11 февраля 2016 года 1704

Ремесло в руках

Автор: Наталья ПРУС

В трех группах Карагандинского технико-строительного колледжа (ПЛ-26) получают профессиональное образование дети с ограниченными возможностями. Это будущие ландшафтные дизайнеры, ювелиры и мастера декоративно-прикладного творчества. Возможность получить последнюю специальность появилась в этом учебном году. Но, как утверждают педагоги, если ребенок, имеющий ограничения в здоровье, захочет обучаться профессиям строительного профиля, то ему создадут условия. 

Учим язык жестов
В группе ювелиров среди 15 детей 80 процентов неслышащих. Также под патронажем ОО «Шебер» столько же ребят с нарушением опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития учатся работать с шерстью, кожей, мехом. Инициатива помочь социализироваться детям-инвалидам, многие из которых после окончания спецшкол, не получив профессионального образования, остаются невостребованными в обществе, исходила от директора колледжа Светланы Балабаевой.
Первые партнерские отношения коллектив завязал с областной школой для детей с нарушением слуха в Пришахтинске. Педагоги двух учреждений организовали ознакомительные экскурсии, занялись профориентацией учеников и самообразованием. Во время летних каникул скачивали тесты и жестовую азбуку в интернете, брали уроки у сурдопереводчика. В итоге вчерашние выпускники пришли в технико-строительный колледж целенаправленно, сдав вступительный творческий экзамен.
На первом курсе на производственное обучение выделяется лишь шесть часов в неделю, остальное время посвящено общеобразовательной программе. Биология, химия, математика и другие предметы: некоторый учебный материал нуждался в упрощении для более удобного восприятия учеников.
- Трудные темы мы разделили на подтемы, детализировали их, а на уроках стали больше использовать интерактивное оборудование, презентации, - рассказывает учитель биологии и заместитель директора Куралай Жуманбаева. - Дети хорошо усваивают дисциплины, выполняют домашнее задание. У тех, кто не может пересказать пройденное, знания проверяем в виде тестов, письменных диктантов и опросов.


Первыми в столовую
- Сегодня мы находимся в постоянном поиске новых подходов к обучению, направленных на индивидуальное развитие каждого ученика, - продолжает Жуманбаева, - разрабатываем образовательные нормативы, опираясь на зарубежный и собственный опыт, фиксируем результаты. В этом нам помогают коллеги из областной школы-интерната для детей с НОДА, СОШ № 27, где давно действует экспериментальная площадка по инклюзивному образованию, специалисты учебно-методического центра развития образования Карагандинской области.
Сначала мы переживали: как новеньких воспримут другие студенты? Оказалось, напрасно: дети быстро влились в коллектив, освоились в общежитии, стали активными участниками спортивных и культурно-массовых мероприятий. В учреждении даже появилось негласное правило, установленное учащимися. Первыми в столовую пропускают ребят из инклюзивных групп, вторыми — детей-сирот, а потом идут все остальные. Если заглянуть в историю училища, то нужно отметить, что здесь всегда было теплое отношение к особым детям. В 1976 году учреждение открылось специально для воспитанников детских домов.

Маленькие секреты мастера
Наталья Вшивцева, руководитель ОО «Шебер», горячо поддержала идею открытия новой специальности по декоративно-прикладному творчеству.
- Много лет занимаюсь с ремесленниками и понимаю, как важно обучать навыкам прикладного искусства подрастающее поколение, - объяснила она причину переезда своей мастерской в колледж. - Реальность такова, что после институтов и художественных училищ государство не получает профессионалов-прикладников, и дети в лучшем случае идут преподавать. Мы забыли, что в творчестве важно наставничество, в идеале мастер, находясь рядом с учеником, изо дня в день передает ему навыки и свои маленькие секреты.
В колледже в инклюзивной группе с каждым ребенком мы пытаемся нащупать то направление в декоративно-прикладном творчестве, которое ему нравится более других, и будем его усиленно развивать, чтобы через три года выпускник, покидая стены учреждения, смог самостоятельно заработать себе на хлеб, научившись создавать своими руками красивые вещи. А при желании - стать конкурентоспособным предпринимателем. В кризисные времена ремесло в руках не даст остаться без куска хлеба.
Наталья Вшивцева поделилась, что будущих ремесленников также обучат и менеджменту продаж: ребята должны знать, что больше пользуется спросом на рынке, как угодить покупателю.
Партнерские отношения с Союзом ремесленников Казахстана, Гильдией ювелиров Казахстана и ОО «Шебер» позволяют в течение года приглашать на занятия в колледж именитых мастеров, чтобы они делились своим искусством со студентами. Не так давно в колледже проходили мастер-классы по изготовлению большого войлочного ковра. Учащиеся узнали, как варить шерсть, какие красители использовать, как вырезать узоры. Полотно размером 2 на 3 метра общими усилиями под руководством мастера сделали за неделю.
На ура ребята, причем не только воспитанники группы ДПИ, но и других - сварщики, штукатуры, электрики - приняли уроки гончарного искусства, и в ближайшем будущем в колледже планируется открыть мастерскую по изготовлению керамики.

