11 февраля 2016 года 1863

Ремесло в руках

Автор: Наталья ПРУС

В трех группах Карагандинского технико-строительного колледжа (ПЛ-26) получают профессиональное образование дети с ограниченными возможностями. Это будущие ландшафтные дизайнеры, ювелиры и мастера декоративно-прикладного творчества. Возможность получить последнюю специальность появилась в этом учебном году. Но, как утверждают педагоги, если ребенок, имеющий ограничения в здоровье, захочет обучаться профессиям строительного профиля, то ему создадут условия. 

Учим язык жестов
В группе ювелиров среди 15 детей 80 процентов неслышащих. Также под патронажем ОО «Шебер» столько же ребят с нарушением опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития учатся работать с шерстью, кожей, мехом. Инициатива помочь социализироваться детям-инвалидам, многие из которых после окончания спецшкол, не получив профессионального образования, остаются невостребованными в обществе, исходила от директора колледжа Светланы Балабаевой.
Первые партнерские отношения коллектив завязал с областной школой для детей с нарушением слуха в Пришахтинске. Педагоги двух учреждений организовали ознакомительные экскурсии, занялись профориентацией учеников и самообразованием. Во время летних каникул скачивали тесты и жестовую азбуку в интернете, брали уроки у сурдопереводчика. В итоге вчерашние выпускники пришли в технико-строительный колледж целенаправленно, сдав вступительный творческий экзамен.
На первом курсе на производственное обучение выделяется лишь шесть часов в неделю, остальное время посвящено общеобразовательной программе. Биология, химия, математика и другие предметы: некоторый учебный материал нуждался в упрощении для более удобного восприятия учеников.
- Трудные темы мы разделили на подтемы, детализировали их, а на уроках стали больше использовать интерактивное оборудование, презентации, - рассказывает учитель биологии и заместитель директора Куралай Жуманбаева. - Дети хорошо усваивают дисциплины, выполняют домашнее задание. У тех, кто не может пересказать пройденное, знания проверяем в виде тестов, письменных диктантов и опросов.


Первыми в столовую
- Сегодня мы находимся в постоянном поиске новых подходов к обучению, направленных на индивидуальное развитие каждого ученика, - продолжает Жуманбаева, - разрабатываем образовательные нормативы, опираясь на зарубежный и собственный опыт, фиксируем результаты. В этом нам помогают коллеги из областной школы-интерната для детей с НОДА, СОШ № 27, где давно действует экспериментальная площадка по инклюзивному образованию, специалисты учебно-методического центра развития образования Карагандинской области.
Сначала мы переживали: как новеньких воспримут другие студенты? Оказалось, напрасно: дети быстро влились в коллектив, освоились в общежитии, стали активными участниками спортивных и культурно-массовых мероприятий. В учреждении даже появилось негласное правило, установленное учащимися. Первыми в столовую пропускают ребят из инклюзивных групп, вторыми — детей-сирот, а потом идут все остальные. Если заглянуть в историю училища, то нужно отметить, что здесь всегда было теплое отношение к особым детям. В 1976 году учреждение открылось специально для воспитанников детских домов.

Маленькие секреты мастера
Наталья Вшивцева, руководитель ОО «Шебер», горячо поддержала идею открытия новой специальности по декоративно-прикладному творчеству.
- Много лет занимаюсь с ремесленниками и понимаю, как важно обучать навыкам прикладного искусства подрастающее поколение, - объяснила она причину переезда своей мастерской в колледж. - Реальность такова, что после институтов и художественных училищ государство не получает профессионалов-прикладников, и дети в лучшем случае идут преподавать. Мы забыли, что в творчестве важно наставничество, в идеале мастер, находясь рядом с учеником, изо дня в день передает ему навыки и свои маленькие секреты.
В колледже в инклюзивной группе с каждым ребенком мы пытаемся нащупать то направление в декоративно-прикладном творчестве, которое ему нравится более других, и будем его усиленно развивать, чтобы через три года выпускник, покидая стены учреждения, смог самостоятельно заработать себе на хлеб, научившись создавать своими руками красивые вещи. А при желании - стать конкурентоспособным предпринимателем. В кризисные времена ремесло в руках не даст остаться без куска хлеба.
Наталья Вшивцева поделилась, что будущих ремесленников также обучат и менеджменту продаж: ребята должны знать, что больше пользуется спросом на рынке, как угодить покупателю.
Партнерские отношения с Союзом ремесленников Казахстана, Гильдией ювелиров Казахстана и ОО «Шебер» позволяют в течение года приглашать на занятия в колледж именитых мастеров, чтобы они делились своим искусством со студентами. Не так давно в колледже проходили мастер-классы по изготовлению большого войлочного ковра. Учащиеся узнали, как варить шерсть, какие красители использовать, как вырезать узоры. Полотно размером 2 на 3 метра общими усилиями под руководством мастера сделали за неделю.
На ура ребята, причем не только воспитанники группы ДПИ, но и других - сварщики, штукатуры, электрики - приняли уроки гончарного искусства, и в ближайшем будущем в колледже планируется открыть мастерскую по изготовлению керамики.

