13 февраля 2016 года 3279

Его сердце в небе

Автор: Фархат КИНЖИТАЕВ

Ни с чем не сравнимую эйфорию Мадияр Арстамбеков испытал во время своего первого самостоятельного полета. Курсант Актюбинского военного института Сил воздушной обороны вслушивался в ровный гул двигателей, старательно отмечал ориентиры на местности, медленно проплывавшей под крылом самолета, и, услышав в наушниках строгий голос диспетчера, заложил вираж, возвращаясь на аэродром. На взлетную полосу Мадияр сел без замечаний, а тем временем к нему уже бежали сокурсники и преподаватели. Летный инструктор дружески похлопал его по плечу, не скрывая своей искренней радости - еще один пилот покорил небо...

Паренек из села Каракудук Бухаржырауского района Карагандинской области с детства грезил о военной авиации. Хищные и стремительные силуэты боевых самолетов способны заворожить воображение любого мальчишки, однако лишь избранным дано преодолеть все препятствия, отделяющие его от вожделенной цели. Мадияр Арстамбеков был именно таким. Окончив девять классов сельской школы, он поступил в республиканскую военную школу-интернат имени дважды Героя СССР Талгата Бегельдинова в Караганде. Уже тогда он решил, что если не получится стать летчиком, то освоит гражданскую специальность. Но судьба ему улыбнулась: успешно сдав государственные экзамены, упражнения по физической подготовке и психологические тесты, Мадияр стал курсантом Актюбинского военного института Сил воздушной обороны - единственного в Казахстане военного вуза, в котором обучают летчиков.
Учеба давалась ему без труда - сказывалась тяга к точным наукам, привитая с детства. За штурвал самолета Мадияр Арстамбеков сел уже на втором курсе. Сначала следовали вывозные полеты на ЯК-18Т - легкой учебно-тренировочной машине, при этом за поведением и действиями курсанта бдительно наблюдал инструктор. Убедившись, что молодой летчик все делает правильно, его стали выпускать в небо самостоятельно.
- Это невероятные ощущения - восторг, эйфория... Несмотря на это голова работала ясно и четко, правда, не совсем верилось, что в кабине я нахожусь один. Что я при этом еще чувствовал? Большую ответственность - мне доверили самолет! - улыбается Мадияр Арстамбеков. - Совершил полет по кругу, приземлился. Уже потом, на земле, увидел, как сильно переживал инструктор. Поэтому хочу сказать, что мой первый самостоятельный полет - не только моя заслуга, это работа целого коллектива людей, которые дали нужные знания, поверили в мои силы...
На четвертом курсе института Мадияр Арстамбеков стал летать на реактивном учебно-боевом самолете Л-39 - это последний этап перед освоением боевого самолета. С этой машиной у него также не возникло сложностей, и вскоре после окончания вуза молодого пилота направили переучиваться на МиГ-29, который и по сей день считается одним из лучших истребителей в мире. Полеты совершались с военной авиабазы, расположенной в Алматинской области. Новая боевая машина покорила Мадияра своими ударными и пилотажными возможностями - она была послушна как ласточка и в то же время имела на борту большой смертоносный арсенал. В это время летчик окончательно убедился в том, что нести службу по охране родного неба - задача невероятно сложная и ответственная. И от решений, которые пилот принимает в воздухе, может зависеть множество чужих жизней. Карагандинцы помнят подвиг полковника Марата Едигеева, который, выполняя тренировочный полет 23 апреля 2013 года на МиГ-31, трагически погиб, до последней минуты пытаясь увести неисправный истребитель от поселка Просторного, на который тот мог упасть...
По словам Мадияра Арстамбекова, он хотел служить поблизости от родных, на Карагандинской авиабазе. Однако здесь базируются именно «тридцать первые» - высотные и скоростные перехватчики, управлять которыми доверено только самым опытным пилотам.
- Поэтому мне было необходимо освоить сначала МиГ-29, он считается более удобным в пилотировании. «Тридцать первый» не прощает грубых ошибок, особое внимание приходится проявлять во время взлетов и посадок. В то же самое время, несмотря на то, что эти самолеты находятся на вооружении уже давно, по комплексу боевых характеристик мало кто может соперничать с ними. Истребитель способен разгоняться до трех скоростей звука, подниматься на высоту свыше двадцати километров, то есть машина во многих отношениях уникальная и до сих пор считается секретной, - делится впечатлениями Мадияр Арстамбеков.
Свой первый полет на МиГ-31 он совершил в прошлом году. И сейчас капитан Арстамбеков гордится тем, что проходит службу в рядах воинской части 50185, которая прикрывает небо Центрального Казахстана, и в первую очередь - нашей столицы. По его словам, коллектив части - дружный и слаженный. Молодого пилота сразу взяли под свое крыло более опытные товарищи. Они обучают его летным премудростям, дают житейские и бытовые советы.
На вопрос о летных байках и суевериях 29-летний пилот широко улыбается:
- Летчики и правда народ суеверный. Кто-то не бреется перед полетом, у кого-то есть свои талисманы. Мы, например, никогда не фотографируемся перед полетами, после них - сколько угодно. Есть у нас и своеобразный ритуал: после выполнения первого самостоятельного полета летчика дружно поднимают встречающие на земле и бьют мягким местом о шасси самолета. При этом число ударов должно совпадать с бортовым номером. Если бортовой номер слишком большой, допустим, двенадцать, то эти цифры складываются. Но самое главное заключается в том, чтобы количество взлетов и посадок всегда совпадало.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Видеть будущее 01.12.2020

