15 декабря 2015 года 1470

Институт государственности

Автор: Оксана МЯГКИХ
Наш собеседник – секретарь Карагандинского областного маслихата Нурлан ДУЛАТБЕКОВ.
 
- Нурлан Орынбасарович, расскажите, что явилось предпосылкой создания маслихатов? Ведь известно, что после обретения независимости страна уже имела свой институт местных представительных органов - местные Советы народных депутатов?
- Действительно, после обретения независимости у нас был представительный орган - Совет народных депутатов. Но в свете проводимых в стране масштабных политических реформ становилось понятно, что Совет не выполняет возложенные на него функции. Устаревшие подходы, которыми он руководствовался, не могли в полной мере соответствовать новой социально-экономической политике, проводимой в государстве. Принимая во внимание эти обстоятельства, Верховный Совет Республики Казахстан 9 декабpя 1993 года принял Закон "О досpочном пpекpащении полномочий местных Советов наpодных депутатов Республики Казахстан". 10 декабря этого же года Верховный Совет республики принял Закон РК «О местных представительных и исполнительных органах Республики Казахстан», который внёс существенные изменения не только в название, но и структуру местных госорганов. Представительные органы стали называться маслихатами, а местные исполнительные органы - местной администрацией во главе с акимом. Маслихаты и администрации объединились под общим названием «местные органы государственного управления».
Таким образом, произошла не просто смена названий местных представительных органов, но и коренным образом изменилась их суть. Поясню, в отличие от местных советов, которые формировались на всех уровнях территориального управления, маслихаты-собрания депутатов избирались только в областях, районах и городах областного и республиканского значения и в столице. В городских районах, поселках, аулах, сёлах, аульных (сельских) округах они не создавались.
7 марта 1994 года в Республике Казахстан состоялись выборы в местные представительные органы - маслихаты-собрания депутатов первого созыва (1994-1999 годы). Это были первые, по-настоящему конкурентные выборы в стране. В Карагандинской области было образовано 45 избирательных округов и избрано соответствующее количество депутатов. Первая сессия областного маслихата-собрания депутатов первого созыва состоялась 30 марта 1994 года. Секретарем был избран депутат Серик Карибаевич Агибаев, обладавший большим опытом работы и авторитетом среди населения области, особенно среди сельчан. Он сумел грамотно организовать работу представительного органа, скрупулезно вникал в суть каждого вопроса и детально анализировал проблемы, уделял должное внимание коллективной выработке единого мнения по их решению.
Состав депутатского корпуса был и остается достаточно широким и разнообразным. Среди них - бизнесмены, руководители крупных предприятий, работники транспорта и связи, сельского хозяйства, здравоохранения, науки, образования и культуры, профсоюзные деятели и др. Многие из них успешно реализовали себя в разных сферах жизни, внеся весомый вклад в экономику и социальную сферу Карагандинской области.
Тогда же были образованы пять постоянных и ревизионная комиссии, избраны их руководители. Пристальное внимание народные избранники уделили планированию работы депутатского корпуса. Учитывая общественно-политическую обстановку в области, были намечены конкретные вопросы, касающиеся решения проблем социально-экономического развития региона. Параллельно вырабатывалась методика рассмотрения и утверждения областного бюджета и контроля над увеличением доходной части и исполнения запланированных параметров, во главу угла ставя задачу по его социальной направленности. 
Особенность работы депутатов областного маслихата первого созыва заключалась в том, что их деятельность проходила в условиях начала строительства нового, молодого независимого государства - Республики Казахстан, реализации национальной программы разгосударствления и приватизации. В этот период в ходе переустройства экономики и социальной сферы возникало много трудностей и проблем, наблюдались сильный спад производства и рост инфляции. Среди определенной части населения возникали серьёзная тревога и волнения, выливавшиеся в протестные митинги и пикеты. Однако депутаты нового представительного органа не дрогнули и были на высоте, решая государственные задачи. Они проявили себя активными сторонниками Президента РК Нурсултана Абишевича Назарбаева и его курса, направленного на реформы и преобразования в стране.
На XVIII сессии областного маслихата 1997 года секретарем Карагандинского объединённого маслихата избран депутат Султан Капарович Досмагамбетов, 35-летний депутатский стаж которого оказал немалую услугу областному депутатскому корпусу в те нелёгкие времена. Как юрист, экономист и опытный руководитель он сумел блестяще организовать работу депутатского корпуса нового состава.
Второй созыв депутатов областного маслихата начал свою работу в октябре 1999 года. Выборы проходили на альтернативной основе. На 42 депутатских мандата претендовали 187 зарегистрированных кандидатов. Это в среднем четыре человека на одно место. За ходом избирательного процесса наблюдали 3,5 тысячи наблюдателей от кандидатов в депутаты, политических партий, общественных объединений. Секретарем областного маслихата был избран депутат Касымбек Медиевич Медиев. Человек большой работоспособности и гражданской активности. На тот период времени в представительных органах не работала система вертикального подчинения, но это не помешало ему повысить роль и авторитет областного маслихата. Анализ вопросов сессий и принятых по ним решений показывает, что областной депутатский корпус в своей деятельности взял курс на достижение конкретных результатов в проводимых реформах, в том числе на оживление и устойчивый рост экономики, улучшение социального положения населения Карагандинского региона, поиск новых форм и методов работы народных избранников. Повышенное внимание было уделено реформированию сельского хозяйства, поддержке и социальной защите сельчан. Активно занимались вопросами постприватизационного контроля. Тогда же депутатами был предложен ряд мер для формирования цивилизованного рынка коммунальных услуг, системы выплаты пенсий и пособий, оказания помощи ветеранам и инвалидам войны, поддержки развития образования, культуры, здравоохранения, дальнейшего совершенствования кадровой политики.