Договоры и партнеры
По мнению руководителя ОО «Центр помощи детям и инвалидам «Лучик надежды» Татьяны Кравченко, инициатива и желание педагогов учебного учреждения играют далеко не последнюю роль во внедрении инклюзивного образования. И примеру строительно-технологического колледжа должны последовать другие училища, которых в областном центре немало.
Но чтобы социальная реабилитация была полной, ребят нужно трудоустраивать. В советское время в коррекционных и вспомогательных школах-интернатах имелись мастерские, где воспитанников учили профессии, а затем трудоустраивали: с руководителями заводов, фабрик и учреждений заключались договоры о приеме на работу этой категории ребят. Выпускники трудились на предприятиях, в теплицах, парковых хозяйствах, швейных и трикотажных мастерских. Даже ментальные нарушения не были причиной для отказа ребенку в получении трудовых навыков. Они становились подсобными рабочими на складах, коридорными, санитарками, и администрация за них держалась, потому что к своим обязанностям они относились ответственно.
В век информационных технологий у инвалидов, испытывающих трудности в передвижении, есть возможность работать дома, за компьютером, желающие могут пройти краткосрочные курсы по разным направлениям и получить сертификаты. Также существует немало государственных программ по обучению лиц с ограниченными возможностями.
Сейчас к социальной реабилитации инвалидов необходимо привлекать бизнес-структуры, развивать партнерские отношения с работодателями всех уровней, не забывая про сельские районы, поделилась Т. Кравченко. Вопрос трудоустройства после получения профессионального и высшего образования в настоящее время очень актуален для всех студентов, а для ребят с ограниченными возможностями - в особенности. Настало время возвращаться к практике заключения договоров.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Второй фронт 05.05.2020

    По воспоминаниям врубмашиниста шахты № 1 Башира Нурмагамбетова, 22 июня в Караганде стоял ясный солнечный день: «Было три часа дня. Я, как обычно, вышел из шахты и пошел умываться. Вдруг страшная весть. Радио сообщило, что «фашистская Германия напала на нашу страну, на Советский Союз». Все замерли. Слушают радио, слышны вздохи и плач женщин. Беда пришла в каждый дом.

  • Из далеких встреч: Шаймардан Мезгильбаев 05.05.2020

    На фотографии - три знаковых человека, навсегда оставивших свои имена в летописи Каркаралинского района. Слева - Герой Советского Союза Мартбек Мамраев (1908-1989), рядом врач военных госпиталей Гулимжан Карсыбекова (1919-2008) и справа - воин и журналист Шаке Мезгильбаев (1924-1992).

  • Второй фронт 30.04.2020

    Во время Великой Отечественной войны Карагандинский бассейн выдал больше угля, чем за три с половиной предвоенных года. Это был непростой, но славный подвиг каждого шахтера. Но нередко горняки, особенно вновь прибывшие, из-за неустроенности покидали рабочее место.

  • Завтра была война… 23.04.2020

    С разбора полетов начался 1941 год. Предметом обсуждения стал доклад о состоянии треста «Карагандауголь». Для критики имелись веские основания.

  • Завтра была война… 21.04.2020

    Работа по изучению нового казахского алфавита и ликвидации безграмотности в 1941 году получила неудовлетворительную оценку. По информации обкома партии, в области насчитывалось всего 410 школ, восемь техникумов, четыре школ ФЗУ и рабфаков, один учительский институт.

  • Как Ащылыайрык стал Новой Узенкой 21.04.2020

    Согласно данным газеты «Акмолинские областные ведомости» от 4 марта 1909 года, официальная дата образования в Акмолинском уезде села Новая Узенка - 10 февраля 1909 года. Основали село переселенцы из Самарской губернии Новоузенского уезда Мало-Узенской волости. Первые из них прибыли сюда в 1907 году.

  • Завтра была война 18.04.2020

    В преддверии празднования 75-й годовщины Победы над фашизмом «ИК» начинает серию публикаций, посвященных истории нашего региона в это тяжелое время. Это рассказ о бессмертном подвиге людей, для которых тыл стал фронтом. Открывает цикл материал о Карагандинской области перед началом войны.

  • Всегда на посту 14.04.2020

    Первый начальник управления милиции был награжден... кавалерийской лошадью

Наша Караганда