    Елбасы: «Мы гордимся своей страной». Еще в начале 90-х годов прошлого столетия в лексикон политиков и экспертов вошло понятие «феномен Назарбаева». Когда речь идет о Нурсултане Абишевиче, каждый понимает, что его личность и история независимого Казахстана - единое целое, из которого невозможно вычленить отдельные составляющие.

  • Личность в истории 01.12.2020

    Человек, повлиявший на судьбы людей. В преддверии Дня Первого Президента в онлайн-режиме встретились жители двух областей - Алматинской и Карагандинской, первая из которых является малой родиной Елбасы, а вторая - трудовой и политической. Одноклассники, земляки, соратники и другие соотечественники, для которых встреча с Нурсултаном Назарбаевым стала судьбоносной, рассказали о роли Лидера нации в своей жизни.

  • Свидетели эпохи 01.12.2020

    История области неразрывно связана с личностью Нурсултана Назарбаева. В первую очередь жизнь региона - это люди, которые здесь живут, учатся, работают. И много среди них тех, кто добился больших результатов и внес свой вклад в развитие независимого Казахстана. А победы свои земляки связывают с именем Елбасы.

  • Политика многовекторности 01.12.2020

    Став Первым Президентом РК, Нурсултан Назарбаев взял на себя колоссальную ответственность за республику и граждан. Круглый стол «Современный Казахстан: уроки лидерства Елбасы» прошел в Карагандинском экономическом университете Казпотребсоюза.

  • Горновой Магнитки 01.12.2020

    История Карагандинского металлургического комбината от палаточного городка первого комсомольского десанта, запуска первой доменной печи и первой плавки до превращения завода в грандиозный промышленный гигант стала историей личности, школой лидерства и стратегического мышления Первого Президента независимого Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева.

  • Фундамент будущего 28.11.2020

    Технологическая модернизация независимого Казахстана. Накануне своего 30-летнего юбилея независимый Казахстан, занявший достойное место в мировом сообществе, уверенно смотрит в будущее, отвечая на все самые сложные вызовы современности.

  • Разговор о подлинных ценностях 28.11.2020

    В преддверии 30-летия независимости страны важно вспомнить, какие именно решения Елбасы помогли Казахстану добиться мирового признания и стабильности.

  • Авторитетное мнение 28.11.2020

    Соратники Елбасы вспоминают: первые декабрьские дни 1991 года стали для нашей страны действительно судьбоносными.

#birgemiz