10 января 2015 года 590

Сусанин в кармане

Автор: Сергей БУЯНОВ

Лучший способ испортить хорошее путешествие – это доверить маршрут Сусанину. Именно такую ошибку совершил я, отправившись перед Новым годом из Караганды в Омск. Проводником выбрал, казалось бы, надежный сервис Google Map. В результате, элементарная 12 часовая поездка превратилась в непредсказуемый и местами даже опасный вояж продолжительностью 20 часов.

 Новогодние каникулы выдались в этом году длинными. Чтобы скоротать их в хорошей компании, было решено отправиться к друзьям в Омск. Они, кстати, бывшие жители Астаны, по сей день регулярно посещающие столицу Казахстана на автомобиле. Так что и мы с супругой решили ехать своим ходом, тем более, что цены на билеты в поезд просто поражают своей дороговизной, а автомобильная поездка обходится в два раза дешевле.

 У друзей же и проконсультировались по поводу маршрута. Совет был прост и понятен: от Караганды до Кокшетау по отличной трассе 550 км, а оттуда до Омска еще 400 км по не такой хорошей, но вполне приемлемой дороге.

 Казалось бы, счастливого пути. Но! Тут-то в дело и вступил «Сусанин» в лице Google map. Для тех, кто не сталкивался с этой программой, поясню принцип ее действия: она запускается на электронном гаджете (смартфон или планшет), автоматически определяя ваше местоположение. Далее вы вводите название точки, куда держите путь (в моем случае Омск) и получаете проложенный электронным проводником маршрут. Предполагается, что он оптимальный по длине и продолжительности, так как программа выбирает самый короткий путь.

 На ту беду, незадолго до Нового года мне подарили планшет. Вот я и решил им воспользоваться при подготовке к путешествию. И Google map выдал мне свой вариант. По протяженности он составлял около 800 км. То есть, почти на 150 км короче того, что пролегает через Кокшетау.

 «Существенная экономия времени!» — подумал я. И решил довериться электронике, даже не посоветовавшись с кем-то из бывалых путешественников. Не сомневаюсь, они бы мне объяснили, что короче – не всегда быстрее. И были бы правы!

 Сразу скажу, что идея зимнего путешествия на автомобиле не вызвала восторгов у знакомых и родственников. Главной причиной сомнений была, конечно же, погода. Тут на помощь пришли синоптики. Согласно их прогнозу, на период с 30 декабря по 2 января приходилось окно с умеренными морозами и без осадков. А это очень важно, ведь в случае метели дороги просто-напросто закрываются, и есть шанс застрять где-нибудь на полпути.

 Решено! Так совпало, что 30 декабря я был в командировке в Осакаровке. Закончил свои дела к обеду, взял на борт супругу – и в путь с ветерком.

 И вот тут ждала первая неожиданность: «с ветерком» не получилось. Дело в том, что участок трассы от Осакаровки до Астаны переживает реконструкцию. И практически на всем ее протяжении стоят знаки, ограничивающие скорость движении 50 км в час. Так что эти 100 км пришлось преодолевать целых 2 часа.

 Кстати, недалеко от Осакаровки случилось странное событие, отбившее у меня желание превышать скорость во время всего дальнейшего путешествия. Признаюсь, на одном отрезке я ехал чуть быстрее ограничения, около 60 км/ч. Как вдруг на встречной полосе увидел машину дорожной полиции. Не успел я притормозить, как она подмигнула мне фарами.

 В груди похолодело, ведь нынешние штрафы – опустошительный удар по карману! Однако, машина дорожной полиции не остановилась, а поехала дальше.

 Я стал лихорадочно соображать, что бы это значило? Все водители в курсе, что если тебе подмигивает встречная машина, то это сигнал: «Осторожно, впереди инспектор!» Но если тебе подмигнул сам инспектор?

 Короче, пока я ломал голову над загадкой, экипаж дорожной полиции остался далеко позади. Еще какое-то время я ждал, что сейчас меня догонят-таки и накажут за превышение скорости. Но нет, ничего такого не случилось. Так что вскоре я выдохнул с облегчением, но больше скорость не превышал, так и ехал до Астаны 50 км/ч.

 Путешествовать за рулем я очень люблю, даже если за окном наш скромный степной пейзаж. Есть в дорогах какая-то манящая прелесть. Позади остаются километр за километром, а впереди ждут новые места, люди, впечатления. Есть в этом своя магия.

 Однако, условием для того, чтобы получать удовольствие от езды, является качество дорог.

 Конечно, гладким асфальтом мы не особо избалованы. Порой, и в городе встречаются улицы, словно пережившие бомбежку. Что уж говорить про сельские «тропы»! Именно поэтому я с благоговением ждал, когда же начнется знаменитый автобан Астана-Боровое. Обогнул столицу по объездной дороге, и вот она, ровная как стекло бетонка.

 Что интересно, денег с меня за проезд по этой дороге не взяли – ни когда я ехал туда, ни на обратном пути. Шлагбаум был открыт, и я спокойно выехал на дорогу. Хотя, заплатить мне было не жалко – трасса того стоит!

