13 февраля 2016 года 3343

Его сердце в небе

Автор: Фархат КИНЖИТАЕВ

Ни с чем не сравнимую эйфорию Мадияр Арстамбеков испытал во время своего первого самостоятельного полета. Курсант Актюбинского военного института Сил воздушной обороны вслушивался в ровный гул двигателей, старательно отмечал ориентиры на местности, медленно проплывавшей под крылом самолета, и, услышав в наушниках строгий голос диспетчера, заложил вираж, возвращаясь на аэродром. На взлетную полосу Мадияр сел без замечаний, а тем временем к нему уже бежали сокурсники и преподаватели. Летный инструктор дружески похлопал его по плечу, не скрывая своей искренней радости - еще один пилот покорил небо...

Паренек из села Каракудук Бухаржырауского района Карагандинской области с детства грезил о военной авиации. Хищные и стремительные силуэты боевых самолетов способны заворожить воображение любого мальчишки, однако лишь избранным дано преодолеть все препятствия, отделяющие его от вожделенной цели. Мадияр Арстамбеков был именно таким. Окончив девять классов сельской школы, он поступил в республиканскую военную школу-интернат имени дважды Героя СССР Талгата Бегельдинова в Караганде. Уже тогда он решил, что если не получится стать летчиком, то освоит гражданскую специальность. Но судьба ему улыбнулась: успешно сдав государственные экзамены, упражнения по физической подготовке и психологические тесты, Мадияр стал курсантом Актюбинского военного института Сил воздушной обороны - единственного в Казахстане военного вуза, в котором обучают летчиков.
Учеба давалась ему без труда - сказывалась тяга к точным наукам, привитая с детства. За штурвал самолета Мадияр Арстамбеков сел уже на втором курсе. Сначала следовали вывозные полеты на ЯК-18Т - легкой учебно-тренировочной машине, при этом за поведением и действиями курсанта бдительно наблюдал инструктор. Убедившись, что молодой летчик все делает правильно, его стали выпускать в небо самостоятельно.
- Это невероятные ощущения - восторг, эйфория... Несмотря на это голова работала ясно и четко, правда, не совсем верилось, что в кабине я нахожусь один. Что я при этом еще чувствовал? Большую ответственность - мне доверили самолет! - улыбается Мадияр Арстамбеков. - Совершил полет по кругу, приземлился. Уже потом, на земле, увидел, как сильно переживал инструктор. Поэтому хочу сказать, что мой первый самостоятельный полет - не только моя заслуга, это работа целого коллектива людей, которые дали нужные знания, поверили в мои силы...
На четвертом курсе института Мадияр Арстамбеков стал летать на реактивном учебно-боевом самолете Л-39 - это последний этап перед освоением боевого самолета. С этой машиной у него также не возникло сложностей, и вскоре после окончания вуза молодого пилота направили переучиваться на МиГ-29, который и по сей день считается одним из лучших истребителей в мире. Полеты совершались с военной авиабазы, расположенной в Алматинской области. Новая боевая машина покорила Мадияра своими ударными и пилотажными возможностями - она была послушна как ласточка и в то же время имела на борту большой смертоносный арсенал. В это время летчик окончательно убедился в том, что нести службу по охране родного неба - задача невероятно сложная и ответственная. И от решений, которые пилот принимает в воздухе, может зависеть множество чужих жизней. Карагандинцы помнят подвиг полковника Марата Едигеева, который, выполняя тренировочный полет 23 апреля 2013 года на МиГ-31, трагически погиб, до последней минуты пытаясь увести неисправный истребитель от поселка Просторного, на который тот мог упасть...
По словам Мадияра Арстамбекова, он хотел служить поблизости от родных, на Карагандинской авиабазе. Однако здесь базируются именно «тридцать первые» - высотные и скоростные перехватчики, управлять которыми доверено только самым опытным пилотам.
- Поэтому мне было необходимо освоить сначала МиГ-29, он считается более удобным в пилотировании. «Тридцать первый» не прощает грубых ошибок, особое внимание приходится проявлять во время взлетов и посадок. В то же самое время, несмотря на то, что эти самолеты находятся на вооружении уже давно, по комплексу боевых характеристик мало кто может соперничать с ними. Истребитель способен разгоняться до трех скоростей звука, подниматься на высоту свыше двадцати километров, то есть машина во многих отношениях уникальная и до сих пор считается секретной, - делится впечатлениями Мадияр Арстамбеков.
Свой первый полет на МиГ-31 он совершил в прошлом году. И сейчас капитан Арстамбеков гордится тем, что проходит службу в рядах воинской части 50185, которая прикрывает небо Центрального Казахстана, и в первую очередь - нашей столицы. По его словам, коллектив части - дружный и слаженный. Молодого пилота сразу взяли под свое крыло более опытные товарищи. Они обучают его летным премудростям, дают житейские и бытовые советы.
На вопрос о летных байках и суевериях 29-летний пилот широко улыбается:
- Летчики и правда народ суеверный. Кто-то не бреется перед полетом, у кого-то есть свои талисманы. Мы, например, никогда не фотографируемся перед полетами, после них - сколько угодно. Есть у нас и своеобразный ритуал: после выполнения первого самостоятельного полета летчика дружно поднимают встречающие на земле и бьют мягким местом о шасси самолета. При этом число ударов должно совпадать с бортовым номером. Если бортовой номер слишком большой, допустим, двенадцать, то эти цифры складываются. Но самое главное заключается в том, чтобы количество взлетов и посадок всегда совпадало.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Чистого неба, мягкой посадки! 06.03.2021