В тот переходный период тематика вопросов, рассматриваемых на заседаниях постоянных комиссий, отличалась разнообразием - «О состоянии и мерах по развитию малого предпринимательства в области», «О проекте индикативного плана социально-экономического развития области на 2002 год», «О ходе выполнения Указа Президента РК, имеющего силу Закона, «О порядке рассмотрения обращений граждан», «О проекте региональной комплексной программы «Здоровье народа» в Карагандинской области на 2001-2003 годы», «О проекте региональной программы функционирования и развития языков в Карагандинской области на 2001-2003 годы», «О проекте региональной молодёжной политики Республики Казахстан на 2001 год» и др.
Резюмируя ответ на ваш вопрос, хочу отметить, что на сегодняшний день областной маслихат - это полностью сформировавшийся политический институт. Институт государственности, который достойно выполняет свои функции и представляет интересы избравшего его народа.
- Каждый созыв - это совершенно разный спектр поднимаемых вопросов и проблем. Что вы можете сказать о результатах работы областного маслихата V созыва за 2015 год? В каких направлениях сегодня работают народные избранники? 
- О результатах работы V созыва говорить несколько преждевременно, но если подводить предварительные итоги, то можно сказать, что прошедший год, как и все предыдущие, - это время серьезных и вместе с тем необходимых для дальнейшего развития и становления государства перемен в общественно-политической жизни. Основное направление этих перемен было задано Главой государства Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым в Послании «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее», где было намечено перспективное движение вперед в условиях современного обострения мировых кризисных явлений. 
Как известно, основной формой деятельности областного маслихата являются сессии. В текущем году было проведено 8 сессий, в том числе 5 внеочередных. На них рассмотрено 85 вопросов. Перечислю основные: утверждение областного бюджета на 2015-2017 годы; исполнение областного бюджета за 2014 год. Кроме того, в течение года, в связи с текущими изменениями доходной и расходной частей бюджета, шесть раз рассматривались и вносились корректировки в областную казну, в том числе делалось это и по инициативе областного депутатского корпуса. Были рассмотрены такие важные вопросы социально-экономического развития региона, как: о состоянии и мерах усиления патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи Карагандинской области, реализация решения XXIII сессии областного маслихата 2014 года «О состоянии и перспективах развития жилищно-коммунального хозяйства Карагандинской области», проведение проверки финансовой деятельности ревизионной комиссии.
Пять постоянных комиссий областного маслихата осуществляли свою деятельность в соответствии с перспективными и текущими планами работы областного маслихата. В отчетном году они провели 23 заседания. На них рассмотрено более 100 вопросов, включая не только те, что впоследствии вносились на рассмотрение сессий областного маслихата, но и вопросы по профилю каждой из постоянных комиссий. В отчетном периоде депутаты областного маслихата продолжали работу с избирателями своих округов. Так, в соответствии с предоставленными депутатами отчетами, в 2015 году ими проведены 431 встреча с избирателями, 646 приёмов, в ходе которых принято более 2000 граждан. По вопросам, поставленным избирателями в ходе таких приёмов, в различные инстанции и ведомства народными избранниками направлено 1181 обращение. Они касаются в том числе повышения качества коммунального обслуживания, лекарственного обеспечения малоимущих слоев населения, организации льготного проезда на пассажирском транспорте отдельных категорий населения. По большинству из направленных обращений получены положительные ответы. 
Могу отдельно сказать и за себя. За время личных приемов я принял 29 граждан. Также мне поступило 18 обращений, восемь из которых пришли из общественной приемной партии «Нұр Отан». Как к депутату, к секретарю областного маслихата избиратели идут с проблемами, касающимися вопросов трудоустройства, улучшения жилищных условий, работы транспорта и жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, за прошедший год в аппарат областного маслихата поступило 699 обращений. Все они своевременно рассмотрены и по ним даны соответствующие ответы и разъяснения. 
Отдельно хочу сказать о том, что мы работаем над укреплением обратной связи со своими избирателями и пропагандируем работу представительного органа. В этом нам активно помогают местные и республиканские средства массовой информации. Только за этот год в республиканских и региональных СМИ было опубликовано порядка 150 статьей. В областных газетах «Индустриальная Караганда» и «Орталық Қазақстан» действуют специальные рубрики «Депутаты за работой» и «Облыстық мәслихат». На телеканале «Қазақстан Қарағанды» с участием депутатов областного маслихата проходят программы «Ғибрат», «Наша с тобой биография». 
- Нурлан Орынбасарович, на ваш взгляд, какова сегодня степень взаимной согласованности деятельности местной представительной и исполнительной власти Карагандинской области?
- Чтобы ответить на этот вопрос, напомню, что в своей повседневной работе органы представительной и исполнительной власти ориентируются в первую очередь на Закон "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан". Он четко указывает - «местное государственное управление - это деятельность, осуществляемая местными представительными и исполнительными органами в целях проведения государственной политики на соответствующей территории». Исходя из этого, и местные представительные, и исполнительные органы даже при наличии каких-либо разногласий по тем или иным вопросам должны всегда находить консенсус и принимать решения, соответствующие проводимой государственной политике. Ярким примером подобного взаимодействия может служить обстоятельный и предметный разговор, состоявшийся во время отчёта о проделанной работе акима Карагандинской области Нурмухамбета Канапиевича Абдибекова на 37-й сессии областного маслихата в сентябре текущего года. Об этом, кстати, писали и в вашей газете…
-  Спасибо за беседу!
 
Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Умение строить планы 14.11.2019

    В органах исполнительной власти региона будет внедряться пилотный проект по реализации стратегического управления персоналом. Его основной целью является забота о долгосрочной жизнестойкости ведомств, повышении эффективности их работы, а также достижении целевых индикаторов, предусмотренных или программами развития.

  • Ориентир на равенство 09.11.2019

    Политика в сфере предоставления равных возможностей и прав - достаточно широкий и актуальный вопрос.

  • Они же не резиновые 07.11.2019

    На заседании координационного совета в областной прокуратуре на повестку дня был вынесен вопрос соблюдения миграционного законодательства при пребывании трудовых мигрантов. По поручению Президента в нашей стране до конца года должны отменить обязательную регистрацию иностранцев - для этого достаточно прохождения пограничного контроля.

  • Закон Степи 05.11.2019

    Президент РК Касым-Жомарт Токаев недавно поручил ужесточить наказание за скотокрадство. И это не случайно, ведь сегодня оно - ключевая проблема, сдерживающая развитие животноводства в стране. Новые фермеры не идут в эту отрасль, потому что нет никаких гарантий, что однажды они в момент не лишатся всего своего имущества.

  • Открывшиеся обстоятельства 02.11.2019

    В областном специализированном межрайонном суде по уголовным делам возобновлено слушание по факту убийства егеря «Охотзоопрома» Ерлана Нургалиева и покушения на его коллегу Петра Ницыка. Подсудимые, обвиняемые также в браконьерстве, явились на процесс не в полном составе.

  • Антикоррупционный стандарт 02.11.2019

    Общеизвестно, что коррупция негативно сказывается на социально-экономическом развитии страны, строительстве рыночной экономики, снижает инвестиционную привлекательность и представляет будущую угрозу развитию страны в целом.

  • Исключая риски 02.11.2019

    Антикоррупционное воспитание и образование являются одним из ключевых направлений работы организаций образования Карагандинской области.

  • Очередникам обещают жилье 31.10.2019

    Рост доходов населения и повышение качества жизни станут главными индикаторами программы развития территорий Карагандинской области. Об этом глава региона Женис Касымбек сказал вчера на совместном заседании депутатской фракции партии «Nur Otan» в облмаслихате и комиссии партийного контроля. 

Наша Караганда