 Наслаждаться автобаном мне довелось всего 200 км. Потому что мой электронный «Сусанин» предписал свернуть направо возле поселка Макинск (направление на Аксу). Поскольку от Караганды эта точка в 420 км, получалось, что позади уже больше половины пути!

 Я и свернул.

 Честно говоря, после первых же километров о своем решении я пожалел. Дорога была ужасной, особенно по контрасту с автобаном, и очень скоро мне захотелось вернуться обратно и продолжить путь до Кокшетау по нормальному асфальту. Но все же, мысль о том, что подсказанный Google Map путь короче на целых 150 км, заставил меня двигаться дальше.

 Дорога местами становилась «даже и ничего», а местами превращалась просто в ужас. Особенно мне запомнился участок длинной километров 10 после поворота с надписью «Невское» на ржавом указателе. Скорость пришлось снизить до 20 км/ч, чтобы иметь возможность объезжать сидящие друг на друге «воронки».

 При этом, местность вокруг становилась все пустыннее. Транспорт, что попутный, что встречный, практически исчез. Населенные пункты становились все меньше. Кстати, хорошо, что я залил полный бак в Астане! В пути заправится было бы просто негде.

 Короче говоря, сомнения терзали меня все сильнее. При этом, электронный «Сусанин» уверенно говорил, что еду я верной дорогой. И все же, в какой-то момент я решил его перепроверить. В одном поселке я обратился к девушке с вопросом, верно ли еду в направлении Омска? После небольшого раздумья девушка кивнула головой и подтвердила, что дорога приведет меня куда надо.

 Ну что же. Не доверять современным технологиям и местным жителям у меня причин не было. Двинули дальше.

 Дорога стала чуть лучше, зато потихоньку стало темнеть. А это – еще один фактор, снижающий скорость передвижения, помимо качества асфальта. Нехитрые подсчеты сообщили мне, что надежда выиграть время за счет более короткого пути растаяла. Продолжи я путь на Кокшетау по автобану со скоростью 100 км/ч, я бы уже проехал больше, чем те 150 км, которые я «срезал», замедлив из-за «убитого» покрытия среднюю скорость своего передвижения до 50 км\ч.

 Тем временем, ощущение того, что я заехал в какую-то глухомань нарастало. Машин на дороге не было вообще, да и дорога скоро… исчезла! На подъезде в селу Ангал батыра электронный «Сусанин» приказал мне съехать в асфальта, ведущего прямо населенный пункт, и двинуть по проселку куда-то в бескрайнюю степь.

 «Не может быть, чтобы международная трасса на Омск была проселочной дорогой!» — подумал я. Но Google Map был неумолим – ехать нужно именно туда, в неизведанное. Что делать? Признаюсь, я растерялся.

 На то счастье (или беду?) сзади появился одинокий автомобиль. Вскоре я смог поговорить с местным жителем, который, насколько я понял, работает таксистом.

 К моему удивлению, он уверенно подтвердил, что еду я правильно. И мне действительно нужно свернуть на проселок! По его словам получалось, что километров через 30 я попаду в село Жаналык, еще через 50 — в Алкатерек. А там недалеко и до трассы, соединяющей Кокшетау с пограничным пунктом.

 Оснований не верить таксисту (который, надо думать, знает каждый уголок) у меня не было. Тем более, что Google Map вторил его словам. Я съехал с трассы и двинул по проселку.

 К этому моменту быстрая зимняя ночь уже погрузила степь в непроглядную тьму. Только фары разгоняли ее перед машиной. Возникло какое-то жутковатое чувство потерянности. Дважды перед капотом пробегали зайцы, что только добавляло ощущения, что я потерялся в снегах и в ночи.

 Сначала проселок оказался очень неплохо накатанный Через полчаса где-то в стороне промелькнули огни – видимо, Жаналык. И вот тут дорога стала заметно хуже. Очевидно, большинство транспорта заворачивало туда. Но глядя на маршрут электронного «Сусанина», я продолжал двигаться вперед. При этом беспокойно поглядывал на уровень бензина. Его оставалось еще километров на 300. В принципе, достаточно даже для того, чтобы вернуться до Макинска. Но все-таки, беспокойство нарастало.

 А дальше все было душераздирающе просто. Когда Google Map показал, что до долгожданного Алкатерека осталось совсем немного, тропа вдруг утонула в снегу. Общая колея разделилась на несколько мелких, но ни одна из них не внушала уверенности. Я остановился и вышел из машины. Прошел чуть вперед, попинал сугробы. Было видно, что по ним кто-то проехал, но на внедорожнике. Моя машинка, предназначенная для езды по асфальту, почти со стопроцентной вероятностью застряла бы тут намертво.

 Конечно, можно было бы рискнуть и попробовать пробиться через заносы. Но перспектива посадить автомобиль на брюхо ночью в степи, где ближайшее жилье в десятках километров, была слишком осязаемой.