    Девушка из Молодежного осуществила свою мечту - освоила полеты на современном боевом истребителе. В настоящее время в звании старшего лейтенанта Ардана Ботай проходит службу на Карагандинской авиационной базе имени Нуркена Абдирова. Под руководством опытного инструктора, командира авиационной эскадрильи подполковника Биримжана Тюлюппаева она уже зарекомендовала себя как опытный и ответственный летчик.

  • Мужественные сыны Алаша 06.03.2021

    А.Н. Букейханов - один из организаторов и лидеров первой национальной политической партии «Алаш». В июле 1917 г. А. Букейханов и его соратники созывают I  Общеказахский съезд в Оренбурге, на котором была создана «Отдельная киргизская партия», позже получившая название «Алаш». Это была первая национальная политическая партия в Степном крае, основу которой составили сторонники западнического либерально-демократического движения. В составе авторов, подготовивших проект программы партии «Алаш», - Букейханов. Катализатором создания национальной партии послужили предстоящие выборы в Учредительное собрание, куда депутаты избирались только от политических партий. Лидеры «Алаш» начали активную агитационную работу по подготовке списков кандидатов в Учредительное собрание, которые представляли бы интересы казахского народа в Учредительном собрании.

  • Воплощение нежности и утонченности 06.03.2021

    Подвесками «Алтын алқа» и «Күміс алқа» наградили многодетных матерей областного центра. Женщины, ведущие активную общественно-политическую и культурную деятельность, удостоились почетных грамот, благодарственных писем и, конечно, цветов.

  • Нерядовой случай 06.03.2021

    Лауреатом Первой глобальной казахстанской премии ADAM BOL AWARDS («Будь человеком!»), посвященной благородным поступкам и подвигам простых людей, стал житель Темиртау Александр Шахов.

  • Шесть точек вдохновения 06.03.2021

    Они не пишут о тяжелой ноше, а воспевают красоту. Любить, смотреть на звезды и полный ярких красок мир - это лишь часть мечты людей, которые лишены возможности видеть, но одарены талантом творить прекрасное. Свои баллады и поэмы они решили не держать в «столе», а подарить читателям.

  • Мужественные сыны Алаша 04.03.2021

    Публицистическая и научно-исследовательская деятельность ведется параллельно с активным участием в общественно-политической жизни. К 1905 г. А.Н. Букейханов сформировался как лидер казахского национального движения. 

  • Принцип победителя 02.03.2021

    Его имя было известно далеко за пределами нашей страны, под его чутким руководством было воспитано множество чемпионов в различных видах спорта, а шахтерская столица в союзном рейтинге по боксу неизменно занимала первые места.

  • Мужественные сыны Алаша 02.03.2021

    С 1890-го по 1894 год Алихан Букейханов - студент Санкт-Петербургского Императорского Лесного института, обучающийся по специальности «Лесной экономист». Будучи студентом, А. Букейханов проявлял активность в общественно-политической деятельности, являлся одним из влиятельных лидеров студенческого движения в своем институте, организатором «студенческих беспорядков».

#birgemiz