Договоры и партнеры
По мнению руководителя ОО «Центр помощи детям и инвалидам «Лучик надежды» Татьяны Кравченко, инициатива и желание педагогов учебного учреждения играют далеко не последнюю роль во внедрении инклюзивного образования. И примеру строительно-технологического колледжа должны последовать другие училища, которых в областном центре немало.
Но чтобы социальная реабилитация была полной, ребят нужно трудоустраивать. В советское время в коррекционных и вспомогательных школах-интернатах имелись мастерские, где воспитанников учили профессии, а затем трудоустраивали: с руководителями заводов, фабрик и учреждений заключались договоры о приеме на работу этой категории ребят. Выпускники трудились на предприятиях, в теплицах, парковых хозяйствах, швейных и трикотажных мастерских. Даже ментальные нарушения не были причиной для отказа ребенку в получении трудовых навыков. Они становились подсобными рабочими на складах, коридорными, санитарками, и администрация за них держалась, потому что к своим обязанностям они относились ответственно.
В век информационных технологий у инвалидов, испытывающих трудности в передвижении, есть возможность работать дома, за компьютером, желающие могут пройти краткосрочные курсы по разным направлениям и получить сертификаты. Также существует немало государственных программ по обучению лиц с ограниченными возможностями.
Сейчас к социальной реабилитации инвалидов необходимо привлекать бизнес-структуры, развивать партнерские отношения с работодателями всех уровней, не забывая про сельские районы, поделилась Т. Кравченко. Вопрос трудоустройства после получения профессионального и высшего образования в настоящее время очень актуален для всех студентов, а для ребят с ограниченными возможностями - в особенности. Настало время возвращаться к практике заключения договоров.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Тепло. Еще теплее. Горячо 29.08.2019

    Вы заметили, что мы все чаще из зимы переходим в лето, не успев как следует разносить новые демисезонные сапоги? Шутки-шутками, а мировое ученое сообщество бьет тревогу по поводу изменения климата и его последствий для экономики всех стран.

  • Разведка дроном 13.07.2019

    ТОО «Kazakhmys Barlau» на участке Озерное впервые в республике запустило инновационные геофизические технологии для поиска месторождения меди и попутных компонентов. На вооружении компании - беспилотники и оборудование, способное «заглянуть» в глубь земли на 500-600 метров.

  • История одного дома 30.05.2019

    Старинный особняк, расположенный на центральной улице райцентра, хранит память об одном из лидеров движения «Алаш».

  • Преступники государственной важности 30.05.2019

    Следует отметить, что незримый и ничем не известный в СССР Каркаралинск после ликвидации в двадцатые годы местных вольнодумцев приобрел статус города для ссыльных. И отсюда, из глубин казахской степи, во многие центры пошли письма. По неизвестной причине в Каркаралинск прибывали в основном люди с высшим и средним образованием, поборники любой информации. Назовем некоторые имена. Так,в этот период в Каркаралах в ссылке находился протоиерей Александр Александрович Андреев (1901-1937). Он москвич, настоятель Софийской церкви. По постановлению ОСО ОГПУ от 10 мая 1929 года выслан на три года в Каркаралинск. Впоследствии жил в Рязани. Осужден к ВМН в Новосибирске.

  • Из далеких встреч: сержант Корнеев 28.05.2019

    В процессе краеведческих поисков случались неожиданные, но знаковые события. Открываю тетрадь с записями 1975 года. Караганда празднует День Победы. Имена карагандинских Героев Советского Союза изучают даже в школах. Печать заполнена фактами из их жизни. Приводятся краткие биографии с указанием места рождения. И вот читаю: Герой Советского Союза гвардии сержант Иван Ильич Корнеев родился в селе Сенском Карагандинской области.

  • Корабль превращается... 14.05.2019

    Произведение искусства создал работник цеха металлоконструкций

    Вдохновение, свободное время, металлолом и простой арсенал инструментов - вот и все, что понадобилось умельцу для работы над репликой военного судна, на котором сражался адмирал Нельсон.

  • Возвращение Байкадама 09.05.2019

    В 1992 году при областном маслихате была создана ономастическая комиссия по переименованию городов, поселков, улиц и площадей. Привлекли и меня как краеведа. Вспоминаю, что в числе первых рекомендаций было появление в Караганде проспекта имени Бухар жырау. Однажды я зачитал архивные данные по селам области. В названиях основанных еще до революции сел четко просматривался национальный штрих. Обязательно упоминалось казахское название заселяемого участка местности. Привел и такую выписку из газеты «Акмолинские областные ведомости». 3 января 1909 года омские власти в Акмолинском уезде на реке Шолак Карасу анонсировали появление села Миньковского. А в 1992 году поступило заявление от жителей Миньковки изменить название на аул Байкадам. Я был готов к такому варианту. Рассказал о своей встрече с Сеимбеком Адыхановым. Житель Миньковки еще в 1989 году считал своего прадеда Байкадама авторитетным лицом среди казахов из рода Мурат. Вот некоторые детали нашей беседы.

  • Космос - это рядом 11.04.2019

    В канун Дня космонавтики в эксклюзивном интервью «Индустриальной Караганде» впечатлениями о своем полете на МКС и работе Национальной компании «Қазақстан Ғарыш Сапары» поделился первый космонавт независимого Казахстана Айдын Аимбетов.

Наша Караганда