 Выхода не оставалось – только возвращаться. Об этом я и сообщил супруге. В автомобиле повисла напряженная тишина. Оба мы испытывали сходное чувство разочарования. Ведь цель была уже совсем близко, а теперь предстояло мало того, что возвращаться до Макинска примерно 120 км, так ведь еще и потом нужно было ехать до Омска еще 520 км!

 Вот так срезали путь! Можно было, конечно, проклинать электронного «Сусанина», или даже таксиста, уверившего меня в наличии пути. Но в конечном счете я понимал, что виноват сам, так как по своей воле влез в авантюру, вместо того, чтобы ехать проверенным путем.

 Как ни странно, ситуацию смягчил тот же самый Google Map. Благодаря ему мы выяснили, что можно не возвращаться в Макинск, а доехать до села Андыкожа батыра, там повернуть направо и добраться до Зеленого Бора, что рядом с курортом Боровое. А оттуда уже ехать до трассы Кокшетау – Омск, выехав на нее возле Ильичевки.

 Так и поступили. К счастью, больше блуждать нигде не пришлось. Хотя, дорога до Ильичевки была ужасной, плюс темнота и снежная поземка, ограничивающая видимость. В итоге, ехать пришлось максимум 60 км/ч, так что до границы с Россией добирались шесть часов. При этом, общая протяженность маршрута от точки разворота до границы составила 350 км.

 Хоть на границы и не было большой очереди, но час там потерять пришлось. От нее до Омска еще чуть больше 100 км – это еще 2 часа с нашей черепашьей скоростью. Таким образом, общая протяженность маршрута с учетом блужданий составила 1000 км. Это на 50 км больше, чем если бы мы сразу поехали по рекомендованному опытными путешественниками пути Караганда – Кокшетау – Омск.

 Казалось бы, немного. Но из-за того, что почти половина пути пришлась на «убитые» сельские дороги, а также из-за темноты и снежной поземки, разогнаться в пути не удалось. Итог по времени – 20 часов за рулем. Моя шея готова была отвалиться от перенапряжения!

 Надо ли говорить, что на обратном пути мы обошлись без лишних приключений. От Омска до Кокшетау доехали за пять часов, с учетом часа, потерянного на границе. Трасса хоть и не ахти, но 100 км\ч позволяет ехать даже зимой. Ну, а от Кокшетау до Астаны дорогой можно наслаждаться – гладкое полотно, 110 км/ч. С учетом остановок – еще 3 часа. Часок на отдых в столице, два часа до Осакаровки с учетом ограничения 50 км/, и еще час оттуда до Караганды. Итого, весь маршрут 950 км был преодолен за 12 часов. На восемь часов быстрее, чем туда.

Как говориться, все хорошо, что хорошо кончается! В заключение хочу сказать большое спасибо своему надежному железному коню, который не подвел меня во время бешеной скачки по казахстанским степям. Иначе окончание рассказа могло оказаться совсем другим…

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Улытау - Улыдаг - Мизолимп 15.08.2017

    Ландшафты Улытау хранят память об исторических событиях, выдающихся личностях, для этого края свойственны черты сакральности, то есть характеристики, имеющие отношение к божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающемуся от обыденных вещей. 

  • Величие батыра 15.08.2017

    Памятник культовой архитектуры и истории ХІХ века, мавзолей Агыбай батыра - один из самых значимых на территории Карагандинского региона. Шесть лет назад он в очередной раз подвергся реставрации и обрел специальное помещение для паломников, которых сюда приезжает немало.

  • Между бронзой и железом 12.08.2017

    Скалистые мавзолеи, можно сказать, стоят на границе эпох в Казахстане. В их строении археологи усмотрели переход от поздней бронзы к железному веку. Для ученых подобные могильные сооружения - настоящий информационный тоннель в прошлое, а для коренных жителей мавзолеи - это островки сакральности. Несколько веков жители Сарыарки хоронили своих предков вблизи нынешнего поселка Бегазы в Актогайском районе.

  • Возвращение тайны 08.08.2017

    Каркаралинский краевед Ерлан Мустафин открыл новую страницу в истории мечети Кунанбая. После многолетних поисков ему удалось добраться до метрических книг, которые вел первый имам этой мечети Хасан ахун.

  • Город в городе будущего 27.07.2017

    (Окончание. Начало в № от 25 июля 2017 года)

  • Город в городе будущего 25.07.2017

    Скажу сразу: в очередной раз убедилась в том, что в Астану лучше отправиться на электричке, - столица благо близко, а в плацкартах нынче душно. Прибыв в город поздним вечером, на следующее утро я бодро отправилась покорять территорию «ЭКСПО-2017».

  • Туризм на родине 22.07.2017

    В своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Президент страны Н.А. Назарбаев отмечает, что патриотизм начинается с любви к своей земле, к малой родине и переходит в более широкое чувство - любовь к государству. Одним из основ общенационального патриотизма является программа «Туған жер».

  • В подарок - местный колорит 20.07.2017

    Погрузиться в быт и культуру казахского народа помогут туристам Каркаралинска в гостевом доме «Асан», что вскоре распахнет свои двери.

"Астана ЭКСПО-2017"