • Мужественные сыны Алаша 27.02.2021

    А.Н. Букейханов – один из самых влиятельных, самых блестящих представителей казахской интеллигенции первой трети ХХ века. Несмотря на значительное количество публикаций о нем, этот персонаж еще долгие годы будет интересовать исследователей, и, думаю, еще немало интересных и важных фактов о его жизни и деятельности будет найдено в засекреченных фондах архивов РК и РФ.

  • О просветителе Великой степи 20.02.2021

    Очередной «Час добропорядочности» Агентства по противодействию коррупции был посвящен жизни выдающегося казахского педагога, писателя, этнографа, ученого-фольклориста, учителя нации Ибрая Алтынсарина.

  • Алихан Букейхан: страницы жизни… 20.02.2021

    А. Букейхан был блестящим автором как больших серьезных трудов, так и многочисленных статей, которые он публиковал как в периодических изданиях, выходивших в Российской империи, - «Сибирские вопросы», «Степная газета», «Дала уалаятының газеті», «Омичъ», «Степной край», «Степной пионер», «Иртышъ», «Голос степи», «Сибирская жизнь» (Томск), «Сын Отечества», «Мусульманская газета» (СПб), «Наша жизнь» (СПб), «Речь» (СПб), «Туркестанские ведомости», «Ақ жол», «Жас алаш», журнал «Айқап», так и издававшихся в казахской степи - «Қазақ», «Қосшы», «Сарыарқа», «Бостандық туы», «Еңбекші қазақ», «Тургайская газета»; газеты и журналы  «Қызыл Қазақстан», «Темірқазық».

  • Алихан Букейхан: страницы жизни… 18.02.2021

     Казахская земля знает имена десятков ярчайших представителей своего народа, которые внесли неоценимый вклад в духовную сокровищницу страны.

#birgemiz